Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 18:12, курсовая работа
Особое значение развитие работоспособности и выносливости имеет для старших дошкольников потому, что именно этот возраст специалисты называют критическим, имея в виду, адаптацию детей к новым социальным условиям, психофизиологическим нагрузкам и изменению предстоящего образа жизни. Эти обстоятельства определили актуальность направления исследования: «Сравнительная характеристика общей физической работоспособности детей среднего и старшего дошкольного возраста».
Цель нашего исследования - это проведение сравнительного анализа общей физической работоспособности детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - дети среднего и старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - это общая физическая работоспособность детей данного дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА Ӏ. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Понятие общей физической работоспособности в работах отечественных исследователей ……………………………………………………………………….6
1.2 Физиологическая характеристика работоспособности ……………………….9
1.3. Физиологические особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………11
1.4. Методы исследования общей физической работоспособности …………….17
ГЛАВА ӀӀ. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ …………….22
2.1. Цель исследования …………………………………………………………….22
2.2. Задачи исследования ………………………………………………………….22
2.3. Методы исследования ………………………………………………………..22
2.4. Организация исследования …………………………………………………..22
ГЛАВА ӀӀӀ. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ……….26
3.1. Сравнительный анализ результатов исследования …………………………26
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………..35
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ …………………………………………..38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………39
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………41
Доказано, что чем выше уровень развития общей выносливости ребенка, тем выше его адаптационные возможности, которые необходимы ему при обучении в школе. Достаточный уровень развития выносливости позволяет детям, не уставая выполнять физические упражнения, проходить большое расстояние, воспитывает силу воли, терпение, упорство; максимально мобилизует защитные силы в экстремальных ситуациях, при умственной, физической и психической нагрузке. Достаточное физическое развитие предполагает высокую работоспособность всех систем организма (М.В. Мащенко, В.А. Шишкина, 2000).
Для определения уровня развития физической работоспособности детей среднего и старшего дошкольного возраста мы провели ряд педагогических тестов: непрерывный бег в течение определенного времени (в зависимости от возраста ребенка, по программе М.А. Васильевой), проба Ромберга (подъем туловища из положения лежа на спине в положение сидя), количество приседаний за определенное время (по программе М.Л. Лазарева). А также провели физиологическую пробу Мартинэ-Кушелевского, которая позволяет определить функциональный класс испытуемого за счет определения времени восстановления сердечных сокращений и артериального давления после физической нагрузки.
В результате наших исследований мы выявили, что общая физическая работоспособность детей старшего дошкольного возраста имеет более высокие показатели, чем общая физическая работоспособность детей среднего дошкольного возраста, но тенденция развития высокой работоспособности у детей среднего дошкольного возраста гораздо выше, чем у детей старшего и проявляется с высокой стабильностью. Мы предполагаем, что это связано в первую очередь с индивидуальными физиологическими особенностями детей, а также, предположительно, с низкой двигательной активностью детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни. В целом, к концу года у 90% дошкольников сформировалась стадия устойчивой работоспособности в соответствии с возрастом.
Также мы провели математико-статистическую обработку данных нашего исследования по «Критериям стьюдента», результатом которой стало подтверждение нашей гипотезы о том, что общая физическая работоспособность детей старшего дошкольного возраста имеет более высокие показатели, чем общая физическая работоспособность детей среднего дошкольного возраста, различие между группами достоверно и имеет прямую взаимосвязь: непрерывный бег (t = 8.8), проба Ромберга (t = 3.40), приседания (t = 3.42).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Главная цель развития выносливости в дошкольном возрасте - создание условий для постоянного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, освоенной ребенком к этому периоду. Основной формой развития выносливости у детей дошкольного возраста являются систематические занятия на свежем воздухе, основное содержание которых составляют 2-3 подвижные игры. В этих играх половина времени уделяется бегу, чередующемуся с ходьбой, общеразвивающими упражнениями, лазаньем и метанием.
Примерные упражнения и игры для развития выносливости у детей дошкольного возраста
- в беге: непрерывный бег в медленном темпе в чередовании с ходьбой (с частотой пульса во время бега до 135-145 уд/мин), бег со средней скоростью (с частотой пульса во время бега от 160 до 170 уд/мин), бег на скорость по дистанции 20-30 м или повторяющийся 3-4 раза быстрый бег на 10 м, бег в среднем темпе по пересеченной местности по дистанции 200-300 м;
- упражнения прикладной направленности;
- пешие туристические прогулки за пределы дошкольного учреждения, в соответствии с запланированной нагрузкой;
- утренняя гимнастика, включающая длительный бег с выполнением заданий;
- прыжки через скакалку;
- фитбол гимнастика;
- ходьба на лыжах, лыжные (пешие) прогулки за пределы детского сада;
- подвижные игры, подвижные игры с циклическими упражнениями, подвижные игры с элементами спортивных игр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Педагогические тесты по определению физической работоспособности
средний дошкольный возраст
№ П/п |
Непрерывный бег |
Приседание за 30 секунд |
Подъем туловища в сед за 30 секунд из положения лежа на спине | ||||||||||
Средние показатели | |||||||||||||
1 – 1.5 минуты |
13 – 16 раз |
2 – 7 раз | |||||||||||
Начало года (уровень) |
Конец года (уровень) |
Начало года (уровень) |
Конец года (уровень) |
Начало года (уровень) |
Конец года (уровень) | ||||||||
1 |
30с |
Н |
1 |
С |
14 |
С |
18 |
В |
2 |
С |
7 |
С | |
2 |
1.5 |
С |
2 |
В |
16 |
С |
18 |
В |
4 |
С |
10 |
В | |
3 |
1.5 |
С |
2 |
В |
11 |
Н |
17 |
В |
4 |
С |
8 |
В | |
4 |
1.5 |
С |
1.5 |
С |
9 |
Н |
15 |
С |
4 |
С |
8 |
В | |
5 |
2 |
В |
2 |
В |
13 |
С |
20 |
В |
2 |
С |
9 |
В | |
6 |
30с |
Н |
1 |
С |
12 |
Н |
19 |
В |
3 |
С |
8 |
В | |
7 |
1 |
С |
1.5 |
С |
13 |
С |
20 |
В |
3 |
С |
9 |
В | |
8 |
30с |
Н |
2 |
В |
12 |
Н |
18 |
В |
3 |
С |
8 |
В | |
9 |
1 |
С |
1 |
С |
9 |
Н |
16 |
С |
0 |
Н |
7 |
С | |
10 |
30с |
Н |
1 |
С |
16 |
С |
18 |
В |
0 |
Н |
8 |
В | |
х |
90 |
17.9 |
8.2 |
||||||||||
m |
±6.16 |
±0.5 |
±0.3 |
В- высокий уровень
С- средний уровень
Н- низкий уровень
Приложение 2
Педагогические тесты по определению физической работоспособности
старший дошкольный возраст
№ П/п |
Непрерывный бег |
Приседание за 30 секунд |
Подъем туловища в сед за 30 секунд из положения лежа на спине | |||||||||
Средние показатели | ||||||||||||
1.5 - 2 минуты |
18 – 23 раз |
8 – 12 раз | ||||||||||
Начало года (уровень) |
Конец года (уровень) |
Начало года (уровень) |
Конец года (уровень) |
Начало года (уровень) |
Конец года (уровень) | |||||||
1 |
2.5 |
В |
2.5 |
В |
19 |
С |
24 |
В |
12 |
С |
17 |
В |
2 |
1 |
Н |
2.5 |
В |
18 |
С |
22 |
С |
9 |
С |
14 |
В |
3 |
2 |
С |
2.5 |
В |
23 |
С |
25 |
В |
11 |
С |
14 |
В |
4 |
1.5 |
С |
2.5 |
В |
20 |
С |
20 |
С |
10 |
С |
13 |
В |
5 |
1 |
Н |
2.5 |
В |
17 |
Н |
20 |
С |
4 |
Н |
9 |
С |
6 |
1 |
Н |
2.5 |
В |
14 |
Н |
18 |
С |
6 |
Н |
8 |
С |
7 |
1.5 |
С |
2.5 |
В |
13 |
Н |
18 |
С |
10 |
С |
16 |
В |
8 |
1 |
Н |
2.5 |
В |
16 |
Н |
20 |
С |
2 |
Н |
6 |
Н |
9 |
2.5 |
В |
2.5 |
В |
24 |
В |
26 |
В |
9 |
С |
14 |
В |
10 |
1.5 |
С |
3 |
В |
15 |
Н |
18 |
С |
7 |
Н |
10 |
С |
Х |
150 |
21.1 |
12.1 |
|||||||||
м |
±3.08 |
±0.8 |
±1.1 |
В- высокий уровень
С – низкий уровень
Н- низкий уровень