Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:35, контрольная работа
Современная историческая наука использует термин «средние века» применительно к периоду общественного развития с конца V до XVII века, когда в наиболее развитых районах мира определяющую роль играл феодализм, феодальный строй. С учетом главных тенденций развития физической культуры можно говорить о физической культуре раннего средневековья, иными словами, периода становления феодализма (V—X вв.), физической культуре расцвета средневековья, то есть периода развитого феодализма (XI—XV вв.), и о физической культуре периода заката феодализма (XV—XVII вв.). В последние два периода в Европе получает развитие физическая культура Возрождения (XIV—XVI вв.), явившаяся своеобразным предвестником буржуазного физического воспитания и спортивного движения.
Физическая культура в период феодализма (XI – XV). Рыцарская система воспитания, нормы физической подготовки рыцарей. Формы рыцарской системы военно – физической подготовки феодалов.
Зарождение и становление советской системы физического воспитания.
Средства физической подготовки городского и сельского населения в Европе в средние века..
Становление и развитие научных основ советской ФК.
Основными педагогическими понятиями (категориями) становятся воспитание, образование и обучение. Попытки ввести какое-либо новое понятие, например развитие, жестко пресекались. В чистом виде, как составная часть сталинской идеологии, официальная педагогика существовала в 30 —50-е гг.
То, что происходило в области физической культуры в 30 — 50-е гг. со многими советскими учеными, добившимися мирового признания и вдруг подвергшимися преследованию, подтверждает пример выдающегося ученого Н. А. Бернштейна. В 1947 г. профессор Н. А. Бернштейн был удостоен высшей государственной премии — Сталинской, а в 1949 г. был объявлен космополитом, вульгаризатором и сочинителем лженаучных теорий, биологизатором, механицистом и наглым клеветником.
Современное физическое воспитание и спорт как педагогический процесс немыслимы без знаний и учета физиологических, психических, социальных, генетических факторов, составляющих их естественнонаучную основу. Возрастно-половой подход стал одним из основополагающих принципов физического воспитания школьников. В настоящее время в практике физического воспитания и спорта учитывают и то обстоятельство, что ряд функциональных и двигательных возможностей во многом зависит от генетических факторов, т. е. они передаются по наследству. Это имеет исключительно важное значение на ранних этапах отбора детей для занятий тем или иным видом спорта, а также для развития двигательных качеств человека.
В 50 — 60-е гг. заметный вклад в проблему обучения двигательным действиям внес П. Я. Гальперин. Он разработал теорию управления усвоением знаний, формированием действий и понятий. Особое место в его теории занимает концепция закономерного чередования этапов усвоения действий. Ее положения распространяются как на умственную, так и на двигательную деятельность.
Отечественные психологи Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, А. Н.Леонтьев и другие в 20 —70-е гг. предложили рассматривать деятельность в единстве ее внешних, предметных, и внутренних, психических, форм. На этой основе была разработана концепция анализа и управления деятельностью, в том числе и двигательной.
Наиболее фундаментальными и современными исследованиями этой проблемы являются работы П. К. Анохина, появившиеся в середине 70-х гг. Он автор учения о «функциональной системе». Существенный элемент этой методологии — то, что в процесс освоения движений включается непрерывная «обратная связь» от обучаемого, несущая информацию о ходе и результатах обучения. По Анохину, совершенное владение двигательным действием означает возможность его гибкого использования в соответствии с неожиданно возникающими условиями и требованиями, т. е. оно должно отличаться достаточной вариативностью.
В разработке научно-методических основ системы физического воспитания и спорта было важно то обстоятельство, что в начале 60-х гг. возникает новая научная и учебная дисциплина — теория и методика юношеского спорта — совокупность знаний об основном содержании, формах построения и условиях спортивной подготовки детей, подростков, юношей и девушек, о наиболее существенных закономерностях данного педагогического процесса, общих для различных видов спорта. Начиная с 1962 г. в СССР регулярно проводились всесоюзные научно-практические конференции по указанной проблеме. Основная заслуга в создании этого направления в науке о физическом воспитании и спорте принадлежит В. П. Филину.
В последние десятилетия главные усилия науки о физической культуре
и спорте были направлены на развитие
спорта высших достижений. На нем сконцентрировалась
преобладающая часть научных, материально-финансовых
и кадровых сил, поэтому именно здесь достигнуты
наиболее заметные научные результаты.
Проблемы же физкультурно-оздоровительной
работы выпали из сферы интенсивного научного
обеспечения. Это касается таких направлений,
как базовое (в первую очередь физического
воспитания в школах), профессионально-прикладная
физическая культура, повседневно-бытовая
(в частности, гигиеническая в режиме домашнего
быта), оздоровительно-
Продолжает возрастать значение спорта как компонента физической культуры, как средства укрепления здоровья. Декларируемые на самом высоком уровне положения, что массовость и устремленность к высшим достижениям — неотъемлемые черты нашего спортивного движения и что их противопоставлять недопустимо, на самом деле материально не подкреплялись. Практически все средства, и усилия науки в том числе, шли на нужды спорта высших достижений. Главная причина этого положения заключается в том, что характерной чертой развития физической культуры и спорта до 90-х гг. являлось то, что они отражали противоборство двух идеологических систем — социалистической и капиталистической. Спорт, и спорт высших достижений особенно, выступал в этом соперничестве как средство демонстрация превосходства одной системы над другой. При такой схеме взаимодействия ведущим принципом была конфронтация, а не творческое сотрудничество.
Важным этапом в решении проблемы подготовки научно-педагогических кадров является создание факультетов физического воспитания (ФФВ) при педагогических вузах, которые стали готовить учителей физической культуры для общеобразовательных школ. Первая попытка создания ФФВ была предпринята осенью 1940 г. Тогда в Москве собрали около 80 учителей физической культуры, имевших большой практический опыт работы в школах и других физкультурных учебных заведениях. Обучение успешно шло до весны 1941 г. Начавшаяся война заставила прервать занятия. В 1946 г. в стране создаются первые два ФФВ — в Московском областном педагогическом институте им. Н. К. Крупской и в Ленинградском государственном пединституте им. А. И. Герцена. В 1947 г. образуется еще 21 факультет. В последующие годы дополнительно открывается ряд ФФВ, а к 1991 г. их стало около 100. Заслуга этих учебных заведений состоит в том, что они являются ведущим звеном в разработке методологии подготовки учителей физической культуры с высшим педагогическим образованием. На ФФВ с 1952 г. ведется подготовка высококвалифицированных кадров для педагогических вузов страны через аспирантуру. За период с 1952 по 1992 г. только в МОПИ успешно защитили диссертации около 300 человек.
Содержание
Информация о работе Физическая культура в период феодализма (XI – XV)