Физкультурный досуг в старшей группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:57, доклад

Краткое описание

В общей системе всестороннего и гармонического развития человека физическое воспитание ребёнка дошкольного возраста занимает особенное место. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.

Вложенные файлы: 1 файл

Физкультурный досуг.docx

— 36.72 Кб (Скачать файл)

Продолжают развиваться  устойчивость, распределение внимания и его переключаемость. Наблюдается  переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная  выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в  повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно  занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается  связная речь. Дошкольники могут  пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и  детали.

Таким образом, достижения возраста характеризуются распределением ролей  в игровой деятельности; структурированием  игрового пространства; дальнейшим развитием  изобразительной деятельности, сопровождаемым высокой продуктивностью. В конструировании  применяется обобщенный способ обследования образца; восприятие характеризуется  анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением  мыслительных средств (схематизированные  представления, комплексные представления, представления о цикличности  изменений); развиваются обобщения, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь  и взаимозависимость состояния  здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически  полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше  развивается психически. Физические упражнения развивают и укрепляют  опорно-двигательный аппарат, предупреждают  нарушение осанки и деформацию скелета. Занятия физическими упражнениями имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. У детей  воспитывается внимание и наблюдательность, развиваются волевые качества, вырабатывается характер.

 

 

 

 

Специфика организации  физкультурного досуга для детей  старшего дошкольного возраста

Физкультурный досуг в  дошкольном учреждении проводится 1-2 раза в месяц, начиная со 2-ой младшей  группы. Рекомендуется проводить  его в вечернее время (16-17 часов), в дни, когда нет физкультурных  занятий. В каникулярное время (январь) и в летний период досуг может  проходить в первую половину дня (9-11 часов).

Физкультурные досуги проводятся как на воздухе, так и в помещении. Длительность его колеблется от 20 до 40 минут в зависимости от возраста детей. Не следует затягивать досуги, так как физическое и эмоциональное  переутомление отрицательно сказываются  на здоровье детей.

В начале учебного года составляется перспективный план дошкольного  учреждения, в который включаются и физкультурные досуги. Намечается их тематика, сроки, место проведения, участники, ответственные. Взяв за основу программный материал по воспитанию и обучению детей дошкольного  возраста, при планировании досугов  руководитель физического воспитания должен исходить из условий своего дошкольного учреждения, возрастных и индивидуальных особенностей детей, их опыта, подготовленности.

В связи с тем, что физкультурные  досуги базируются на знакомых детям  физических упражнениях, играх, разучиваемых на физкультурных занятиях, прогулках, то при планировании досуга ставятся уже задачи не обучения, а закрепления  и совершенствования. И на первый план выходят задачи оздоровительные  и особенно воспитательные.

Большой силой эмоционального воздействия обладает музыка, поэтому  желательно, чтобы она звучала  на физкультурном досуге. Для музыкального сопровождения может использоваться как аудиозапись, так и "живое" исполнение (фортепиано, аккордеон  и другие музыкальные инструменты). Подбирая произведения для таких  мероприятий, руководителю физического  воспитания следует помнить, что  музыка должна быть доступной для  восприятия детей по темпу и ритму. Для детей лучше использовать песни детского репертуара, текст которых должен соответствовать теме и содержанию досуга.

Досуг может содержать  танцевальные композиции, хороводные игры, песни, разучиваемые на музыкальных  занятиях, и проводиться совместно  с музыкальным руководителем.

Досуги отличаются от физкультурного занятия всевозможными сюрпризными  моментами: введением персонажа, получение  письма от кого-либо с заданием, вручением  маленьких подарков, призов. Это  могут быть фигурки оригами, поделки  из природных материалов и пластилина, выполненные детьми подготовительной группы, которые вручает сказочный  герой, или дети его находят сами (с помощью взрослого). Подарками  могут быть и фрукты. Можно также  устроить чаепитие с угощениями.

При проведении досуга в  старшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение творчески  использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения  со сверстниками, приучать проявлять  инициативу в разнообразных видах  деятельности.

Дети старшего дошкольного  возраста обладают довольно широким  спектром знаний, умений. Поэтому в  досуги вводятся интеллектуальные задания, используются элементы математики, развития речи, конструирование. Включаются задания  на развитие психических процессов.

Физкультурный досуг наполняет  жизнь ребенка эмоциональной, веселой  двигательной деятельностью. Ребенок  индивидуально и коллективно (командами) участвует в веселых играх  с элементами соревнования, подобных небольшой спартакиаде. В содержание досуга включаются интересные аттракционы, знакомые ребенку танцы и пляски.

Физкультурный досуг развивает  мышление, воображение, целеустремленность, культуру чувств (например, приучают ребенка  сдерживать свои чувства и желания, проявлять решительность). Он развивает  в детях умение двигаться под  музыку, музыкальный слух, память.

Таким образом, главной задачей  педагога при проведении физкультурного досуга является: создание бодрого, радостного настроения, стимулирование активности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, дифференцированный подход к оценке результатов его действий, предоставление возможности испытать приятное ощущение удовольствия от выполняемых им и другими детьми движений, а также радости от успехов товарища.

Дошкольное образовательное  учреждение в настоящее время  реализует следующие функции: развивающую, воспитательную, образовательную, оздоровительную, общекультурную и др.

Основными задачами МДОУ является:

  • создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья детей;
  • создание максимальных условий, обеспечивающих физическое, интеллектуальное и личностное развитие ребенка;
  • воспитание трудолюбия, любви к Родине, семье, окружающей природе;
  • взаимодействие с семьей для обеспечения полного развития ребенка

Без праздника с элементами спортивных игр и развлечений  невозможно представить повседневную деятельность современного детского сада. Тем более что поводов для  проведения подобных мероприятий существует достаточно много, а проходить они  могут и в зале, и на улице. Это  и зимние увеселения, связанные со святочными и масленичными гуляньями, которые были заведены нашими предками с незапамятных времен. Это и события, отражающие даты летнего народного  календаря. Это и праздники, к  участию в которых можно привлечь родителей, - День здоровья, День семьи, "Мама, папа и я - спортивная семья". Это и праздники, утвержденные как  общегосударственные, - День здоровья (7 апреля), День физкультурника (9августа). Словом, причин для устройства спортивного  праздника существует предостаточно. Необходимо только подобрать сценарий, который тематически соответствовал бы этому дню.

Составляя сценарии спортивных праздников для дошкольников, я придерживаюсь  традиционного порядка в подборе  и расположении материалов. Например, обычная структура любого достаточно крупного физкультурно-оздоровительного мероприятия состоит из своеобразного  зачина - элемента открытия праздника, когда ведущая объясняет его  цель и назначение. В этой же части  объясняется то, как будут проходить  все конкурсы - по командам или индивидуально, происходит знакомство с гостями и жюри. Далее основная, самая массовая часть, в ходе которой дети принимают участие в выполнении игровых спортивных заданий, аттракционах и т.д. В состав основной части могут также включаться так называемые эпизодические компоненты - показательные выступления спортсменов и даже музыкально-танцевальные номера. Финал каждого мероприятия также достаточно традиционен - в нем ведущая произносит слова благодарности всем, кто принимал участие в празднике, подводятся общие итоги и награждаются победители, могут также выступить гости праздника или кто - то из членов жюри, пожелав в конце своего выступления всем участникам дальнейших спортивных успехов.

В ходе праздника вместе с основным его ведущим - воспитательницей - активное участие могут принимать  и персонажи любимых детских  сказок и фольклора: веселые скоморохи  и Масленица, медведь и заяц, Мойдодыр и т.д.

Их помощь ведущей не остается без внимания, поскольку эти герои  усиливают карнавальный элемент  праздника, общаясь с детьми в  своеобразной, сказочно-балагурной форме, что доставляет много удовольствия дошкольникам.

Планируя по проведению физкультурного досуга с детьми старшего дошкольного  возраста, я учитывала такие факторы:

- подвижные игры должны соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка;

-      более подвижные игры необходимо чередовать с более спокойными;

-     избегать длительного статического положения, ожидания;

-      методы и способы организации детей согласовывать с их возрастными возможностями;

-      учитывать время, отведенное на проведение мероприятия.

Чтобы день праздника отличался  от всех остальных, его необходимо сопроводить  специальной нарядной атрибутикой - оформлением зала, изготовлением  праздничных деталей. Так же, дети могут принять участие в создании эмблемы для будущих соревнований, изготовлении различных поделок, которые впоследствии станут украшениями спортивного помещения.

Необходимо отметить, что  значительное место в программе  физкультурных праздников и развлечений  занимают игры и игровые задания  соревновательного типа. Они увеличивают  двигательную активность, повышают интерес  к физическим упражнениям, учат детей  оценивать свои возможности и  управлять своим поведением. Успех  любой команды зависит не только от скорости действий, сообразительности  и организованности играющих, но и  ответственности каждого за всех. Поэтому игры-эстафеты используют в  работе только со старшими дошкольниками, которые умеют элементарно планировать  и критически оценивать результаты своих действий.

Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах  и явлениях окружающего мира. Использование  фитболов (мячей) придаёт играм более творческий характер, усиливает терапевтический эффект.

Дети старшего дошкольного  возраста охотно играют в различные  бессюжетные игры с соревновательным элементом, эстафеты, игры с различными предметами, готовы к участию в  спортивных играх. Бессюжетные игры очень блики к сюжетным - в них  лишь нет образов, которым они  подражают. В основе таких игр  лежит выполнение определённых двигательных заданий с простейшими правилами. Основная цель бессюжетных игр - двигательная корректировка развития воспитанников. Перед педагогом ставится задача научить детей действовать в  соответствии с инструкцией, что  приучает их ориентироваться в пространстве, развивает ловкость, находчивость, быстроту реакции.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста используются также игры - забавы. Двигательные задания  в этих играх выполняются в  необычных условиях и часто включают элемент соревнования, они дарят  детям радость и здоровье.

Объединяющим признаком  тех и других игр является общность оздоровительных, образовательных  и воспитательных задач, вызываемый ими эмоциональный подъем, возможность  совершенствования движений. Однако если в подвижных играх дети используют разносторонние действия, проявляя при этом творческую инициативу, то в спортивных играх существует некоторое ограничение движений, определяемое спецификой и точностью техники двигательных действий данной игры. В составе команд четко установленное число участников, обязанности их распределены, продолжительность игры ограничена во времени. Условия проведения игр требуют специально подготовленного места, разметки площадки, соответствующего оборудования, инвентаря.

Если решено праздник, проводить  на свежем воздухе, то к нему надо подготовиться  особенно обстоятельно. Например, зимой  праздник проводится в ясный день, без обильного снегопада при  температуре не больше 10-12 градусов мороза.

Дети всегда с интересом  наблюдают за подготовкой к празднику. Но и сами воспитатели привлекают детей к посильной помощи. Так, в зимнее время дети могут помочь в разметке участка на секторы  для разных видов соревнований, прокладывании  лыжни, создании снежной горки, крепости и лабиринта. Кроме того, дети охотно принимают участие в процессе подготовки нужного инвентаря для  праздника, элементов костюмов, других атрибутов.

Информация о работе Физкультурный досуг в старшей группе