Сравнительная характеристика общей физической работоспособности детей среднего и старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Особое значение развитие работоспособности и выносливости имеет для старших дошкольников потому, что именно этот возраст специалисты называют критическим, имея в виду, адаптацию детей к новым социальным условиям, психофизиологическим нагрузкам и изменению предстоящего образа жизни. Эти обстоятельства определили актуальность направления исследования: «Сравнительная характеристика общей физической работоспособности детей среднего и старшего дошкольного возраста».
Цель нашего исследования - это проведение сравнительного анализа общей физической работоспособности детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - дети среднего и старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - это общая физическая работоспособность детей данного дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА Ӏ. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Понятие общей физической работоспособности в работах отечественных исследователей ……………………………………………………………………….6
1.2 Физиологическая характеристика работоспособности ……………………….9
1.3. Физиологические особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………11
1.4. Методы исследования общей физической работоспособности …………….17
ГЛАВА ӀӀ. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ …………….22
2.1. Цель исследования …………………………………………………………….22
2.2. Задачи исследования ………………………………………………………….22
2.3. Методы исследования ………………………………………………………..22
2.4. Организация исследования …………………………………………………..22
ГЛАВА ӀӀӀ. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ……….26
3.1. Сравнительный анализ результатов исследования …………………………26
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………..35
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ …………………………………………..38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………39
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по физиологии.doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

 


 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях реформирования системы образования, к дошкольному воспитанию предъявляются новые, более высокие требования, связанные с организацией воспитательно-образовательного процесса, при которой эффективно решались бы образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Подготовка к обучению в школе требует от детей значительного психофизиологического напряжения, поэтому особую значимость приобретают вопросы повышения общей физической подготовленности, развития основных физических качеств, воспитание личностных свойств у дошкольников.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития. В то же время, сложившиеся система дошкольного образования учитывает лишь санитарно-гигиенические нормы условий жизни ребенка и приводит нормирование двигательных качеств и навыков.

Малое времяпрепровождение детей на воздухе, малая подвижность, которая связана с изменением уровня жизни людей - все это влечет к слаборазвитой физически, к менее эмоциональной, менее здоровой нации людей, приводя ее к моральному и физическому истощению.

Особое беспокойство у специалистов вызывает низкий уровень развития общей физической работоспособности у выпускников ДОУ, что негативно сказывается на процессе адаптации к школьным учебным нагрузкам, особенно по предмету «Физическая культура».

Известно, что работоспособность является таким физическим качеством, которое обеспечивает любую двигательную деятельность, совершаемую в течение длительного времени. Показателем работоспособности выступает выносливость. Поэтому, чем выносливее ребёнок, тем больший объём нагрузки он может выполнить, причём не только физической, но и умственной.

Особое значение развитие работоспособности и  выносливости имеет для  старших дошкольников потому, что именно этот возраст специалисты называют критическим, имея в виду, адаптацию детей к новым социальным условиям, психофизиологическим нагрузкам и изменению предстоящего образа жизни. Эти обстоятельства определили актуальность направления исследования: «Сравнительная характеристика общей  физической работоспособности  детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Цель нашего исследования - это проведение сравнительного анализа общей  физической работоспособности  детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Объект исследования - дети среднего и старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - это общая физическая  работоспособность детей данного дошкольного возраста.

В рабочей гипотезе мы выдвинули предположение, что общая физическая  работоспособность  детей старшего дошкольного возраста имеет более высокие показатели, чем общая физическая работоспособность детей среднего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость нашего исследования. При проведении исследования мы обнаружили, что у небольшого количества детей старшего дошкольного возраста наблюдается некоторое торможение в развитии работоспособности, в то время как в этом возрастном периоде все процессы развития функциональных возможностей организма, физических качеств должны иметь положительную динамику. Мы предположили, что причиной этого могут служить как индивидуальные физиологические особенности детей, так и низкая двигательная активность дошкольников в повседневной жизни.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности более эффективно корректировать регламентированные занятия физической культурой у дошкольников, способствовать более целенаправленному акценту на развитие общей  физической работоспособности  детей среднего и старшего дошкольного возраста. Предложенные практические рекомендации могут быть использованы для оптимизации занятий, направленных на развитие работоспособности, выносливости в дошкольных образовательных учреждениях.

Наша курсовая работа «Сравнительная характеристика общей физической работоспособности детей среднего и старшего дошкольного возраста» состоит из трех глав. В первой главе мы отразили теоретическое обоснование выбранной темы работы. Во второй главе мы поставили цели  и задачи нашей работы, определили объект и предмет исследования, выдвинули гипотезу, раскрыли методы исследования и описали ход нашей работы. В третей главе мы подвели итоги нашей работы, которыми стала интерпретация результатов, полученных в ходе исследования, на основе которых были сделаны выводы и даны практические рекомендации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА Ӏ. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

    1. Понятие общей физической работоспособности в работах отечественных исследователей

 

Существует большое число определений понятия общей работоспособности человека. Работоспособность рассматривается и как свойство человека, отражающее его способность выполнять определенную работу, и как нечто тождественное функциональному состоянию организма, и как способность обеспечивать определенный заданный уровень деятельности, эффективность работы, и как предельные возможности организма. Под работоспособностью вообще понимается способность органа или организма к активной деятельности в заданном режиме (В. С. Новиков, 1998).

Часто под работоспособностью понимают способность человека к работе вообще, в том числе и к выполнению работы максимально возможного объема, требуемого качества при таком напряжении функций, которое еще не ведет к перенапряжению или переутомлению.

Термином «физическая работоспособность» обозначается ее внешнее проявление — потенциальная способность человека показать максимум физического усилия в статической, динамической или смешанной работе. В более узком смысле физическую работоспособность часто понимают как функциональное состояние кардиореспираторной системы (Ю.Ф. Курамшин, 2010).

С физиологической точки зрения работоспособность – это способность человека выполнять в заданных параметрах и конкретных условиях профессиональную деятельность, сопровождающуюся обратимыми, в сроки регламентированного отдыха, функциональными изменениями в организме (А.С. Солодков, Е.Б.Сологуб, 2001).

Динамика работоспособности зависит от характера и условий деятельности, а также от физиологических, биологических, психологических и других особенностей субъекта (Ж.К. Холодов, С.А. Кузнецов, 2000). Установлено, что работоспособность человека (особенно ее максимальные значения) определяется генотипом, полом, возрастом людей, зависит от климата и сезона года, физической тренированности, условий труда и т. д. Выявлено, что наибольшая работоспособность у людей отмечается в конце лета — начале осени, а наименьшая — зимой (В. П. Загрядский, 1998). Установлено снижение работоспособности на протяжении зимы на Севере, совпадение сезонных различий работоспособности по фазе в разных географических зонах, но с большим снижением в северных широтах и в меньшей степени у южан. В умеренном климате регистрируется сезонный спад физической работоспособности (Л. Н. Волошина, 2003).

В качестве основного показателя  работоспособности выделяют выносливость.

Выносливость — способность человека к длительному выполнению какой-либо двигательной деятельности без снижения ее эффективности. Так как длительность работы ограничивается в конечном счете наступившим утомлением, то выносливость можно также определить как способность организма противостоять утомлению (Ю.Ф. Курамшин, 2010).

 Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия (Л. П. Матвеев, 2008).

Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость — это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация. Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости (Е. И. Новикова, 2002).

Специальная выносливость — это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности (Е. И. Новикова, 2002).

Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей. Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью.

Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды и др. (Н. А. Ноткина, 2001).

Развитие выносливости происходит с дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет. (Ж. К. Холодов, 2003).

Главная задача при развитии выносливости у детей дошкольного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в программах физического воспитания.

 

1.2. Физиологическая характеристика  работоспособности

 

Во всех рассматриваемых типах, классах и видах работоспособности наблюдается много общих моментов в динамике метаболизма, изменениях состояния сложных нервных структур, мышечного утомления, химизма крови и т. д. Таким образом, работоспособность — это сложный процесс, который зависит от интеграции и взаимодействия различных систем и органов на различных уровнях организации: от биохимического и генетического до социального (Ю.Г. Бобков, В.Н. Виноградов, 1999).

Резервы физической работоспособности сопряжены со многими фундаментальными законами общей физиологии человека.

Наиболее важная характеристика резервных возможностей организма – это адаптационная сущность организма, т.е. его способность выдерживать большую, чем обычно нагрузку.

Лимитирующими факторами физической работоспособности являются индивидуальные пределы использования человеком своих структурно-функциональных резервов различных органов и систем.

Основными резервами организма являются функциональные возможности ЦНС, нервно – мышечного аппарата, кардио – респираторной системы, метаболические и биоэнергетические процессы (А.С.Солодков, Е.Б. Сологуб, 2001).

В более узком смысле физическую работоспособность понимают как функциональную способность кардиореспираторной системы. В этом случае физическая работоспособность организма соответствует его аэробной работоспособности (производительности).  (Л.Н. Волошина, 2003).

Физическая работоспособность в основном определяется энергетическими возможностями организма и лимитируется системой транспорта кислорода. Наибольшим (двадцатикратным) резервом адаптации обладает система внешнего дыхания.

Аппарат кровообращения занимает особое место, поскольку является основным лимитирующим звеном транспорта кислорода. Помимо этого, сердечно – сосудистая система служит тонким индикатором цены адаптации организма к различным факторам внешней среды и к физическим нагрузкам (А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2001).

При физических нагрузках происходит перераспределение кровотока и в первую очередь кровь поступает в скелетную мускулатуру, так как мышцы в большей степени влияют на центральную гемодинамику (это связано с тем, что мышечная масса тела составляет наибольший процент содержания, чем другие компоненты).

Сдвиги биохимических констант при напряженной мышечной работе (метаболический ацидоз, гипоксия, гипоксемия, гиперкапния) являются также важнейшими факторами рефлекторной и гуморальной регуляции различных звеньев кардиореспираторной системы, включая дыхательный и сосудодвигательный центры (А.С.Солодков, Е.Б. Сологуб, 2001).

Таким образом, высокая устойчивая работоспособность формируется в ходе индивидуальной адаптации организма человека, когда адекватно функционируют его регуляторные механизмы и функциональные системы. Наиболее же общей чертой является изменение неспецифической резистентности организма. При этом значительные сдвиги происходят в метаболизме, окислительных процессах, иммунной системе; активизируется перекисное окисление липидов, изменяется кислородный режим, повышается устойчивость организма к гипоксии; активизируется эндокринная система, в частности, функции симпатико-адреналовой системы и коры надпочечников; включаются механизмы, обеспечивающие взаимодействие иммунной системы и эндокринного гомеостаза, переход на качественно новый уровень синхронизации процессов, протекающих в названных системах, изменяются обмен микроэлементов, белковая и витаминная обеспеченность организма, содержание гемоглобина в крови и железа в плазме крови (А. П. Кабанов, А. В. Чабовская, 2011).

Информация о работе Сравнительная характеристика общей физической работоспособности детей среднего и старшего дошкольного возраста