Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 17:07, контрольная работа
Цель контрольной работы – рассмотреть этап спортивного совершенствования в лыжном спорте.
Задачи контрольной работы: 1) определить цели и задачи этапа спортивного совершенствования в лыжном спорте; 2) рассмотреть планирование тренировочного процесса лыжника высокой квалификации; 3) показать индивидуальный подход в системе тренировки лыжников – гонщиков высокой специализации.
Введение...................................................................................................................3
1.Цели и задачи этапа спортивного совершенствования в лыжном спорте......4
2.Планирование тренировочного процесса лыжников-гонщиков высокой квалификации...........................................................................................................6
3.Индивидуальный подход в системе тренировки лыжников – гонщиков высокой специализации........................................................................................14
Заключение.............................................................................................................19
Список использованной литературы...................................................................23
Содержание
Введение......................
1.Цели и задачи этапа спортивного совершенствования в лыжном спорте......4
2.Планирование тренировочного
процесса лыжников-гонщиков высокой квалификации..................
3.Индивидуальный подход в системе
тренировки лыжников – гонщиков высокой
специализации.................
Заключение....................
Список использованной
литературы....................
Введение
Достижение высоких результатов в лыжных гонках возможно только при многолетней и круглогодичной подготовке в течение ряда лет, начиная с юношеского возраста. Сильнейшие лыжники-гонщики (мужчины) становятся победителями и призерами крупнейших соревнований (Олимпийских игр и чемпионатов мира) чаще всего в возрасте 25-27 лет. Аналогичная картина наблюдается и у женщин. Это говорит о том, что данный возраст является оптимальным для достижения наивысших результатов. Вместе с тем в равной степени успешно соревнуются и достигают высоких результатов спортсмены в возрасте с 22 до 32 лет. Данный возрастной период следует считать зоной высоких результатов. Учитывая эти данные, всю подготовку в лыжных гонках следует планировать с целью подведения спортсменов к наивысшим результатам именно в этом возрасте.
Вся многолетняя подготовка лыжников-гонщиков должна быть построена так, чтобы подвести спортсмена к высшим достижениям именно в указанный возрастной период. При построении многолетней подготовки необходимо учитывать периоды более быстрого естественного развития отдельных физических качеств, что позволит успешно проводить физическую подготовку в целом.
Цель контрольной работы – рассмотреть этап спортивного совершенствования в лыжном спорте.
Задачи контрольной работы: 1) определить цели и задачи этапа спортивного совершенствования в лыжном спорте; 2) рассмотреть планирование тренировочного процесса лыжника высокой квалификации; 3) показать индивидуальный подход в системе тренировки лыжников – гонщиков высокой специализации.
1.Цели
и задачи этапа спортивного
совершенствования в лыжном
Этап спортивного совершенствования начинается с возраста 22 года. Основная задача - специализированная подготовка по лыжным гонкам с применением высоких тренировочных нагрузок и достижение наивысших спортивных результатов.1 Принцип индивидуализации тренировки реализовывался и на всех других этапах многолетней подготовки, но здесь все занятия проходят по индивидуальному плану, что особенно важно, так как спортсмены выполняют здесь исключительно высокие по объему и интенсивности нагрузки. На этом этапе можно выделить зону наивысших достижений (24-28 лет), когда спортсмены, как правило, показывают наиболее высокие результаты и добиваются успехов на крупнейших соревнованиях по лыжным гонкам. Возраст олимпийских чемпионов, победителей мировых первенств, чемпионатов страны в подавляющем большинстве случаев не выходит из этих пределов. Период высоких спортивных результатов в лыжных гонках продолжается до 33-36-летнего возраста, хотя в истории лыжного спорта известны случаи, когда спортсмены показывали высокие результаты и позднее, до 40-42 лет.
В тренировке взрослых
квалифицированных лыжников-
В многолетнем плане подготовки устанавливаются основные цели и задачи, которые необходимо решить для их достижения, планируются результаты соревнований и контрольных испытаний и отдельных упражнений, количество занятий и соревнований в течение каждого года по периодам и этапам, объем основных средств для развития физических качеств и для обучения и совершенствования техники, цикличность на различных этапах подготовки.
На основе многолетнего плана составляются общие и индивидуальные годичные и месячные планы тренировки с учетом периодизации, принятой в лыжном спорте. В годичных планах необходимо особо выделить работу по ликвидации недостатков, отмеченных в физической, технической и волевой подготовке лыжника-гонщика в предыдущем годичном цикле, и обратить самое серьезное внимание на их исправление.2
2.Планирование тренировочного процесса лыжников-гонщиков высокой квалификации
Лыжников-гонщиков высокой квалификации готовят на основе перспективного плана, который, как правило, составляется на олимпийский цикл. В нем должны предусматриваться преемственность и последовательность в постановке задач, определении средств и методов на всех этапах подготовки.
Тренировочный процесс спортсменов высокой квалификации должен вестись на основе индивидуального перспективного плана, в котором обычно содержатся такие разделы:3
Четырехлетний
цикл может включать два двухлетних
этапа, которые, в свою очередь, делятся на годовые
этапы.
При составлении годового плана необходимо
учитывать принципы периодизации тренировочного
процесса. В основу планирования должен
быть положен календарь спортивных соревнований.
В годовом плане содержатся следующие задачи:
Годичный цикл подготовки лыжников-гонщиков высокой квалификации делится на подготовительный (примерно 70% всего времени - занятия на снегу и около 30% - занятия при отсутствии снега) и соревновательный периоды.
Поскольку у
такой категории лыжников-
Подготовительный период разделяют на три этапа:4
Соревновательный период длится с января по апрель и не делится на этапы. Однако на практике принято выделять этап предварительных соревнований, в котором спортсмена подводят к наилучшей спортивной форме, и этап основных соревнований, в котором он должен добиться наивысших результатов.
Тренировочный процесс лыжников-гонщиков высокой квалификации характеризуется постоянным поиском путей увеличения тренировочных нагрузок, основанным на глубоком понимании объективных закономерностей развития и совершенствования организма спортсмена. Планирование тренировочного процесса и реализация этих планов должны предусматривать создание предпосылок для увеличения тренировочных нагрузок, направленного на улучшение спортивных результатов.
Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от интенсивности нагрузок. У лыжников-гонщиков высокой квалификации необходимо увеличить объем нагрузок в развивающем режиме (околосоревновательном, соревновательном и превышающем его), который может составлять 40—45% общего объема нагрузок в годичном цикле.
Важную роль играет при этом моделирование соревновательной деятельности в тренировочном процессе на всех этапах подготовки, а также увеличение числа стартов (соревнований). Повышается роль специализированной подготовки в бесснежный период, на которую отводится 70—75% времени. В этот период спортсмены больше выполняют специально-развивающих упражнений с использованием тренажеров и приспособлений, возрастает роль лыжероллерной подготовки, на которую приходится 60—65% общего объема циклической работы. В летнее время гонщики тренируются также на снегу (на глетчерах) 2-3 раза по 10 15 дней.
Важное место в подготовке высококвалифицированных спортсменов занимают тренировки в условиях среднегорья (2-3 раза в году по 20-25 дней).
В настоящее время объемы тренировочных нагрузок составляют 8-10 тыс. км в год, однако резервы увеличения их еще значительны.
Эффективность тренировочного процесса повышается при правильном чередовании малых, средних и больших нагрузок в микро, мезо- и макроциклах.5
С увеличением тренировочных нагрузок возрастает роль педагогического контроля за переносимостью их, а также оценки эффективности и целесообразности увеличения нагрузок. Систематический сравнительный анализ данных о скорости передвижения и ЧСС во время занятий позволяет судить о работоспособности спортсменов на всех этапах и корректировать тренировочную программу.
Интенсификация тренировочного процесса вызвала
необходимость увеличения числа законченных
макроциклов в году.
Лыжники-гонщики высокой квалификации
стали применять сдвоенные макроциклы
подготовки (к летним и зимним соревнованиям),
при которых они дважды в году должны быть
в хорошей спортивной форме.
Оптимальное сочетание подготовки и участия
в соревнованиях с учетом закономерностей
становления спортивной формы позволяет
использовать соревнования в бесснежное
время как эффективное средство управления
процессом спортивной тренировки.
Однако тренировочные нагрузки высокой интенсивности допустимы лишь после выполнения большого объема циклической работы с использованием специальных средств тренировки. Оптимальное сочетание различных соревновательных и тренировочных нагрузок с учетом закономерностей совершенствования физической, технической, тактической и психологической подготовки позволит повысить эффективность тренировочного процесса.
Деление годичной подготовки на два законченных макроцикла обусловливает определенную последовательность решения главной задачи - достижения наивысших результатов в основных соревнованиях зимнего сезона. Поэтому при двухцикловом планировании определяют продолжительность циклов каждого макроцикла, средства и методы тренировки, объем и интенсивность нагрузок и другие факторы, влияющие на качество тренировочного процесса.6
В первом макроцикле
подготовительный период длится четыре месяца (май
- август), а соревновательный (сентябрь)
— не более месяца.
Подготовительный период первого макроцикла
делится на два этапа: 1) общеподготовительный;
2) специально-подготовительный.
Общеподготовительный этап включает три мезоцикла: 1) втягивающий; 2) поддерживающий; 3) базовый, который захватывает полторы недели специально-подготовительного этапа (первая декада июля).
Во втягивающем мезоцикле ставится задача с помощью средств ОФП подготовить спортсмена (прежде всего его опорно-двигательный аппарат) к последующим тренировочным нагрузкам. Затем в течение двух недель при средних нагрузках с использованием специальных средств тренировки заканчивается подготовка к тренировкам в поддерживающем мезоцикле.
Во втягивающем и поддерживающем мезоциклах первого цикла подготовки тренировочные нагрузки повышают постепенно в каждом микроцикле. На отдельных занятиях соотношение объема и интенсивности нагрузок необходимо изменять при тенденции к увеличению общей нагрузки.
Для лыжников-гонщиков высокой квалификации можно рекомендовать базовый мезоцикл продолжительностью не более пяти недель (примерно до 10 июля). В это время закладываются предпосылки для создания фундамента специальной физической подготовки: повышается уровень общей и силовой выносливости при оптимальных нагрузках, когда организм восстанавливается, как правило, к началу очередного тренировочного дня.
Величину тренировочных
нагрузок следует регулировать и
в пределах микроцикла (недельного),
чтобы работоспособность
Развивающий мезоцикл в бесснежное время длится примерно полтора месяца. В этом мезоцикле должна решаться главная и наиболее сложная задача — повышения уровня специальной физической подготовленности. Поэтому важно не только правильно подобрать средства специальной подготовки, но и строго чередовать нагрузки в микроциклах. В течение восьми недель развивающего мезоцикла в бесснежное время нагрузки развивающего, восстанавливающего и поддерживающего характера должны меняться как в течение всего мезоцикла, так" и в каждом микроцикле.
Применение восстанавливающих и в меньшей степени поддерживающих нагрузок обусловлено большим объемом нагрузок в развивающем режиме. Иными словами, «разгрузочные» тренировочные занятия в микроцикле, а также восстанавливающие недельные или укороченные микроциклы необходимо в этот период сочетать с большими нагрузками.
Информация о работе Этапы спортивного совершенствования в лыжном спорте