Факторы и условия влияющие на повышение тактической подготовки волейболистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данных указаний является уточнение методик, способов и средств, способствующих повышению уровня тактической и тактико-специальной
Планирование тактической и тактико-специальной подготовки игроков к предстоящей игровой деятельности осуществляется в ходе общего планирования учебной нагрузки в учебных группах и группах спортивного совершенствования . Тактика является составной частью подготовки игрока, команды и основывается на техническом мастерстве волейболиста. Техника является средством претворения в действие тактических замыслов игрока и команды. В период обучения и на этапах совершенствования разучиваемые тактические действия и комбинации внедряются в практику соревнований не сразу, а по мере постепенного количественного накопления знаний, технических умений и тактического опыта.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная. Факторы и условия влияющие на повышение тактической подготовки волейболистов.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

Если первая передача направлена таким образом, что нападающий удар с этой передачи не может представлять опасности для противника и последний не блокирует, следует передать мяч из опорного исходного положения на удар одному из своих партнеров.

Комбинации системы при первой передаче в зону 2.

1. Первая передача направляется из зоны 5 в зону 2, волейболист зоны 2 выполняет нападающий удар.

2. Из зоны 2 нападающий откидывает мяч для завершающего удара игроку зоны 3.

3. Из зоны 2 нападающий откидывает мяч для завершающего удара игроку зоны 4.

4. Из зоны 2 нападающий откидывает мяч за голову перемещающемуся туда для откидки игроку зоны 3.

Комбинации системы при первой передаче в зону 4.

1. Передача для удара направлена игроку зоны 4, который и производит удар.

2. Игрок зоны 4 вместо удара откидывает мяч игроку зоны 3.

3. То же, но откидывает мяч в зону 2.

4. Из зоны 4 игрок откидывает мяч за голову для удара переместившемуся туда игроку зоны 3.

Комбинации при первой передаче в зону 3.

1. Первая передача направлена  игроку зоны 3 из зоны 2. Игрок зоны 3 производит удар с первой передачи. Если в зоне 3 находится игрок, умеющий бить левой рукой, то первую передачу для удара можно направлять из зон 4 и 5.

2. Первая передача направлена из зоны 2, игрок зоны 3, имитируя удар, выполняет передачу за голову в зону 4, игрок которой и завершает атаку.

3. То же, с передачей в зону 2.

4. После имитации удара игрок зоны 3 выполняет короткую передачу за голову игроку зоны 4, который производит удар по опускающемуся блоку.

5. То же, при передаче из зоны 5 с атакой с короткой передачи из зоны

Системы нападения используются командами в большинстве случаев при розыгрыше мяча с подачи (за исключением системы игры с первой передачи). В процессе игры при сильных нападающих ударах, когда тактический замысел игрок не может реализовать из-за трудности приема мяча, нападающие удары производятся из различных зон площадки с первых и вторых передач, исполняемых не в соответствии с тактическим планом игры.

Наиболее эффективными являются атаки с первой передачи, выполняемые в сочетании с отвлекающими действиями, и удары с первых прострельных передач и передач мяча «на взлете». Такие атаки требуют отличного взаимодействия передающего игрока с нападающим.

 

ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

 

2.1. Основные задачи тактической подготовки

Тактику игры в волейбол принято делить на тактику нападения и тактику защиты, а в зависимости от принципа организации действий игроков различают индивидуальные, групповые и командные действия.

Индивидуальные тактические действия составляют основу тактического мастерства волейболистов и предполагают действия игроков без мяча: перемещения по площадке, выбор места для вторых передач или нападающих ударов, выполнение подач, вторых передач и нападающих ударов.

Главная цель (задача) индивидуальной тактической подготовки - овладеть в совершенстве техническим действием с правильной тактической реализацией в различных игровых ситуациях.

Групповые тактические действия представляют собой взаимодействия двух или нескольких игроков, решающих часть задачи, поставленной перед командой. Принятое деление команды в момент расстановки на игроков передней и задней линии, защитника «либеро» выражается во взаимодействии игроков внутри линии и между линиями.

Главная цель групповой подготовки - добиться согласованности действий в атаке нескольких игроков по времени и месту действий для получения положительного результата.

Нападающие игроки по своим функциям в команде могут быть: игроками первого темпа (перемещаются с максимальной скоростью к связующему игроку до передачи для нападающего удара и, опережая передачу, прыгают); игроками второго темпа (перемещаются на удар после начала разбега нападающего первого темпа).

Командные тактические действия - результативность нападения, защиты зависит от индивидуальной технической и тактической подготовленности игроков, четкого взаимодействия звеньев, от единства и слаженности всей команды.

Например, каждый вид нападения состоит из определенных систем командных действий: система игры в нападении через связующего игрока передней линии; система игры в нападении через связующего игрока, выходящего с задней линии; система игры в нападении с первых передач и откидок.

Применение того или иного варианта этих систем зависит от места игрока, выполняющего передачу на удар, и от места игроков зоны нападения.

Методические приемы обучения тактическим действиям следующие: назвать тактическое взаимодействие; показать это взаимодействие на схемах, плакатах, видео и т.д.; показать место и путь игроков при выполнении тактического взаимодействия; имитация этого взаимодействия; практическое выполнение, например, нападения с первой передачи игрока зоны 6.

При совершенствовании подключаются принимающие подачу игроки (или принимающие мяч после нападающего удара) и нападающие различных зон с использованием допасовок в зону 3 или 2.

Средствами тактической подготовки являются: подготовительные упражнения, направленные на преимущественное развитие быстроты реакции и ответных действий, ориентировки, наблюдательности, сообразительности, умения быстро переключаться с одних движений и действий на другие; подвижные игры и эстафеты с элементами индивидуальной и командной борьбы; спортивные игры (баскетбол, футбол, теннис, ручной мяч, хоккей и др.); специальные упражнения по тактике, применяемые в облегченных и усложненных условиях; учебные, контрольные игры и соревнования.

Общие основы теории тактики волейбола

Под тактикой игры в волейбол понимают целесообразное (адекватное игровой ситуации) использование техники игры и организацию действий игроков с целью достижения успеха в противоборстве с соперником. Четкая организация взаимодействия игроков команды обеспечивается подбором игроков ( комплектованием ) и их расстановкой на площадке, т.е. с учетом игровых функций, позволяющих наилучшим образом использовать их индивидуальные возможности.

В современном волейболе различают нападающих первого и второго темпа и связывающих игроков - по характеру проявления индивидуальных качественных способностей (рост, быстрота, прыгучесть, тактическое мышление ) и по роли в организации атакующих действий.

Нападающий первого темпа - это игрок, который обладает надежными действиями в атаке и на блоке и хорошо играет с низких передач. Нападающий второго темпа - это универсально подготовленный игрок, обладающий высокой активностью в организации атакующих и защитных действий. Разделение нападающих «по темпу» условно, в принципе нападающие должны хорошо уметь выполнять атакующие удары в тактических комбинациях в нападении на любом месте.

Связующий игрок должен обладать высокой надежностью вторых передач мяча в различных игровых ситуациях; учитывая, что данная игровая функция предполагает практическую реализацию тактического замысла в игре, к связующим игрокам предъявляются исключительно высокие требования как к организаторам игровых действий. Это, как правило, спокойные и рассудительные игроки, блестяще понимающие игру и мгновенно ориентирующиеся в ее сложных ситуациях. С целью равномерного распределения сил в команде ее комплектуют по определенному принципу. При этом учитывается не только стартовый, но и запасной состав. Наиболее оправданными признаются принципы 4+2 (четыре нападающих и два связующих ) и 5+1 (пять нападающих и один связующий).

Тактика игры условно делится на два больших раздела: тактику нападения и тактику защиты. Каждый из этих разделов в зависимости от принципов организации действий игроков разделяется на группы, системы, способы и т.д.

В содержание тактики нападения входят командные тактические действия (системы игры), групповые тактические действия (тактические комбинации), а также индивидуальные тактические действия при использовании всех технических средств ведения игры. Развертывание тактических действий во времени начинается с определения системы игры в нападении, которая реализуется через тактические комбинации и в конечной фазе переходит в индивидуальные. В такой логической последовательности и рассматривается содержание тактических действий в нападении.

Цель защитных действий - противодействие активным (атакующим) действиям соперника над сеткой или падению мяча на площадку. Игра в защите включает командные, групповые и индивидуальные тактические действия.

 

2.2. Игровые действия и тактическое мышление спортсменов

Основой тактических действий спортсменов, по мнению многих авторов , является тактическое мышление, которое протекает по принципу «акцептора действия», предполагающее активно-поисковый выбор решения на основе ассоциативных связей, возникающий между опытом и текущей информацией.

Исследуя литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что мнения различных авторов в отношении сущности процесса мышления в основном сходны. Так, С.Л. Рубинштейн считал, что мышление исходит из проблемной ситуации и определяется соотношением условий деятельности и ее целей. Он также отмечал, что «мышление является формой ориентировки, к которой мы прибегаем тогда, когда другие ее формы недостаточны». Обобщая перечисленные точки зрения, можно заключить, что характерны ми чертами процесса мышления являются с одной стороны поиск информации, сообщающей субъекту остепени расхождения ожидаемой ситуации и действительной, а с другой - поиск способов достижения намеченного результата.

Мыслительные процессы в рассматриваемом нами виде деятельности ближе к понятию «оперативное мышление», применяемому в психологии. Оперативное оперативного мышления является то, что оно представляет собой «мышление действиями» и не предполагает ведущего участия сигнальной системы. Естественно, этот термин применяется для обозначения процессов приема и переработки информации, определяющих пути достижения цели деятельности спортсменов в спортивных играх и единоборствах и применяется наравне с понятием «тактическое мышление». Понятие «тактическое мышление» применяется большинством исследователей в области спорта.

Наряду с этим многие авторы обозначают умение спортсменов принимать оптимальное решение в игре и эффективно их выполнять, термином «игровая ориентировка», «ситуативная ориентировка».

Гальперин трактует ориентировку несколько шире. Но под ней он понимает не качество, присущее человеку, а определенный процесс, т.е. «все формы психической деятельности субъекта в проблемной ситуации .

Специалисты по психологии и спортивным играм делят процесс ориентировки на три части: ориентировочную, исполнительную и контрольную . Как и вся ориентировочная деятельность, процесс тактического мышления протекает по принципу «опережающего отражения» внешнего мира . Согласно теории функциональных систем П.К. Анохина . Этапы деятельности системы, которые можно объединить термином «тактическое мышление», таковы:

Восприятие необходимой информации-перцепторное или информационное решение. В качестве главной особенности процесса восприятия необходимо отметить селективный характер внимания человека, которое направляет на этап эффективно го синтеза только значимую в данный момент информацию, а не всю, которая находится в поле зрения.

Аффективный синтез. На этапе аффективного синтеза происходит взаимодействие детерминант игровой деятельности, рассмотренных выше. На результат аффективного синтеза главным образом влияет взаимодействие мотивации и памяти, а также обстановочных аффектаций и пускового стимула. Академик Анохин подчеркивал, что прошлый опыт, взаимодействующий с мотивацией, играет сам по себе огромную роль в процессе мышления. Главной чертой прошлого опыта является его специальная направленность. Эти данные подтверждаются и выводами зарубежных психологов. Однако, если рассматривать не функциональную систему вообще, а процесс психической организации игровой деятельности, то очевидно, что и другие детерминанты (эмоции, межличностные отношения, оценка риска и конфликтности ситуации и др.) участвуют афферентном синтезе мыслительного процесса спортсмена.

Принятие решения. Общепринятой точкой зрения является признан не того положения, что этот процесс заключается в выборе одного решения из нескольких альтернатив, определенных в процессе афферентного синтеза.

Коррекция принятых решений. Участие этого процесса в деятельности системы осуществляется в трех видах:

а) до начала действия;

б) во время выполнения действия;

в) после выполнения действия.

И каждый раз процесс тактического мышления, хотя в большинстве случаев он лишь уточняет первоначальный план-замысел, начинает действовать сначала, Т.е. носит циклический характер. В вариативных конфликтных ситуациях игры чаще всего выделяются две главные черты тактического мышления: дефицит времени и дефицит информации . Дефицит информации представляет собой дефицит необходимых сведений о состоянии объекта. В спортивных играх дефицит информации - это вероятностные знания предполагаемых действий соперников и партнеров, выражается в назначении дальнейшего развития ситуации А.В. Родионов описывает характер информации, получаемой спортсменом в игре, следующим образом;

Информация о работе Факторы и условия влияющие на повышение тактической подготовки волейболистов