Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 09:55, контрольная работа
Цель работы - ознакомиться со способами улучшения производительности человека.
Задачи работы – рассмотреть виды утомления при физической деятельности, и фазы восстановления, определить причины их возникновения, рассмотреть признаки утомления при умственной работе определить симптомы и способы восстановления.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что профилактика и восстановление организма при физической и умственной деятельности являются необходимыми процедурами.
Введение……………………………………………………………………….......3ГЛАВА I. Утомление и восстановление при физической работе……………..4 1.1 Виды утомления при физической работе…………………………………....4 1.2 Восстановление при физической работе.…………………………………....6 ГЛАВА II. Утомление и восстановление при умственной работе………….....8 2.1 Внешние признаки утомления при умственном труде. …………………....8 2.2 Восстановление умственной работоспособности………………………....12 Заключение ………………………………………………………………………15 Список используемой литературы ……………………………………………..16
Таблица 2
Характеристика степеней утомления (по К.К. Платонову)
Степень переутомления | ||||
Симптомы |
начинающиеся |
легкое |
выраженное |
тяжелое |
Снижение дееспособности |
Малое |
Заметное |
Выраженное |
Резкое |
Появление усталости |
При усиленной нагрузке |
При обычной нагрузке |
При облегченной нагрузке |
Без видимой нагрузки |
Эмоциональные сдвиги |
Временное снижение интереса к работе |
Временами неустойчивость настроения |
Раздражительность |
Угнетение, раздражительность |
Расстройство сна |
Труднее засыпать, просыпаться |
Трудно засыпать или просыпаться |
Сонливость днем |
Бессонница |
Снижение умственной работоспособности |
Нет |
Трудно сосредоточиться |
временами забывчивость |
Заметное ослабления внимания и частые головные боли потея аппетита |
Вегетативные сдвиги
|
Временами тяжесть в голове |
Часто тяжесть в голове |
Временами головные боли, снижение аппетита |
Заметное ослабления внимания и частые головные боли потея аппетита |
|||
Профилактические меры |
Упорядочение отдыха физическая культура |
Отдых, физическая культура |
Организованный отдых, уход в отпуск |
лечение |
Таким образом, умственная деятельность, связанная с психическими напряжениями, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний.
Все сказанное подчеркивает значение правильной организации умственного труда, обязательного использования дополнительных физических нагрузок. Рационально подобранный режим рабочего дня, послерабочий отдых, физкультурно-спортивные занятия существенно помогут в снятии утомления и профилактике невротических и психологических заболевании.
2.2Восстановление умственной работоспособности.
Любая деятельность сопровождается процессами утомления и восстановления. Утомление является специфическим раздражителем восстановительных процессов. С физиологической точки зрения особенностью восстановления является то, что внешняя деятельность человека уже прекращена внутренняя деятельность организма по компенсации рабочих затрат еще продолжается.
Восстановительные процессы протекают непосредственно при выполнении работы. Например, активизируются окислительные реакции, обеспечивающие ресинтез богатых энергией химических веществ. После окончания работы интенсивность восстановления значительно возрастает, благодаря чему работоспособность достигает не только до рабочего уровня, но в течение некоторого времени даже превосходит его феномен сверхвосстановления. Чем интенсивнее развивается утомление но не переходит в переутомление, тем более интенсивными становятся процессы восстановления.
Умственный труд, независимо от того, в деятельности каких органов он находит свое внешнее выражение, сопряжен с большой работой корковых систем головного мозга. Интенсивная умственная работа связана с расходованием ресурсов нервных клеток мозга, их "функционального потенциала" /Г.В. Фольборт/.«Физиология человека» А.С. Солодков Е.Б. Сологуб.c75. Усиление расходования ресурсов стимулирует активность процессов восстановления по ходу работы. Если расходование начинает значительно преобладать, появляется охранительной торможение, оберегающее нервные клетки от дальнейшего истощения и усиливающее восстановительные процессы, особенно после завершения работы. Отдых восстанавливает работоспособность нервных клеток.
Чередование работы и отдыха является важным условием плодотворной интеллектуальной деятельности. Задача отдыха - восстановить оптимальное соотношение основных нервных процессов: возбуждения и торможения. Пассивный отдых незаменим для ночного сна, когда не только ликвидируется накопившееся за день утомление, но и происходит "текущий ремонт" интенсивно работавших органов и тканей. Отдыхом может быть не только прекращение на время целенаправленной деятельности, но и чередование занятий, например, переход от чтения специальных книг к поэзии или от вычислительных операций к чертежным работам. Эффективны также формы отдыха, которые будучи новыми раздражителями, вызывают переключение корковых процессов на новые мозговые структуры: кино, театр, спорт, хобби и т.д. Установлено, что владельцы домашних животных, птиц, рыбок обладают лучшим физическим и психическим здоровьем, чем те, у кого их нет.
Наиболее эффективной формой отдыха считается отдых активный. Впервые значение активного отдыха научно обосновал И.М. Сеченов. Он обратил внимание на то, что сила руки после утомления восстанавливается быстрее, если другой, неутомленной рукой выполнять нетрудную работу. В дальнейшем ученые установили, что активный отдых применим не только к физической, но и к умственной работе. Особая роль здесь принадлежит мышечной деятельности, в процессе которой в работу вовлекаются нервные центры, отличные от тех, которые задействованы при различных формах интеллектуальной деятельности. Переключение с умственной работы на физическую позволяют, во-первых, сохранять и улучшать деятельность организма в целом, во-вторых, совершенствовать координационные механизмы в его функционировании.
Для рациональной организации умственного труда большое значение имеет выделение и использование перерывов /пауз/ для отдыха. Значение пауз не ограничивается только уменьшением накопившегося утомления. В таком случае было бы безразлично, когда и сколько времени отдыхать. Во время отдыха происходит изменение взаимодействия между процессами возбуждения и торможения с преобладанием последнего, которое является важным условием восстановления рабочих потенциалов в нервных клетках, где во время работы происходила усиленная физиологическая деятельность. Углубление торможения в клетках мозга достигается при выполнении мышечной работы в виде физических упражнений во время пауз (физкультпауз) оказывает вдвое больший эффект на восстановление умственной работоспособности, чем пассивный отдых вдвое большей продолжительности.
В физиологии труда выделяют три разновидности пауз для отдыха:
А) микропаузы от нескольких секунд до полминуты,
Б) короткие паузы от 30с до 5 мин,
В) продолжительные паузы свыше 5 мин.
При этом имеется в виду, что работа и отдых выступают как единая система трудового цикла. Для восстановления работоспособности более длительные паузы менее целесообразны, чем короткие паузы после каждого цикла работы. Длительные паузы в процессе работы приводят к угасанию рабочей доминанты и для последующего продолжения работы в этом случае необходим вновь период врабатывания.
Физические упражнения, используемые в паузах для отдыха, подбираются таким образом, чтобы их сложность и интенсивность максимально соответствовали напряженности умственной деятельности: чем утомительнее работа, тем меньшей должна быть интенсивность мышечной нагрузки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В наш век атома и кибернетики умственный труд все больше вытесняет физический или тесно сливается с ним. Но, как я старался показать, напряженный умственный труд требует очень хорошей физической подготовки человека.
“Всю мою жизнь, - писал И.П.Павлов, я любил и люблю умственный труд, и физический, и, пожалуй, даже больше второй. А особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, т.е. соединял голову с руками” Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов М.: Высшая школа, 1978. - С. 199..
Основатель дела физического воспитания в России выдающийся врачи педагог П.Ф. Лесгафт неоднократно подчеркивал, что несоответствие слабого тела и развитой умственной деятельности - “тела и духа” рано или поздно скажется отрицательно на общем состоянии и здоровье человека. “Такое нарушение гармонии… писал он, - не остается безнаказанным - оно неизбежно влечет за собой бессилие внешних проявлений: мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике”. «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте»: учебное пособие. – М.: ИЦ «Академия», 2008. Железняк Ю. Д.c23.
Многие считают, что поддерживать высокую умственную работоспособность помогает специальная “гимнастика мозга”. Речь идет о так называемой стойке на голове. Это упражнение в сочетании с ритмичным сгибанием и разгибанием ног в коленных и тазобедренных суставах не только усиливает приток крови к клеткам мозга, укрепляет сосуды, но еще и способствует оттоку венозной крови от нижних конечностей и тазовых органов, т.е. является важным средством профилактики варикозного расширения вен, геморроя, почечно- каменной болезни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Баранов В. А., Венглинский Г. П., Столяр К. Э. Теория и практика физической культуры в вузе: учебное пособие. – М.: РГТЭУ, 2004.
2.Голощапов Б.Р. История физической культуры: учебное пособие. М.: Академия, 2007.
3.Дубровский В.И. «Физиология физического воспитания и спорта».
4..Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов М.: Высшая школа, 1978. - С. 199..
5..Каталог образовательных ресурсов / Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту (http://www.edu.ru/).
6.«Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте»: учебное пособие. – М.: ИЦ «Академия», 2008. Железняк Ю. Д.
7.«Физиология человека» А.С. Солодков Е.Б. Сологуб.
8.Физическая культура студента: Учебник для студентов высших учебных заведений /Под общей редакцией В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2009.
9. Чикуров А.И. «Физическая культура» .
Информация о работе Утомление и восстановление при физической и умственной работе