Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 20:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на билеты для экзамена по дисциплине "Физкультура и спорт"
Физкультурная минутка
восстанавливает локальные
Микропаузы – очень короткие перерывы длительностью в несколько секунд между трудовыми операциями. Используются как форма снижения общего или локального утомления организма для снижения или повышения возбудимости центральной нервной системы.
Отсутствие в режиме
учебного труда малых
Роль оздоровительно-
Для восстановления здоровья
студентов немаловажную роль играет
спортивно-оздоровительный
Студенты-спортсмены
продолжают тренировки по
2 Средства физического воспитания
К средствам физического воспитания относятся физические упражнения, оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы.
Физические упражнения – это двигательные действия, по форме и содержанию соответствующие задачам физического воспитания. Если в целях спортивной тренировки используется бег, то это естественное двигательное действие приобретает рациональные формы. То же самое можно сказать о любых других двигательных действиях, которые возникли первоначально в сфере труда и быта, а затем, видоизменяясь, становились физическими упражнениями – средствами физического воспитания. Взаимосвязь физических упражнений с физическим трудом заключается в том, что, возникнув на основе трудовых действий, упражнения стали средством физкультурно-спортивной практики, подготовки к труду. Число разработанных и используемых в различных видах спорта физических упражнений чрезвычайно велико. Они существенно отличаются друг от друга по форме, по содержанию и по целевой направленности.
Оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы также являются средствами физического воспитания. Такие природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды, служат средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека.
Оздоровительные силы природы используются в процессе физического воспитания в двух направлениях:
Физические упражнения в
сочетании с естественными
Соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспитания усиливает положительный эффект физических упражнений. Требования гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий (чистота, освещенность, вентиляция мест занятий) способствуют эффективности проводимых физических упражнений.
3 Исследование функции дыхания
Система дыхания является ведущей наравне с кровообращением, так как поддерживает оптимальный кислородный режим организма. Особенное значение исследования функции дыхания приобретают при занятиях физической культурой и спортом. При исследовании функционального состояния внешнего дыхания и изменение его под влиянием тренировки определяется жизненная ёмкость легких, максимальная вентиляция легких, состояние бронхиальной проходимости; используются пробы с произвольной задержкой дыхания на вдохе и на выдохе.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ или VC-vital capacity) – объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Измеряется ЖЕЛ с помощью спирометра (водяного или сухого). Нормальной считается такая фактическая ЖЕЛ, которая составляет в среднем для мужчин 3500–4000 куб. см воздуха или мл, для женщин – 2500–3000 куб. см. или мл у спортсменов величина ЖЕЛ колеблется в среднем от 4500 до 6500 мл и зависит от спортивной специализации.
При определении ЖЕЛ необходимо учитывать пол, вес и рост. Поэтому принято помимо так называемой фактической ЖЕЛ определять «должную» её величину – соответственно индивидуальным вышеперечисленным показателям. Существует много различных формул. Наиболее часто пользуются уравнением Людвига: у мужчин должная ЖЕЛ = (40 х рост в см) + (30 х вес в кг) – 4400; у женщин должная ЖЕЛ = (40 х рост в см) + (10 х вес в кг) – 3800.
При сравнении вычисленной должной ЖЕЛ с определяемой при исследовании фактической ЖЕЛ учитывается разброс нормальных значений: ± 25 %
Пробы с произвольной задержкой дыхания на вдохе (Штанге) и на выдохе (Генчи) характеризуют функцию не только дыхания, но и кровообращения. Средняя продолжительность задержки дыхания у взрослых здоровых людей в состоянии покоя после обычного вдоха составляет 54,5 с, а после обычного выдоха 40 с.
Билет 4
1 Объективные и субъктивные признаки усталости, утомления и переутомления, их причина и профилактика
В процессе учебной деятельности
и производственного труда
Способность выполнять работу в течение требуемого времени, поддерживая ее высокие показатели, называют работоспособностью. Снижение работоспособности может быть проявлением утомления, которое часто путают с усталостью. Ведь, если человек настолько увлечен работой, что не чувствует усталости, он может не заметить наступившее утомление, пока оно не разовьется и не станет выраженным. Вот тогда и появится усталость – переживание по поводу утомления, субъективное отражение его.
Утомлением называется временное
состояние, характеризующееся снижением
работоспособности и возникшее
в результате действия нагрузки. Утомление
проявляется в виде нарушения
координации движений, неспособности
организма поддерживать определенную
интенсивность деятельности, ухудшении
эмоционального состояния т.д. О
переутомлении свидетельствует
заметное ослабление внимания и памяти,
бессонница, угнетенность и резкая
раздражительность, усталость, которую
невозможно компенсировать волевым
усилием и др. К этому ведет
накапливающееся изо дня в
день утомление. Выделяют утомление
интеллектуальное (учебная нагрузка),
эмоциональное (общение в состоянии
стресса), зрительного и слухового
анализаторов. Работоспособность сохраняется
лишь при условии нормального
восстановления расходуемых ресурсов
организма в соответствии с суточной
периодикой, ритмом труда и отдыха.
В этом случае, если даже появляются
признаки утомления, они быстро исчезают,
работоспособность
Закономерное изменение
Для людей, занимающихся умственным трудом, разрабатываются оптимальные режимы в зависимости от их возраста, пола, состояния здоровья, уровня тренированности, характера деятельности, образа жизни и темперамента. Выяснилось, что влияние физических упражнений на умственную работоспособность оценить не просто. Чтобы поддержать ее на достаточно высоком уровне в течение длительного времени, рекомендуются упражнения средней интенсивности. Такие небольшие нагрузки действуют стимулирующе, в то время как увеличение их может оказаться не только бесполезным, но и вредным для физически неподготовленного человека. Поэтому так кратковременны и умеренны по интенсивности физкультурные паузы на производстве, в учебных заведениях, утренняя зарядка.
Наступление утомления при
умственном труде можно контролировать
Объекты наблюдения |
Утомление | ||
незначительное |
значительное |
Резкое | |
Внимание |
Редкие отвлечения |
Рассеянное, частые отвлечения |
Ослабленное, реакции на новые раздражители (новые словесные указания) отсутствуют |
Поза |
Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища |
Частая смена поз, повороты головы в разные стороны, облокачивание, поддержание головы руками |
Стремление положить голову на стол, вытянуться, отклонившись на спинку стула |
Движения |
Точные |
Неуверенные, замедленные |
Суетливые движения рук и пальцев |
Интерес |
Живой интерес, задавание вопросов |
Слабый интерес, отсутствие вопросов |
Полное отсутствие интереса, апатия |
Среди признаков перенапряжения у студентов можно выделить: быструю утомляемость; боли в сердце или в правом подреберье; плохой сон; отсутствие аппетита; потливость; дрожание рук и ног; обмороки; резкую слабость; одышку; головокружение; потемнение в глазах; бледность кожи; тошноту и др.
Наиболее эффективными распространенными способами профилактики утомления являются: длительный умеренный бег (возникает компенсированный дыхательный ацидоз, обеспечивается большая фиксация углекислого газа клетками); организация рационального питания (по калорийности, микроэлементной и витаминной составляющей, соотношению белков, жиров, углеводов и т.д.); закаливание; контроль за правильностью дыхания с использованием дыхательных систем А.Н. Стрельниковой, К.П. Бутейко, йогов, эндогенного дыхания; активный отдых; физические упражнения в режиме учебной деятельности; использование приемов самоконтроля за состоянием здоровья, освоение приемов психической саморегуляции, здоровый образ жизни; обеспечение оптимального режима работы центральной нервной системы; повышение устойчивости адаптационных механизмов человека к внешним неблагоприятным воздействиям; обучение использованию резервов организма; освоение системы регулярного контроля за функциональными системами организма; планирование режима жизнедеятельности с точки зрения оптимального ритма учебного и физического труда; усиление мотивов учебной и физкультурно-оздоровительной видов деятельности и др.
2 Определение целей и задач спортивной подготовки. Перспективное и текущее планирование
Наряду с развитием
Поставленные задачи достижения спортивного
результата реализуются посредством
соответствующего построения тренировочного
процесса, использования наиболее действенных
средств и методов, углубленной
– круглогодичной и многолетней
– специализации в избранном
виде спорта. Направленность к максимуму
так или иначе обусловливает
все отличительные черты