Физическое воспитание в пожилом и старческом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель: охарактеризовать особенности физического воспитания в пожилом и старческом возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПОЖИЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Основные особенности лиц пожилого и старческого возраста 6
1.2 Задачи и средства физического воспитания лиц пожилого и старческого возраста 10
1.3 Виды оздоровительной физической культуры 12
РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ, СРЕДСТВ И МЕТОДИК ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛЮДЕЙ В ПОЖИЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 19
2.1 Методические рекомендации к занятиям оздоровительной физической культурой 19
2.2 Применение тренажеров для занятий лиц пожилого возраста 22
2.3 Лечебная физическая культура в пожилом и старческом возрасте 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!Физвоспит в пож и старческом возрасте.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

В данных рекомендациях перечислены  нежелательные или требующие  специальной подготовки исходные положения и упражнения, которых лучше избегать при проведении практических занятий, а также медицинские показания к прекращению нагрузки.

Вновь создаваемым физкультурно-оздоровительным  центрам может быть полезен перечень оборудования и оснащения, необходимого для работы с людьми пожилого возраста. На каждой физкультурно-спортивной базе должны быть медикаменты для оказания неотложной помощи.

Поскольку арсенал физкультурно-оздоровительных  средств, в том числе физических упражнений, велик и разнообразен, у тренера-методиста или того, кто занимается самостоятельно, должна быть возможность их пополнения и варьирования. С этой целью модули упражнений, эффективность которых апробирована на группе лиц старческого возраста приводены в приложении 3.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В пожилом и старшем возрасте происходят необратимые изменения в системах и органах человеческого организма, называемые старением. Старение характеризуется следующими функциональными изменениями. В нервной системе изменяется баланс тормозных и возбудительных процессов, их сила, что выражается в затрудненном образовании новых двигательных координаций, ухудшении точности движений и уменьшении их вариативности. Снижение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы проявляется в замедлении восстановительных процессов после физической нагрузки.

Длительная лечебная практика показала, что наиболее адекватным и эффективным способом восстановительного лечения у пожилых людей является применение средств физического воспитания.

Разнообразные методические приемы специальной гимнастики – от активного расслабление мышц до сложнейших координаторных упражнений приобретает еще большую роль, когда они направлены на восстановление или создание широкого арсенала прикладных навыков.

Естественно, что все  специальные упражнения тесно сочетаются с общеукрепляющей гимнастикой, закаливанием, лечебной физической культурой без которых немыслимо укрепление жизненно-важных систем: сердечно – сосудистой, дыхательной и других, обеспечивающих благополучие соматического статуса пожилого человека.

Таким образом, использование средств, методов и приемов физического воспитания в пожилом и старческом возрасте способствует предупреждению осложнений, вызываемых длительным покоем; ускорению ликвидации анатомических и функциональных нарушений; сохранению, восстановлению или созданию новых условий для функциональной адаптации организма пожилого человека к физическим нагрузкам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Байер К., Шнейберг Л. Здоровый образ жизни. - М.: Феникс, 2001.- 547 с.
  2. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1996. - 349 с.
  3. Вилькин Я. Р., Кановец Т. М. Организация работы по массовой физической культуре и спорту: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 384 с.
  4. Гаврилов Д. Н. Педагогические и организационные особенности двигательного режима людей зрелого и пожилого возраста // Теория и практика физической культуры - 2002. - № 4 - С. 44-47.
  5. Готовцев П. И. Долголетие и физическая культура. - М.: Физкультура и спорт, 1995. - 433 с.
  6. Готовцев П.И., Субботин А.Д., Селиванов В.П., Лечебная физическая культура и массаж. - М.: Медицина, 1987. - 599 с.
  7. Гранит Р. Основы регуляции движений. - М.: Мир, 1993. - 368 с.
  8. Дубровский В.И. Спортивная медицина. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 134 с.
  9. Епифанов В.А Лечебная физическая культура и спортивная медицина, М.: Медицина, 1999.- 544 с.
  10. Козлова Л. В. Основы реабилитации. - Мн.: Спорт, 2003. – 233 с.
  11. Краснов И. С. Методологические аспекты здорового образа жизни Россиян // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - №2 - С. 61-64.
  12. Мимокова И. В., Евдокимова Т. А. Физическое воспитание: Новейший справочник. - М.: Феникс, 2004. – 488 с.
  13. Мышкина  А. К. Пожилой возраст. Лечение и профилактика болезней. – М.: Научная книга, 2006. – 588 с.
  14. Никитушкина Н. Н. Развитие массовой физкультурной работы по месту жительства и отдыха населения / Под ред. С.Н.Зубарева: Методическое пособие. – М.: Москомспорт, 2010. – 164 с.
  15. Рассел Г. Если Вам за 50. - М.: Мельбурн, 1984. - 127 с.
  16. Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни. - М.: Просвещение, 1999. - 284 с.
  17. Теория и методика физического воспитания / Под общ. ред. А. Д. Новикова, Л. П. Матвеева. - М.: Физкультура и спорт, 1996. – 467 с.
  18. Тиунова О.В. Организация физкультурно-оздоровительной работы с людьми пожилого возраста: Методическое пособие. – М.: Москомспорт, 2010. – 89 с.
  19. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2001.- 544 с.
  20. Чермит К. Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы: учебное пособие. – М.: Спорт, 2005.- 544 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Комплекс физических упражнений для  лиц пожилого возраста

 

Упражнение 1. Сидя на стуле, ноги согнуты в коленях, руки на коленях, приподнять плечи — вдох, опустить — выдох; расслабиться, дыхание спокойное, неглубокое (повторить 3 раза).

Упражнение 2. Сидя на стуле, ноги согнуты  в коленях, руки на коленях, сжимать  кисти рук, одновременно поднимая носки  ног на себя (темп средний, повторить 8-10 раз).

Упражнение 3. Сидя на стуле, ноги согнуты  в коленях, руки на коленях, поочередно отводить выпрямляющуюся руку в сторону  и возвращать в исходное положение (темп медленный, повторить 3 раза каждой рукой).

Упражнение 4. Сидя на стуле, согнув ноги, держась руками за спинку стула сзади, поочередно разгибать правую и левую ноги, скользя стопами по полу (темп средний, повторить 4 раза каждой ногой).

Упражнение 5. Сидя на стуле, поднять  правую руку вверх — вдох, опустить — выдох (темп медленный, повторить 3 раза каждой рукой).

Упражнение 6. Сидя на стуле, поворачивать туловище с разведением рук в  стороны (темп медленный, повторить 3-4 раза в каждую сторону).

Упражнение 7. Стоя боком к стулу, одной рукой держась сверху за спинку стула, выполнять маховые движения противоположными рукой и ногой вперед и назад; то же стоя другим боком (махи выполняют свободно, без напряжения, повторить 6-8 раз).

Упражнение 8. Встать на длину вытянутых  рук от стула и, опираясь на спинку, медленно присесть — вдох, вернуться в исходное положение — выдох (повторить 6-8 раз).

Упражнение 9. Сидя на стуле, руки на коленях, выполнять круговые движения ногой, касаясь носком пола (повторить 4-8 раз  каждой ногой).

Упражнение 10. Сидя на стуле, руки на коленях, попеременно поднимать руки вверх — вдох, опускать — выдох (повторить 3-4 раза каждой рукой).

Упражнение 11. Сидя на стуле, руки на коленях, попеременно сводить и разводить  пятки и носки стоп на 4 счета (дыхание  произвольное, повторить 8-12 раз).

Упражнение 12. Сидя на стуле, ноги выпрямить, руки опустить, откинувшись на спинку стула, закрыть глаза и расслабиться на 5-10 секунд.

 

Специальные упражнения для шеи:

1) медленно поворачивают голову  направо и налево;

2) медленно наклоняют голову  влево и вправо;

3) медленно наклоняют голову  вперед и назад;

4) движения головой вперед и  назад;

5) вращения головой с опущенными  и приподнятыми плечами;

6) ноги выпрямить, руки опустить, откинуться на спинку стула,  закрыть глаза и расслабиться  на 5-10 секунд.

Упражнения для шеи особенно полезны лицам с остеохондрозом позвоночника, они уменьшают или снижают головную боль, болевые ощущения в области сердца. При их выполнении соблюдают медленный темп, добиваясь полной амплитуды движений, повторяя каждую позицию по 3 раза.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Противопоказания к занятиям физкультурой

  1. Острые инфекционные болезни.
  2. Все болезни в острой (активной) фазе.
  3. Хронические заболевания в период обострения (декомпенсации).
  4. Психические заболевания.
  5. Органические заболевания центральной нервной системы.
  6. Злокачественные новообразования.
  7. Болезни опорно-двигательного аппарата: деформирующие полиартриты (артриты), спондилоартриты (разной этиологии с прогрессирующим течением и резким нарушением функции суставов или наличием стойкого болевого синдрома).
  8. Коллагеновые болезни.
  9. Болезни органов дыхания:
    • заболевания, протекающие с дыхательной или легочно-сердечной недостаточностью выше I степени;
    • астма бронхиальная с частыми, затяжными, трудно купирующимися приступами;
    • бронхит хронический с наклонностью к частым обострениям и наличием резко выраженного бронхоспастического компонента;
    • бронхоэктатическая болезнь до полного клинического излечения;
    • пневмония интерстициальная с рецидивирующим течением.
  10. Болезни сердечно-сосудистой системы:
    • аневризма аорты, сердца;
    • аритмии (сложные нарушения ритма и проводимости, частая (4:40) монотонная экс-трасистолия, мерцательная аритмия, пароксизмальная тахикардия;
    • блокада левой ножки пучка Гиса или ее разветвлений;
    • заболевания, протекающие с недостаточностью кровообращения выше I степени (по Василенко-Стражеско);
    • стенокардия напряжения с частыми приступами;
    • постинфарктный кардиосклероз (решается в каждом конкретном случае в зависимости от распространенности, причины поражения, характера течения, наличия сопутствующих заболеваний и предшествовавшего режима двигательной активности);
    • наличие на ЭКГ рубцовых изменений миокарда (при отсутствии в анамнезе инфаркта миокарда и жалоб в момент обследования) с отчетливыми ЭКГ-признаками выраженной недостаточности кровоснабжения сердечной мышцы;
    • гипертоническая болезнь с частыми кризами, а также при цифрах систолического артериального давления выше 200 мм рт. ст. или диастолического выше 110 мм рт. ст.;
    • гипотоническая болезнь (первичного или вторичного характера) при цифрах систолического артериального давления ниже 90 мм рт. ст.;
    • больные, оперированные по поводу врожденных, приобретенных пороков сердца, коронарной недостаточности ранее 3 месяцев после операции (в дальнейшем — индивидуальный подход в зависимости от исхода операции, имевшихся осложнений, состояния кардио- и общей гемодинамики, а также предшествовавшей двигательной активности);
    • синдром Морганьи — Эдемса — Стокса.
  11. Болезни органов пищеварения:
    • желудок, оперированный при декомпенсации функций органов пищеварения;
    • панкреатит хронический с рецидивирующим течением или при наличии ферментативной недостаточности;
    • язвенная болезнь желудка (двенадцатиперстной кишки) с наклонностью к частым рецидивам, или при значительном нарушение функций органов пищеварения и упадка питания, или выраженном болевом синдроме.
  12. Заболевания печени и желчных путей:
    • цирроз печени (любой этиологии), рецидивирующий с прогрессирующим течением или признаками печеночной недостаточности;
    • хронический гепатит (гепатодистрофия — «гепатозы»), рецидивирующий с выраженными функциональными расстройствами;
    • хронические гепатохолециститы (холециститы) калькулезной этиологии, сопровождающиеся приступами печеночной колики или рецидивирующей желтухой;
    • хронический ангиохолит (холангиолиты) с приступами печеночной колики и нарушением желчевыделения;
    • вторичный хронический панколит, обусловленный нарушением внешнесекреторной функции поджелудочной железы.
  13. Заболевания почек и мочевыводящих путей:
    • хронический диффузный гломерулонефрит рецидивирующего течения или при наличии признаков почечной недостаточности;
    • хронический интерстициальный нефрит различного генеза при наличии признаков почечной недостаточности;
    • хронический пиелонефрит с рецидивирующим течением, наличием выраженных функциональных нарушений или осложнений (гидро-, пионефриз, гипертоническая це-ребропатия);
    • липоидно-амилоидный нефроз (с присущим ему симптомо-комплексом).
  14. Болезни эндокринных желез:
    • гипогликемическая болезнь;
    • гипотиреоз, микседема (первичная или вторичная форма) тяжелого течения;
    • диабет несахарный;
    • диабет сахарный (первичный или вторичный) среднего и тяжелого течения или при наличии осложнений (кетоацитоз, сосудистые поражения, полиневриты и др.);
    • зоб диффузный токсический (тиреотоксикоз, базедова болезнь) — тяжелая форма;
    • эндемический зоб с выраженной гипер- или гипофункцией железы;
    • хронический тиреодит (болезнь Риделя, Хашимото).
  15. Болезни обмена:
    • ожирение вторичного генеза (дианцефальное, гипотиреоидальное, гипогениталь-ное, при синдроме Иценко — Кушинга);
    • подагра с прогрессирующим течением или сопровождающаяся выраженным болевым синдромом.
  16. Патологический климакс.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Модули упражнений для групп  лиц старческого возраста

 

1. Модуль подготовительных  общеразвивающих упражнений

 

 Исходное положение  (И. п.) — сидя на стуле.

  1. Выпрямить спину, расправить плечи, наклонить голову вперед, попытаться коснуться подбородком груди, посмотреть на пол, поднять голову, посмотреть на потолок. Количество повторений: 5-10.
  2. Попеременно поднимать правое и левое колено, имитируя ходьбу. Количество повторений: 10-20.
  3. Выпрямить спину, расправить плечи, смотреть перед собой: подъем и опускание плеч.  Количество повторений: 6-10.
  4. Выпрямить спину, расправить плечи: не поднимая плеч, наклонить голову вправо. Сделать паузу на 4 счета и вернуться в И. п. То же проделать в другую сторону. Количество повторений: 5-10.
  5. Поднять правую руку вверх, потянуться вверх, опустить на колени. То же проделать другой рукой. Количество повторений: 6-12.
  6. Широкий шаг вперед левой ногой, вернуться в И. п. То же проделать правой. Количество повторений: 6-12.
  7. Выпрямить обе руки вперед, разжать пальцы, крепко сжать их, вернуться в И. п. Количество повторений: 8-12.
  8. Выпрямить спину, расправить плечи:

а) одновременно сделать  широкий шаг вперед левой ногой  и шаг назад — правой (приподнимая  при этом обе ноги);

б) поменять положение ног Количество повторений: 8-12.

  1. Положить левую руку на правое плечо, выпрямить ее вперед ладонью вверх, потянуться, снова опустить на правое плечо. То же проделать правой рукой. Количество повторений: 6-8.
  2. Выпрямить спину, расправить плечи: повернуть голову налево и посмотреть через левое плечо. То же сделать в другую сторону. Количество повторений: 4-6.
  3. Правой ногой переступить в сторону как можно дальше (носок обращен вперед), вернуться в И. п. То же левой ногой. Количество повторений: 6-10.
  4. Положить руки на плечи, развести локти, соединить их перед грудью. Количество повторений: 8-12.
  5. Выпрямить спину, расправить плечи: выпрямить правую руку вперед, не сгибая ее в локте сделать 4 круговых движения по часовой и против часовой стрелки (диаметр круга — 30-40 см), повторить движение еще два раза, увеличивая диаметр условного круга до максимально возможного. Общее количество круговых движений должно составить 32. То же проделать левой рукой. В зависимости от физического состояния занимающихся можно выполнить дополнительную серию этого упражнения.
  6. Выпрямить правую ногу в колене, продержать на весу 4 счета и опустить. То же проделать левой ногой. Количество повторений: 6-10.
  7. Держа руки на подлокотниках, сжать пальцы в кулак и сделать 4 круговых вращения по часовой и против часовой стрелки. В зависимости от физического состояния занимающихся можно выполнить дополнительную серию этого упражнения.
  8. Выпрямить ноги в коленях, развести их в стороны, удерживать в этом положении 4 счета, свести вместе и опустить на пол. Количество повторений: 5-8.

Информация о работе Физическое воспитание в пожилом и старческом возрасте