Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 15:08, реферат
Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятие физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества. При регулярных занятиях физическими упражнениями активизируется деятельность всех органов и систем, увеличивается объем мышц, усиливаются обменные процессы, совершенствуется сердечно-сосудистая система. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся, нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой.
Введение………………………………………………………………3
Врачебный контроль…………………………………………………4
Самоконтроль. Основные понятия: функциональные пробы, критерии физического развития, антропометрические показатели, классификация проявлений утомления……………………………………………….8
Заключение…………………………………………………………..14
Список использованной литературы……………………………….15
Применяемые нагрузки
должны соответствовать
Аппетит после умеренных физических нагрузок также должен быть хорошим. Есть сразу после занятий, не рекомендуется лучше подождать 30-60 минут. Для утоления жажды следует выпить стакан минеральной воды или чая.
При ухудшении самочувствия, сна, аппетита необходимо снизить нагрузки, а при повторных нарушениях - обратиться к врачу.
Дневник самоконтроля служит для учёта самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима.
Регулярное
ведение дневника даёт
В дневнике также следует отмечать случаи нарушение режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности.
К объективным показателям самоконтроля относятся:
- наблюдение
за частотой сердечных
- артериальным давлением,
- дыханием,
- жизненной ёмкостью лёгких,
- весом,
- мышечной силой,
- спортивными результатами.
Известно,
что величины пульса и
ИК=Д/П,
где Д - минимальное давление, а П - пульс.
У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной регуляции сердечно-сосудистой системы он становится большим или меньшим единице.
Прежде
чем начать самостоятельно
Оценка реакции сердечно-сосудистой системы проводится по измерению частоты сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины - 75-80.
У физически тренированных
людей частота пульса
При физической нагрузке усиленная работа сердца направлена на обеспечение работающих частей тела кислородом и питательными веществами. Под влиянием нагрузок объём сердца увеличивается. Так, объём сердца нетренированного человека составляет 600-900 мл, а у спортсменов высокого класса он достигает 900-1400 миллилитров; после прекращения тренировок объём сердца постепенно уменьшается.
Существует
много функциональных проб, критериев,
тестов-упражнений, с помощью которых
производится диагностика
Например, определить степень утомления можно, воспользовавшись таблицей 1.
Таблица 1.
Признаки различных степеней утомления
Наблюдаемые
Признаки |
Степень утомления | ||
небольшая |
средняя |
большая (недопустимая) | |
1. Окраска слизистых и кожных покровов |
Без изменений или легкое покраснение |
Значительное покраснение, скоро проходящее |
Значительное покраснение или наоборот побледнение, синюшность, медленно исчезающее |
2. Потливость |
Отсутствует или небольшое выступление пота на лбу, груди. |
Большая потливость верхней половины тела. |
Потливость, распространившаяся на все тело |
3. Дыхание |
Ровное, спокойное, глубокое |
Учащение дыхания, иногда чередующееся с форсированным глубоким дыханием. |
Резкое учащение дыхания. Поверхностное дыхание. Отдельные глубокие вдохи, сменяющиеся беспорядочными |
4.Осанка, походка, характер движений |
Осанка не изменена. Походка бодрая. Точность выполнения заданных движений вполне удовл. |
Осанка расслабленная. Шаг неуверенный, покачивания. |
Резкое покачивание. Дрожание конечностей, вынужденные позы с опорой |
5.Речь,мимика |
Речь отчетливая. Мимика обычная |
Речь затруднена. выражение лица напряженное. Взгляд вялый. |
Речь крайне затруднительна. Выражение лица страдальческое |
6. Самочувствие |
Жалоб нет. Бодрое состояние. |
Жалобы на усталость. Боль в мышцах. Сердцебиение, одышка, шум в ушах, биение в висках. |
Головокружение, головная боль. Тошнота, иногда икота, рвота |
7. Внимание, интерес к проводимому занятию |
Внимание, интерес, активность сохранены. |
Внимание снижено. Вялость.
Активность уменьшена. |
Рассеянность. Ответы невпопад. Отсутствие интереса, вплоть до апатии |
Следует отметить, что на практике чаще возникают отдельные симптомы переутомления. В этом случае обычно бывает достаточно изменить режим занятий, снизить нагрузку и нормальное состояние восстанавливается. Но в случаях более серьезных, связанных с перенапряжением или перетренировкой требуется серьезное длительное лечение с последующим осторожным расширением двигательного режима.
Боли в мышцах.
После первых занятий
Физическую
нагрузку в этот период нужно
несколько снизить.
Головные боли
могут быть следствием
Боли в правом
подреберье (так называемый печеночно-
Систематические
занятия физическими
3. Заключение
Педагогическое наблюдение может быть полным, когда контролируются все стороны и результаты преподавания и учения, или частичным, когда анализируется какая-либо отдельная сторона деятельности педагога (составление конспекта занятия, методика предупреждения ошибок и др.) или студентов (сознательность и самостоятельность, значение теоретических сведений и т.п.).
По результатам медицинского осмотра терапевт определяет медицинскую группу для занятий физическими упражнениями (основную, подготовительную или специальную). Кроме этого, некоторые студенты направляются на лечебную физкультуру (ЛФК), других по состоянию здоровья на некоторое время освобождают от практических занятий. Результаты по всем разделам обследования должны быть представлены на кафедру физического воспитания и спорта.
При акцентированном воспитании физических качеств в содержании учебных занятий обычно увеличивается объем специальных упражнений, развивающих одно или несколько качеств, и устанавливаются соответствующие учебные нормативы. Такой подбор упражнений и элементов из отдельных видов спорта производится опытным путем по принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств и двигательных навыков. Для этого сначала составляется так называемая профессиограмма, и затем на ее основе - спортограммма (комплекс упражнений и набор видов спорта, соответствующих конкретной профессии).
Каждый вид спорта способствует совершенствованию определенных физических и психических качеств. И если эти качества, умения и навыки, осваиваемые в ходе спортивного совершенствования, совпадают с профессиональными, то такие виды спорта считают профессионально-прикладными.
4. Литература
1. Ашмарина Б.А. Теория и методики физического воспитания - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
2. Головина В.А., В.А. Масляка, А.В. Коробкова и др.Учебник: Физическое воспитание - М.: Высш. школа, 1993.
3. Городилин С.К. Физическое воспитание студентов. - Гродно: ГрГУ, 2002.
4. Дронов В.Я. Физическая культура. - М., 2005.