Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:24, реферат
Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем.
Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.
1.3. Физическая
культура как часть культуры
личности
Физическая культура
личности включает все то, что использовал
и чего достиг человек сверх того,
что ему дала природа в развитии
физических способностей, двигательных
качеств, состояния здоровья, и все
то, что явилось в этом плане
результатом его деятельности, физической
и духовной активности, направленной
на самосовершенствование; это «человеческая»
(а не только природная) форма человека.
Физическая культура
наряду с культурой в целом
призвана формировать всесторонне
развитую личность, главного субъекта
(и объекта) исторического процесса.
Основными материальными
ценностями физической культуры личности
являются необходимый объем двигательных
навыков и умений, определенный уровень
развития ос-новных физических и специальных
качеств, функциональных возможностей
различных органов и систем организма.
Они составляют материальную основу
жизненных сил каждого
К духовным ценностям
физической культуры личности относятся
совокупность специальных знаний в
области всестороннего
Физическую культуру
личности определяют физическая подготовленность,
физическая готовность и физическое
совершенство.
Культурный уровень
человека — это степень его
приобщения к процессам созидания
и «потребления» ценностей в
различных областях культуры — духовной,
политической, физической и др. Это
и степень удовлетворения потребностей
человека в продуктах культуры. Например,
степень удовлетворения
Одним из критериев
культурного уровня человека является
его способность правильно, с
большей пользой для себя и
общества, расходовать свободное
время. Насыщение свободного времени
двигательной деятельностью, связанной
с физическими упражнениями, дает
наслаждение человеку, сохраняет
его силы и здоровье, позволяет
творчески трудиться.
1.5. Социальные функции
физической культуры
Молодежь должна
регулярно заниматься физической
культурой, спортом, туризмом. Это ставит
перед всеми важную задачу — целенаправленно
формировать у молодого поколения
здоровые интересы, настойчиво бороться
с вредными привычками и наклонностями,
последовательно прививать потребность
физического и нравственного
совершенствования, воспитывать
высокие волевые качества, мужество
и выносливость.
Физическое и духовное
развитие учащейся молодежи органически
дополняет друг друга и способствует
повышению социальной активности личности.
Студенческий возраст имеет особо
важное значение как период наиболее
активного овладения полным комплексом
социальных функций взрослого человека,
включая гражданские, общественно-политические,
профессионально-трудовые.
Физическая культура
— это средство не только физического,
совершенствования и
Потенциальные возможности
в области двигательной деятельности,
которыми человек наделен от природы
и которые он в течение жизни
использует недостаточно, физическая
культура позволяет раскрыть, развить
в полной мере. При этом расширяются
представления о возможных
Постоянно растущий
объем информации, усложнение учебных
программ, различные общественные поручения
делают учебный труд студенческой молодежи
все более интенсивным и
Недостаток движений
способствует детренированности организма.
Малоподвижный образ жизни
Физическому воспитанию
принадлежит большая роль в совершенствовании
человеческих способностей, физической
природы. Именно движения как проявления
физической активности послужили первоосновой
образования и развития систем адаптивного
поведения живого на земле, формирования
его морфологии и функций. В процессе
физического воспитания осуществляется
морфологическое и
В процессе обучения
у молодежи следует постоянно
вырабатывать навыки здорового образа
жизни. Необходимо помнить, что систематические
занятия физической культурой и
спортом сохраняют молодость, здоровье,
долголетие, которому сопутствует творческий
трудовой подъем. Соблюдение гигиенических
норм, создание в студенческих коллективах
хорошего психологического климата, стимулирование
занятий массовой физической культурой,
правильная организация рабочего времени
— необходимые условия
Применительно к
учащейся молодежи образ жизни социологи
рассматривают каксистему основных
видов деятельности, которая связана
с подготовкой специалистов высококвалифицированного
умственного труда с хорошей
физической подготовленностью, посредством
которой раскрываются характер и
мера активности молодежи, степень
реализации социальных функций.
Многофункциональный
характер физической культуры ставит
ее в число областей общественно
полезной деятельности, в которых
формируются и проявляются
Комплексное решение
задач физического воспитания в
вузе обеспечивает готовность выпускников
к более активной производственной
деятельности, способность быстрее
овладевать навыками, осваивать новые
трудовые профессии.
Физическая
культура способствует
По силе воздействия
на человека физическая культура выдвигается
на одно из центральных мест в культурной
жизни общества. Как одна из сфер
социальной деятельности она является
важным средством обогащения культуры.
Исключительная
роль в формировании духовного
облика учащейся молодежи
В процессе занятий
физической культурой и спортом
вырабатываются сознательное и активное
отношение к общественной работе,
определенные умения и навыки к этой
важной форме деятельности, основывающейся
на принципах демократии и гласности.
Физическая культура развивает общественную
активность студентов.
Участие молодежи в
сложной общественной деятельности,
важнейшими компонентами которой являются
производительная и внепроизводительная
сферы, труд и свободное время, постоянно
и динамично изменяет комплекс биологических,
психофизиологических, социальных функций
и состояний человека. В этих условиях
возрастает роль целенаправленной физической
подготовки, которая в большинстве
случаев бывает важным действенным,
а иногда и решающим средством
приспособления человека к новым
условиям.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ
2.1. Основные положения
и требования учебной
Согласно трактовке
современных учебников
Физическое образование
в современной науке
Физическое образование
в учебных заведениях вооружает
студентов знаниями о влиянии
физических упражнений на организм человека,
развивает физические качества (способности),
двигательные навыки, обеспечивает физическую
подготовку молодежи к жизни, общественно-политической
деятельности.
Цельюфизического
образования студенческой молодежи
следует считать формирование системы
специальных знаний, позволяющих
оперировать общими понятиями, закономерностями,
принципами, фактами, правилами теории
и практики физической культуры.
В образовательную
деятельность преподаватели физического
воспитания, тренеры должны включать
компоненты, которые относятся к
духовной сфере студентов, — это
содержание мыслей и чувств, ценностных
ориентации, степень развития интересов
и потребностей, убеждений, что в
конечном итоге определяет их социальную
деятельность и содействует подготовке
гармонично развитых высококвалифицированных
специалистов народного хозяйства.
Одна из важнейших
задач физического образования
— научить студентов
Кроме выполнения специфической
функции физическое образование
способствует более эффективному решению
функций образования, а также
его видов — умственного, политического,
профессионального и т. д.
Таким образом, физическое
образование как вид
Физическое образование
в вузе решает следующие задачи:
1. Воспитание у
студентов сознательности, высоких
моральных, волевых и
2. Профессионально-прикладная
физическая подготовка
3. Приобретение необходимых
знанийпо основам теории, методики
и организациифизической
работе в качестве
общественных инструкторов и
судей по спорту.
5. Воспитание у
студентов убежденности в
6. Повышение спортивного
мастерства студентов-
Общее руководство
физическим образованием студентов, а
также организация контроля за состоянием
их здоровья возложены на ректора
вуза, а проведение занятий осуществляется
административными
Информация о работе Физическая культура в общественной и профессиональной подготовке студентов