Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:31, автореферат
Попеременный двухшажный ход является основным способом передвижения, изучению которого в школе уделяется основное внимание. Он очень часто применяется при передвижении на лыжах в разнообразных условиях скольжения и рельефа местности и имеет большое прикладное значение. Наиболее эффективен этот ход на равнине при плохих и средних условиях скольжения, на пологих подъемах (до 2°) при любом скольжении, а также на подъемах большой крутизны (до 5°) при хороших и отличных условиях скольжения и сцепления лыж со снегом.
1.Виды лыжных ходов. 3
2.Техники лыжных ходов.
А) Методика обучения попеременному двухшажному ходу. 4-6
Б) Попеременный четырехшажный ход. 6-7
В) Одновременный бесшажный ход 7-10
Г) Одновременный одношажный ход 10-15
Список литературы.
Техника обучения лыжных ходов.
Реферат по физкультуре
Содержание.
1.Виды лыжных ходов.
2.Техники лыжных ходов.
А) Методика обучения попеременному двухшажному ходу. 4-6
Б) Попеременный
четырехшажный ход.
В) Одновременный бесшажный ход
Г) Одновременный
одношажный ход
Список литературы.
Виды лыжных ходов.
Лыжные ходы разделяются по способу отталкивания на попеременные (отталкивание палками попеременное) и одновременные (отталкивание палками одновременное). По числу шагов выделяют попеременный двухшажный и одновременные одношажный и бесшажный ходы.
Попеременный двухшажный ход
Попеременный двухшажный ход применяется на равнинных участках дистанции и отлогих склонах (до 2°) при плохом и хорошем скольжении; а при особо благоприятных условиях и на средних склонах (до 5°).
Попеременный четырехшажный ход.
Попеременный четырехшажный ход. Цикл хода состоит из четырех скользящих шагов. На первые два шага лыжник поочередно выносит палки вперед, на третий и четвертый шаг делает два попеременных толчка палками.
В этом ходе ноги двигаются
как в обычном скользящем шаге
— не прерывно и равномерно.
Первые два скользящих шага, без
толчков палками, несколько
Одновременный бесшажный ход
Одновременный бесшажный ход применяется на равнинных участках при отличном скольжении и при хорошем скольжении на уклонах, т.е. на склонах, на которых применяется лыжный ход, так как свободный спуск слишком медленный.
Одновременный одношажный ход
Одновременный одношажный ход применяется на равнинных участках и на отлогих подъемах при хорошем скольжении, а также на уклонах при удовлетворительном скольжении.
Лыжные техники.
Методика обучения попеременному двухшажному ходу
Попеременный двухшажный ход является основным способом передвижения, изучению которого в школе уделяется основное внимание. Он очень часто применяется при передвижении на лыжах в разнообразных условиях скольжения и рельефа местности и имеет большое прикладное значение. Наиболее эффективен этот ход на равнине при плохих и средних условиях скольжения, на пологих подъемах (до 2°) при любом скольжении, а также на подъемах большой крутизны (до 5°) при хороших и отличных условиях скольжения и сцепления лыж со снегом.
В цикл движений попеременного двухшажного хода входят два скользящих шага и сопровождающие их толчки разноименными палками.
При изучении попеременного двухшажного хода основное внимание обращается на освоение общей схемы движений, на согласованность в работе рук и ног. Для этого помимо упражнений, применяемых для изучения скользящего шага , используется целостный метод обучения с исправлением ошибок в цикле хода.
Обучение попеременному двухшажному ходу проходит на учебных кругах и лыжнях как на равнине, так и с включением пологих подъемов (до 3-4°). При передвижении в такие подъемы школьники добиваются лучшей согласованности в работе рук и ног. Для лучшего контроля за техникой целесообразно распределить учеников по группам в зависимости от степени владения передвижением на лыжах. Более слабая группа располагается на внутреннем кругу учебной площадки, более подготовленные передвигаются по наружной лыжне. На учебном кругу учитель, как правило, не останавливает весь класс, если не видит грубых ошибок у большинства учеников, а ограничивается замечаниями в адрес отдельных занимающихся. Можно остановить школьника, объяснить ему причину ошибки, при необходимости следует вновь показать движение. Весь класс останавливается только при неверном выполнении движений целым рядом учеников или при показе и объяснении нового упражнения или движения. При изучении техники необходимо последовательно акцентировать внимание учащихся на важнейших элементах хода. Не следует сразу указывать на ряд мелких ошибок, что затрудняет их исправление, так как внимание учеников в этом случае будет рассеиваться.
При изучении этого хода у школьников наиболее часто встречаются следующие ошибки:
Передвижение на прямых ногах - короткий скользящий шаг, слабый толчок почти прямой ногой. Исправление этой ошибки начинается с повторения посадки при скользящем шаге, изучения более низкой посадки, скольжения на более согнутой ноге. Особое внимание следует обратить на подседание перед толчком и энергичный перекат над стопой.
Двухопорное скольжение может быть вызвано двумя причинами - ранней загрузкой маховой ноги в связи с неверно усвоенным движением или плохо развитым чувством равновесия, что приводит к быстрому опусканию лыжи на снег и ее загрузке.Для устранения этой ошибки применяются упражнения для развития равновесия и более активного переноса массы тела с одной лыжи на другую. С этой целью можно применить имитационные упражнения на месте и различные упражнения для освоения скользящего шага без палок.
"Подпрыгивающий" ход
- вертикальные колебания,
Незаконченный толчок палкой. Причиной возникновения этой ошибки может быть неверная подготовка петли у палки. Как слишком длинная, так и слишком короткая петли приводят к изменению хвата - палка зажимается в кулак, поэтому рука полностью не распрямляется.Устранение этой причины, как правило, приводит к исправлению ошибки. Необходимо также научить школьников более низкому проведению кисти при отталкивании и полному выпрямлению руки в локтевом суставе.
При обучении школьников часто могут возникнуть и другие, менее грубые ошибки: отведение локтя в сторону при постановке палки, вынос палки слишком согнутой рукой, чрезмерные вертикальные колебания туловища, слабый и незаконченный толчок ногой, активное сгибание ноги назад-вверх после окончания толчка, неправильное положение головы (опущенная или запрокинутая) и т.д. Овладев техникой и теорией попеременного двухшажного хода и методикой обучения, учитель должен обнаружить эти ошибки и объяснить ученикам, указать пути их устранения.
В дальнейшем при совершенствовании попеременного двухшажного хода в целом необходимо обратить внимание учащихся на выполнение следующих основных требований:
Мягкая и постепенная загрузка мышц в начале свободного скольжения; недопустимы постановка лыжи ударом и слишком длинный выпад.
Маховые движения выполняются быстро и почти выпрямленными ногой и рукой и начинаются в момент постановки противоположной палки на снег; мах ногой усиливается поворотом таза.
Энергичное выполнение подседания перед отталкиванием ногой с одновременным усилением нажима на палку.
Постановка палки на снег с наклоном вперед энергичным движением, с немедленным давлением вниз; усиление отталкивания палкой за счет увеличения наклона туловища ("навал"): жесткая передача усилия с палки на скользящую лыжу; при окончании отталкивания рукой рука и палка - одна прямая линия.
Указанные требования объясняются ученикам в процессе совершенствования хода, акцентируется внимание на их выполнение. Однако в отдельном занятии достаточно указать на 2-3 отдельных элемента движения, в которых ученики допускают наиболее заметные ошибки. Попытка сразу предъявить все требования не даст желаемого результата, так как внимание школьников будет рассеиваться.
Успешное овладение техникой попеременного двухшажного хода облегчит изучение учащимися и других способов передвижения на лыжах, так как скользящий шаг является основным элементом и других ходов (кроме бесшажного).
Попеременный четырехшажный ход.
Цикл хода состоит
из четырех скользящих шагов.
На первые два шага лыжник
поочередно выносит палки
В этом ходе ноги
двигаются как в обычном
Началом цикла (первый шаг) можно
считать одноопорное
Со вторым шагом (правой ногой — толчок левой ногой) начинается вынос левой руки и продолжается вынос правой. Лыжник скользит на правой лыже, туловище наклонено и повернуто направо.
С третьим шагом (левой ногой — толчок правой ногой) ставится на снег правая палка и продолжается вынос левой руки. Лыжник скользит на левой лыже, туловище наклонено и повернуто налево.
С четвертым шагом (правой ногой — толчок левой ногой), опережая толчок ногой, заканчивает толчок палкой правая рука и ставится на снег левая палка. Лыжник скользит на правой лыже, наклонив и повернув туловище направо. Перед первым шагом следующего цикла (левой ногой — толчок правой ногой), также опережая толчок ногой, заканчивается толчок палкой левой рукой и начинается вынос правой рукой.
После первого шага следующего цикла лыжник Скользит в исходном положении, с которого было начато описание движения. Наиболее сложным в этом ходе является согласование движений рук. Каждая рука делает толчок на один скользящий шаг, а вынос на три скользящих шага. Поэтому движения рук при выносе должны быть плавными, равномерными и более медленными.
После отбрасывания
назад рука выносится вперед,
будучи почти выпрямленной, кисть
опускается вниз, а кольцо палки
взлетает сзади вверх.
Толчок каждой палкой значительно опережает толчок ногой. Поэтому при подсчете шагов удобен следующий счет: «раз», «два», «три-и», «четыре-и». На счет «и» приходятся толчки палками, которые опережают толчки ногой. Каждый толчок палкой в основной своей части приходится на одноопорное скольжение на разноименной лыже.
Так как толчки каждой палкой производятся один раз на четыре шага, руки имеют много времени для отдыха и могут делать довольно сильные толчки, если достаточна опора для палок.
При поперечном выносе палок важно так нести кисть, чтобы кольцо палки не уходило от лыжи далеко в сторону. С целью удлинения переноса палки вынос ее начинается опусканием кисти почти выпрямленной вниз руки. При продолжении выноса кисть, делая плавное движение поперек груди к противоположному плечу, помогает кольцу палки подняться вверх-вперед над носком лыжи.
Движения туловища помогают поперечному выносу папки, поддерживанию равновесия при одноопорном скольжении (особенно в первых двух шагах цикла) и толчку палкой.
В попеременном четырехшажном ходе сохраняется достаточно низкая посадка. При отталкивании палками делается их низкая проводка.
Возможен также и продольный вынос палок в этом ходе, тогда кисти рук делают движения вдоль лыжни, а не поперек груди. Шаги при таком ходе короче, повороты туловища меньше, а посадка выше.
Попеременный четырехшажный ход применяется, когда толчки палками малоэффективны, — в глубоком снегу, при плохом скольжении, иногда при длительных отлогих подъемах. На глубоком снегу удобнее применять этот ход с продольным выносом палок.
Давая меньшую нагрузку рукам, этот ход выгоден при движении с грузом. Он применяется также на неровной лыжне, иногда в кустах и между деревьями, при пропуске очередного толчка палками в попеременном двухшажном ходе. Перед большими подъемами этот ход невыгоден, так как дает большую нагрузку для мышц ног, которым перед подъемом надо отдохнуть.
Одновременный бесшажный ход.
Применяется на равнинных
участках при отличном
Лыжник скользит стоя на двух лыжах, отталкиваясь одновременно обеими палками.
В цикле хода различают две фазы:
Фаза I A — свободное скольжение на двух лыжах. Начинается в момент окончания отталкивания палками и заканчивается в момент постановки палок на снег после их выноса. В момент отрыва палок от снега руки и палки вытянуты в прямую линию, туловище наклонено вперед до горизонтального положения (плечевые суставы на одном уровне с тазобедренными), ноги слегка согнуты в коленных суставах (около 160°), отклонены назад (до 70°), опора на каблуки ботинок. Скользя на двух лыжах, распределяя на них вес тела равномерно, лыжник сначала поднимает по инерции расслабленные руки вверх, но не выше спины. Далее начинает движение выпрямленными руками вниз-вперед-вверх, в то же время плавно уменьшая наклон туловища (до 50—60°). Руки поднимаются вперед кистями не выше плечевых суставов, кольца палок сзади кистей. Движением туловища в тазобедренных суставах (наклон туловища до 40°) сильным ударом палки втыкаются в снег.