Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 07:59, дипломная работа
Целью данной работы является приобщение учащихся к физической культуре, к здоровому образу жизни, а также подготовка учащихся к жизни и к выполнению социальных функций.
Введение…………………………………………………………………………....4
I. Реферативная часть……………………………………………………………..7
1.1 Физическая культура и спорт в профилактике заболеваний и укреплении здоровья…………………………………………………………………………….7
1.2 Понятие «здоровье», его содержание и критерии………………………….10
1.3 Составляющие здорового образа жизни учащегося………………………..11
II. Практическая часть…………………………………………………………....22
2. Анализ условий реализации проекта…………………………………………22
2.1 Формы и методы формирования здорового образа жизни учащихся на уроках физической культуры…………………………………………………….22
2.2 Материально-техническое обеспечение образовательного учреждения………………………………………………………………………...26
2.3 Основные организационные формы реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры……………………………………27
2.4 Развитие базовых физических качеств на уроках физической культуры……………………………………………………………………………29
2.5 Анализ заболеваемости учащихся Туринского профессионального училища…………………………………………………………………………….34
3. Апробация проекта……………………………………………………………..36
Заключение………………………………………………………………………..40
Список используемой литературы………………………………………………42
Приложения
Проведение дней здоровья с привлечением всех детей, преподавателей и родителей стало традицией в системе воспитания здорового образа жизни. В каждой параллели периодически проводятся такие соревнования, как «Осенний кросс», «Соревнования по гимнастике», «Военно-спортивные эстафеты», «Лыжные гонки», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Весёлые старты» и первенства училища по волейболу, футболу, баскетболу.
Учащиеся принимают участие во всех городских и районных соревнованиях по различным видам спорта, проводимых ОФКс и МП, где составляют здоровую конкуренцию учащимся школ города и района, также участвуют в зональных соревнованиях между учащимися НПО Восточного округа.
2.2 Материально-техническое обеспечение образовательного учреждения
Главная задача здоровьесбереже
Туринский многопрофильный техникум имеет в наличии два спортивных зала: гимнастический зал, оснащенный оборудованием и инвентарем, техническими средствами, учебно-наглядными пособиями, и зал для занятий игровыми видами спорта. Не далеко от училища находится городской стадион с футбольным полем и легкоатлетической дорожкой. Имеется свой стрелковый тир. Все это позволяет повысить качество занятий физической культурой, обеспечить выполнение детьми суточных норм двигательной активности.
При благоприятных погодных условиях уроки физкультуры проводятся на открытом воздухе, т.к. закаливание играет важную роль в профилактике простудных заболеваний. Систематические занятия на воздухе снижают число простудных заболеваний, повышают тонус, нормализуют обмен веществ.
На переменах учащиеся имеют возможность поиграть в теннис. В холле училища стоит теннисный стол, а смена интеллектуальной и физической деятельности положительно влияет на здоровье.
Учащиеся посещают спортивные секции, спортивный клуб «Атлет», где занимаются на тренажерах, для развития различных групп мышц, играют в бильярд и настольный теннис.
В 2005 году на базе техникума открыт «Музей спорта», где учащиеся имеют возможность ознакомиться со спортивной жизнью, историей спорта города и района, со спортивными династиями, с лучшими атлетами.
Мы считаем, что неотъемлемой частью оздоровительной работы являются мероприятия, направленные на охрану жизни детей и достижение гигиенического благополучия внутриучилищной среды, как наиболее управляемого фактора формирования здоровья учащихся.
С этой целью всегда выполняются требования СанПиНов, разумно организуется режим дня учащихся, профилактика развития заболеваний, улучшение организации питания.
В техникуме с помощью качественного проветривания поддерживается необходимый воздушно-тепловой режим. Создается экологическая комфортность образовательной среды: в кабинетах должно находиться большое количество комнатных растений, уничтожающих многие вредоносные микроорганизмы. Ежегодно проводится конкурс на самый зеленый кабинет.
Вместе с медицинским работником осуществляется медицинский контроль за физическим развитием детей, составляется комплекс медико-профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий.
2.3 Основные организационные формы реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры
Организация учебной деятельности
Создание комфортных условий на уроке
Индивидуально-
Учитель физической культуры на уроках физкультуры использует личностно-ориентированный подход, учитывая группу здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка. Например, на уроках учащиеся работают по отделениям, каждое из которых соответствует определенной группе здоровья, а, значит, при выполнении заданий ученики получают дозированную нагрузку.
На уроках физической культуры учащиеся самостоятельно осуществляют контроль за своим пульсом, обучаясь, таким образом, прислушиваться к своему организму. На уроке должны активно работать и временно освобожденные от занятий по состоянию здоровья учащиеся, оценивая выполнение одноклассниками заданий учителя.
2.4 Развитие базовых физических качеств на уроках физической культуры
Быстрота развивается при выполнении кратковременных упражнений с максимальной скоростью. Чтобы достичь лучших результатов в развитии у школьников быстроты, на уроках я включаю упражнения, связанные с необходимостью быстро реагировать на различные сигналы, преодолевать короткие расстояния за минимальное время, а также – все виды действий, в которых можно регулировать скорость движения.
На уроках я применяю старты из различных положений, бег на короткие дистанции, прыжки через скакалку, подвижные и спортивные игры. Все упражнения (исключая игры) лучше применять в начале основной части урока, когда организм детей еще не утомлен.
Примерный перечень упражнений для развития у учащихся быстроты:
Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения и успешно действовать в переменных условиях.
Ловкость является в известной мере качеством врожденным, однако в процессе тренировки ее в значительной степени можно совершенствовать.
В связи с этим основная задача тренировки по воспитанию ловкости заключается в накоплении запаса элементов движений и совершенствовании способности к их объединению в более сложные двигательные навыки.
Наиболее распространенные средства воспитания ловкости – это элементы акробатики, спортивные и подвижные игры (баскетбол, волейбол, футбол, теннис), гимнастические упражнения. Подбор средств должен быть подчинен основному принципу – в упражнениях должен всегда содержаться элемент новизны, движение нужно постоянно усложнять, т.е. практически почти каждое общеразвивающее упражнение может рассматриваться как упражнение, направленное на воспитание ловкости, если в него постоянно вносить изменения, создавать непривычные, новые условия выполнения.
Упражнения «на ловкость» требуют повышенного внимания и точности движений. Поэтому их целесообразно включать в первую половину занятия, когда ученик еще достаточно внимателен и собран. Не следует применять их в большом количестве и длительными сериями: они быстро утомляют нервную систему и, следовательно, перестают оказывать тренирующее воздействие.
Силовые способности. При воспитании этих способностей у человека необходимо определить упражнения, в которых проявляется сила.
Создать представление у занимающихся о методических аспектах при выполнении упражнений на развитие силы. К основным из них относятся:
1. Величина отягощения
должна быть такая, чтобы
2. В каждом подходе,
для развития силовых качеств,
необходимо повторять
3. Интервалы отдыха между подходами должны быть не более 2-3 минут.
4. После выполнения
упражнений на силу желательно
выполнить несколько
5. В недельном микроцикле
следует рационально
Выносливость – базовое качество для физической подготовленности учащихся. Она имеет большое значение для жизнедеятельности человека, следовательно, и для работоспособности организма.
Это качество человека представляется
- как способность длительно
Для развития выносливости у учащихся использую бег в группе, бег на 400 метров, бег на 100-200 метров (по 3-4 раза), бег на 300-400 метров (по 1-2 раза), бег в переменном темпе на 1200-1500 метров, прохождение дистанции до 5 км с переменной интенсивностью и несколькими ускорениями по 400-500 метров, передвижение на лыжах в равномерной скоростью.
В некоторых упражнениях, например: подтягивание – не сразу удается добиться нужного числа повторений. В этом случае на первых порах его можно сократить до 4-6, но делать более короткие паузы отдыха между подходами или несколько упрощать упражнения, скажем, подтягивание с поддержкой под спину.
Паузы отдыха между подходами колеблются от 30 секунд до двух минут. При выполнении упражнений с максимальной скоростью тренировочное отягощение несколько уменьшается, однако, должно быть таким, чтобы ученик мог выполнять от 10 до 20 быстрых движений. Такой прием, помимо создания условий, стимулирующих приложение усилий, оказывает определенное психологическое воздействие на ученика. Попав на соревнованиях после «тяжелых» условий в обычные, он, несомненно, сразу же настраивается на достижение хорошего результата. (Приложение 7)
Гибкость – это способность выполнять упражнения с большой амплитудой. Максимальная амплитуда движений является показателем гибкости. Различают активную и пассивную гибкость.
Активная проявляется за счет собственных мышечных усилий, пассивная – под воздействием внешних сил.
Использую несколько групп упражнений: махи, сгибание и разгибание, статическое положение с сохранением неподвижного положения тела или конечностей, пассивные упражнения с партнером, помогающим увеличить амплитуду.
Гибкость – качество, сравнительно мягко воспитуемые, но требующее систематических упражнений (ежедневно). Упражнения на гибкость выполняются поворотным методом длинными сериями до появления ощущения легкой болезненности. Им должна предшествовать хорошая разминка (особенно в условиях низкой температуры).
Перечень упражнений
развивающих подвижность в
- для увеличения подвижности
в плечевых суставах – метание,
- в тазобедренных – прыжки, бег, акробатика, футбол;
- в коленных – акробатика, лыжи, борьба, футбол, баскетбол;
- в голеностопных - бег, прыжки, метание, гимнастика, лыжи, борьба. (Приложение 8)
Координационные способности. Координационные способности это умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций.
Информация о работе Физическая культура и здоровый образ жизни обучающихся