Средства и методические основы построения профессионально-прикладной физической подготовки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 11:13, реферат

Краткое описание

Суть основных задач, решаемых в процессе профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП),студентов-экономистов заключается в том, чтобы:
1) пополнить и усовершенствовать индивидуальный фонд двигательных умений, навыков и физкультурно-образовательных знаний, способствующих освоению избранной профессиональной деятельности;
2) интенсифицировать развитие профессионально важных физических качеств и непосредственно связанных с ними способностей, обеспечить устойчивость повышенного на этой основе уровня дееспособности;

Содержание

Введение
1.Сущность профессионально-прикладной физической подготовки
1.1Цели, задачи профессионально-прикладной физической подготовки и её необходимость
1.2Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки
1.3Требования к физической подготовленности трудящихся в различных сферах современного профессионального труда и тенденции их изменения
1.4Особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов по избранным направлениям
2.Средства и методические основы построения профессионально-прикладной физической подготовки
2.1Особенности состава средств профессионально-прикладной физической подготовки
2.2Основные черты методики и формы построения занятий в профессионально- прикладной физической подготовке
2.3Подвижные игры: организация и методические основы проведения
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

реферат физра.docx

— 73.16 Кб (Скачать файл)

Специальныеспособности: устойчивость к электромагнитным излучениям и гиподинамии.

Знания:профессиональные заболевания, комплексы специальных упражнение на профилактикупрофессиональных заболеваний

Навыки: аутогеннойтренировки

Инженеры-экономисты иправоведы.

Направленностькомплекса: в рамках ОФП с основой на развитие ССС. Приоритетными в подготовкеявляются общая ловкость, ловкость рук и пальцев, быстрота, точность движений идвигательных реакций, развитие общей выносливости. Среди психофизическихфункций определяющей является внимание (широта распределения, переключение,концентрация). В психических функциях приоритет отдается оперативному мышлению,памяти и коммуникативности.

За время обучениястуденты должны овладеть знаниями и умениями составить комплекс физическихупражнений по профилактике застойных явлений в области малого таза и ног.Выработать устойчивость к гиподинамии. Овладеть приемами релаксации.

Специальныеспособности: устойчивость к гиподинамии.

Знания:профессиональные заболевания

Навыки: Профилактиказастойных явлений в области малого таза.

Инженеры-буровики(бурение в условиях моря).

Профессия предъявляетповышенные требования к физическим качествам, психофизическим функциям и рядукачеств личности инженера, поэтому началу работы предшествует медицинскийконтроль с целью профессиональной пригодности.

Из физических качествнаиболее значимыми являются: сила (приоритет отдается силе мышц спины, рук иног); ловкость (лазание по лестницам, трапам); общая и статическая выносливость(при вахтовой работе продолжительность рабочего дня составляет 12 часов,продолжительность вахты от 15 до 30 дней, дневная нагрузка от 3-5 до 25 тонн).

В психофизиологическихфункциях приоритетными являются: вестибулярная устойчивость;пространственно-временные показатели (реакция на движущийся объект,мышечно-суставная чувствительность); функции внимания (переключение,распределение и т.д.).

Личностные качества:оперативное мышление, устойчивость в экстремальных ситуациях, самообладание,смелость и решительность, волевые качества.

Умения и навыки: лазание,устойчивость на ограниченной опоре, вождение автотранспорта, плавание.

Специальныеспособности: Устойчивость к неблагоприятным условиям.

Инженеры-строителитрубопроводов.

В трудовом процессепреобладают следующие функции: организация и руководство коллективом,прогнозирование и планирование производства, методов организации и управленияпроизводством. Из физических и психофизических качеств наиболее значимы: общаявыносливость, быстрота, ловкость; точность и согласованность движений,устойчивость и переключение внимания. Повышенные требования предъявляются куровню развития вестибулярной устойчивости, поскольку нередко приходитсяработать на высоте при ограниченной опоре.

Психические ипсихофизические качества личности (коллективизм, работоспособность,решительность и смелость, самообладание, способность объективно оцениватьлюдей, воля).

Специальныеспособности: устойчивость к неблагоприятным метеорологическим условиям.

Знания:профессиональные заболевания

Навыки: лазания,управление авто и мототранспортом, плавание.

Инженеры-механики.

В трудовом процессепреобладают следующие функции: организация и руководство коллективом, чтениечертежей, расчетные и измерительные работы.

К наиболее значимымфизическим качествам относят: статическую выносливость (от 15 до 30 % рабочеговремени приходится находиться в вынужденной позе), силу рук, ног и спины,ловкость рук.

Средипсихофизиологических функций выделяют: пространственно-временную ориентацию(способность к точному отмериванию амплитуды, усилий и т.д.), хорошо развитыйглазомер, дифференцирование мышечных усилий.

Психические функции:умение руководить людьми, инициативность, умение переключаться с одной работына другую, хорошо развитое внимание, память.

Навыки и умения:Находиться в вынужденной позе, дифференцировать усилия, чтение чертежей,расчетные операции, переносить небольшие тяжести, лазить по лестницам.

Знания:профессиональные заболевания

Инженеры-геологи игеофизики.

Приоритетным качествомявляется выносливость. Необходимы умения передвигаться по пересеченнойместности, владение навыками туризма, ориентирования на местности, чтение карт,умение вождения автотранспорта, ездить на велосипеде, передвигаться на лыжах,управлять моторной лодкой, грести и плавать.

Спортивноеориентирование является одним из профессионально значимых видов спорта. Вподготовке могут использоваться лыжный спорт, гребля, плавание и т.д.

 
 

 

 

2. Средства иметодические основы построения профессионально-прикладной физической подготовки

2.1 Особенности составасредств профессионально-прикладной физической подготовки

Средства ППФП можноусловно представить следующими группами: общеподготовительные(общеразвивающие), общеприкладные, специально-прикладные упражнения;естественные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные идополнительные средства.

Общеподготовительныеупражнения входят, как правило, е виды физической подготовки и виды спорта,обусловленные программными документами для вузов.

Основная направленностьобщеподготовительных видов спортивной подготовки — всестороннее воспитаниеосновных физических качеств (за преимуществом выносливости, силы,скоростно-силовых качеств); создание обширного фонда двигательных умений инавыков; овладение знаниями физической культуры и основ теории и методикифизического воспитания.

Общеприкладныеупражнения в процессе ППФП используются в содержании прикладных видовфизкультурной деятельности. Такие упражнения способствуют становлению широкогокруга прикладных двигательных умений и навыков, физических качеств, специальныхзнаний и умений, а также целостных прикладных умений (например, умения плавать,нырять в профессиях морского и речного флота).

Особая роль принадлежитспециально-прикладным упражнениям. Они могут иметь самостоятельное значение(формирование точности движений на кинематографе; ловкости и быстроты движенийпальцев рук), либо являться содержанием элементов видов спорта (точностьдвижений вырабатывается за счет бросков мяча в баскетболе). Как правило,специально-прикладные упражнения имеют узкоспециализированный характервоспитания профессиональных компонентов физических качеств, двигательных уменийи навыков, специальных двигательных и психофизиологических качеств,функциональных и личностных качеств и черт.

В группу средствестественных сил природы входят, прежде всего, солнечная радиация, температуравоздуха и воды. Естественные силы природы могут выступать в самостоятельномвиде как средство закаливания, общего оздоровления, активного отдыха ивосстановления, а также как сопутствующие факторы дополнения и усиленияэффективности физических упражнений (занятия на воздухе, игры на воде и т.п.).При использовании естественных сил природы важно обеспечить повышение общих иприкладных адаптационных свойств и качеств организма.

Гигиенические средствав процессе ППФП также могут использоваться в качестве создающих условия дляполноценных занятий физическими упражнениями. К их числу относят режим дня,питания, отдыха; нормы личной и общественной гигиены, и, главное, оптимальнуюфизическую нагрузку в ходе занятий. Кроме того, гигиеническая ценностьопределяется соблюдением правил занятий физическими упражнениями (чистотавоздуха, освещенность, гигиена одежды, отдыха, бытовая обеспеченность занятий:раздевалки, душевые).

Вспомогательные идополнительные средства ППФП направлены, прежде всего, на повышениеобразовательного уровня учащейся молодежи, использование различных восстановительныхпроцедур, а также нетрадиционных видов физкультурной деятельности.

Образовательный аспектпредставлен знаниями и умениями, которыми должен овладеть студент в ходе ППФП;знания ценностей физической культуры и способов овладения ими; организаторскиенавыки; формы занятий физическими упражнениями в режиме учебного и рабочего дняи т.п.

Восстановительныесредства включают: массаж (профилактический, лечебный, общий, носящиевосстанавливающий и корригирующий характер профзаболеваний); использованиесауны; специальное питание и витаминизацию (при особо тяжелых видахпроизводственных работ).

Обращение кнетрадиционным средствам физкультурной деятельности (в том числе и при решениизадач ППФП) особенно заметно в современной спортивной педагогике в последнее время.В частности, занятия ритмической и атлетической гимнастикой, помимо высокойэмоциональности, привлекательности, обеспечивают скорый и целенаправленныйэффект в укреплении необходимых мышечных групп, воспитании практически всехфизических качеств и их специальных компонентов. В этой связи есть всеоснования утверждать, что при условии подбора специальных упражнений всодержании комплексов ритмической и атлетической гимнастики будет достигнутзначимый эффект в совершенствовании профессиональной физическойподготовленности.

Анализ многочисленныхлитературных данных позволяет утверждать, что использование элементовхатха-йоги, аутогенной тренировки, психогигиенической саморегуляции достаточноэффективно в подготовке здорового человека к какой-либо деятельности, в томчисле и профессиональной.

При этом указывается,что при высоких нервно-эмоциональных условиях спортивной и профессиональнойдеятельности элементы хатха-йоги, аутотренинга и психогигиеническойсаморегуляции в сочетании с другими средствами и методами совершенствованиячеловека обеспечивают укрепление здоровья, повышение общей и профессиональнойработоспособности, психофизическое самосовершенствование, регуляциюэмоционального состояния, активизацию психических и физических функций,профилактику и лечение болезней, формирование адекватных форм поведения,развитие умственных способностей и совершенствование всей личности.

Такимобразом, хатха-йога, аутотренинг и психогигиеническая саморегуляция создаютсущественные предпосылки для целенаправленной регуляции человеком своегосостояния, повышения адаптационного потенциала. Настоящеепозволяет рассматривать эти нетрадиционные виды физкультурной деятельности вкачестве возможного средства ППФК // 4.

2.2 Основные чертыметодики и формы построения занятий в профессионально-прикладной физическойподготовке

Методика ППФП в главномбазируется на последовательном воплощении общепедагогических принципов иосновополагающих принципов методики физического воспитания (гл. III), которыеконкретизируются применительно к особенностям ее содержания и построения вреальных условиях профессионального образования и жизнедеятельности.

Важнейшее значение длярационального построения ППФП в целом имеет, как уже подчеркивалось,обеспечение органической взаимосвязи, единства общей и специальной физическойподготовки. Это означает прежде всего, что при построении ППФП необходимоопираться на предпосылки, создаваемые предшествующей и сопутствующей общейфизической подготовкой: гармоничное развитие основных жизненно важных физическихкачеств, формирование богатого фонда разнообразных двигательных умений инавыков. Только с опорой на эти фундаментальные предпосылки ППФП можетосуществиться с наибольшей эффективностью, без излишних затрат времени иэнергии. От того, какой была общая физическая подготовка будущего специалиставо время прохождения базового курса физического воспитания (вобщеобразовательной школе, других учебных заведениях), и от того, как онапроводится в дальнейшем (в те или иные периоды многолетней профессионально-трудовойдеятельности), во многом зависит и содержание ППФП, и ряд конкретных черт еерационального построения. В частности, от этого зависит состав используемыхсредств ППФП, так как входящие в нее виды физических упражнений включаютэлементы и варианты ранее выработанных форм движений и нередко аналогичны покоординационной основе двигательным действиям, осваиваемым в базовом курсефизического воспитания в аспекте общей физической подготовки (ряд циклическихлокомоторных упражнений, упражнения на поддержание равновесия тела взатрудняющих условиях, оперирование с различного рода предметами, поднимание ипереноску тяжестей и т. д.)

Воплощение принципаединства общей и профессионально-прикладной физической подготовки предполагаетвместе с тем определенное профилирование общей физической подготовкиприменительно к особенностям профессии как в период овладения ею, так и в годыпоследующей профессионально-трудовой деятельности. В зависимости от ееспецифики в этой связи целесообразно:

— усиливать те изкомпонентов общей физической подготовки, которые более других содействуютразвитию профессионально важных физических и связанных с ними способностей (помеханизму положительного переноса тренированности), соответственноперераспределяя время и усилия, затрачиваемые в различных ее разделах;

— в период становленияпрофессиональных двигательных навыков избегать в процессе общей физическойподготовки тех упражнений, которые могут негативно повлиять на формированиеданных навыков; для этого надо, конечно, отчетливо представлять закономерностиположительного и отрицательного переноса навыков, чтобы использовать эффектположительного переноса и не вызвать отрицательного;

— включать в общуюфизическую подготовку в достаточном объеме тренирующие нагрузки,противодействующие неблагоприятному влиянию на здоровье и дееспособностьпрофессиональной гиподинамии (особенно когда профессиональная деятельностьотличается крайне низким уровнем двигательной активности), а также избирательнонаправленные комплексы физических упражнений для профилактики и коррекцииотдельных отклонений в физическом состоянии и развитии организма, вероятных прихроническом воздействии неблагоприятных факторов и условий профессиональнойдеятельности. Речь здесь идет, в частности, о направленном и соответственно нормированномпо величине нагрузки использовании упражнений, избирательно стимулирующихразвитие тех жизненно важных физических качеств индивида, которые практическине проявляются либо мало проявляются в профессионально-трудовой деятельности, атакже упражнений, способствующих увеличению резистентности организма поотношению к негативному воздействию специфических внешнесредовых условий труда,упражнений для профилактики и корригирования нарушений осанки, возникающих всилу особенностей рабочих поз, и т. д.

Такое профилированиеобщей физической подготовки в определенном отношении сближает ее с ППФП. Но этосближение было бы неверно понимать как возможность замены одной из них другой.При том, что они тесно взаимосвязаны, в них решаются неоднозначные задачи разнымисредствами и методами. И тогда, когда общая физическая подготовка профилируетсяпо отношению к особенностям профессионального труда, она должна быть направленане только на реализацию сугубо утилитарных задач, но главным образом наобеспечение всестороннего физического совершенствования человека, какую быдеятельность он ни избрал в качестве своей профессии.

Информация о работе Средства и методические основы построения профессионально-прикладной физической подготовки