Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 11:13, реферат
Суть основных задач, решаемых в процессе профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП),студентов-экономистов заключается в том, чтобы:
1) пополнить и усовершенствовать индивидуальный фонд двигательных умений, навыков и физкультурно-образовательных знаний, способствующих освоению избранной профессиональной деятельности;
2) интенсифицировать развитие профессионально важных физических качеств и непосредственно связанных с ними способностей, обеспечить устойчивость повышенного на этой основе уровня дееспособности;
Введение
1.Сущность профессионально-прикладной физической подготовки
1.1Цели, задачи профессионально-прикладной физической подготовки и её необходимость
1.2Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки
1.3Требования к физической подготовленности трудящихся в различных сферах современного профессионального труда и тенденции их изменения
1.4Особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов по избранным направлениям
2.Средства и методические основы построения профессионально-прикладной физической подготовки
2.1Особенности состава средств профессионально-прикладной физической подготовки
2.2Основные черты методики и формы построения занятий в профессионально- прикладной физической подготовке
2.3Подвижные игры: организация и методические основы проведения
Заключение
Список использованных источников
Одна из основныхпроблем методики ППФП вытекает из необходимости обеспечить адекватное исистематическое моделирование требований, предъявляемых профессиональнойдеятельностью к функциональным возможностям организма, с постепеннымпревышением уровня этих требований. Здесь есть свое противоречие. Ясно, чтовполне точно и полно воспроизвести эти требования можно лишь путем выполнениятрудовых действий в режиме и условиях, характерных для профессионального труда,но если сам по себе он предъявляет сравнительно невысокие по интенсивности иузкие требования к физической дееспособности (что, как уже отмечалось,характерно для многих видов современного профессионального труда), то точноемоделирование их в процессе ППФП не позволит обеспечить необходимуюдейственность модельных упражнений как факторов увеличения функциональныхвозможностей. Именно поэтому моделирование требований профессиональной деятельностипри построении ППФП оправдано постольку, поскольку оно обеспечиваетэффективность используемых средств подготовки, и должно происходить сопределенными вариациями, способствующими не только адаптации кпрофессиональному труду, но и увеличению его результативности.
Принципиально модельноевоспроизведение
в процессе ППФП тех или иных требований
профессиональнойдеятельности имеет
тем большее значение, чем выше уровень
мобилизациидвигательных и других возможностей
организма, необходимых для ее результативногоосуществления.
Если эти требования весьма высоки (как,
например, вэкстремальных условиях профессиональной
деятельности военнослужащих, пожарных,водолазов,
испытателей авиационной техники), то
первоначально их приходитсямоделировать
с ограничениями, а затем постепенно увеличивать
нагрузки вмодельно-тренировочных упражнениях,
вплоть до превышения уровня аналогичныхпрофессиональных
нагрузок, чтобы создать своего рода запас
прочности поотношению к ним. В таких случаях
наиболее эффективным средством увеличенияфункциональных
резервов организма, мобилизуемых в.экстремальных
условияхпрофессиональной деятельности,
могут служить занятия соответствующимпрофессионально
Хотя степеньинтенсивности физических усилий в большинстве современных видовпрофессиональной деятельности сравнительно невысока и стабильна, в методикепостроения ППФП следует руководствоваться принципом постепенного приростатренирующих нагрузок, причем в той мере, в какой это нужно не только дляподготовки к конкретным профессионально-трудовым нагрузкам, но и для общегоподъема уровня функциональных возможностей организма, укрепления и сохраненияздоровья. Здесь так же, как и в физическом воспитании в целом, разумеется, неможет быть неких универсальных количественных норм прироста нагрузок, одинаковопригодных во всех случаях, поскольку границы целесообразного увеличения идинамика их зависят от многих переменных обстоятельств, в том числе от реальноскладывающегося суммарного объема нагрузок и режима занятий физическимиупражнениями в индивидуальном образе жизни (например, одни параллельно с ППФПуделяют массу времени и сил углубленным занятиям тем или иным видом спорта, а удругих основные занятия физическими упражнениями ограничиваются преимущественноили исключительно рамками ППФП).
В общем виде системазанятий по ППФП
при их организации в официальном порядке
регламентируетсяунифицированны
Нередко, особенно врамках обязательного курса физического воспитания в специальных учебныхзаведениях, урочные занятия, включающие материал ППФП, являются комбинированными. Профессионально-прикладные упражнения в них выполняются наряду супражнениями, используемыми в качестве средств общей физической подготовки,что, кроме прочего, обусловлено дефицитом учебного времени. В таких случаяхрациональная компоновка различных слагаемых занятия определяется по правилампостроения комплексного урока (гл. X; 2.2). При большой трудоемкости решаемыхзадач по формированию сложных профессионально-прикладных двигательных навыковили избирательному массированному воздействию на развитие профессиональноважных физических способностей предпочтительно не только отдельные занятия, нои серии их строить как однопредметные — сконцентрированные в основной частипреимущественно на реализации одной из таких задач. Соотношение однопредметныхи комбинированных занятий по курсу физического воспитания, включающему материалППФП, зависит во многом от общего бюджета времени, выделяемого на курс в целом,и сложности решаемых задач. Чем больше время и чем сложнее задачи, тем чащеследует практиковать однопредметные занятия; если же бюджет времени мал,целесообразно при одинаковых прочих условиях большую часть занятий делатькомбинированными.
В качестве одной из эффективныхформ
организации и интенсификации занятий
по ППФП практикуют соревнования впрофессионально-прикладных
упражнениях. Соревновательные формы
занятий наиболеешироко представлены,
естественно, в случае углубленной специализации
визбранном профессионально-прикладном
виде спорта. Система занятий при этомприобретает
характер специализированной спортивной
тренировки и регулярногоучастия в состязаниях,
что выдвигает особую проблему рациональногосбалансирования
спортивной, профессионально-
Немаловажную роль восуществлении ППФП могут играть и не сводимые к спортивным самодеятельныефизкультурные занятия, включающие профессионально-прикладные упражнения нарядус другими средствами физического самовоспитания в режиме повседневного быта иудлиненного активного отдыха (в частности, в форме ежедневной индивидуальнойзарядки, физкультурно-кондиционной тренировки, туристских походов). Понятно,что фактический вклад таких занятий в ППФП особенно зависит от степениприобщенности к физической культуре, понимания сути ППФП и методическойподготовленности к самостоятельному использованию ее средств и методов. Дляреализации некоторых задач, преследуемых в ППФП, могут быть использованы кромеуказанных и малые формы занятий, практикуемые в рамках производственнойфизической культуры (см. о них гл. X; 3.1). Хотя возможности их в этом отношениисравнительно узки, не следует пренебрегать ими, в частности при решении задач,предусматривающих выработку умения самостоятельно целесообразно регулироватьоперативную работоспособность в процессе трудовой деятельности, и задач попредупреждению регресса достигнутой в результате ППФП специфическойтренированности.
Таким образом,большинство принятых в системе физического воспитания и самовоспитания формзанятий может быть использовано в той или иной мере в целях ППФП. Вместе с темсодержание их определяется не только требованиями профессиональной деятельностии не замыкается на ней. ППФП непременно нужно рассматривать в единстве сдругими слагаемыми целостной системы воспитания и в зависимости от их характерав индивидуально-конкретном выражении находить наиболее оправданное на том илиином этапе соотношение различных форм занятий, позволяющих реализоватьличностно и социально значимые цели.
2.3 Подвижные игры:организация и методические основы проведения
Подвижные игры науроках физической
культуры применяют строго целенаправленно,
с учетомконкретных задач каждого отдельного
урока, его содержания, в тесной взаимосвязисо
всем изучаемым на уроках учебным материалом.
Важно подбирать наиболееэффективные
методы и методические приемы в организации
игровой деятельностиучеников, принимая
во внимание уровень их физической подготовленности,
Учащихся надо учитьиграть: практически показывать им наиболее целесообразные и экономные игровыеприемы, наиболее выгодные тактические действия, применяемые в различных игровыхситуациях. В ходе каждой игры ученикам надо разъяснять ее значение дляукрепления здоровья, для овладения учебным материалом по физической культуре.
Подвижные игры должныэффективно содействовать нормальному росту, развитию и укреплению важнейшихфункций и систем организма учащихся с учетом возраста, а также формированиюправильной осанки.
Особое значениеприобретает наличие достаточно четких правил, исключающих произвольноетолкование обязанностей и действий играющих. Точные правила упорядочиваютвзаимодействия играющих, устраняют случаи излишнего возбуждения, благоприятновлияют на проявление положительных эмоций у игроков.
Особенность методики проведенияподвижных игр на уроках физической культуры состоит в первую очередь в том, чтомежду подвижными играми и другими упражнениями, включаемыми в урок должна бытьобеспечена тесная организационно-методическая преемственность и взаимосвязь.Надо правильно определять место выбранной игры среди других упражнений иучитывать возможную ее длительность.
Подвижные игры,знакомые учащимся и не занимающие много времени, можно проводить, например, сцелью разминки перед упражнениями, которые связаны со значительными мышечныминапряжениями. После таких упражнений возможно проведение относительно спокойныхигр. Подвижные игры с бегом, прыжками, включаемые перед упражнениями,требующими большой концентрации внимания, точности движений, могут затруднятьпоследующее успешное выполнение подобных упражнений.
При организацииподвижных игр необходимо
тщательно следить за санитарно-
Содержательнаянаправленность практического использования игрового материала на урокахфизической культуры заключается прежде всего в следующем:
1. Если на проводимомуроке решается
задача развития силы, то в него очень
выгодно включатьвспомогательные и подводящие
игры, связанные с кратковременнымискоростно-
2. Для развитиякачества быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакцийна зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Эти игры должны включать в себяфизические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками,стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции вкратчайший срок и другими двигательными актами, направленными на сознательное ицелеустремленное опережение соперника.
3. Для развитияловкости необходимо использовать игры, требующие проявления точной координациидвижений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде,обладания определенной физической сноровкой.
Для развитиявыносливости надо находить игры, связанные с заведомо большой затратой сил иэнергии, с частыми повторами составных двигательных операций или спродолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правиламиприменяемой игры.
Заключение
Большинство исследователей указывают, что высокой эффективности при воспитании профессионально- прикладных физических качеств можно достичь с помощью весьма разнообразных средств физической культуры и спорта. При этом применяемые в процессе ППФП специальные прикладные упражнения —это те же обычные физические упражнения, но подобранные и организованные в полном соответствии с ее задачами.
В настоящее время еще не существует специальной классификации физических упражнений, ориентированной на задачи ППФП специалистов различных профессиональных групп, поэтому в каждом отдельном случае этот вопрос должен решаться самостоятельно.
Однако при подборе средств физического воспитания в целях ППФП имеет смысл провести более дифференцированную их группировку, что позволит более направлено и избирательно использовать эти средства в процессе физического воспитания студентов.
Такими группами средств ППФП студентов можно считать: прикладные физические упражнения и отдельные элементы из различных видов спорта; прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие рационализацию учебного процесса по разделу ППФП.
Прикладные физические упражнения, и отдельные элементы из различных видов спорта могут в сочетании с другими упражнениями обеспечить воспитание необходимых прикладных физических и специальных качеств, а также освоение прикладных умений и навыков.
Список использованных источников
1. В. И. Попов, М. И. Попов, В. В. Жеванов Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов-экономистов ДОННАСА.
2. Раевский Р. Т.Профессионально-прикладная
подготовка студентов
3. Иванов Г. Д. Профессионально- прикладная физическая подготовка студентов. Алма-Ата, 1998.
4. Баранов В.В. Физическая культура: учебник, Оренбург 2009 – 289с.