Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 12:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физическая культура"
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Считается, что для повышения
уровня аэробной производительности следует
выполнять тренировочные
^ Кислородный долг - разница между
кислородным запросом и количеством кислорода,
которое потребляется во время работы
за 1 мин, например, при беге на 5000 м за 14
мин кислородный запрос равен 7 л/мин, а
предел (потолок) МПК у данного спортсмена
- 5,3 л/мин; следовательно, в организме каждую
минуту возникает кислородный долг, равный
1,7л кислорода, т.е. такое количество кислорода,
которое необходимо для окисления продуктов
обмена веществ, накопившихся при физической
работе.
При длительной интенсивной работе возникает
суммарный кислородный. долг, который
ликвидируется после окончания работы.
Величина максимально возможного суммарного
кислородного долга имеет предел (потолок).
У нетренированных людей он находится
на уровне 4…7 л кислорода, у тренированных
может достигать 20…22. л.
Физическая тренировка способствует адаптации
тканей к гипоксии (недостатку кислорода),
повышает способность клеток тканей тела
к интенсивной работе при недостатке кислорода.
Дыхательный насос
При динамической циклической мышечной
работе движению крови в венах способствует
дыхательный насос.
Действие дыхательного насоса заключается
в том, что при вдохе давление в грудной
клетке понижается и даже может достигать
отрицательных значений. Поэтому при учащении
дыхания во время динамических, преимущественно
циклических движений увеличивается присасывающее
действие грудной клетки, что способствует
продвижению крови по венозным сосудам
к сердцу.
При статических усилиях, сопровождающихся
натуживанием, давление внутри грудной
клетки, наоборот, повышается, что затрудняет
кровообращение и снижает приток крови
к сердцу по венам. В результате уменьшается
объем крови выбрасываемой в сосудистое
русло, снижается АД, ухудшается кровоснабжение
всех органов. Длительное или сильное
натуживание резко ухудшает кровоснабжение
головного мозга, что может привести к
обморочному состоянию.
Поэтому при выполнении силовых статических
усилий надо стремиться не задерживать
дыхание, а при занятиях с тяжестями (штанга,
гири) и поднимании значительного веса
необходимо осуществлять страховку.
При длительном, рационально построенном
тренировочном процессе организм квалифицированных
спортсменов адаптируется к статическим
усилиям с задержкой дыхания, например,
в тяжелой атлетике, и отрицательных последствий
у спортсменов: не наблюдается.
7. Рекомендации по дыханию при занятиях
физическими упражнениями и спортом.
^ Рекомендации по дыханию
при занятиях физическими упражнениями
и спортом
Дыхательная система - единственная внутренняя
система, которой человек может управлять
произвольно. Поэтому можно дать следующие
рекомендации:
а) дыхание необходимо осуществлять через
нос, и только в случаях интенсивной физической
работы допускается дыхание одновременно
через нос и узкую щель рта, образованную
языком и небом. При таком дыхании воздух
очищается от пыли, увлажняется и согревается
прежде чем поступить в полость легких,
что способствует повышению эффективности
дыхания и сохранению дыхательных путей
здоровыми;
б) при выполнении физических упражнений
необходимо регулировать дыхание:
8. Воздействие двигательной
активности на опорно-
Опорно-двигательный аппарат. Кости.
Скелет. Костная ткань.
Опорно-двигательный аппарат состоит
из костей, связок, мышц, мышечных сухожилий.
Большинство сочленяющихся костей, соединяющихся
между собой связками и мышечными сухожилиями,
образуют суставы (конечности, позвоночник
и. др.), в которых происходят движения.
Потеря двигательной активности мышц,
окружающих кости, приводит к нарушению
обмена веществ в костной ткани, к ослаблению
их прочности, нарушается осанка, становятся
узкими плечи, впалой грудь и т. д., что
вредно отражается на внутренних органах,
заключенных в грудной клетке.
У взрослых людей ограничение двигательной
активности, сочетающееся при некоторых
формах труда с необходимостью длительно
поддерживать определенную позу, ведет
к значительным изменениям костной и хрящевой
тканей и особенно неблагоприятно отражается
на состоянии позвоночного столба и межпозвоночных
дисков.
Занятия физическими упражнениями и спортом
увеличивают прочность костной ткани,
способствуют более цепкому присоединению
к костям мышечных сухожилий, укрепляют
позвоночник и ликвидируют в нем нежелательные
искривления, способствуют расширению
грудной клетки и выработке хорошей осанки.
Суставы и двигательная активность
Главная функция суставов - осуществление
движения. Вместе с этим они выполняют
роль демоферов, своеобразных тормозов,
гасящих инерцию движения и позволяющих
производить мгновенную остановку после
быстрого движения и прыжков. Суставы
при систематических занятиях физическими
упражнениями и спортом развиваются, повышается
эластичность их связок и мышечных сухожилий,
увеличивается гибкость. Отсутствие достаточной
ежедневной двигательной активности приводит
к разрыхлению суставного хряща и изменению
суставных поверхностей сочленяющихся
костей, к появлению болевых ощущений,
созданию условия для образования в них
воспалительных процессов и к другим нежелательным
изменениям.
Мышечная система и ее функции
Мышечная система обеспечивает движения
человека, вертикальное положение тела,
фиксацию внутренних органов в определенном
положении, дыхательные движения, усиление
кровообращения и лимфообращения (мышечный
насос), теплорегуляцию организма. Движения
играют существенную роль во взаимодействии
человека с внешней средой. У человека
насчитывается более 600 мышц. Они составляют
у мужчин 35…40% массы тела, у женщин - несколько
меньше, у спортсменов – 50% и более. Механическая
деятельность мышц происходит в результате
способности мышечных волокон переходить
в состояние возбуждения, т.е. в деятельное
состояние, под влиянием биотоков, идущих
к мышцам по нервным волокнам. Возбуждение
мышечных волокон представляет собой
сложную систему энергетических, химических,
структурных и иных изменений в клетках,
обеспечивающих специфическую работу
мышечной ткани. Работа мышц осуществляется
за счет их напряжения или сокращения.
Напряжение происходит без изменений
длины (статическая работа) мышц, сокращение
- с уменьшением их длины (динамическая
работа). Чаше всего мышцы работают в смешанном
(ауксотоническом) режиме, одновременно
напрягаясь и сокращаясь по длине.
^Сила мышц. Показатели
ее развития
При работе мышцы развивают определенную
силу, которую можно измерить. Сила зависит
от количества мышечных волокон и их поперечного
сечения, а также от эластичности и исходной
длины отдельной мышцы. Систематическая
физическая тренировка увеличивает силу
мышц именно за счет увеличения количества
и утолщения мышечных волокон и за счет
увеличения их эластичности.
Подсчитано, что все мышцы человека содержат
около 300 млн мышечных волокон, многие
скелетные мышцы обладают силой, превышающей
массу тела. Если деятельность волокон
всех мышц человека направить в одну сторону,
то при их одновременном сокращении, он
мог бы поднять груз весом 25 т на высоту
1 м.
Средние показатели силы мышц-сгибателей
кисти сильнейшей руки, кг, представлены
в табл.5.
Таблица 5.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скелетные мышцы производят работу
посредством костных рычагов. Подробно
движения человека изучает специальная
наука – биомеханика. Мышечная система и проявление
силы
Под силой человека понимают его способность
развивать максимальное напряжение мышц.
Величина силы определяется в килограммах.
Она зависит от двигательного навыка и
координации движений, которые обеспечивают
возможность участия максимального количества
мышц в том или ином движении (поднятие
груза, напряжение при его удержании и
др.). Сила каждой мышцы зависит от развития
внутримышечной координации двигательных
единиц, при которой обеспечивается их
одновременное сокращение. Сила каждого
из мышечных волокон связана с его строением
и биохимическим составом, При усилии
общего характера сила зависит от функции
ЦНС, сердечно-сосудистой системы (кровь
должна проходить через сжатые сосуды
легких и мышц), тканевого дыхания. Локальные
усилия зависят в основном от функции
нервной и сосудистой систем и местного
кровообращения (микроциркуляции). Восстановление
после усилия связано с активным переключением
к тормозным процессам в ЦНС и расслаблением
напрягавшихся мышц.
9. Рефлекторная природа
двигательной деятельности. Этапы формирования
двигательного навыка.
^ Рефлекторная природа
двигательной деятельности
Нервная система действует по принципу
рефлекса. Рефлекс - это реакция организма
на раздражение, поступающее из внутренней
или внешней среды, осуществляемая при
посредстве ЦНС. Биологическая сущность
рефлекса - в приспособлении организма
к изменениям во внешней и внутренней
среде. С помощью механизма рефлекса осуществляется
единство организма и среды.
Всякое мышечное движение имеет рефлекторную
природу, рефлекторным же путем регулируется
деятельность всех внутренних органов
и систем.
Рефлекторная дуга - путь, по которому
распространяется возбуждение, - состоит
из трех частей: афферентной (воспринимающей
прибор и центростремительный нерв), центральной
(участок ЦНС) и эфферентной (проводящей
нервный путь к действующему органу). Эти
части дуги могут быть простыми, состоящими
из одной лишь нервной клетки, но могут
быть и очень сложными, особенно центральная
часть, которая может включать в себя много
миллионов и даже сотен миллионов клеток
(нейронов).
Спортивная и трудовая деятельность человека,
в том числе и овладение двигательными
навыками, осуществляется по принципу
взаимосвязи условных рефлексов и динамических
стереотипов с безусловными рефлексами.
Унаследованные рефлексы, от рождения
заложенные в нервной системе, в ее структуре,
в связях между нервными клетками, называют безусловными рефлексами. Объединяясь
в длинные цепи, безусловные рефлексы
являются основой инстинктивного поведения.
У человека и у высших животных в основу
поведения заложены условные рефлексы, вырабатываемые
в процессе жизнедеятельности на основе
безусловных рефлексов.
^ Образование двигательного
навыка
Двигательный навык - форма двигательных
действий, выработанная по механизму условного
рефлекса в результате соответствующих
систематических упражнений.
Формирование двигательного навыка последовательно
проходит три фазы: генерализации, концентрации,
автоматизации.
^ Фаза генерализации характеризуется
расширением и усилением возбудительного
процесса, в результате чего в работу вовлекаются
лишние группы мышц, а напряжение работающих
мышц оказывается неоправданно большим.
В этой фазе движения скованы, неэкономичны,
плохо координированы и неточны.
Фаза генерализации сменяется фазой концентрации, когда
излишнее возбуждение, благодаря дифференцированному
торможению, концентрируется в нужных
зонах головного мозга. Исчезает излишняя
напряженность движений, они становятся
точными, экономичными, выполняются свободно,
без напряжения, стабильно.
В фазе автоматизации навык уточняется
и закрепляется, выполнение отдельных
движений становится как бы автоматическим
и не требуется деятельный контроль сознания,
которое может быть переключено на окружающую
обстановку, поиск решения и т.Л. Автоматизированный
навык отличается высокой точностью и
стабильностью выполнения всех составляющих
его движений.
Автоматизация навыков делает возможным
выполнение одновременно нескольких двигательных
действий.
В образовании двигательного навыка участвуют
различные анализаторы: двигательный
(проприоцептивный), вестибулярный, слуховой,
зрительный, тактильный.
Рефлекторные механизмы совершенствования
двигательной деятельности
Для выполнения четких целенаправленных
движений необходимо непрерывное поступление
в ЦНС сигналов о функциональном состоянии
мышц, о степени их сокращения, напряжения
и расслабления, о позе тела, о положении
суставов и угла сгиба в них.
Вся эта информация передается от рецепторов
сенсорных систем и особенно от рецепторов
двигательной сенсорной системы, от так
называемых проприорецепторов, которые
расположены в мышечной ткани, фасциях,
суставных сумках и сухожилиях.
От этих рецепторов по принципу обратной
связи и по механизму рефлекса в ЦНС поступает
полная информация о выполнении данного
двигательного действия и о сравнении
ее с заданной программой.
Каждое даже самое простое движение нуждается
в постоянной коррекции, которая и обеспечивается
информацией, поступающей от проприорецепторов
и от других сенсорных систем. При многократном
повторении двигательного действия импульсы
от рецепторов достигают двигательных
центров в ЦНС, которые соответствующим
образом меняют свою импульсацию, идущую
к мышцам, с целью совершенствования разучиваемого
движения.
По такого рода сложному рефлекторному
механизму происходит совершенствование
двигательной деятельности.
^ Двигательная функция
и повышение уровня адаптации и устойчивости
организма человека к различным условиям
внешней среды.
Движения играют существенную роль во
взаимодействии человека с внешней средой.
Выполняя разнообразные и сложные движения,
человек может осуществлять трудовую
деятельность, общаться с другими людьми,
создавать произведения искусства, заниматься
спортом.
Двигательная функция поддерживает сохранение
связей организма с внешней средой как
за счет совершенствования механизмов,
обеспечивающих управление- сложными
по координации движениями, так и в результате
развития физических качеств: силы, быстроты
движений, выносливости. Организм получает
более высокую способность к сохранению
постоянства внутренней среды при изменяющихся
внешних воздействиях: температурных,
барометрического давления, влажности
воздуха, силы воздействия солнечной и
космической радиации.
Под влиянием физической тренировки происходит
неспецифическая адаптация к разнообразным
стрессовым факторам благодаря совершенствованию
соответствующего нейроэндокринного
аппарата. 'Физические упражнения, активизируя
нервные и гуморальные механизмы регуляции
двигательных функций, приводят к повышению
устойчивости не только к двигательным
нагрузкам, но и к любым сильнодействующим
раздражителям.
10. Здоровье. Проблема здоровья человека в условиях научно-технического прогресса.
Здоровье – динамическое состояние физического, социального и духовного благополучия, обеспечивающее полноценное выполнение человеком трудовых, психологических и биологических функций при максимально долгой продолжительности жизни.
Влияние научно-технического прогресса на здоровье человека
За несколько десятилетий
Компьютер
То, что пребывание ребенка длительное время за компьютером вредно для его здоровья, известно всем. Однако не все родители знают, как влияет компьютер на ребенка и сколько времени он может проводить, сидя за монитором. Существуют четыре основных вредных фактора: Нагрузка на зрение, Стесненная поза, Нагрузка на психику, Излучение.
Нагрузка на зрение
Это первый и самый главный фактор. Именно из-за нее через непродолжительное время у ребенка возникают головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения. Влияющие факторы здесь: качество монитора, содержание изображения и время работы за монитором. Однако заметим сразу, не компьютер является основной причиной развитии я близорукости у ребенка. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор, чтение в темноте. При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена.
Качество монитора
Самым важным фактором в сохранении зрения ребенка играет качество монитора. Современные мониторы устроены так, что обладают высокой контрастностью при внешней засветке и поэтому не нуждаются в защитном фильтре. Более того, защитный фильтр для них вреден. Рассмотрите сравнительную таблицу. В ней показана нагрузка на зрение при использовании различных видов мониторов. Час игры на устаревшем мониторе по нагрузке на зрение равноценен двум часам игры на хорошем мониторе.