Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 00:42, реферат
Физическая культура и спорт — средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.
Физическая культура — самое широкое, собирательное понятие. Она включает все достижения, накопленные в процессе общественно-исторической практики: уровень здоровья, спортивного мастерства, науки, произведений искусства, связанных с физическим воспитанием, а также материальные (технические) ценности (спортивные сооружения, инвентарь и т.д.).
Профессия в значительной мере определяет образ жизни человека. Это один из основополагающих моментов вашей жизни, от него зависит, какой она будет: серой и безрадостной или яркой и творческой. Для человека главное - выразить себя, свои способности и таланты. Вот почему правильно сделанный выбор профессии так жизненно важен для каждого из нас.
Правильный выбор профессии сложный социальный процесс, имеющий огромное значение не только для личности, но и для всего общества в целом, так как позволяет полностью реализовать способности человека в его практической деятельности.
Исходя из черт характера, наклонностей и темперамента, которыми мы наделены от рождения генетически, человек только в процессе своей деятельности (учебной и трудовой) может определить среду приложения своих сил, способностей и талантов. И чем будет больше соответствие между характером избранной профессии и генетическими задатками, тем полнее они смогут сформироваться в способности, и перерасти в талант.
Одним из важных (принципиальных) факторов при выборе профессии является здоровье - самый драгоценный дар, который получает человек от природы (рождения).
Здоровье - это такое состояние организма, при котором функции всех его органов и систем находятся в динамическом равновесии с внешней средой. В основе здоровья лежат процессы развития и сохранения физиологических, психологических и социальных функций.
Физическое здоровье - важнейшая составляющая часть любого нашего успеха. Это важная характеристика производительных сил, это общественное достояние, имеющее материальную и духовную ценность. Это вроде бы понятно всем. Ведь недаром не только военные, но и политики, педагоги, психологи так много говорят о физическом и нравственном состоянии нации.
Физическое здоровье нации - вещь совершенно конкретная, до того осязаемая, что ее можно, например, разместить в статистических показателях.
Статистика свидетельствует о том, что наше общество больное, что в нем практически не остается здоровых людей. В данном случае речь уже не идет о катастрофическом росте заболеваний СПИДом и венерическими болезнями, о все “молодеющих” наркомании и алкоголизме.
Наш организм непрерывно подвергается воздействию внешней среды (меняются атмосферные условия, воздействуют возбудители инфекций, радиоактивные излучения и другие факторы).
К сожалению, многие люди, а особенно молодые, тогда начинают думать о своем здоровье, когда оно уже серьезно нарушено. Это связано с тем, что молодость и здоровье сопутствуют друг другу. Однако здоровье не является чем-то постоянным и неизменным и необходимо думать о том, как сохранить здоровье, трудоспособность и активность для полноценной жизни на долгие годы.
Главным признаком здоровья является высокая работоспособность и приспосабливаемость организма к различного рода воздействиям и изменениям внешней среды.
Всесторонне подготовленный и тренированный человек легко сохраняет гомостазис (постоянство внутренней среды), которой проявляется в поддержании постоянной температуры тела, химического состава крови, кислотно-щелочного баланса и т.д. (немаловажную роль в этом могут сыграть занятия физическими упражнениями). Снижение способности организма приспосабливаться к обычным условиям и раздражителям сопровождается развитием не свойственных здоровому организму функциональных и структурных изменений - болезни.
Болезнь - это нарушение нормальной деятельности организма под влиянием повреждающих воздействий, нарушающих динамическое равновесие между организмом и окружающей средой.
Между здоровьем и болезнью нет четкой грани, однако существуют различные переходные формы и состояния, учитывающие индивидуальные (генетические) особенности организма, возраст, пол, уровень физического развития и другие условия. Абсолютное здоровье и абсолютная болезнь немыслимы. Болезнь проявляется и развивается тогда, когда уровень здоровья снижается до определенного уровня.
Ежегодно в мире рождаются миллионы детей с наследственными недугами, число их растет (недугов). Все больше появляется на свет мутантов, имеющих изменения в организме, которых раньше людской род не знал.
Военные медики вынуждены констатировать, что с каждым новым призывом в ряды вооруженных сил так называемая широкая общественность начинает бить тревогу: из года в год снижается качество армейского пополнения, тех, кто будет защищать священные рубежи Родины. С большим трудом удается отобрать из массы призывников парней, чей рост, вес и прочие физические кондиции соответствовали бы требованиям службы.
Как помочь людям, страдающим наследственными заболеваниями? Чем можно успешно лечить десятки различных заболеваний, исцелять ослабленных и больных, делать еще более сильными здоровых? Как остановить этот бесконечный конвейер горя? Как сохранить здоровье? Знаете ли вы средства способные предотвращать развитие многих грозных заболеваний, делать наш организм невосприимчивым к инфекции? Какое лекарство способно влиять на ход старения организма, предупреждая развитие преждевременной старости?
Среди сотен тысяч лекарств, составляющих арсенал современной медицины, нет ни одного, которое бы могло конкурировать с физическими упражнениями по диапазону своего воздействия и отсутствию побочного отрицательного влияния на наш организм.
Для того, чтобы быть здоровым, надо не лечить самого себя, а принять меры по предупреждению заболевания.
Важную роль в профилактике заболеваний (сердечно-сосудистых, опорно-двигательного аппарата, нарушение психики и др.) и вообще оздоровления людей умственного труда играет повышение их уровня физического развития, расширение и углубление знаний о человеческой природе, о сущности жизни, о творческом и физическом потенциале человека, о гармоничности умственного и физического развития. Особенно нужен такой “ликбез” для студенческой молодежи, т.е. той среды, которая, в основном, питает интеллектуальный потенциал нации.
Чем старше становится человек, тем больше он задумывается над своим здоровьем и начинает понимать, какое это благо быть здоровым и тем больше начинает его ценить.
Как средство оздоровления организма физические упражнения известны по меньшей мере несколько тысяч лет. В эти годы были выявлены важнейшие закономерности влияния физических упражнений на организм, обнаружена тесная связь между работой мышц и функционированием внутренних органов. Надо помнить, что здоровье это не только отсутствие болезни, но и здоровый образ жизни.
Существует ряд факторов, которые, как оказалось, определяют здоровый образ жизни:
Данные медицинской науки и многолетний опыт человечества показывает, что физические упражнения являются могучим средством укрепления здоровья и повышения стойкости и сопротивляемости организма человека по отношению ко многим инфекционным и в особенности не инфекционным заболеваниям.
Физические упражнения отодвигают возрастные границы старения, продлевают жизнь человека (действуют как аккумулятор энергии).
Идеи использования физических упражнений в интересах укрепления здоровья своими корнями уходят в глубь веков. “Ничто так не истощает и не разрушает организм человека как продолжительное физическое бездействие” (Аристотель). “Мышечное голодание” не менее опасно для человека, чем кислородное голодание или чем недостаток витаминов.
Интересно отметить, что по данным социальных опросов молодежи здоровье как ценность ставится на 10-15 место. О нем молодые вспоминают как о воздухе тогда, когда его не хватает.
Необходимо понять, что лучше не бегать за здоровьем в 40 - 60 лет трусцой, а лучше постоянно заниматься физическими упражнениями. Эти занятия должны войти в привычку, как мытье рук и лица, как чистка зубов. Если считать занятия физическими упражнениями второстепенным делом, то задачи оздоровления людей не решим.
И еще хочется отметить - движения, состязания, самоутверждение -естественная суть физической культуры и спорта. Они помогают человеку раскрыть свои внутренние резервы, природный потенциал и возможности, о которых мы не догадываемся.
Они как и любая другая отрасль общечеловеческой культуры отличается скажем, от торговли или бизнеса тем, что их истинная отдача (ценность) не бывает мгновенной. Вложенные в физическое воспитание средства могут возвращаться сторицей в виде незаметных глазу вещей, например, повышением работоспособности людей. Эта материя не измеряется в долларах.
Заключение
Таким образом,
целью физического воспитания
в вузах является содействие
подготовке гармонично
-воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;
-сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
-всесторонняя физическая подготовка студентов;
-профессионально – прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности;
-приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;
-совершенствования спортивного мастерства студентов - спортсменов;
-воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.
Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.
Физическая подготовка студентов является одной из главных задач высших учебных заведений.
Общее руководство физическим воспитанием и спортивно-массовой работой среди студентов, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение осуществляется административными подразделениями и общественными организациями вуза. Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программы возложена на кафедру физического воспитания вуза. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой и общественными организациями.
За всё время обучения в вузе осуществляется наблюдение за состоянием здоровья студентов, поликлиникой или здравпунктом вуза проводится регулярное медицинское обследование.
Список литературы
1. Массовая физическая культура в вузе. Под ред. В.А.Маслякова, В.С. Матяжова. Москва 1991 г.
2. Физическое воспитание студентов и учащихся. Под ред. Н.Я. Петрова, В.Я.Соколова. Минск 2001 г.
3. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Физкультура и спорт, 1963 г.