Средства и методы общей и специальной физической подготовки в горных видах спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: обосновать педагогические основы общей и специальной физической подготовки, раскрыть организацию и методику применения разнообразных средств и методов общей и специальной физической подготовки в горных видах спорта.
Задачи:
Изучить теоретический материал об основах общей и специальной физической подготовки горных видов спорта;
Раскрыть содержание средств и методов общей и специальной физической подготовки альпинистов и горных туристов;
Раскрыть содержание средств и методов общей и специальной физической подготовки спортсменов-горнолыжников.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3
Глава I. Средства и методы общей и специальной физической подготовки в горных видах спорта…………………………………………………………

5
1.1 Основные положения спортивной тренировки
в горных видах спорта……………………………………………………........

5
1.2 Средства и методы спортивной тренировки……………………………..
8
Выводы по I главе……………………………………………………………...
17
Глава II. Физическая подготовка альпинистов и горных туристов………...
18
2.1 Характеристика физической подготовки
альпинистов и горных туристов………………………………………………

18
2.2 Общая физическая подготовка……………………………………………
19
2.3 Специальная физическая подготовка…………………………………….
24
Выводы по II главе……………………………………………………………..
25
Глава III. Общая и специальная физическая подготовка
спортсменов-горнолыжников…………………………………………………

26
3.1. Общая характеристика физической подготовки
спортсмена-горнолыжника……………………………………………………

26
3.2 Специальная физическая подготовка спортсмена-горнолыжника……..
30
Выводы по III главе……………………………………………………………
41
Заключение…………………………………………………………………......
42
Список использованных источников……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

Ловкость довольно общее понятие, которое в спортивной практике нередко именуется как «координационные способности».

Развитие координационных способностей связано с наличием у спортсмена запаса сформированных двигательных навыков. Для расширения этого запаса, в тренировках применяется широкий круг двигательных действий из различных видов спорта: акробатики, гимнастики, легкой атлетики, лыжного и горнолыжного спорта, спортивных игр. Для совершенствования координации и точности движений в тренировки включаются все усложняющиеся задания, требующие строгого соблюдения заданных пространственных и временных параметров движения. Также, усложняются условия выполнения упражнений за счет: уменьшения площади, увеличения высоты и подвижности опоры; исключения движений руками, облегчающих выполнение упражнений; увеличения темпа выполнения упражнения.

Различный уровень развития физических качеств у представителей одного и того же вида спорта, приводит к различию в стиле исполнения упражнений и к технической индивидуальности каждого спортсмена. Многолетняя специализация накладывает значительный отпечаток на спортсмена. Как правило, даже по походке и внешнему виду спортсмена, можно определить его специализацию и даже особенности его техники.

Помимо упомянутых физических качеств каждый спортсмен развивает  особое комплексное качество, которое  можно назвать «компенсаторные» способности. Недостаток развития какого-либо одного качества спортсмен может компенсировать за счет развития другого качества. Так, например, недостаток силы он может компенсировать развитием выносливости, а недостаток скорости - координацией движений,

Естественно, что компенсация касается не только отдельных физических качеств, но и в целом различных видов подготовки (физической, технической, психологической). Так, недостаток физической подготовки опытный спортсмен компенсирует за счет тактического мастерства, а техническую неподготовленность молодой спортсмен может компенсировать за счет усиленной физической подготовки и волевых качеств (упорства, терпения). И так далее. [2,3]

 

Выводы по I главе:

 

Основу содержания спортивной тренировки составляет физическая подготовка спортсмена. Она неразрывно связана с повышением общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонним физическим развитием. В процессе правильно организованных занятий физическими упражнениями воспитываются такие моральные и волевые качества, как организованность, сознательная дисциплина, инициативность, находчивость. При выполнении физических упражнений занимающиеся преодолевают большие или меньшие трудности, сознательно и умело создаваемые инструктором, ведущим занятие, что способствует воспитанию решительности, смелости, настойчивости, мужества. Решение этих задач и создает основу для достижения высокого спортивного мастерства.

К основным средствам  относятся упражнения: обще-подготовительные, специально-подготовительные и соревновательные. Наиболее разнообразна группа общеподготовительных упражнений. В нее входят упражнения как совпадающие с избранным видом спорта, так и не совпадающие. Общеподготовительные упражнения способствуют всестороннему развитию спортсмена. Специально-подготовительные упражнения, в основном, совпадают по направленности с избранным видом спорта. Соревновательные упражнения являются основой для создания специфических условий избранного вида спорта.

Методы спортивной тренировки - это специальные способы организации  тренировочных занятий, позволяющие развивать у спортсмена требуемые качества. К методам спортивной тренировки относятся: методы строго регламентированного упражнения, методы круговой тренировки, методы интервальной тренировки, игровой метод, общепедагогические методы.

ГЛАВА II.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

АЛЬПИНИСТОВ И ГОРНЫХ ТУРИСТОВ

2.1 Характеристика физической подготовки

 альпинистов и горных  туристов

 

Одним из условий достижения успехов в альпинизме и горном туризме является обеспечение высокого уровня физической подготовленности. Чем лучше физическая подготовленность, тем более высоких результатов может добиться спортсмен.

Формирование  двигательных навыков связано с  необходимостью совершенствования силы, гибкости, координационных способностей, увеличения выносливости к динамическим и статическим усилиям, работоспособности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.

Альпинистам и горным туристам нужна как общая, так  и специальная физическая подготовка, причем первая служит базой для развития второй, которая, в свою очередь, способствует овладению всеми техническими приемами в альпинизме.

Соотношение общей и специальной физической подготовки, а также их конкретное содержание меняются в процессе многолетних занятий спортом. Основная тенденция при этом состоит в постепенном возрастании удельного веса специальной подготовки по мере спортивного совершенствования, что, однако, не означает обязательного сокращения количества времени на ОФП. На отдельных этапах подготовки возможны различные варианты соотношения этих видов, в том числе и временное увеличение объема ОФП, что зависит от конкретных особенностей каждого этапа. [8]

 

 

 

 

2.2 Общая физическая подготовка

 

Каждое двигательное качество обладает специфичностью. Это значит, что двигательные качества, воспитанные в процессе занятий в одном из видов спорта, проявляются в большей мере именно в этом виде. Акробат наиболее полно проявляет свои качества именно в акробатике. Он может проявить их также в каких-либо простых по координации движениях, но не в других видах спорта.

Таким образом, для альпиниста положительными будут  те упражнения, которые имеют сходство с техническими приемами в альпинизме.

Сила  и ее развитие. Сила — это способность человека оказывать и преодолевать сопротивление. Сила бывает динамической и статической.

Динамическая сила проявляется  в движениях, выполняемых с преодолевающим и уступающим усилиями.

Статическая (изометрическая) сила проявляется  тогда, когда человек пытается преодолеть сопротивление, превосходящее его возможности, или напрягает мышцы для сохранения определенной позы, т. е. во всех случаях, когда мышцы напряжены, но движения нет. Статические упражнения способствуют развитию силы так же, как и динамические, но в меньшей степени вызывают рост мышечной массы, увеличение массы тела.

Для развития силы используются упражнения с отягощениями (гантели, штанга, рюкзак с песком, бревна, набивные мячи и др.).

При развитии динамической силы необходимо руководствоваться такими положениями:

1. Применять физические  упражнения, структура которых близка к технике альпинистских приемов.

2. Наибольшее внимание  уделять развитию мышц живота  и спины.

3. Чередовать  упражнения, способствующие развитию  силы различных групп мышц. Начинать с упражнений для развития более мелких групп мышц.

4. Регулировать нагрузку, изменяя массу отягощения, величину сопротивления, амплитуду и скорость движений, количество и темп повторений.

Быстрота  и ее развитие. Качество быстроты в спорте включает: собственно скорость движений, частоту их и быстроту двигательной реакции. Важную роль в быстроте движений и действий играют волевые усилия спортсмена, его психологическая настройка.

Каждому альпинисту и горному туристу необходима скорость действий в работе с веревкой, при прохождении отдельных мест (коротких участков, на которых возможны камнепады и лавины), в организации страховки,  изготовлении средств транспортировки и, наконец,  «взрывная»   скорость,  без которой невозможно сделать быстрого задержания в случае срыва товарища. В спортивном скалолазании и ледолазании быстрота является решающим элементом успеха.

Результаты исследований показывают, что быстрота двигательной реакции является надежным показателем, характеризующим тренированность спортсмена.

Наиболее  эффективными средствами для развития быстроты реакции являются: баскетбол, настольный тенис, слалом, различные движения по сигналам. Но всякий ответ на любое раздражение требует внимания, так как движение в горах всегда связано с частыми изменениями окружающей обстановки. [2]

Выносливость  и ее развитие. Выносливость — это способность человека к продолжительной и эффективной работе (физической деятельности), т. е. способность продолжительное время эффективно реализовать свою силу, быстроту, ловкость.

Говоря о  выносливости, нельзя не упомянуть  об утомлении. Выполняя какую-либо напряженную работу, спортсмен через некоторое время ощущает утомление. Со стороны это можно объективно отметить по ряду таких признаков, как неуверенная ходьба, напряжение мимической мускулатуры, обильное потоотделение. Но, несмотря на это, человек может некоторое время сохранять прежнюю интенсивность работы благодаря большим волевым усилиям.

Двигательная  деятельность человека многообразна, поэтому характер и механизм утомления могут быть различными. Так, например, высокая выносливость при выполнении направленных упражнений не говорит о столь же высокой выносливости в упражнениях общего воздействия.

К физическим упражнениям, используемым для развития общей выносливости, относятся:

1. Циклические  упражнения, выполняемые в обычных  и затрудненных условиях: бег по стадиону и полю, в гору, по песку, по глубокому снегу, на лыжах.

2. Спортивные  игры и др.

Для развития силовой  выносливости используется серия повторных и повторно-переменных упражнений силового характера. Движения должны выполняться в среднем темпе, чтобы добиться известного равновесия между процессами затраты энергетических ресурсов и их восстановления.

При развитии всех форм выносливости необходимо руководствоваться такими положениями:

1. Вначале развивают  общую выносливость и лишь затем скоростную или силовую.

2. Регулировать нагрузку  на организм нужно, исходя главным образом из показателей ЧСС и самочувствия занимающихся.

Решение этих задач невозможно без большой по объему однообразной работы, в процессе которой обязательно приходится повторять упражнение, несмотря на наступившее утомление. В связи с этим возникают особые требования к волевым качествам занимающихся. Воспитание выносливости осуществляется в единстве с воспитанием трудолюбия, готовности переносить большие нагрузки.

Гибкость и  ее развитие. Гибкость — это способность к движениям с большим размахом в определенных соединениях звеньев тела.

Гибкость  зависит от врожденных особенностей в строении опорно-двигательного аппарата, возраста, тренированности. Хорошая гибкость — одно из условий успеха в альпинизме.

Для развития гибкости используются:

1. Элементарные движения, выполняемые махом, маятнико-образно  или пружинисто с расслабленной  мускулатурой и с максимальной амплитудой, допускаемой в данном суставе.

2. Принудительное увеличение амплитуды движений с помощью партнера.

3. Статические положения  в возможно больших степенях  растягивания.

Упражнения  для развития гибкости доступны и  необходимы как в молодом, так и в пожилом возрасте.

Ловкость  и ее развитие. Ловкость — это способность человека выполнять сложные по координации двигательные действия, а также быстрые и рациональные движения во внезапно возникающих ситуациях. [3]

В практике горовосхождений  ловкость нередко решает успех выполнения того или иного действия, а иногда и спасают жизнь свою или товарищей. Ловкость особенно необходима тогда, когда возникает двигательная задача, требующая быстроты ориентировки и безотлагательного, порою мгновенного решения и действия. Если альпинист обладает хорошей ловкостью, он сумеет вовремя  соответствующей   поправкой   восстановить  равновесие, исправить положение и тем самым выйдет победителем из возникшего для него затруднительного положения.

Для развития ловкости занимающиеся должны использовать такие упражнения, которые требуют мгновенной находчивости, быстрого решения. Занимающимся, которые легко справляются с одной поставленной задачей, следует предлагать такие упражнения, в которых ловкость должна проявляться непрерывно в виде решения многих двигательных задач, возникающих в процессе самого движения. Это игра в баскетбол, где прекрасно развивается быстрота и ловкость движений, игра в пятнашки, теннис, мини-футбол, волейбол с применением 2—3 мячей одновременно, парная игра в бадминтон и др.

Характеристика  устойчивого равновесия и методика его развития. Устойчивое равновесие выражается в сохранении уравновешенного положения тела в различных позах и движениях. Устойчивое равновесие необходимо при страховке, рубке ступеней, при переходе по узким перемычкам и различного рода переправам. Основным принципом, определяющим подбор упражнений и методику этого раздела, будет: уменьшение площади опоры и ее высоты с максимальным набором специфических движений и положений, встречающихся в практике альпинизма и горного туризма. Кроме того, могут быть использованы такие упражнения, как ходьба и бег по рейке гимнастической скамейки, установленной под различным углом наклона и на различной высоте; ходьба и бег по бревну с препятствиями на пути и с партнером на спине; передвижение по подвижной опоре; ходьба на ходулях.

Информация о работе Средства и методы общей и специальной физической подготовки в горных видах спорта