Шпаргалка по "Физкультуре и спорту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 20:08, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на билеты для экзамена по дисциплине "Физкультура и спорт"

Вложенные файлы: 1 файл

Билеты по физре.docx

— 281.89 Кб (Скачать файл)

Регулярные врачебные  наблюдения за огромным количеством  людей, занимающихся физической культурой  и спортом предполагают решение  следующих основных задач:

1. Содействие правильному проведению  занятий физической культурой  и спортом с лицами разного  возраста и пола, различных профессий  и с различным состоянием здоровья; обеспечение высокой оздоровительной  эффективности всей работы по  физической культуре и спорту.

2. Определение состояния здоровья, физического развития и в соответствии  с этим рекомендации рациональных  средств и методов физического  воспитания и спортивной тренировки; содействие спортивному совершенствованию.

3. Определение наиболее  рациональных гигиенических условий  физического воспитания, предупреждение  и лечение предпатологических состояний и травм занимающихся физической культурой и спортом.

В обязательный комплекс врачебных  обследований входят: выяснение медицинского и спортивного анамнеза, исследование физического развития, определение  состояния сердечно–сосудистой  и нервной системы, органов дыхания, пищеварения и других, а также  проведение функциональных проб сердечно-сосудистой системы. При этом используются клинические, антропометрические, функциональные, инструментальные и лабораторные методы исследования. Более углубленные обследования включают биохимические, рентгенологические, электрокардиографические и другие специальные исследования. При необходимости проводятся консультации специалистов: хирурга, невропатолога, окулиста, отоларинголога (лор-врача) и др.

Исходя из результатов обследования врач, составляет заключение, в котором  дает оценку физическому развитию, состоянию здоровья, функциональному  состоянию и степени тренированности  занимающегося; дает рекомендации относительно характера и режима тренировок, указывает  на те или иные ограничения в занятиях, лечебно-профилактические мероприятия, срок повторного обследования. Все  данные, полученные при обследовании, и свое заключение врач записывает во «Врачебно-контрольную карту  физкультурника».

Наблюдение за состоянием здоровья занимающихся физкультурой и спортом  проводят путем систематических  врачебных обследований.

Врачебные обследования состоят  из первичных обследований до начала занятий физическими упражнениями, повторных обследований для контроля за состоянием здоровья и дополнительных обследований перед спортивными  соревнованиями, после перенесенных заболеваний или травм, длительных перерывов в занятиях физическими упражнениями.

Цель врачебных исследований – изучение состояния здоровья для  решения вопроса о допуске  к занятиям физической культурой  и спортом и к участию в  соревнованиях.

Повторные медицинские обследования, кроме того, должны выявлять эффективность  воздействия физических упражнений на здоровье и физическое развитие занимающихся и при необходимости  вносить коррективы в занятия  физическими упражнениями.

 

Билет 7

1 Типичные  особенности жизнедеятельности студентов  в период экзаменов

Критическим и сложным фактором адаптации студентов является экзаменационный  период – один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве  случаев в условиях дефицита времени  и характеризующейся большой  ответственностью с элементами неопределенности: сдаст студент экзамен или  нет, какую оценку получит и т. д. Степень напряженности в период экзаменов зависит от подготовленности студента и его личностных особенностей. Время самоподготовки увеличивается  до 8–9 часов, интенсивность умственного  труда повышается на 85–100 %, частота  сердечных сокращений достигает  
85–95 уд/мин, а перед входом в экзаменационную комнату – до 120–145 уд/мин., артериальное давление – до 135/85 – 155/95.

Интенсификация процесса обучения студентов предъявляет  высокие требования к психической  устойчивости, вызывает чрезмерное нервное  напряжение, что может привести даже к появлению патологических симптомов  при отсутствии мероприятий урегулирования работы центральной нервной системы.

Необходимо отметить, что  в период экзаменов помимо перегрузки центральной нервной системы  происходят значительные сбои в кардиореспираторной т.е. сердечно-сосудистой и дыхательной системах (Г.Ф. Довгялло, 1986 г.). У группы студентов в количестве 50 человек за час до экзамена были сняты электрокардиограммы и подсчитано число дыханий в одну минуту. В результате у 48 человек зарегистрированы различные отклонения по электрокардиограмме и значительное (30–40 против 16-ти) учащение дыхания в покое.

Исследования крови выявили  повышенное содержание сахара. При  этом следует отметить, что эмоциональная  реакция, как правило, бывает комбинированной, то есть нельзя сказать, что в организме  происходят изменения «в чистом виде», например, только со стороны сердечно-сосудистой или другой систем.

В одном из московских университетов  было проведено экспериментальное  исследование у студентов по выявлению  функционального состояния  локальных  силовых показателей (кистевая динамометрия) до начала сессии и после каникул. Результаты тестирования показали снижение силы кисти после каникул до четырех  килограммов. У занимающихся физической культурой самостоятельно и имеющих  хорошую физическую подготовку студентов  данные показатели были значительно  меньше. В результате был сделан вывод, что каникулярное время не позволяет основной массе студентов  восстановить функциональные возможности  к началу следующего семестра.

В то же время нельзя однозначно сказать, что выявленные отклонения свидетельствуют о каком-либо заболевании, так как даже значительные количественные изменения биохимических показателей  и различных психофизиологических функций в сторону повышения  или снижения в одном случае могут  свидетельствовать о положительном, необходимом для организма влиянии, а в другом случае – о неблагоприятном, даже вредном.

Здесь, наверное, следует  вспомнить об открытии Ганса Селье – «Стресс и его влияние на организм», о котором уже говорилось в лекции 2.

Известно, что эмоциональный  стресс представляет собой в одно и то же время и отрицательное  явление, вредное для организма, и положительное, необходимое для  его жизнедеятельности и совершенствования. Учебными стресс-факторами отрицательного действия являются плохие отметки, конфликтные  ситуации с преподавателями, недостаточная  подготовка, дефицит времени, темп и  скорость экзаменационного периода, необходимость  при подготовке к экзамену усвоения большого объема учебного материала, ночные работы, состояние неопределенности и т.д. Их антиподы – комфорт и  удовлетворение от проведенной работы (досрочная сдача экзаменов и  зачетов, положительные отметки  
и т.п.).

Как уже было отмечено, однократные  функциональные сдвиги в организме  под влиянием стресса не представляют опасности и рассматриваются  как биологически целесообразные реакции  организма для преодоления затруднительных  ситуаций. Однако экзаменационные стресс-факторы  действуют многократно и вызванные  ими функциональные сдвиги после  окончания экзаменов не восстанавливаются  длительное время. Ведь адаптационные  запасы (резервы) организма не безграничны, и даже при быстром восстановлении какой-то след от стресса остается.

Вот почему всегда надо помнить, что резервы нашего организма  следует использовать постепенно, особенно в студенческом возрасте, когда и  резервов в избытке и стрессов достаточно. Огромную неоценимую помощь в повышении работоспособности (как  умственной, так и физической) для  снижения эмоциональных перегрузок оказывают занятия физической культурой.  В предыдущих лекциях уже говорилось об адаптации организма, роли и влиянии  физических нагрузок на различные системы  жизнедеятельности занимающихся. Отмечалась взаимосвязь организма с внешней  средой и, в частности, подверженность его биоритмам. В экзаменационный  период затрудняется освоение новых  упражнений, уменьшается уровень  внимания и сознательный контроль за выполнением упражнений, проявляются  старые ошибки в выполнении упражнений, ухудшается сформированность двигательных навыков. При объемных нагрузках быстро наступает усталость.  

3 Роль личности руководителя  во внедрении физической  культуры  в производственный коллектив

Большей части будущих специалистов предстоит стать руководителями производственных коллективов. Развитие ПФК, здоровье, успехи коллектива во многом будут зависеть от понимания  руководителем  значимости физической культуры, умения вовлечь в занятия абсолютно  каждого, от степени его компетентности в этих вопросах, умения точно оценить  возможности развития ПФК и ее экономический эффект. К этому  необходимо добавить, что личный пример руководителя, его глубокая убежденность, основанная на багаже специальных знаний – залог успеха развития производственной физической культуры. Нужно смело  браться за это нелегкое, но очень  полезное дело. Для этого необязательно, чтобы руководитель был спортсменом  высокого класса даже при скромной спортивной подготовке, сам факт настойчивости  руководящего состава в развитии ПФК в коллективе и личный положительный  пример будут иметь решающее значение.

 

Билет 8

1 Средства физической  культуры в совершенствовании  организма, обеспечении его устойчивости  к физической   и умственной  деятельности

Основы здоровья закладываются  в детском и подростковом возрасте (кому это не известно!) и среди  многих факторов, имеющих исключительное значение, на одно из первых мест следует  поставить двигательную активность.

К интересным выводам пришел американский ученый Уолтер Бориц. Он показал, что нарушения деятельности организма, развивающиеся вследствие недостаточной физической активности, и нарушения, которые сопровождают процессы старения, очень похожи. У пожилых людей и лиц, с резко ограниченной подвижностью, замедляются биохимические (окислительно-восстано-вительные) процессы, откладывается избыточное количество жировой ткани, ослабляется мышечно-костная система.

Физические упражнения, в  том числе и физический труд, могут  существенно приостановить эти, мягко говоря, нежелательные явления  и, более того, как бы «омолодить»  человека даже на несколько десятков лет.

Разумеется, выводы У. Борица не являются открытием сегодняшнего дня. На протяжении многих веков умы людей занимала мысль, как стать крепким, здоровым, прожить долгую жизнь. За свою историю человечество пережило немало увлечений и разочарований, возлагая надежды на тот или иной «эликсир» молодости, здоровья, предлагаемый для борьбы со старостью и болезнями.

По мере того, как отвергались  эти средства, росло значение физической культуры, которую еще со времен древней медицины – греческой, китайской, индийской – считали важнейшим  средством оздоровления и продлением долголетия.

2 Построение  и  структура учебно-тренировочного  занятия

При построении учебно-тренировочного занятия обычно его разделяют  на четыре части: вводную, подготовительную, основную, заключительную.

Во вводной части необходимо создать рабочую обстановку, поставить перед занимающимися задачи, создать четкое представление о содержании основной части. Продолжительность вводной части около 1 мин.

Подготовительная часть  занятия включает общую и специальную  разминку. Задача общей разминки –  активизировать (разогреть) мышцы опорно-двигательного  аппарата и функции основных систем организма, тесно связанных с  физической нагрузкой, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Обычно для этого применяется медленный бег и гимнастические упражнения для всех основных групп мышц. Специальная разминка готовит организм к конкретным заданиям основной части занятия, когда выполняются специально-подготовительные упражнения, сходные по координации движений и физической нагрузке с предстоящими двигательными действиями в основной части занятия. Продолжительность подготовительной части от 15 до 30 мин (зависит от подготовленности занимающихся и характера предстоящего задания).

Основная часть занятий  бывает простой и сложной. Простая  характеризуется однотипной деятельностью (например, кроссовый бег на 4000–5000 м, двусторонняя игра в баскетбол, футбол). В сложной части применяются разнородные упражнения, требующие иногда дополнительной специальной разминки (например, при переходе от прыжков к силовым упражнениям).

В заключительной части постепенно снижается функциональная активность занимающегося и организм приводится в сравнительно спокойное состояние. Это достигается с помощью  медленного бега, ходьбы, упражнений на расслабление.

При необходимости в заключительной части проводится анализ проделанной  работы, определяются задания для  самостоятельной подготовки и др.

Общая и моторная плотность занятия

Проблема оптимизации  нагрузки зависит от ее дозирования в физических упражнениях, от плотности занятия. Различают общую и моторную плотность учебно-тренировочного занятия.

Общая плотность – отношение  педагогически оправданного времени ко всей продолжительности занятия. Педагогически оправданное время – это время, затраченное на подготовку инвентаря и оборудования, на объяснение и показ упражнений, на выполнение физических упражнений и заданий, на отдых между упражнениями.

К неоправданным затратам времени относятся задержки начала занятий, недостаток или отсутствие необходимого инвентаря, нерациональная трата времени из-за нарушения дисциплины.

Информация о работе Шпаргалка по "Физкультуре и спорту"