Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 10:48, реферат
Понятие «физическое воспитание», о чем говорит уже сам термин, входит в общее понятие «воспитание» в широком смысле. Физическое воспитание есть вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям и воспитании физических качеств человека. В прикладном отношении физическое воспитание представляет собой процесс физической подготовки человека к социально обусловленной деятельности (трудовой, военной и т.д.). В единстве с другими видами воспитания может приобретать значение одного из основных факторов всестороннего развития личности.
Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Физическое воспитание студенческой молодежи…………………4
1.1 Методы физического воспитания………………………………….4
1.2 Двигательные умения и навыки……………………………………5
1.3 Физические качества………………………………………………..6
Глава 2. Физическая тренировка………………………………………………7
Заключение……………………………………………………………………10
Список использованной литературы
План:
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Физическое воспитание студенческой молодежи…………………4
1.1 Методы физического воспитания………………………………….4
1.2 Двигательные умения и навыки……………………………………5
1.3 Физические качества……………………………
Глава 2. Физическая тренировка………………………………………………7
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы
Введение
Теория физического воспитания, как и всякая обобщающая физическая дисциплина, требует при знакомстве с ее содержанием четкого определения наиболее общих исходных понятий. Речь идет в первую очередь о понятиях «физическое воспитание» и «спортивной тренировке».
Понятие «физическое воспитание», о чем говорит уже сам термин, входит в общее понятие «воспитание» в широком смысле. Физическое воспитание есть вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям и воспитании физических качеств человека. В прикладном отношении физическое воспитание представляет собой процесс физической подготовки человека к социально обусловленной деятельности (трудовой, военной и т.д.). В единстве с другими видами воспитания может приобретать значение одного из основных факторов всестороннего развития личности.
Физическое воспитание - общественное явление. Оно возникает вместе с обществом и развивается по законам общественного развития идеи, направляющие социальную практику физического воспитания, и формы ее организации всегда обусловлены конкретными общественными отношениями, что находит свое выражение в особенностях систем физического воспитания, создаваемых в условиях общественных формаций.
Понятие «спортивная тренировка» — это специально организованный педагогический процесс, направленный на достижение высоких спортивных результатов в избранном виде спорта. Спортивная тренировка организуется в рамках системного использования физических упражнений, с одной стороны, и сочетания их с отдыхом и иными средствами восстановления организма.
Глава 1. Физическое воспитание студенческой молодежи.
Физическая культура представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и один из самых важных компонентов целостного развития личности, она входит обязательным разделом в образование, значимость которого проявляется через формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.
Целью физического воспитания
студентов является формирование физической
культуры личности и способности
направленного использования
1.1 Методы физического воспитания.
В процессе физического
воспитания применяются как
1) Метод регламентированного упражнения |
Предусматривает твердо предписанную программу движений (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений); по возможности точное дозирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнений, четкое нормирование места и длительности интервалов отдыха. Дыхательные упражнения на месте, ходьба на месте, наклоны головы влево и вправо и т.д. |
2) Игровой метод |
Основу игрового метода составляет игровая двигательная деятельность, определенным образом упорядоченная. Игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми (хоккеем, волейболом). Игровой метод один из важных в процессе подготовки, особенно, молодых спортсменов. Один из недостатков игрового метода — ограниченные возможности дозировки нагрузки как по направленности, так и по степени воздействия. |
3) Соревновательный метод |
один из способов стимулирования интересов деятельности спортсменов с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо упражнении при соблюдении правил соревнований. Соревновательный метод используется либо в элементарной форме (например, кто больше забросит в кольцо мячей), либо в виде официальных и полуофициальных соревнований в основном подготовительного характера Фактор соперничества в процессе состязаний создает благоприятные условия для максимального проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий. |
4) Словесные методы |
предполагают широкое
использование слова и |
5) Сенсорные методы |
могут реализоваться в форме: показа самих упражнений; демонстрации наглядных пособий; предметно-модельной и макетной демонстрации (с помощью макетов игровых площадок с фигурками игроков); кино - и видеомагнитофонных демонстраций (просмотр специальных учебных кинофильмов, видеозаписей выполнения упражнений). |
1.2 Двигательные умения и навыки
Двигательное умение - это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.
Значение двигательных навыков определяется их отмеченными чертами:
1. Автоматизированное управление движениями - определяющая и ценная особенность двигательного навыка.
2. Автоматизация движений
существенно помогает
3. Сознание освобождается от необходимости постоянного контроля за деталями движений.
4. Слитность движений при навыке проявляется в легкости, взаимосвязанности и устойчивой ритмичности двигательного действия.
Надежность двигательного
действия при навыке характеризуется
повышенной способностью сохранять
его эффективность при
1.3 Физические качества
Физическими качествами принято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. В спортивной теории принято различать пять физических качеств:
Сила |
человека преодолевать
внешнее сопротивление или |
Быстрота |
комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции. Между тем быстроту движений нельзя путать со скоростью передвижения. Скорость конькобежца больше на 400—500 м, чем скорость бегуна-спринтера, однако у второго частота (быстрота) движений больше. |
Выносливость |
способность противостоять
утомлению. Воспитание общей выносливости,
которая характеризуется |
Гибкость |
способность выполнять движения с большой амплитудой. Наличие гибкости связано с фактором наследственности, однако на нее влияют и возраст, и регулярные физические упражнения. |
Ловкость |
способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи. Ловкость выражается в умениях быстро овладевать новыми движениями, точно дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими, импровизировать в процессе двигательной деятельности в соответствии с изменяющейся обстановкой. |
Их проявление зависит от возможностей функциональных систем организма, от их подготовленности к двигательным действиям.
Глава 2. Физическая тренировка.
Спортивная тренировка — это специально организованный педагогический процесс, направленный на достижение высоких спортивных результатов в избранном виде спорта. Спортивная тренировка организуется в рамках системного использования физических упражнений, с одной стороны, и сочетания их с отдыхом и иными средствами восстановления организма.
Цель спортивной тренировки – реализовать возможности оптимального физического развития людей, всестороннего совершенствования свойственных каждому человеку физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность: обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим общественно важным видам деятельность.
Но существуют более конкретные задачи, которые формируют данную цель. Их можно разделить на группы: физическая (специальная и общая), техническая, тактическая, теоретическая, психологическая и морально-волевая .
Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.
В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения.
К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в данном виде спорта.
К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рациональность и в то же время характерны для индивидуальных особенностей данного спортсмена.
Физическая подготовленность - это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.
Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).
Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.
Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность.
Возрастные границы
этапов многолетней подготовки спортсменов.
Вид спорта |
Этап начальной подготовки | |
мужчины |
женщины | |
Бег на средние дистанции |
10-12 |
10-12 |
Бег на длинные дистанции |
11-13 |
- |
Лыжные гонки |
11-13 |
11-13 |
Велосипедный спорт (гонки преследования на треке) |
11-13 |
- |
Велосипедный спорт (шоссе) |
11-13 |
- |
Гребля на байдарках |
10-12 |
10-13 |
Гребля на каноэ |
10-12 |
- |
Плавание (100 и 200 м) |
8-10 |
8-10 |
Плавание (400, 800, 1500 м) |
8-10 |
8-10 |
Гимнастика |
5-6 |
5-6 |
Акробатика |
5-6 |
5-6 |
Теннис |
5-7 |
5-7 |
Баскетбол |
7-10 |
7-9 |
Фигурное катание |
5-7 |
5-7 |
Тяжелая атлетика |
12-13 |
12-14 |
Борьба |
12-14 |
|
При проведении занятий используется групповой метод обучения. Групповой метод тренировки хорош тем, что при разучивании техники классических (соревновательных) упражнений, все ученики группы, один за другим повторяют показанное упражнение. И когда преподаватель указывает на ошибку одного из спортсменов, другие уже стараются не повторять эту ошибку. Бывает, что новички сами уже указывают друг другу на допущенные ошибки. Это облегчают процесс обучения и ускоряет формирование навыков. При обучении новичков, обязательно надо применять подводящие упражнения. Это такие упражнения, которые по координации близки к отдельным частям обучаемого упражнения, но значительно проще его. Например, иногда бывает в приседаниях долго объясняешь как держать спину, колени, не получается. А стоит сделать приседания на скамейку, с нужной высотой, спортсмен сразу улавливает.