Сравнительная характеристика общей физической работоспособности детей среднего и старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Особое значение развитие работоспособности и выносливости имеет для старших дошкольников потому, что именно этот возраст специалисты называют критическим, имея в виду, адаптацию детей к новым социальным условиям, психофизиологическим нагрузкам и изменению предстоящего образа жизни. Эти обстоятельства определили актуальность направления исследования: «Сравнительная характеристика общей физической работоспособности детей среднего и старшего дошкольного возраста».
Цель нашего исследования - это проведение сравнительного анализа общей физической работоспособности детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - дети среднего и старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - это общая физическая работоспособность детей данного дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА Ӏ. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Понятие общей физической работоспособности в работах отечественных исследователей ……………………………………………………………………….6
1.2 Физиологическая характеристика работоспособности ……………………….9
1.3. Физиологические особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………11
1.4. Методы исследования общей физической работоспособности …………….17
ГЛАВА ӀӀ. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ …………….22
2.1. Цель исследования …………………………………………………………….22
2.2. Задачи исследования ………………………………………………………….22
2.3. Методы исследования ………………………………………………………..22
2.4. Организация исследования …………………………………………………..22
ГЛАВА ӀӀӀ. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ……….26
3.1. Сравнительный анализ результатов исследования …………………………26
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………..35
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ …………………………………………..38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………39
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по физиологии.doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

Доказано, что чем выше уровень развития общей выносливости ребенка, тем выше его адаптационные возможности, которые необходимы ему при обучении в школе. Достаточный уровень развития выносливости позволяет детям, не уставая выполнять физические упражнения, проходить большое расстояние, воспитывает силу воли, терпение, упорство; максимально мобилизует защитные силы в экстремальных ситуациях, при умственной, физической и психической нагрузке. Достаточное физическое развитие предполагает высокую работоспособность всех систем организма (М.В. Мащенко, В.А. Шишкина, 2000).

Для определения уровня развития физической работоспособности детей среднего и старшего дошкольного возраста мы провели ряд педагогических тестов: непрерывный бег в течение определенного времени (в зависимости от возраста ребенка, по программе М.А. Васильевой), проба Ромберга (подъем туловища из положения лежа на спине  в положение сидя), количество приседаний за определенное время (по программе М.Л. Лазарева). А также провели физиологическую пробу Мартинэ-Кушелевского, которая позволяет определить функциональный класс испытуемого за счет определения времени восстановления сердечных сокращений и артериального давления после физической нагрузки.

В результате наших исследований мы выявили, что общая физическая  работоспособность  детей старшего дошкольного возраста имеет более высокие показатели, чем общая физическая работоспособность детей среднего дошкольного возраста, но тенденция развития высокой работоспособности у детей среднего дошкольного возраста гораздо выше, чем у детей старшего и проявляется с высокой стабильностью. Мы предполагаем, что это связано в первую очередь с индивидуальными физиологическими особенностями детей, а также, предположительно, с низкой двигательной активностью детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни. В целом, к концу года у 90% дошкольников   сформировалась   стадия устойчивой работоспособности в соответствии с возрастом.

Также мы провели математико-статистическую обработку данных нашего исследования по «Критериям стьюдента», результатом которой стало подтверждение нашей гипотезы о том, что общая физическая  работоспособность  детей старшего дошкольного возраста имеет более высокие показатели, чем общая физическая работоспособность детей среднего дошкольного возраста, различие между группами достоверно и имеет прямую взаимосвязь: непрерывный бег (t = 8.8), проба Ромберга (t = 3.40), приседания (t = 3.42).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Главная цель развития выносливости в дошкольном возрасте - создание условий   для постоянного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, освоенной ребенком к этому периоду. Основной формой развития выносливости у детей дошкольного возраста являются систематические занятия на свежем воздухе, основное содержание которых составляют 2-3 подвижные игры. В этих играх половина времени уделяется бегу, чередующемуся с ходьбой, общеразвивающими упражнениями, лазаньем и метанием.

Примерные упражнения и игры для развития выносливости у детей дошкольного возраста

- в беге: непрерывный бег в медленном темпе в чередовании с ходьбой (с частотой пульса во время бега до 135-145 уд/мин), бег со средней скоростью (с частотой пульса во время бега от 160 до 170 уд/мин), бег на скорость по дистанции 20-30 м или повторяющийся 3-4 раза быстрый бег на 10 м, бег в среднем темпе по пересеченной местности по дистанции 200-300 м;

- упражнения прикладной направленности;

- пешие туристические прогулки за пределы дошкольного учреждения, в соответствии с запланированной нагрузкой;

- утренняя гимнастика, включающая длительный бег с выполнением заданий;

- прыжки через скакалку;

-  фитбол гимнастика;

- ходьба на лыжах, лыжные (пешие) прогулки за пределы детского сада;

- подвижные игры, подвижные игры с циклическими упражнениями, подвижные игры с элементами спортивных игр. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Безруких М. М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учебное пособие / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. – М.: Академия, 2003. – 416 с.
  2. Бобков Ю.Г., Виноградов В.М. Фармакологическая коррекция умственной и физической работоспособности //Фармакологическая регуляция процессов утомления. -  М.: Просвещение,  1999. – 221 с.
  3. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость:   Пособие для воспитателя детского  сада. - М.: Просвещение, 2004. – 226 с.
  4. Вавилова Е. Н. Учите бегать,   прыгать,   лазать,   метать:   Пособие для воспитателя детского  сада. - М.: Просвещение, 2003. - 144 с.
  5. Волошина Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 108 с.
  6. Громова О. Е. Спортивные игры для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
  7. Т.И. Долматова Спортивная медицина. Курс лекций. – М.: Академия, 2002. – 280 с.
  8. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. - М.: Просвещение, 2003. - 110 с.
  9. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века /Авт.-сост. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т. Ф. Саулина. - М.: Академия, 2000. – 276 с.
  10. Кабанов А. Н., Чабовская А. П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2011.
  11. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры/Учебник под ред.проф. курамшина Ю.Ф._ М.: Советский спорт, 2010. 
  12. М.В. Мащенко, В.А. Шишкина. Физическая культура дошкольников. Учебное пособие. – Мн.: Ураждай, 2000.-156 с.
  13. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Учебное пособие для ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 543 с.
  14. Новикова Е. И. Современный справочник воспитателя детского сада. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 448 с.
  15. Ноткина Н. А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. – СПб.: Питер, 2001. – 192 с.
  16. Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. Система работы – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 128 с.
  17. Подвижные игры для детей / Автор-составитель Цымбалова Л. Н. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 192 с.
  18. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. - М., 2000. – 92 с.
  19. Рунова М. А. Дифференцированные занятия по физической культуре с дошкольниками (с учетом уровня двигательной активности): методическое пособие. – М.: Просвещение, 2006. – 141 с.
  20. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001.-520 с.
  21. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М., 2001. – 340 с.
  22. Фомина А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пособие для воспитателя подгот. к школе группы. - М.: Просвещение, 1999. - 159 с.
  23. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
  24. Цымбалова Л. Н. Подвижные игры для детей. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 192 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Педагогические тесты по определению физической работоспособности

средний дошкольный возраст

 

П/п

 

Непрерывный бег

 

Приседание за 30 секунд

Подъем туловища в сед за 30 секунд из положения лежа на спине

Средние показатели

1 – 1.5 минуты

13 – 16 раз

2 – 7 раз

Начало года

(уровень)

Конец года

(уровень)

Начало года

(уровень)

Конец года

(уровень)

Начало года

(уровень)

Конец года

(уровень)

1

30с

Н

1

С

14

С

18

В

2

С

7

С

2

1.5

С

2

В

16

С

18

В

4

С

10

В

3

1.5

С

2

В

11

Н

17

В

4

С

8

В

4

1.5

С

1.5

С

9

Н

15

С

4

С

8

В

5

2

В

2

В

13

С

20

В

2

С

9

В

6

30с

Н

1

С

12

Н

19

В

3

С

8

В

7

1

С

1.5

С

13

С

20

В

3

С

9

В

8

30с

Н

2

В

12

Н

18

В

3

С

8

В

9

1

С

1

С

9

Н

16

С

0

Н

7

С

10

30с

Н

1

С

16

С

18

В

0

Н

8

В

х

   

90

     

17.9

     

8.2

 

m

   

±6.16

     

±0.5

     

±0.3

 

 

В- высокий уровень

С- средний уровень

Н- низкий уровень

Приложение 2

Педагогические тесты по определению физической работоспособности

старший дошкольный возраст

 

П/п

 

Непрерывный бег

 

Приседание за 30 секунд

Подъем туловища в сед за 30 секунд из положения лежа на спине

Средние показатели

1.5 - 2 минуты

18 – 23 раз

8 – 12 раз

Начало года

(уровень)

Конец года

(уровень)

Начало года

(уровень)

Конец года

(уровень)

Начало года

(уровень)

Конец года

(уровень)

1

2.5

В

2.5

В

19

С

24

В

12

С

17

В

2

1

Н

2.5

В

18

С

22

С

9

С

14

В

3

2

С

2.5

В

23

С

25

В

11

С

14

В

4

1.5

С

2.5

В

20

С

20

С

10

С

13

В

5

1

Н

2.5

В

17

Н

20

С

4

Н

9

С

6

1

Н

2.5

В

14

Н

18

С

6

Н

8

С

7

1.5

С

2.5

В

13

Н

18

С

10

С

16

В

8

1

Н

2.5

В

16

Н

20

С

2

Н

6

Н

9

2.5

В

2.5

В

24

В

26

В

9

С

14

В

10

1.5

С

3

В

15

Н

18

С

7

Н

10

С

Х

   

150

     

21.1

     

12.1

 

м

   

±3.08

     

±0.8

     

±1.1

 

 

В- высокий уровень

С – низкий уровень

Н- низкий уровень

 


Информация о работе Сравнительная характеристика общей физической работоспособности детей среднего и старшего дошкольного возраста