Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 09:02, курсовая работа
Целью данных указаний является уточнение методик, способов и средств, способствующих повышению уровня тактической и тактико-специальной
Планирование тактической и тактико-специальной подготовки игроков к предстоящей игровой деятельности осуществляется в ходе общего планирования учебной нагрузки в учебных группах и группах спортивного совершенствования . Тактика является составной частью подготовки игрока, команды и основывается на техническом мастерстве волейболиста. Техника является средством претворения в действие тактических замыслов игрока и команды. В период обучения и на этапах совершенствования разучиваемые тактические действия и комбинации внедряются в практику соревнований не сразу, а по мере постепенного количественного накопления знаний, технических умений и тактического опыта.
а) дефицит информации в условиях;
б) нестандартность условий;
в) структурирование-организация элементов игровой задачи в единое целое.
А.Я. Гальперин рассматривает полученную субъектом информацию как ориентировочную основу действия, т.е. совокупность условий, на которые ориентируется субъект при выборе поведения. Игровую информацию, описанную нами, автор называет неполной ориентировочной основой действия. В отличие от полной ориентировочной основы, когда дефицита информации и нестандартности условий нет. Поэтому представляется возможным выделить следующие факторы, детерминирующие «тактическое мышление» спортсменов во время игры: дефицит времен и для ориентировки «неполную ориентировочную основу действия. Однако заметим, что эти особенности по мнению ряда авторов касаются только стадии информационной подготовки решения, т.е. процессов восприятия и афферентного синтеза. [6, с.13]
Методика обучения волейболистов индивидуальным тактическим действиям в нападении, использованная в ходе формирующего эксперимента, строилась в соответствии с положениями, имеющимися в специальной литературе, адаптированными нами под углом требований, вытекающих из практического применения теории поэтапного формировании умственных действий, проблемного метода обучения и сановных закономерностей овладения двигательными действиями.
Первостепенное значение придается функционированию «акцептора действия», обеспечивающего предварительное программирование двигательных действий. Исходя из этого, особое внимание уделялось теоретической подготовке волейболистов. Поэтому раздел теоретической (интеллектуальной) подготовки представлен в объеме, что примерно вдвое превышает рекомендуемый для этого контингента спортсменов объем учебного времени.
Чтобы активизировать процесс освоения знаний была перестроена традиционная структура учебно-тренировочных занятий: а каждом из них выделялись две тесно взаимосвязанные составные части: первая -теоретическая, вторая - практическая.
В ходе теоретической подготовки главное внимание уделяется овладению знаниями об оптимальной стратегии в реализации атакующих действий в условиях вариативного противодействия соперника. При этом используется метод моделирования ситуаций с обязательным анализом модели испытуемыми. Корректировка избранных замыслов осуществляется совместно с тренером и спортсменом на основе вероятностного прогнозирования изменений ситуации, взятых из опыта соревнований сильнейших волейболистов и зафиксированных видеозаписью.
В качестве ведущих в технико-тактической подготовке волейболистов выступают такие задачи, как:
Приобретение специальных тактических знаний и рациональных действиях нападающих.
Приобретение знаний о возможных взаимодействиях между игроками.
Овладение навыками нападения с различных передач (выполняемых обеими руками), выполненных слева и справа от нападающего.
Формирование умения гибкого перестраивания первоначальных планов-замыслов при внезапных изменениях игровой ситуации.
Необходимые для этого методические приемы осуществляются следующим образом:
а) с учетом индивидуальных возможностей и в зависимости от удаленности передачи от сетки, а также возможного противодействия соперника. Для этого осуществляется расчет эффективностей на основе имитационной модели;
б) обсуждение данных срочной информации и их использования для решения проблемных ситуаций;
в) повышение объема и увеличение разнообразия упражнений проблемного характера, предусматривающих избирательный анализ ситуации, принятие решения и его реализацию в условиях, максимально приближенных к игре;
г) индивидуализированное применение тренировочных средств с учетом особенностей отдельных волейболистов и характера ошибок, совершаемых ими в заключительной фазе атакующих действий.
Особенностью тактических действий начинающих волейбол истов в нападении является замедленность принятия решения в силу длительности времени коррекции первоначального решения в ответ на изменение игровой ситуации. Поэтому при создании экспериментальной программы был сделан акцент на упражнения, объединяющие в одинаковой мере основные факторы развития тактических действий. Наиболее пригодными для этого мы сочли четыре группы упражнений, которые реализовывались с помощью:
1) ввода ориентировочных инструкций;
2) построения плана-замысла (ППЗ);
3) самостоятельной коррекцией ППЗ в ответ на изменения ситуации.
Суть метода ППЗ состоит в том, чтобы научить занимающихся тем, что должен видеть нападающий. Его главная цель в этом случае - правильно классифицировать игровую ситуацию и использовать свои знания и опыт, чтобы составить оптимальный план действий.
С целью усложнения ориентировочной деятельности занимающихся при выполнении специальных упражнений применялись также отдельные методические приемы. Например, такие, как уменьшении времени, отводимого игроку на решение путем введения лимитов и ограничений в выборе при одновременном усложнении вариативности действий защищающихся. Применялся также и прием «ложных конструкций». Суть его состоит в том, чтобы введением предварительной инструкции сформировать определенный план, а затем скрытно дать соперникам новое указание.
Условиями и факторами, влияющими на повышение тактической подготовки волейболистов является:
-моделирование ситуаций с неоднократным изменением ролей между играющими (атакующие, защищающиеся).
-введение в упражнения дополнительных усложнений, предшествующих выполнению приемов (прием мяча, передача, блокирование и т.п.). последовательности:
1) действие без мяча с неоднократным переключением внимания (падения, прыжки, имитационные действия с переходом от одних к другим);
2) те же действия, но о мячом (передачи, жонглирование мячом и т.п.);
3) упражнения в организации атаки:
а) после приема подачи и выполнения НУ после второй передачи;
б) тоже, после первой передачи;
в) после НУ и второй передачи;
г) после приема мяча от блока и от сетки.
3) Выполнение упражнений сочетается с работой на тренажере «Телекласс». Задачи-ситуации предъявлялись в реальном режиме игры. При этом был предусмотрен их замедленный показ. После решения задачи «стоп- кадр» снимался и игрок мог наблюдать реальное завершение ситуации и сопоставить с ним свое решение.
При этом использовался прием чередования обучения тактическим действиям: пока одна часть испытуемых выполняет задание на тренажере, другая упражняется на площадке. Ситуации подбирались одинаковые. Решив их на тренажере, игрок переходил к действиям в реальных условиях и наоборот.
С целью облегчения ориентировки в этих упражнениях применялись разнообразные методические приемы: выполнение НУ без прыжка - с опоры, без блока, против имитации блока и неподвижного блока. Затем в упражнения включались защитники в поле (сначала в виде макетов). Далее НУ выполнялись после различных перемещений у сетки. В учебные игры вносились такие изменения, как игра на низкой сетке выполнением технических приемов без прыжка.
При включении в упражнение защитников их действия усложнялись в следующем порядке:
а) расстановка макетов 3-2-1 и 3-1-2;
б) введение активного защитника в одной из зон;
в) введение двух активных защитников, затем трех;
г) защитникам разрешается противодействовать в зоне нападения и далее по всей площадке.
При блокировании его сила увеличивалась также постепенно. Сначала применялся неподвижный блок-макет (одиночный или групповой).
Затем использовался электромеханический тренажер. Далее к нему подключался активный блокирующий. Завершающий этап - активное блокирование несколькими игроками с подключением защитников в глубине площадки.
Определение целесообразной стратегии начиналось с определения ее зависимости от выполнения передачи и своих реальных возможностей. При этом формируется умственное действие - модель выполнения НУ с учетом траектории передачи, точки нанесения удара над сеткой и противодействия противника.
Вначале упражнения проводились против неподвижного блока и макета защитника в поле; затем против одиночного блока и подвижного защитника; далее то же, но против двух и трех защитников. Им же выбиралось направление разбега.
Для всех упражнений главным является моделирование нападающего и блокирующих, первоначально численно ослабленного, затем равного и, наконец, превосходящего. При этом применяется такая последовательность овладения ударом:
Действия нападающих против неподвижного блока и макета защитника, выполняемые после своего подбрасывания мяча на низкой сетке, выходя к ней под равными углами. Задача: овладение силовым и обводящим ударом.
Действия против неподвижного блока и неподвижных защитников с передач различной удаленности от сетки, выполненных слева и справа от нападающего.
Действия против подвижного блока и неподвижных защитников с передач, выполненных слева и справа от нападающего, после выхода к сетке под различным углом и разной удаленности от сетки.
Действия против неподвижного блока и подвижных защитников с передач разной удаленности от сетки, выполненных слева и справа от нападающего, после выхода к сетке под различным углом.
Действия против подвижного блокам расстановки защиты «углом назад» с передач разной удаленности от сетки, выполненных слева и справа от нападающего, после разбега под различным углом к сетке.
Действия против подвижного блока и расстановки защиты «углом вперед» с передач разной удаленности от сетки, выполненных слева и справа от нападающего, после разбега под различным углом к сетке.
Действия против подвижного блока и защиты 3-2-1, с передач различной удаленности от сетки, выполненных слева и справа от нападающего после выполнения приема подачи.
Действия против подвижного блоки а защиты 3-1-2 и 3-2-1 с передач различной удаленности от сетки, выполненных слева и справа, после разбега под различным углом к сетке. Выполняется после передачи, страховки.
Действия против подвижного блока и защиты с передач разной удаленности от сетки, выполненных слева и справа от нападающих, при взаимодействии в парах после выхода под различным углом к сетке после выполнения передачи, блокирования, страховки.
Действия против подвижного блока и защиты в глубине площадки при взаимодействии трех нападающих с передач, выполненных слева и справа он нападающего и разной удаленности от сетки, после разбега под различным углом к сетке.
На упражнения с противодействием отводится 65% времени, выделенного на технике-тактическую подготовку. Причем четверть этого времени составляют упражнения, предусматривающие неоднократное изменение ситуации и первоначально выбранных действий в ТИС после приема мяча и подачи. 35% времени отводится на упражнения, предусматривающие множественную смену ситуаций, т.е. ТИС «доигровочной» формы. Оставшееся время составляют упражнения против блокирующих с различной удаленности от сетки передач и после различных выходов к сетке.
С этой целью было разработано шесть сери и упражнений, каждая из которых развивала предыдущую тактическую систему и представляла определенный вид единоборства между нападающим и соперником.
Для их усложнения использовали игру в волейбол 3x3, где применялась только «доигровочная» ситуация. Засчитывались мячи, попавшие в зону нападения; атака всегда начиналась передачей мяча партнеру.
Эти серии имеют номенклатуру: А1.А2, Б1, Б2, В1, В2. Для всех серий индекс под буквой означает: 1 - противодействие в виде неподвижного блока и макетов защитников; 2 - противодействие в виде подвижного блока и защитников в поле, действующих ограниченно или свободно (как игра-упражнение), во взаимодействии в парах, тройках и четверках.
Серия «А» соответствует первому уровню проблемное™ и используется для перевода действий, сформированных в умственном плане, в практические навыки игровой деятельности. Перед занимающимися ставится задача- найти способ трансформации ситуации, заданной в виде конкретной ситуации (ТТК): а) завершением атаки вторым и третьим касанием; б) организации взаимодействия игроков в нападении; в) после подачи; г) после НУ.
После выполнения подготовительных и подводящих упражнений, способствующих освоению структуры навыков передачи мяча и НУ, изучение специальных знаний и практики работы на тренажере переходят к выполнению специальных упражнений: атаки против неподвижного блока и макетов защитников. Придерживаясь принципов постепенности в усложнении условий, занимающиеся сначала выполняют НУ без прыжка на пониженной (180-190 см) сетке с собственного подбрасывания мяча, а затем усложняют трудность двигательного задания: НУ с передач, выполненных слева и справа от нападающего, прием НУ о передач разной удаленности с прыжком с одного шага, прием двух и, наконец, с разбега. Занимающимся ставится задача выполнить 5-10 попыток, добившись определенной (не менее чем 60%) эффективности. Начальная установка для нападающих - направить мяч в незащищенную зон площадки. Далее к ней добавляется задача - обвести блок по горизонтали и по вертикали. И во всех случаях точностному компоненту НУ отдается предпочтение по сравнению с его силовыми характеристиками.
Информация о работе Факторы и условия влияющие на повышение тактической подготовки волейболистов