Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 18:12, курсовая работа
Особое значение развитие работоспособности и выносливости имеет для старших дошкольников потому, что именно этот возраст специалисты называют критическим, имея в виду, адаптацию детей к новым социальным условиям, психофизиологическим нагрузкам и изменению предстоящего образа жизни. Эти обстоятельства определили актуальность направления исследования: «Сравнительная характеристика общей физической работоспособности детей среднего и старшего дошкольного возраста».
Цель нашего исследования - это проведение сравнительного анализа общей физической работоспособности детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - дети среднего и старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - это общая физическая работоспособность детей данного дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА Ӏ. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Понятие общей физической работоспособности в работах отечественных исследователей ……………………………………………………………………….6
1.2 Физиологическая характеристика работоспособности ……………………….9
1.3. Физиологические особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………11
1.4. Методы исследования общей физической работоспособности …………….17
ГЛАВА ӀӀ. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ …………….22
2.1. Цель исследования …………………………………………………………….22
2.2. Задачи исследования ………………………………………………………….22
2.3. Методы исследования ………………………………………………………..22
2.4. Организация исследования …………………………………………………..22
ГЛАВА ӀӀӀ. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ……….26
3.1. Сравнительный анализ результатов исследования …………………………26
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………..35
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ …………………………………………..38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………39
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………41
Сравнительный анализ результатов непрерывного бега показывает примерно одинаковые результаты на начало года. Это указывает на то, что бег как движение легко даются детям, не требуют от них большой затраты внимания. Физиологическое значение их очень велико. Они повышают обмен веществ, вызывают усиленную деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, вовлекают в работу большую часть мышц и тем самым способствуют их развитию, а также росту и развитию костных рычагов. Нормальное развитие ребенка без них немыслимо.
Полученные результаты на начало и конец учебного года отражены на рис. 1 и 2.
Рис. 1. Сравнительный анализ непрерывного бега (по программе М.А. Васильевой) начало года
Рис. 2. Сравнительный анализ непрерывного бега (по программе М.А. Васильевой) конец года
К концу года результаты значительно изменились: 100 % дошкольников старшего возраста справились с заданием на высоком уровне, тогда, как из дошкольников среднего возраста только 40 % детей выполнили задание на высоком уровне.
Это указывает на то, что в старшем возрасте дошкольники уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что появляется доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой, согласовывать синхронность работы рук и ног.
Таким образом, участников эксперимента, как средней группы, так и старшей группы на начало и конец учебного года можно условно разделить на следующие группы:
1) дошкольники с низкой физической подготовленностью – их было по 40% в каждой группе на начало учебного года.
2) дошкольники с хорошей физической и тактической подготовленностью в беге на выносливость (высокий и средний уровень). В начале года таких детей по 60 %, в конце года стало большинство по100% в обеих группах. Эти дошкольники находятся в стадии устойчивой работоспособности, которая проявляется в наиболее высокой стабильной продуктивности и надежности полученных результатов, адекватности функциональных реакций величине рабочей нагрузки, устойчивости психических процессов, оптимальности волевых усилий, чувстве удовлетворенности процессом и результатами непрерывного бега.
При помощи пробы Ромберга (подъем туловища из положения лежа на спине в положение сидя) определялась силовая выносливость мышц живота, результаты показаны в таблице 2 и на рисунках 3,4.
Таблица 2
Сравнительный анализ силовой выносливости (проба Ромберга)
Начало года | |||
Возраст |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Дошкольники 4-5 лет |
0 % |
80 % |
20 % |
Дошкольники 5-6 лет |
0 % |
60 % |
40 % |
Конец года | |||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |
Дошкольники 4-5 лет |
80 % |
20 % |
0 % |
Дошкольники 5-6 лет |
60 % |
30 % |
10 % |
Рис. 3. Сравнительный анализ силовой выносливости мышц живота (проба Ромберга) начало года
Анализ данных табл. 2 и рис. 3 показывает, что на начало года силовая выносливость мышц живота у детей среднего дошкольного возраста оказалась выше, чем у детей старшего дошкольного возраста. Это указывает, возможно, как на индивидуальные особенности дошкольников (организм детей непрерывно развивается, уровень и темпы его роста в разные периоды жизни неодинаковы), так и на вероятность малой двигательной активности старших дошкольников.
Рис. 4. Сравнительный анализ силовой выносливости мышц живота (проба Ромберга) конец года
К концу года наблюдается улучшение результатов практически у всех дошкольников.
Это связано с тем, что в этом возрастном периоде продолжается процесс окостенения опорно-двигательного аппарата, значительно возрастает масса и сила мышц.
А, также на протяжении всего учебного года дошкольники выполняли упражнения, способствующие развитию выносливости, в том числе и мышц живота.
Детей старшего и среднего дошкольного возраста также можно разделить на две группы:
1) дошкольники с хорошей физической выносливостью (высокий и средний уровень): 100 % в группе детей среднего дошкольного возраста и 90 % в группе детей старшего дошкольного возраста. Это дети находятся в стадии устойчивого развития работоспособности.
2) дошкольники с недостаточным развитием выносливости мышц живота – это 10 % детей старшего дошкольного (1 ребенок). Показатель прироста увеличился в три раза, но не достиг среднего уровня выполнения в своей возрастной группе. Мы считаем, что это может быть связано с физиологическими особенностями этого ребенка.
При помощи педагогического теста по программе «Здравствуй» М.Л. Лазарева на основе пробы Мартинэ-Кушелевского исследовалось общая силовая выносливость. Результаты отражены в таблице 3 и рисунках 5,6.
Таблица 3
Сравнительный анализ силовой выносливости (приседания)
Начало года | |||
Возраст |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Дошкольники 4-5 лет |
0 % |
50 % |
50 % |
Дошкольники 5-6 лет |
10 % |
40 % |
50 % |
Конец года | |||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |
Дошкольники 4-5 лет |
80 % |
20 % |
0 % |
Дошкольники 5-6 лет |
30 % |
70 % |
0 % |
Анализируя данных таблицы 3 и рисунка 5 можно сказать о том, что общая силовая выносливость детей старшего дошкольного возраста несколько выше, чем у детей среднего дошкольного возраста. Это связано с тем, что адаптация к физическим нагрузкам первых выше, чем у вторых. Но в то же время развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) детей старшего дошкольного возраста еще не завершена, умение согласовать работу отдельных мышц еще не совсем сформировано. Поэтому, как у детей среднего возраста, так и у детей старшего дошкольного возраста выделено по 50 % детей с низким уровнем выполнения задания.
Рис. 6. Сравнительный анализ силовой выносливости (по программе М.Л. Лазарева «Здравствуй») конец года
К концу года результаты улучшились в обеих группах. Обе возрастные группы на 100 % справились с заданием, но стадия развития устойчивой работоспособности у детей среднего дошкольного возраста гораздо выше, чем у старшего и проявляется с высокой стабильностью. Дети средней группы к концу учебного года стали выполнять задание на уровне старшей группы.
В конце года проводилась функциональная проба Мартинэ-Кушелевского на определение работоспособности (табл. 4-5).
Таблица 4
Функциональная проба на определение работоспособности (Мартинэ-Кушелевского, значения ЧСС измерялись за 6 секунд) средний дошкольный возраст
№ П/п |
До нагрузки |
После нагрузки |
Примечания | ||||||||
1 минута |
2 минута |
3 минута |
4 минута | ||||||||
ЧСС |
АД |
ЧСС |
АД |
ЧСС |
АД |
ЧСС |
АД |
ЧСС |
АД | ||
1 |
14 |
80/40 |
20 |
100/45 |
17 |
90/40 |
14 |
80/40 |
- |
- |
|
2 |
14 |
82/53 |
17 |
86/48 |
16 |
84/53 |
14 |
82/53 |
- |
- |
|
3 |
15 |
100/53 |
18 |
107/50 |
16 |
104/50 |
16 |
104/53 |
15 |
100/54 |
|
4 |
16 |
99/55 |
18 |
104/56 |
16 |
96/56 |
- |
- |
- |
- |
Небольшая одышка |
5 |
16 |
98/62 |
17 |
103/53 |
16 |
96/60 |
- |
- |
- |
- |
|
6 |
12 |
89/49 |
17 |
100/50 |
15 |
94/44 |
12 |
89/42 |
- |
- |
|
7 |
16 |
97/60 |
18 |
102/69 |
16 |
91\55 |
- |
- |
- |
- |
|
8 |
15 |
95/54 |
20 |
110/56 |
17 |
102/54 |
15 |
90/54 |
- |
- |
|
9 |
15 |
102/68 |
20 |
110/65 |
18 |
108/65 |
15 |
101/66 |
- |
- |
|
10 |
15 |
95/59 |
21 |
115/60 |
17 |
108/55 |
15 |
92/59 |
- |
- |
Таблица 5
Функциональная проба на определение работоспособности (Мартинэ-Кушелевского) старший дошкольный возраст
№ П/п |
До нагрузки |
После нагрузки |
Примечания | ||||||||||||||
1 минута |
2 минута |
3 минута |
4 минута | ||||||||||||||
ЧСС |
АД |
ЧСС |
АД |
ЧСС |
АД |
ЧСС |
АД |
ЧСС |
АД |
||||||||
1 |
12 |
97/43 |
16 |
102/47 |
12 |
97/43 |
- |
- |
- |
- |
|||||||
2 |
14 |
103/58 |
20 |
111/56 |
14 |
102/56 |
- |
- |
- |
- |
|||||||
3 |
15 |
82/51 |
17 |
90/59 |
15 |
82/55 |
- |
- |
- |
- |
|||||||
4 |
14 |
84/52 |
20 |
95/50 |
14 |
86/52 |
- |
- |
- |
- |
|||||||
5 |
13 |
80/51 |
20 |
90/49 |
15 |
104/50 |
13 |
82/51 |
- |
- |
|||||||
6 |
13 |
92/44 |
19 |
105/40 |
16 |
100/42 |
13 |
94/42 |
- |
- |
|||||||
7 |
13 |
76/53 |
20 |
90/55 |
14 |
85/52 |
13 |
78/52 |
- |
- |
|||||||
8 |
14 |
102/65 |
18 |
110/70 |
14 |
100/61 |
- |
- |
- |
- |
Незначительное покраснение лица | ||||||
9 |
14 |
89/51 |
21 |
94/41 |
14 |
86/47 |
- |
- |
- |
- |
|||||||
10 |
14 |
102/67 |
21 |
110/70 |
18 |
104/69 |
14 |
102/67 |
- |
- |
Анализ данных таблиц 4-5 показывает, что после функциональной пробы у 90 % детей среднего возраста и у 90 % детей старшего возраста отмечается учащение частоты сердечных сокращений на 25—50 % по отношению к исходной величине, дыхания — на 4—6 дыханий в 1 минуту, повышение систолического давления на 5—15 мм ртутного столба, диастолическое не изменяется или снижается на 5—10 мм ртутного столба, что соответствует норме.
Общее самочувствие дошкольников осталось хорошим происходит формирование стадии устойчивой работоспособности.
Возвращение всех показателей к исходным величинам наблюдается в течение первых 2—3 минут, кроме одного участника среднего дошкольного возраста – его время восстановления составило 4 минуты, что говорит о снижении работоспособности на момент проведения исследования. Так же у 10% детей среднего возраста отмечалась небольшая одышка, а у 10 % детей старшего возраста отмечается незначительное покраснение лица, что указывает на изменения уровня работоспособности связанное с активацией и истощением ресурсов организма, колебанием активности психических процессов, развитием неблагоприятных функциональных состояний на момент итогового обследования
Таким образом, в группах исследуемых детей среднего и старшего дошкольного возраста на конец учебного года можно выделить две стадии развития работоспособности: стадия высокого устойчивого развития работоспособности, стадия среднего развития работоспособности.
ВЫВОДЫ
Проанализировав литературные источники мы выявили, что полноценное физическое развитие дошкольника - это своевременное формирование двигательных навыков и умений, развития интереса к различным, доступным ребенку видам движений и физических качеств, развитие общей физической работоспособности.
Под общей физической работоспособностью рассматривается способность человека выполнять заданную работу с наименьшими физиологическими затратами с наивысшими результатами, а также уровень развития всех систем организма и физических качеств.
Физическая работоспособность в основном определяется энергетическими возможностями организма, структурно-функциональными резервами различных органов и систем. Из которых основными являются функциональные возможности ЦНС, нервно – мышечного аппарата, кардио – респираторной системы, метаболические и биоэнергетические процессы (А.С.Солодков, Е.Б. Сологуб, 2001).
Для повышения общей физической работоспособности
детей дошкольного возраста необходимо
развитие такого физического качества
как выносливость. Общая выносливость
ребенка предшкольного возраста является
основополагающим физическим качеством,
которое обеспечивает стабильность физического
развития и напрямую влияет на рост адаптационных
возможностей организма.