Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 17:07, контрольная работа
Цель контрольной работы – рассмотреть этап спортивного совершенствования в лыжном спорте.
Задачи контрольной работы: 1) определить цели и задачи этапа спортивного совершенствования в лыжном спорте; 2) рассмотреть планирование тренировочного процесса лыжника высокой квалификации; 3) показать индивидуальный подход в системе тренировки лыжников – гонщиков высокой специализации.
Введение...................................................................................................................3
1.Цели и задачи этапа спортивного совершенствования в лыжном спорте......4
2.Планирование тренировочного процесса лыжников-гонщиков высокой квалификации...........................................................................................................6
3.Индивидуальный подход в системе тренировки лыжников – гонщиков высокой специализации........................................................................................14
Заключение.............................................................................................................19
Список использованной литературы...................................................................23
В соревновательном мезоцикле бесснежного периода (сентябрь) на основе результатов соревнований по специальной физической подготовке определяется уровень специальной подготовленности лыжников.
Начало этого этапа (до полутора недель) необходимо посвятить подведению спортсмена к соревнованиям, чтобы он восстановил работоспособность после больших нагрузок развивающего мезоцикла и показал соответствующие его возможностям спортивные результаты, с учетом которых можно оценить уровень специальной подготовленности.
В этот период спортивные результаты не должны быть самоцелью: участие в соревнованиях необходимо рассматривать как эффективное средство повышения уровня подготовленности.
Второй макроцикл начинается с октября и заканчивается апрелем. Так же как и первый макроцикл, он делится на подготовительный и соревновательный периоды.
Подготовительный период делится на этапы специальной подготовки в бесснежное время и на снегу.
Этап специальной подготовки в бесснежное время длится примерно до 20 октября. В это время с помощью средств специальной подготовки при сниженных объеме и интенсивности нагрузок восстанавливается и поддерживается уровень тренированности спортсменов.
Этап специальной
подготовки на снегу начинается втягивающим
мезоциклом (первые 10 дней тренировок
на снегу во время «вкатывания»).
Базовый мезоцикл продолжается примерно
до 25 ноября. В это время лыжники выполняют
наибольший объем циклической работы
(главным образом ходьба на лыжах с невысокой
интенсивностью).
В конце ноября
с началом официальных
Этот мезоцикл включает также январь - первый месяц соревновательного периода.
Соревновательный период (январь - апрель) следует разделить на два этапа: предварительных и основных соревнований. Выделение этапа предварительных соревнований (январь) позволяет увеличить продолжительность подготовки в развивающем режиме и уменьшить период основных соревнований до двух с половиной месяцев. Поэтому престижные соревнования, которые часто проводятся в январе, необходимо рассматривать как подготовку к основным соревнованиям, которые планируются, как правило, на февраль - март.
Этап основных соревнований включает мезоциклы реализации спортивной формы и восстанавливающий. На этом этапе необходимо подвести гонщиков к наивысшей спортивной форме непосредственно к главным соревнованиям и поддерживать ее до окончания основных соревнований.
Гонщики смогут достичь высоких спортивных результатов при правильном сочетании соревновательных и тренировочных нагрузок в развивающем, поддерживающем и восстанавливающем режимах.
Заканчивается этап основных соревнований, а вместе с ним и второй макроцикл подготовки восстанавливающим мезоциклом во второй половине апреля.
3.Индивидуальный подход в системе тренировки лыжников – гонщиков высокой специализации
Элитные спортсмены в настоящее время достигли высокого уровня специальной подготовленности, что естественным образом выдвигает на передний план проблему рационального соотношения индивидуальных объемов и уровней интенсивности тренировочных нагрузок в годичном цикле их подготовки к соревнованиям.
В данной связи существенный научный и практический интерес представляет проблема определения наиболее эффективных нагрузок различной направленности, новых форм организации тренировки, предусматривающих оптимальные условия для полноценной реализации индивидуальных возможностей организма спортсменов на основе рациональной взаимосвязи между затратами и восстановлением их энергетических ресурсов (Войнар Ю., Бойченко С.Д., Барташ В.А., 2001).
Учитывая, что подготовка спортсменов в лыжном спорте высших достижений связана с максимальными и разнонаправленными тренировочными воздействиями на функциональные системы организма и выведением их на грань предельных (резервных) возможностей, без соответствующей системы научных знаний, опираясь лишь на здравый смысл и интуицию, уже нельзя решить сложнейшие проблемы современной тренировки.9
Именно поэтому
дальнейшее повышение уровня достижений
в лыжном спорте неизбежно требует
кардинального
Решение задач
повышения эффективности
Подобные знания
должны быть обобщены с учетом совокупности
научных представлений об особенностях
воздействия тренировочных
В отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт изучения индивидуального стиля деятельности, под которым понимают устойчивую систему способов или приемов, сформированную при наличии у субъекта положительного отношения к ней (Климов Е.А., 1986 и др.). Индивидуальный стиль выступает одновременно и как определенный способ выражения отношения личности спортсмена к реально осуществляемой ею деятельности, и как условие формирования у субъекта активно-творческого к ней отношения.
Анализ теоретических и организационно-методических предпосылок для формирования системы индивидуализации тренировочных нагрузок в лыжном спорте высших достижений позволяет представить ряд положений, составляющих концептуальные основы развития физического потенциала и мотивационно-потребностной сферы спортсмена в процессе спортивной деятельности.10 Разработанные положения представляют ряд закономерных черт этого развития и обосновывают конструктивный смысл его системного построения (Ермаков В.А., 1996). В их основе лежат идеи о формировании человеческой индивидуализации в процессе ее преобразующей деятельности, о единстве индивидуального подхода в самых разных областях человеческой деятельности (Зайцева В.В.,1995). Доказано, что тип адаптации генетически детерминирован и жестко закреплен.
Собственно
спортивные способности человека с
целью продуктивного
Анализ результатов научных исследований, собственный опыт подготовки элитных лыжников показывает, что каждый спортсмен высокого класса как индивидуальность выступает в процессе своей жизнедеятельности как индивид, как субъект, как личность.
Эти стороны индивидуальности различны по сути, и их сознание имеет разные, но по-своему важные следствия для подготовки спортсмена. Индивидуализация обучения есть по сути дела учет всех многосторонних свойств спортсмена и соотнесение с ними приемов обучения и тренировки.
«Субъективная
индивидуализация»
Если индивидуальные свойства составляют природную основу индивидуальности, то личностные свойства (жизненный опыт, интересы, желания, склонности, мировоззрение, эмоции, чувства, статус личности в коллективе) составляют ее сущностную сторону. Все эти свойства могут служить источником мотивации спортсмена к участию в соревнованиях, достижению значимой для него, коллектива, страны высокого результата, победы на любом этапе спортивной карьеры. Вот почему следует выделить и отдельный вид индивидуализации - «личностную индивидуализацию», признавая за ней ведущую роль (Суслов Ф.П., Филин В П., 1998).
Таким образом, на основе обширных данных, имеющихся в современной литературе, можно сделать заключение о том, что естественнонаучную основу индивидуализации спортивной тренировки в лыжном спорте высших достижений составляют сведения о строении тела спортсмена, о взаимосвязи его морфологических и психологических особенностей с силовыми, скоростными возможностями, ловкостью, выносливостью, физической работоспособностью, особенностями технико-тактического арсенала, надежностью соревновательной деятельности. При этом следует учитывать внутри- и межиндивидуальную изменчивость выше перечисленных качеств, свойств и действий, которые проявляются только с учетом личностной индивидуализации.
Однако во многих педагогических работах дидактические принципы, в том числе и принцип индивидуализации, только перечисляются, и декларируется их значимость в повышении эффективности учебно-тренировочного процесса. Так, В.С. Келлер (1977) указывает на большое значение принципа индивидуализации в проведении занятий с элитными спортсменами и отмечает, что процесс спортивной тренировки строится при полном учете индивидуальных особенностей каждого занимающегося. При определении степени нагрузки автор рекомендует руководствоваться возможностями спортсмена, его самочувствием в данный момент, тренированностью и задачами, стоящими перед ним. Учет индивидуальных особенностей спортсменов, по его мнению, проявляется, прежде всего, в работе над устранением имеющихся недостатков и в дальнейшем совершенствовании положительных качеств. Перечисляя принципы технико-тактического мастерства в лыжном спорте, в частности, принцип взаимосвязи технико-тактического мастерства и индивидуальных особенностей спортсменов-лыжниц и принцип сопряженного воздействия на их ведущие и отстающие технико-тактические действия, Л.Г. Яценко (2006) отмечает необходимость полного соответствия технико-тактических действий морфологическим признакам, физическому развитию, функциональным особенностям и психической подготовленности спортсменок.
Аналогичные рекомендации по индивидуализации процесса спортивной тренировки представлены и в других работах. Так, В.Н. Селуянов (1998), раскрывая сущность основных принципов тренировки (возрастающей нагрузки, непрерывности, сознательности, систематичности, наглядности, доступности, индивидуализации, прочности), ограничивается только лишь пожеланием «всемерно индивидуализировать тренировочный процесс и в каждом случае доводить требования до верхней границы работоспособности спортсмена».12
Среди факторов, оказывающих влияние на индивидуальную нагрузку, автор выделяет календарный и тренировочный возраст, индивидуальную способность к достижению и перенесению нагрузок, состояние здоровья, общую нагрузку и возможность отдыха, тип конституции и нервной деятельности.13
Вместе с
тем, проблема индивидуализации при
построении системы спортивной тренировки
в лыжном спорте высших достижений
решается на основе органичного сочетания
общеподготовительного и
Индивидуализация - это такое построение процесса спортивной тренировки спортсменов высшей квалификации и такое использование частных средств, методов и форм занятий, которое создает условия для наивысшего развития их способностей к соревновательной деятельности (Платонов В.Н., 1997).14
По нашему мнению,
методическая канва индивидуализации
подготовки элитных лыжников предусматривает
следующие структурно-
Естественно предположить, что не может быть единых рецептов оптимизации тренировочного процесса для различных спортсменов - представителей лыжного спорта и, особенно, на этапе их выхода на границу собственных резервных возможностей. Поэтому создание инновационных технологий в спортивной тренировке в таких условиях требует не только глубоких дополнительных сведений об особенностях деятельности различных систем организма, объективно и субъективно существующих факторов, но и достаточно корректной оценки исходных параметров спортсмена на его пути к вершинам спортивного мастерства.
Информация о работе Этапы спортивного совершенствования в лыжном спорте