Физическая культура в период феодализма (XI – XV)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:35, контрольная работа

Краткое описание

Современная историческая наука использует термин «средние века» применительно к периоду общественного развития с конца V до XVII века, когда в наиболее развитых районах мира определяющую роль играл феодализм, феодальный строй. С учетом главных тенденций развития физической культуры можно говорить о физической культуре раннего средневековья, иными словами, периода становления феодализма (V—X вв.), физической культуре расцвета средневековья, то есть периода развитого феодализма (XI—XV вв.), и о физической культуре периода заката феодализма (XV—XVII вв.). В последние два периода в Европе получает развитие физическая культура Возрождения (XIV—XVI вв.), явившаяся своеобразным предвестником буржуазного физического воспитания и спортивного движения.

Содержание

Физическая культура в период феодализма (XI – XV). Рыцарская система воспитания, нормы физической подготовки рыцарей. Формы рыцарской системы военно – физической подготовки феодалов.
Зарождение и становление советской системы физического воспитания.
Средства физической подготовки городского и сельского населения в Европе в средние века..
Становление и развитие научных основ советской ФК.

Вложенные файлы: 1 файл

ИФК.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

В XV веке получили популярность состязания по прыжкам через стол и на стену. В этих видах наибольший успех, как гласит одна из надписей в коридоре королевского дворца в Мюнхене, связывается с именем баварского князя Кристофа (1449—1493), который вырвал гвоздь, забитый на высоте 3,4 м. Обычай прыгать на стену и через стол нельзя рассматривать как простую причуду. Оба вида состязаний развивали у рыцарей чувство равновесия и ловкость, которые стали необходимыми для службы в пеших войсках, занявших первостепенное место. Кроме того, преобразование придворной жизни оказало влияние и на развитие рыцарской танцевальной культуры. Во время второго расцвета рыцарства в XV веке, наряду с чинными хороводами, все большую популярность завоевывал заимствованный у народа парный танец с притопами и прыжками, который получил окончательное закрепление в практике трубадуров. Противоположные пары двух форм движений (медленное - быстрое, парное - раздельное, шагом с прыжками) послужили также образцом для основ европейского парного танца.

2. Зарождение и становление советской системы физического воспитания

Становление отечественного физического воспитания и спорта в советский период происходило  на базе того, что уже было достигнуто в дореволюционной России. Осталось не малое население, созданное прогрессивной наследственностью в области теории и практики физического воспитания и спорта, разработки их естественно – научных основ, подготовки кадров для этой сферы деятельности, и многие из них продолжали успешно трудиться на этом поприще и после октября 1917 г. В конце XIX – начале XX в. физкультурно-спортивные организации, которых к 1914 г. было около 360. В период 1911 – 1915 гг. ежегодно создавалось в среднем 18 книг по физической культуре  и спорту.

Организационно-управленческие основы советской системы физического воспитания, различные направления ее развития.

 Создание основ советской системы физического воспитания и спорта началось с введением в ней государственных органов управления. Вначале (1918 - 1920) это было главное управление всеобщего военного обучения и формирования резервных частей Красной армии (Всевобуч). Появление этого органа было вызвано нуждами шедшей тогда гражданской войны. В его составе имелся отдел физического развития и спорта, который ведал физической подготовкой в армии и допризывников. В 1920 г. был организован Высший совет физической культуры (ВСФК), который в 1930 г. переименован во Всесоюзный совет физической культуры при правительстве СССР. Наконец в 1936 г. высший орган управления получил наименование Всесоюзного комитета по делам физической культуре  и спорта (ВКФКС). Спорткомитет ввели в структуру Министерства здравоохранения, но через 9 месяцев вернулись к прежней системе управления, а в период 1960-1968 гг. в стране функционировал Центральный совет Союза спортивных обществ и организаций СССР – общественный орган управления. Однако такая система была признана нецелесообразной.

В начале 20-х гг. отсутствовало  единой мнение о содержании и методах работы по физической культуре. Было ясно, что принципы советской физкультуры должны быть иными, чем в западноевропейских странах, но сторонниками разных направлений предполагались своеобразные пути ее развития. Представители одного из них выделили развитие «социалистического» характера физического воспитания в том, чтобы в школах «занимались только считавшиеся благоприятной и полезной для учеников игровой деятельностью».

Основные  направления:

Медицинское направление исходит из того, что эксплуатация и нездоровый образ жизни ослабили организм рабочих и их детей. Поэтому, учитывая влияние трудностей производственной деятельности, считали, что дополнительные нагрузки, связанные с выполнением физических упражнений, занятием спортом, вредны для здоровья рабочих. Такие виды спорта, как футбол, бокс, тяжелая атлетика, борьба, гимнастические на снарядах, по их мнению, из физического воспитания рабочего класса должны быть исключены как слишком нагрузочные. 

Предполагается так  называемый порядок физического  воспитания согласно нормам, который рекомендовал молодежи заниматься только упражнениями с незначительной нагрузкой, гигиенической и лечебной гимнастикой, играть и гулять.

Специфическую форму  развития физической культуры предполагали приверженцы  Пролеткульта. Они полностью отрицали «буржуазную систему упражнения». В место «буржуазных упражнений» рекомендовались «трудовая гимнастика», т.е подражательные формы рабочих движений (загребание угля, пиление, строгание и т.п.).  Приверженцы Пролеткульта были против развития в нашей стране целого ряда видов спорта (бокса, спортивной гимнастики, футбола и др.) только потому, что они культивировались в капиталистических странах.

Скаутское движение – одно из популярных среди детей и юношей внешкольной формы работы по всестороннему воспитанию, в том числе и физическому. К 1920 г. было создано 14 скаутских отрядов в различных городах Московской губернии. Эти отряды вошли в состав московской дружины скаутов. Скаутские отряды должны создаваться на добровольных началах по территориальному принципу, чтобы скауты легко могли поддерживать связь между собой, быстро собираться в случае стихийных бедствий – пожаров, наводнений, катастроф и т.п.

В 1920 г. Центральным управлением  Всевобуча были разработаны законы, правила и обычаи, разрядные требования (1,2 и 3-й разряды), программа состязаний по скаутской подготовки.

       Организаторы детского движения в советской России понимали, что скаутские занятия – дело интересное и полезное и что речь должна идти не о ликвидации содержательной стороны скаутизма, а об изменении идеологической направленности его деятельности применительно к воспитательным задачам, решаемые в государстве.

       В 1922 г. 18 скаут-мастеров Москвы выступили с декларацией по вопросу создания детского движения в РСФСР. В ней, говорилось: «В основу организации детских групп должна быть положена система «скаутинг», освобождение от ее буржуазного налета и наполнения новым общественно-трудовым содержанием.       Название «скаут», поскольку оно является синонимом движения со старым содержанием, может быть заменено новым, причем лучшим и наиболее ярко отражающим сущность движения было бы название «юные пионеры». Это публичное заявление свидетельствует о желании сохранить суть скаутизма, изменив идеологическую направленность его деятельности в соответствии с учением марксизма-ленинизма. Была опубликована декларация, одновременно со Второй Всероссийской конференции РКСМ, принявшей постановление «О детском движении» в котором речь шла о создании в стране пионерской организации.

Пионерское  движение – в организационном и методическом отношении пионерская организация много взяла из системы скаутинга: структуру организации, форму, некоторые из законов, правил и обычаев, призыв «Будь готов!», некоторые ритуалы, летние лагеря. В 20-е годы и в какой-то мере в 30-е гг. пионерское движение было очень популярно, оно пользовалось всенародным признанием.

        С одной стороны, для советских людей были характерны жизнерадостность, чувство всеобщего энтузиазма, гордость за свою страну, ощущение подъема и убежденности в возможности решения самых трудных задач, и советских людей в ближайшее время ждет светлое будущее. Все это во многом определяло успехи в работе пионерской организации. С другой стороны, этот всеобщий оптимизм во многом был внешним, формальным, не подкрепленный материальной и финансовой базой. Скаутизм содержит в себе мощный воспитательный потенциал. Это распространенная в современном мире система внешкольного воспитания. Контакты между скаутскими организациями разных стран осуществляют международные комитеты, объединяющие около 16 млн. скаутов более чем из 120 стран мира.

          В России процессе возрождения скаутского движения начался в 1990-х гг. определялось несколько направлений его деятельности: направление, находящееся под покровительством Русской православной церкви, - Федерации православных следопытов; направление созданное на принципах межконфессиональности,- Федерация скаутов России; направление, проводящее работу на принципах Организации российских юных разведчиков (ОРЮР). Одна из основных проблем возрождающегося скаутизма в России  - материально-финансовые и организационные трудности. 

Физическая культура как неотъемлемая часть общеполитического  культурного воспитания и образования, оздоровления масс должна быть включена в общий план деятельности профсоюзов, РЛКСМ, Красной армии, школ, органов здравоохранения.  Непосредственное руководство физическим воспитанием в школах осуществляют органы Наркомпроса.

      Объединением  и согласование деятельности  всех организаций, ведущих работу по физкультуре, руководят ВСФК и его местные организации, в которые должны входить ответственные представители всех объединяемых организаций. Задачи этих советов: общее направление физкультурной деятельности, а также научно-методическое и учебное руководство ею, и согласование мероприятий по взаимному использованию площадок, стадионов, проведению соревнований и т.п.

Для выполнения этого  постановления перед партией  были поставлены следующие задачи:

  1. обеспечить политическое руководство физкультурным движением, не допуская его отрыва от массовых
  2. придать этому движению массовый характер с вовлечением в него не только рабочих и работниц, но и крестьян, при этом особое внимание надлежит обратить на постановку физической культуры пионеров и коренного населения нацреспублики.
  3. усилить работу ВСФК в части обеспечения дела научного руководства физическим воспитанием и развитием
  4. принять меры к выделению в местные СФК ответственных представителей ведомств и организаций и не допускать замены их техническими сотрудниками.

Это постановление  имеет принципиально важное значение для заложения фундамента советской  системы физического воспитания.

3. Средства физической подготовки городского и сельского населения в Европе в средние века.

                  Средства физической подготовки сельского населения.

Создание в XI—XII веках по всей Европе рыцарских орденов совпало с потерей права вольноотпущенников на ношение оружия. В то же время уже не стало крепостных слуг. Барщина отошла на задний план, постепенно росло значение натурального и денежного оброка. Правовые отношения крестьян в большинстве случаев регулировались нормами, зафиксированными в письменном или устном виде, которые через посредство сельской общины в определенной мере защищали крестьян от помещичьего произвола. Улучшение положения крепостных в XI—XV веках создало относительно благоприятные возможности для формирования специфической крестьянской плебейской физической культуры сельских поселений. Ее содержание, цели и нормы обычаев определялись особенностями феодальных отношений в Европе. Точнее говоря, наряду с географическими и климатическими условиями (на севере — лед и снег, на западе — широкие зеленые поля; в других местах — вода, лес и горы) существовавшие общественные условия определяли то, что и в какой степени может стать народной игрой. Несомненно, в лучшем положении были народы, которые могли сохранить в эпоху феодализма богатый материал движений, характерных для периода родового строя. Однако прочные традиции народных игр могли остаться или сформироваться лишь там, где:

а) вследствие устоявшегося натурального хозяйства и сильной взаимозависимости местные правящие слои, обычно составлявшие меньшинство, и крестьянство были связаны тесными патриархальными узами (баски, население французских Арденн, Бретани, Ирландии, Шотландии, Балкан и Кавказа);

б) деревни с помощью  населения близлежащих городов сохранили относительную независимость или вследствие других благоприятных возможностей рано ослабили отношения прямой зависимости (Англия, Швейцария, Северная Италия, окрестностей французских и немецких городов, Голландия и Скандинавские страны).

Местные нормы обычаев  формировали игры сельского населения, включая и традиционные состязания. За их внутренними причинами стояли специфические престижные каноны, с  трудом понимаемые сейчас, прежде всего они отражали то, на кого можно рассчитывать в случае нападения на общину. По ранним историческим источникам и этнографическим аналогиям можно констатировать, что в оценочных суждениях сельских жителей играли роль не только старшинство по происхождению и собственности, но и завоеванный в молодые годы с помощью физической силы авторитет. Победитель на скачках— « парень года», «калиф на час», сильнейшие в деревне метатели камней, самые выносливые танцоры, ловкие охотники и борцы получали всеобщее признание и материальные и социальные привилегии. В состязаниях девушек нужно прежде всего видеть мотивы возможного выбора супруга, так как о женщинах судили лишь по их мужьям.

Однако если отбросить  покров самовыражения и конвенционализма, за традициями народной меры и показной удали повсюду скрываются стихийно преследовавшиеся физические упражнения, придававшие силу, воспитывавшие гибкость, скорость и смелость. Но их ни в коем случае нельзя толковать как рациональные, целенаправленные движения в современном понимании. Они тесно связаны с причинными факторами, которые возникают под влиянием естественного процесса развития непосредственных условий жизни, Христианские формальности давались для того, чтобы упорно сохранять прежние боевые, магические и мистические традиции, относящиеся часто еще к периоду великого переселения народов или даже к более раннему периоду. Мероприятия становились регулярными благодаря тому, что повсюду они привязывались к перерывам в сельскохозяйственных работах, к большим религиозным праздникам (троица, вторник перед великим постом, масленица, рождество), ярмаркам, свадьбам. Физические упражнения были самыми различными: они включали в себя главным образом борьбу, метание камней, бег, борьбу с палками, бег на коньках, скачки, танцы, разнообразные игры с битой, чучелами, лаптой Решающее слово в определении победителей состязаний было за общиной.

Информация о работе Физическая культура в период феодализма (XI – XV)