Спортивная физеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 12:16, реферат

Краткое описание

Спортивная физиология изучает физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам и резервные возможности организма, функциональные изменения и состояния организма при спортивной деятельности, физическую работоспособность спортсмена и физиологические основы утомления и восстановления в спорте.

Вложенные файлы: 1 файл

553949_4317E_sportivnaya_fiziologiya.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

 

Дыхательный коэффициент (ДК) - соотношение выделенного при дыхании углекислого газа к поглощенному кислороду.

Величина дыхательного коэффициента определяется составом веществ, окисляемых в организме. Наиболее низок он при окислении белков и достигает единицы при окислении углеводов. При смешанном питании колеблется, как правило, в пределах от 0,75 до 0,95.

 

Артериовенозная разность крови по кислороду (АВР О2) - разность в содержании кислорода в артериальной и венозной крови в мл  О2, в 100 мл крови.

В состоянии покоя АВР О2 равна 4-6 мл О2/100 мл крови, у детей АВР О2/100 мл крови несколько ниже, чем у взрослых примерно на 1-1,5 О2 /100 мл крови (А.З. Колчинская, 1973).

При интенсивной мышечной работе в результате более интенсивного поглощения кислорода тканями и падения его содержания в венозной крови, а также увеличения кислородной емкости крови этот показатель может увеличиваться до 14-16 мл О2 /100 мл крови и более, у детей до 8-10 мл О2 /100 мл крови.

 

Кислородная емкость крови (КЕК) - количество (объем) кислорода, которое может связать 100 мл крови.

Кислородная емкость крови в основном зависит от содержания гемоглобина в крови и равна в покое у мужчин в среднем 19-20 мл О2,/100 мл, у женщин - 17-19 мл/100 мл крови. Данные о содержании гемоглобина и количестве эритроцитов в различные возрастные периоды позволяют говорить о том, что КЕК в период полового созревания достигает только нижних границ нормы взрослых людей (В.С. Мищенко, 1969; А.З. Колчинская, 1973).

При интенсивной физической работе КЕК может возрастать до 21-22 мл/100 мл крови и более.

Словарь терминов

 

Адаптация

процесс приспособления организма к меняющимся условиям среды.

Адаптированность

способность выполнять физическую работу с меньшими энергетическими затратами организма.

Адекватный раздражитель (приравненный)

раздражитель, запускающий специфические для каждого анализатора физико-химические процессы рецепторной зоны, которые преобразуют соответствующий вид энергии внешнего воздействия в паттерны (рисунки) электрической активности. Адекватным раздражителем для фоторецепторов является свет, для мышц – нервный импульс.

Афферентные нейроны 

(чувствительные или центростремительные) передают информацию от рецепторов  в ЦНС.

Афферентация

поток нервных импульсов, поступающих от экстеро- и интерорецепторов в структуры центральной нервной системы.

Артериальное давление

давление крови на стенки артерий, изменяется в зависимости от цикла сокращения сердца. Оно зависит от силы сокращения сердца, притока крови в артериальную систему, состояния стенок сосудов, вязкости крови  и многих других факторов. Различают артериальное давление систолическое (максимальное), диастолическое (минимальное) и пульсовое. 

Боевая готовность

наилучший психологический настрой и функциональная подготовленность  организма к работе, обеспечивающий оптимальный уровень физиологических сдвигов, превышение концентрации норадреналина над адреналином, оптимальное усиление ЧСС и глубины дыхания, укорочение времени двигательных реакций.

«Большое сердце»

увеличение объема сердца при спортивной деятельности, способствующее увеличению сердечного выброса и замедлению ЧСС в покое.

Быстрота

это способность совершать движения в максимальный для данных условий отрезок времени.

Брадикардия  спортивная

урежение сердечных сокращений.

Велоэргометр

техническое устройство для тренировки или тестирования  людей, занимающихся физической культурой и спортом.

Возбуждение

реакция некоторых тканей организма (нервной, мышечной) на раздражение путем изменения физико-химических свойств мембраны и цитоплазмы клеток. В широком смысле – изменение параметров организма в ответ на раздражение в сторону увеличения двигательной активности, учащения сердечных сокращений и т.д.; усиление психической и двигательной активности.

Вегетативная нервная система

часть нервной системы, иннервирующая и регулирующая деятельность внутренних органов, кожу, гладкую мускулатуру, железы внутренней секреции, мозг. В ней различают парасимпатическую и симпатическую нервную систему. Эти отделы имеют различия в структуре, в медиаторах (симпатическая  - адреналин, парасимпатическая – холиноподобные вещества), в некоторых функциях  выступают в качестве антагонистов. Функцией парасимпатического отдела считают обеспечение процессов, стабилизирующих внутреннюю среду организма (тонические реакции). При изменениях условий функционирования включается симпатический отдел (физические реакции).

Вентиляция легких

процесс обновления газового состава альвеолярного воздуха, обеспечивающий поступление кислорода и выделение избыточного углекислого газа из организма. Интенсивность вентиляции легких (ВЛ) определяется величиной вдоха и частотой дыхательных движений. Наиболее информативным показателем ВЛ  служит минутный объем воздуха, оцениваемый по объему выдыхаемого за определенный отрезок времени воздуха.

Восстановление

процесс, происходящий в организме человека после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических функций к исходному состоянию.

Врабатываемость

свойство отдельных функциональных систем и организма в целом повышать уровни функционирования в начале работы в соответствии с ее характером и интенсивностью.

Врабатывание

постепенный переход физиологических функций в начале работы на новый функциональный уровень, необходимый для успешного выполнения заданных рабочих действий.

«Второе дыхание»

состояние, наступающее после острого утомления, проявившегося в начальном периоде интенсивной мышечной работы и характеризующееся улучшением самочувствия и повышением работоспособности.

Выносливость

способность человека длительно выполнять  специализированную работу в заданном режиме без снижения эффективности ее работы.

Гарвардский степ-тест (ГСТ)

двигательный тест для определения адаптации организма к субмаксимальной нагрузке.

Гемоглобин

«дыхательный шарик» крови, содержащийся в эритроцитах. Г. способен связывать кислород и углекислый газ, обеспечивает внутреннюю  фазу дыхания – газообмен. Г. присоединивший кислород – оксигемоглобин, окрашивает артериальную кровь в алый цвет. Г. с углекислым газом – восстановленный гемоглобин (карбогемоглобин), окрашивает венозную кровь в темно-красный цвет.

Гетерохронность восстановления

обеспечивает неодновременное протекание  различных восстановительных процессов, обеспечивает оптимальную деятельность целостного организма.  

Гипертонический тип реакции

сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку характеризуется значительным увеличением ЧСС и АДС. АДД может повыситься. Время восстановления замедлено.

Гипотонический (астенический) тип реакции

сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку отличается выраженной тахикардией при крайне незначительном повышении АДС и замедленным восстановлением.

Гипертрофия спортивная

увеличение размеров органа, связанное с ростом его специфической ткани, что, как правило, сопровождается повышением функциональных возможностей организма.

Гибкость

способность совершать движения в суставах с большой амплитудой.

Гипоксия

пониженное содержание кислорода в тканях или крови (гипоксемия).

Гипотония спортивная

снижение артериального давления в покое.

Гликонеогенез

процесс синтеза глюкозы из лактата, других промежуточных продуктов – пировата, глицерина, безазотного остатка аминокислот.

Гомеостаз

(греч.haima – относящийся к крови + stasis – застой)- сложная система приспособительных механизмов, обеспечивающая текучесть крови в сосудах и свертывание ее при нарушении их целостности.

Гуморальная регуляция

регуляция жизнедеятельности органов и систем, осуществляемая биологически активными веществами, растворенными в жидких средах организма.

Гормон

биологически активное вещество, выделяемое в кровь железами внутренней секреции.

Долговременная адаптация

к физическим нагрузкам образуется постепенно на фоне многократной реализации срочной адаптации. В результате адаптированный организм может выполнить недостижимую ранее интенсивную физическую нагрузку. 

Диастолическое артериальное давление (ДАД)

давление в крупных артериальных сосудах во время диастолы сердца. Величина ДАД зависит от состояния тонуса стенок артериальных сосудов, определяющих общее периферическое сопротивление сосудов, и мало зависит от изменений ударного объема крови (УОК).

Дистонический тип реакции

сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку сопровождается «феноменом бесконечного тона» (снижение АДД до нуля), значительным увеличением АДС.

Доминанта

господствующий очаг возбуждения в ЦНС, определяющий текущую деятельность организма (А.А.Ухтомский, 1923). 

Кислородный долг

разность между потребностью кислорода и его потреблением составляет энергию, получаемую в результате анаэробного распада.

Лабильность

скорость протекания процесса возбуждения в нервной и мышечной ткани. 

Ловкость

способность создавать новые двигательные акты и  двигательные навыки, быстро переключаться с одного движения на другое при изменении ситуации. 

Максимальное потребление кислорода (МПК)

показатель мышечной деятельности организма в аэробных (кислородных) условиях, т. е. максимальное количество кислорода, которое может быть доставлено ткани за одну минуту при интенсивной работе.

Минутный объем крови (МОК, минутный объем сердца, сердечный выброс)

количество крови, перекачиваемое сердцем за минуту, Является основным показателем мощности совершаемой сердцем работы. Вычисляется как произведение ударного объема крови (УОК) на частоту сердечных сокращений (ЧСС). При физических нагрузках одновременно растут ЧСС и УОК (в некоторых случаях может отмечаться достаточно независимые изменения этих показателей), что ведет к значительному возрастанию МОК.

Минутный объем легких (МОЛ)

объем воздуха, проходящий через легкие в течение 1 минуты. Рассчитывается умножением  частоты дыхательных движений  (ЧДД) на дыхательный объем (ДО). У мужчин МОЛ равен в среднем 7000 мл, у женщин – 6000 мл, при нагрузке увеличивается в 3 – 5 раз.

Метаболиты

вещества, образующиеся в организме в результате различных биохимических реакций в процессе обмена веществ.

«Мертвая точка»

наступает в результате дискоординации вегетативных и двигательных функций, нарастает кислородный долг, содержание лактата в крови, наблюдается нарушение сердечного ритма, уменьшается ЖЕЛ, падает работоспособность. 

Номограмма

график геометрических величин, применяемый при различных расчетах.

Нормотонический тип реакции

сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку характеризуется адекватным увеличением ЧСС и пульсового давления и оптимальным временем восстановления.

Нервный центр

совокупность нервных клеток, необходимых для осуществления какой-либо функции.

Обмен веществ (метаболизм) (от греч. metabole – изменение, превращение)

совокупность химических и физических превращений, происходящих в организме и обеспечивающих его жизнедеятельность во взаимосвязи с внешней средой. Состоит из процессов ассимиляции и диссимиляции.

Обратная связь (биофидбек)

воздействие результатов функционирования какой-либо системы на дальнейший характер деятельности этой системы.

Отрицательная обратная связь

выходной сигнал уменьшает входной, активация какой-либо функции подавляет механизмы регуляции, усиливающие эту функцию. Является основой гомеостатического регулирования.

Оптимум

минимальная физиологическая стоимость проявлений жизнедеятельности. Оптимальное физиологическое состояние возникает, когда функциональное состояние  организма позволяет обеспечить необходимое качество деятельности (жизнедеятельности) с достаточным функциональным резервом регуляторных и исполнительных систем  организма без ущерба для организма.

ПАНО

порог анаэробного обмена.

Поза

закрепление частей тела в определенном положении, обеспечивая поддержание заданного  угла или необходимого напряжения мышц.

Предстартовая апатия

недостаточный уровень возбудимости ЦНС, невысокие изменения в состоянии скелетных мышц и вегетативных функций, подавленность и неуверенность в своих силах.

Предстартовая лихорадка

повышенная возбудимость мозга, нарушение  межмышечной  координации, излишние энерготраты, избыточные кардиореспираторные реакции.

Пульс

толчкообразные колебания стенок кровеносных сосудов, сердца и прилегающих к ним тканей, вызываемые сокращением сердца. Различают артериальный, венозный и сердечный толчок Обычно пульс определяется кончиками пальцев руки (пальпаторно) на запястье человека (лучевая артерия). Оцениваюся: частота, ритм, накопление, напряженность, высота. Ритм и частота пульса в широком смысле слова аналогичны ритму и частоте сердечных сокращений.

Пульсовое артериальное давление  (ПАД)

является разницей между систолическим артериальным давлением (САД) и диастолическим артериальным давлением (ДАД) и зависит от величины систолического выброса – ударного объема крови (УОК). При физических нагрузках величина ПАД обычно возрастает, так как САД увеличивается в большей степени, чем ДАД. Величина ПАД должна возрастать до определенного предела вместе с нагрузкой. У здорового человека ПАД равняется 40 – 55 мм рт.ст.

Перетренирован-ность

это патологическое состояние организма спортсмена, вызванное прогрессирующим развитием переутомления вследствие недостаточного отдыха между тренировочными нагрузками.

Разминка

комплекс общих и специальных упражнений, выполняемых перед тренировкой и способствующих ускорению процесса врабатывания, повышению работоспособности.

Реабилитация (от лат. reabilitatio – восстановление)

лечебно-восстановительные мероприятия. Медицинская реабилитация – комплекс мероприятий по восстановлению утраченных или ослабленных функций организма в результате повреждений, заболеваний или функциональных расстройств; спортивная реабилитация – восстановление организма после тренировочных (соревновательных) нагрузок (перегрузок).

Резистентность

устойчивость организма к воздействию различных повреждающих факторов среды, реализуемая на основе общебиологического принципа гомеостаза.

Рецепторы

конечные специализированные образования, которые предназначены для восприятия энергии раздражителя и трансформации ее в специфическую активность нервной клетки.

Рефлекс

ответная реакция организма на внешнее раздражение, осуществляемая с участием нервной системы. Все рефлексы на условные и безусловные, которые в свою очередь различаются по характеру афферентных сигнальных раздражителей, по локализации реагирующих (эфферентных) систем, по локализации центрального управляющего звена и т.д. Р. Реализуется с помощью «рефлекторной дуги»: рецептор, афферентная и эфферентная части; дуга замыкается системой обратной связи. Упрощенные представления о рефлекторной дуге (И.П.Павлов и его школа) «эволюционировали» в функциональную систему (П.К.Анохина).

Рефлекс безусловный

– реакция организма на адекватное раздражение рецепторов (не требующая для возникновения и проявления особых условий – безусловная).

Рефлекс условный

временная связь, вырабатываемая путем сочетания условного и безусловного раздражителей. У.р. осуществляется высшими отделами мозга и основывается на временных связях, образующихся между определенными нервными структурами в индивидуальном  опыте животного и человека. 

Сила мышечная

способность человека преодолевать  внешнее сопротивление с помощью мышечных усилий.

Стадия физиологического напряжения 

наблюдается в динамике адаптационных изменений у спортсменов и характеризуется преобладанием процессов возбуждения в коре головного мозга, возрастанием функции коры надпочечников, увеличением значений вегетативных систем. Основная нагрузка в этой стадии ложится на регуляторные механизмы.

Стадия адаптированности

тождественна  состоянию  тренированности. Физиологическую основу  стадии составляет вновь установившийся уровень функционирования органов и систем. Функциональные сдвиги находятся в рамках физиологических колебаний. Работоспособность спортсмена повышается. 

Стадия дизадаптации

развивается в результате перенапряжения адаптационных механизмов. Имеет место снижение функциональной устойчивости организма.

Стадия реадаптации

возникает после длительных перерывов  в систематических тренировках и характеризуется  приобретением исходных свойств и качеств организма. Происходит снижение уровня тренированности.

Стресс (англ. stress)

состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Стресс – это общая неспецифическая нейрогормональная реакция организма на любое предъявляемое ему требование. При любом воздействии различных экстремальных факторов, как физических (жара, холод, травма и др.), так и психических (конфликт, радость, опасность и др.), в организме возникают однотипные биохимические изменения, направленные на преодоление действия этих факторов путем адаптации организма к предъявляемым требованиям.

Срочная адаптация

к физическим нагрузкам  проявляется выраженной реакций организма  в виде активизации множества физиологических функций.  Цена адаптации может быть чрезвычайно высокая.

Ступенчатый тип реакции

сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку характеризуется повышением АДС в восстановительном периоде.

Суперкомпенса-ция

восстановление энергетики и работоспособности, превышающие исходные значения.

Тест

неспецифическое упражнение, выполнение которого тесно связано с основным упражнением или двигательным навыком.

Тетанус

длительное сокращение мышцы, возникающее в ответ на ритмическое раздражение. Различают два вида тетануса: гладкий и зубчатый.

Тонус

постоянное незначительное напряжение мышц, не сопровождающееся признаком утомления.

Тренировка

совокупность упражнений, направленных на выработку защитно-приспособительных реакций организма, его адаптацию к условиям тренировки.

Тренированность

способность человека адаптироваться к условиям тренировки,  повышая  уровень функционального состояния. 

Утомление

сложный психофизиологический процесс временного снижения работоспособности, вызванный расстройством координационной функции ЦНС в результате работы. 

Функциональная система

наследственно-закрепленная, регулируемая система органов и тканей (кровообращения, дыхания, пищеварения и т. д.), которые функционируют в организме во взаимодействии друг с другом. Функциональная система организма формируется в процессе жизнедеятельности с учетом интегральных нейрогуморальных механизмов регуляции.

Функциональное состояние

интегральный комплекс качеств и свойств организма, которые прямо или косвенно определяют деятельность человека; системный ответ организма, обеспечивающий адекватность требованиям его деятельности или неадекватность (когда организм работает на высоком уровне функционального напряжения).

Цена адаптации (физиологическая)

проявляется: в прямом изнашивании функциональной системы, на которую при адаптации падает главная нагрузка и в явлениях отрицательной перекрестной адаптации, т.е. в нарушениях у адаптированных людей к определенной физической нагрузке других функциональных систем и адаптационных реакций.

Эмоции (чувства)

своеобразные переживания человека в своих отношениях к чему-нибудь или кому-нибудь.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применяемые обозначения и сокращения

 

АВР О2  - артериовенозная разность крови по кислороду

АД – артериальное давление, мм рт.ст.

АДД – артериальное диастолическое давление

АДС – артериальное систолическое давление

АДФ – аденозиндифосфорная кислота

АТФ – аденозинтрифосфорная кислота

ВНД – высшая нервная деятельность

ВДР – время двигательной реакции

ДА – двигательная активность

ДЕ – двигательные единицы

ДД – диастолическое давление

ДК – дыхательный коэффициент

ДО – дыхательный объем

ЖЕЛ – жизненная емкость легких

КВП – коэффициент восстановления пульса

КЕК – кислородная емкость крови

КД – кислородный долг

КрФ – креатинфосфат

ЛВ – легочная вентиляция

ЛП – латентный период

МОД – минутный объем дыхания, л∙мин

МОК – минутный объем крови

МПК – максимальное потребление кислорода

ПАНО – порог анаэробного обмена

ПД – пульсовое давление

ПО – потребление кислорода

РДО – реакция на движущийся объект

СД – систолическое давление

СО – систолический объем

СОК – систолический объем крови

ССС – сердечно-сосудистая система

ЧД – частота дыхания

ЧСС – частота сердечных сокращений

ЦНС – центральная неравная система

ЭКГ – электрокардиография

 

              

 

 

 

 

 

 

Ответы на тестовые задания по спортивной физиологии

 

 Глава 1. Особенности адаптации к физическим нагрузкам

 

1.4; 2.2; 3.3; 4.3; 5.2; 6.1; 7.2; 8.1; 9.2.

 

             Глава 2. Критерии классификации физических упражнений

 

1.4; 2.4; 3.4; 4.1; 5.1; 6.2; 7.1; 8.2; 9.3; 10.4; 11.2; 12.2; 13.3; 14.2; 15.1; 16.1; 17.3; 18.4; 19.4; 20.1.

 

Глава 3. Предстартовые состояния и их формы

 

1.3; 2.3; 3.1; 4.2; 5.1; 6.2; 7.2; 8.1; 9.2; 10.1; 11.2,1,3.

 

Глава 4. Формы проявления, физиологические механизмы и функциональные резервы развития силы

 

1.3; 2.1; 3.1; 4.4; 5.4.

 

Формы проявления, физиологические механизмы и функциональные резервы развития быстроты

 

1.2; 2.1; 3.1; 4.1; 5.1; 6.1; 7.4.

 

Формы проявления, физиологические механизмы и функциональные резервы развития выносливости

 

1.3; 2.2; 3.3; 4.3; 5.3; 6.2; 7.3.

 

Понятие о ловкости и гибкости: физиологические механизмы и закономерности их развития

 

1.3; 2.1; 3.2; 4.1; 5.2; 6.2; 7.3.

 

Глава 5. Физическая работоспособность спортсменов

и ее тестирование

 

1.3; 2.3; 3.1; 4.2,3; 5.1; 6.2; 7.1; 8.1; 9.2; 10.3.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Аверьянов В. С. Физиологическое нормирование в трудовой деятельности. – Л., 1988. – 223 с.
  2. Агаджанян Н. А., Баевский Р. М., Берсенева А. П. Проблемы адаптации и учение о здоровье: Учеб. пособие. – М.: РУДН. 2006. – 284 с.
  3. Агаджанян Н. А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 312 с.
  4. Амосов Н. М., Бендет Я. А. Физическая активность и сердце. – Киев: Здоровье, 1989. – 318 с.
  5. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М.: Медицина, 1975. – 182 с.
  6. Аулик И. В. Как определить тренированность спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 215 с.
  7. Аулик И. В. Определение физической работоспособности в клинике и в спорте. – М.: Медицина, 1979. – 280 с.
  8. Белоцерковский З. Б. Эргометрические и кардиологические критерии физической работоспособности у спортсменов. – М.: Советский спорт, 2005. – 312 с.
  9. Вайнбум Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников. М.: Просвещение, 1991. – 190 с.
  10. Верхошанский Ю. В. Влияние силовых нагрузок на организм в процессе его возрастного развития. – М., 1989. – 235 с.
  11. Гамбурцев В. А. Гониометрия человеческого тела. – М.: Медицина, 1977. – 230 с.
  12. Готовцев П. И., Дубровский В. И. Самоконтроль при занятиях физической культурой. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 175 с.
  13. Готовцев П. И., Дубровский В. И. спортсменам о восстановлении. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 152 с.
  14. Дубровский В. И. Спортивная медицина. – М.: Владос, 1998. – 408 с.
  15. Дубровский В. И. Спортивная физиология. – М.: Владос, 2005. – 605 с.
  16. Ермолаев Ю. А. Возрастная физиология. – М.: Высшая школа, 1995. – 462 с.
  17. Карпман В. И., Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. Тестирование  в спортивной медицине. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 408 с.
  18. Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2004. – 185 с.
  19. Мак-Комас А. Дж. Скелетные мышцы. – Киев: Олимпийская литература, 2001. – 720 с.
  20. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. – Киев: Олимпийская литература, 1999. – 540 с.
  21. Монах Р., Глессон М., Гринхафф П. Биохимия мышечной деятельности и физической тренировки. – Киев: Олимпийская литература, 2001. – 480 с
  22. Орлов Р. С., Ноздрачев А. Д. Нормальная физиология. – М.: ГЭОРАТ-Медиа, 2005. – 296 с.
  23. Паффенбаргер Р. С., Ольсен Э. Здоровый образ жизни. – Киев: Олимпийская литература, 1999. – 529 с.
  24. Прокофьева В.Н. Рабочая тетрадь для лабораторных занятий по физиологии физического воспитания и спорта: учебно-методическое пособие для  вузов / В.Н.Прокофьева. - М.: Советский спорт, 2005. -     164 с.
  25. Сердюков О. Э. Практикум по физиологии физического воспитания и спорта. – Белгород, 1998. – 55 с.
  26. Смирнов В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. – М.: 2000. – 380 с.
  27. Смирнов В. М., Дубровский В. И. Физиология физического воспитания и спорта. – М.: Владос, 2002. – 480 с.
  28. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2006. – 320 с.
  29. Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная.- М.: Тера-спорт, Олимпия Пресс, 2005.- 528 с.
  30. Спортивная физиология. / Под ред. Я. М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 240 с.
  31. Теория и методика физической культуры. / Под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. – 2 изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 463 с.
  32. Тхоревский В.И. Физиология. Примерная программа дисциплины по направлению подготовки 521900 Физическая культура, специальности 022300 «Физическая культура и спорт», - М,. РИОРГУФК, 2003.- 46 с.
  33. Уилмор Дж. Х., Костилл Д. Л. Физиология спорта и двигательной активности. / Пер. с англ. Киев: Олимпийская литература, 1997. – 628 с.
  34. Физиология человека. / Под ред. Н. В. Зимкина. – М.: Физкультура и спорт, 1975. – 380 с.
  35. Физиология человека. / Под общ. ред. В. И. Тхоревского. – М.: Физкультура, образование, наука, 2001. – 492 с.
  36. Физиология человека: В 3 т. / Пер. с англ. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М., 1996. – 280 с.
  37. Физическая культура студента. / Под ред. В. И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2005. – 447 с.
  38. Физиологическое тестирование спортсмена высшего класса. / Под ред.              Дж. Дункана, Мак-Дугала, Горварда Э. Уэнгера, Горварда Дж. Грана. – Киев: Олимпийская литература, 1998. - 350с.
  39. Фомин Н. А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 385 с.
  40. Фомин Н. А. Физиология человека. – М.: Просвещение, 1995. – 320 с.
  41. Хедман Р. Спортивная физиология. – М., 1980. – 360 с.
  42. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: «Академия», 2002. – 479 с.

 

                                          Содержание

 

 

Глава 1. Частная спортивная физиология

         1.1. Критерии классификации физических упражнений………………..13

         1.2. Физиологическая характеристика спортивных поз и

стандартных нагрузок……………………………………………………15

      1.3. Физиологическая характеристика стандартных

циклических и  ациклических движений………….………………….17

1.4. Физиологическая характеристика нестандартных движений…….20

Глава 2. Физиологическая характеристика состояний организма

 при спортивной деятельности

   2.1. Роль эмоций при спортивной деятельности и

механизмы их  проявления……………………………………...22

   2.2. Предстартовые состояния и их формы……………………………..24

   2.3. Разминка, врабатывание, «мертвая точка» и «второе дыхание»….26

2.4. Физиологические основы утомления спортсменов ……………….28

2.5. Физиологическая характеристика восстановительных процессов..30

Глава 3.Физиологические механизмы и закономерности развития

физических качеств

3.1. Формы проявления, физиологические механизмы и

функциональные резервы силы................................................................36

3.2. Формы проявления, физиологические механизмы и

функциональные резервы быстроты…………………………………….38

3.3. Формы проявления, физиологические механизмы и

функциональные резервы развития выносливости…………………….41

3.4.Понятие о ловкости и гибкости: физиологические

механизмы     закономерности их развития…………

Глава 4. Физическая работоспособность спортсменов и ее тестирование  4. 1. Методы тестирования  физической работоспособности

 

 

 

Лабораторная работа № 1.Исследование физиологических сдвигов при

работе максимальной  мощности………………...….63

Лабораторная работа № 2. Исследование физиологических сдвигов при

работе субмаксимальной мощности………………...66

Лабораторная работа № 3. Физиологический анализ разминки……………...72

Лабораторная работа № 4. Влияние активного отдыха на восстановление      работоспособности……………………………….…...76

Лабораторная работа № 5. Исследование силовых способностей человека...79

Лабораторная работа №6. Определение физической работоспособности

при помощи теста PWC170…………………………....87

Лабораторная работа № 7. Определение физической работоспособности по             Гарвардскому степ-тесту и оценка его результатов..98

Лабораторная работа № 8. Определение максимального потребления       кислорода (МПК)……………………………………103

 

Тестовые задания по физиологии физического воспитания и спорта……… …………………………………………………………………...113

Темы рефератов………………………………………………………….124

Вопросы для самостоятельной подготовки к экзамену……………….125

Примерный перечень вопросов к экзаменам по спортивной физиологии……………………………………………………………………….127

Должные величины некоторых физиологических показателей  организма при  выполнении физических нагрузок и в покое……………….131

Словарь терминов………………………………………………………..135

Применяемые обозначения и сокращения……………………………..142

Ответы на тестовые задания по спортивной физиологии…………….143

Список используемой литературы……………………………………...144

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий видеофильма №1

 

Преподаватель: знакомит студентов с темой лабораторной работы, целью работы, объектом исследования и оборудованием.

 

Лабораторная работа № 1

 

Тема. Исследование физиологических сдвигов при  динамической циклической работе максимальной мощности.

Цель: изучить вегетативные реакции организма человека на физическую нагрузку максимальной интенсивности. 

Объект исследования: человек.

Преподаватель: В нашей работе  будут принимать участие двое студентов с разным уровнем тренированности.

Оборудование: секундомер, тонометр с фонендоскопом, велоэргометр.

 

Преподаватель: запишите  в тетради тему, цель работы, объект исследования, оборудование, ход работы, нарисуйте таблицы, в которых будут отражаться полученные данные в ходе эксперимента.

Преподаватель: напоминает о характеристике работы максимальной мощности

 

Работа максимальной мощности это динамическая циклическая работа длительностью не более 20 - 30 секунд с интенсивностью 95-100 % от максимальной. К этой работе относится легкоатлетический бег на 60, 100, 200 м; плавание 50 м; велогонка на 500 м.  Длительность  поддержания максимальной интенсивности зависит от уровня тренированности.

Кратковременность  усилий   двигательного аппарата во время работы и инертность вегетативных систем приводит к  своеобразному «разрыву» между уровнями функционирования этих систем. В силу этого работа протекает  в анаэробных условиях, а повышение активности вегетативных систем обнаруживается после прекращения работы.

На дистанции 100 м за 12 секунд спортсмен успевает провентилировать всего 5-6 л, а в первые минуты восстановительного периода легочная вентиляция возрастает до 50-70 л/мин, частота дыхания по сравнению с покоем увеличивается  в 4-5 раз.

К основным механизмам утомления следует отнести исчерпание  клеточных резервов  макроэргов (АТФ, КрФ), утомление нервных центров вследствие мощной эфферентной импульсации к скелетным  мышцам  и снижение  сократительной способности мышц вследствие анаэробного характера работы.

Информация о работе Спортивная физеология