Этапы спортивного совершенствования в лыжном спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 17:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – рассмотреть этап спортивного совершенствования в лыжном спорте.
Задачи контрольной работы: 1) определить цели и задачи этапа спортивного совершенствования в лыжном спорте; 2) рассмотреть планирование тренировочного процесса лыжника высокой квалификации; 3) показать индивидуальный подход в системе тренировки лыжников – гонщиков высокой специализации.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1.Цели и задачи этапа спортивного совершенствования в лыжном спорте......4
2.Планирование тренировочного процесса лыжников-гонщиков высокой квалификации...........................................................................................................6
3.Индивидуальный подход в системе тренировки лыжников – гонщиков высокой специализации........................................................................................14
Заключение.............................................................................................................19
Список использованной литературы...................................................................23

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р. ЛЫЖИ.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

В соревновательном мезоцикле бесснежного периода (сентябрь) на основе результатов соревнований по специальной физической подготовке определяется уровень специальной подготовленности лыжников.

Начало этого  этапа (до полутора недель) необходимо посвятить подведению спортсмена к соревнованиям, чтобы он восстановил работоспособность после больших нагрузок развивающего мезоцикла и показал соответствующие его возможностям спортивные результаты, с учетом которых можно оценить уровень специальной подготовленности.

В этот период спортивные результаты не должны быть самоцелью: участие в соревнованиях необходимо рассматривать как эффективное средство повышения уровня подготовленности.

Второй макроцикл  начинается с октября и заканчивается  апрелем. Так же как и первый макроцикл, он делится на подготовительный и соревновательный периоды.

Подготовительный  период делится на этапы специальной  подготовки в бесснежное время и  на снегу.

Этап специальной  подготовки в бесснежное время длится примерно до 20 октября. В это время  с помощью средств специальной подготовки при сниженных объеме и интенсивности нагрузок восстанавливается и поддерживается уровень тренированности спортсменов.

Этап специальной  подготовки на снегу начинается втягивающим  мезоциклом (первые 10 дней тренировок на снегу во время «вкатывания»). 
Базовый мезоцикл продолжается примерно до 25 ноября. В это время лыжники выполняют наибольший объем циклической работы (главным образом ходьба на лыжах с невысокой интенсивностью).

В конце ноября с началом официальных соревнований начинается развивающий мезоцикл. Участие спортсменов в соревнованиях органически входит в тренировочную программу развивающих микроциклов. При этом возможны различные сочетания развивающих, восстанавливающих и поддерживающих микроциклов неодинаковой продолжительности. Основная задача в этот период - улучшить специальную подготовленность лыжников-гонщиков.8

Этот мезоцикл включает также январь - первый месяц соревновательного периода.

Соревновательный период (январь - апрель) следует разделить на два этапа: предварительных и основных соревнований. Выделение этапа предварительных соревнований (январь) позволяет увеличить продолжительность подготовки в развивающем режиме и уменьшить период основных соревнований до двух с половиной месяцев. Поэтому престижные соревнования, которые часто проводятся в январе, необходимо рассматривать как подготовку к основным соревнованиям, которые планируются, как правило, на февраль - март.

Этап основных соревнований включает мезоциклы реализации спортивной формы и восстанавливающий. На этом этапе необходимо подвести гонщиков к наивысшей спортивной форме непосредственно к главным соревнованиям и поддерживать ее до окончания основных соревнований.

Гонщики смогут достичь высоких спортивных результатов при правильном сочетании соревновательных и тренировочных нагрузок в развивающем, поддерживающем и восстанавливающем режимах.

Заканчивается этап основных соревнований, а вместе с ним и второй макроцикл подготовки восстанавливающим мезоциклом во второй половине апреля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Индивидуальный подход в системе тренировки лыжников – гонщиков высокой специализации

Элитные спортсмены в настоящее время достигли высокого уровня специальной подготовленности, что естественным образом выдвигает на передний план проблему рационального соотношения индивидуальных объемов и уровней интенсивности тренировочных нагрузок в годичном цикле их подготовки к соревнованиям.

В данной связи  существенный научный и практический интерес представляет проблема определения наиболее эффективных нагрузок различной направленности, новых форм организации тренировки, предусматривающих оптимальные условия для полноценной реализации индивидуальных возможностей организма спортсменов на основе рациональной взаимосвязи между затратами и восстановлением их энергетических ресурсов (Войнар Ю., Бойченко С.Д., Барташ В.А., 2001).

Учитывая, что  подготовка спортсменов в лыжном спорте высших достижений связана с  максимальными и разнонаправленными тренировочными воздействиями на функциональные системы организма и выведением их на грань предельных (резервных) возможностей, без соответствующей системы научных знаний, опираясь лишь на здравый смысл и интуицию, уже нельзя решить сложнейшие проблемы современной тренировки.9

Именно поэтому  дальнейшее повышение уровня достижений в лыжном спорте неизбежно требует  кардинального усовершенствования всей существующей теоретико-методической и организационной базы многолетней  подготовки спортсменов.

Решение задач  повышения эффективности современной  системы спортивной подготовки в  лыжном спорте высших достижений требует  накопления и систематизации всесторонних знаний об индивидуализации тренировочного процесса - содержании, структуре и  закономерностях, определяющих его построение с учетом индивидуального технического и тактического мастерства спортсмена.

Подобные знания должны быть обобщены с учетом совокупности научных представлений об особенностях воздействия тренировочных занятий  на личность спортсмена, чтобы обеспечить последующую научную аргументацию педагогических коррекций в тренировочном процессе.

В отечественной  педагогике и психологии накоплен богатый  опыт изучения индивидуального стиля  деятельности, под которым понимают устойчивую систему способов или приемов, сформированную при наличии у субъекта положительного отношения к ней (Климов Е.А., 1986 и др.). Индивидуальный стиль выступает одновременно и как определенный способ выражения отношения личности спортсмена к реально осуществляемой ею деятельности, и как условие формирования у субъекта активно-творческого к ней отношения.

Анализ теоретических  и организационно-методических предпосылок  для формирования системы индивидуализации тренировочных нагрузок в лыжном спорте высших достижений позволяет представить ряд положений, составляющих концептуальные основы развития физического потенциала и мотивационно-потребностной сферы спортсмена в процессе спортивной деятельности.10 Разработанные положения представляют ряд закономерных черт этого развития и обосновывают конструктивный смысл его системного построения (Ермаков В.А., 1996). В их основе лежат идеи о формировании человеческой индивидуализации в процессе ее преобразующей деятельности, о единстве индивидуального подхода в самых разных областях человеческой деятельности (Зайцева В.В.,1995). Доказано, что тип адаптации генетически детерминирован и жестко закреплен.

Собственно  спортивные способности человека с  целью продуктивного использования  в педагогической работе целесообразно  дифференцировать по критерию актуальности в специфической соревновательной деятельности. По многим признакам потенциальные спортивные способности в своей совокупности образуют спортивную одаренность, диагностика которой является одной из проблем в области теории и методики спортивной тренировки (Е.И. Иванченко, 1996).

Анализ результатов  научных исследований, собственный  опыт подготовки элитных лыжников показывает, что каждый спортсмен высокого класса как индивидуальность выступает  в процессе своей жизнедеятельности  как индивид, как субъект, как личность.

Эти стороны  индивидуальности различны по сути, и  их сознание имеет разные, но по-своему важные следствия для подготовки спортсмена. Индивидуализация обучения есть по сути дела учет всех многосторонних свойств спортсмена и соотнесение с ними приемов обучения и тренировки.

«Субъективная индивидуализация» предусматривает  применение различных по форме дидактических  средств, учитывающих своеобразие  приемов учебной деятельности ученика.11

Если индивидуальные свойства составляют природную основу индивидуальности, то личностные свойства (жизненный опыт, интересы, желания, склонности, мировоззрение, эмоции, чувства, статус личности в коллективе) составляют ее сущностную сторону. Все эти свойства могут служить источником мотивации спортсмена к участию в соревнованиях, достижению значимой для него, коллектива, страны высокого результата, победы на любом этапе спортивной карьеры. Вот почему следует выделить и отдельный вид индивидуализации - «личностную индивидуализацию», признавая за ней ведущую роль (Суслов Ф.П., Филин В П., 1998).

Таким образом, на основе обширных данных, имеющихся в современной литературе, можно сделать заключение о том, что естественнонаучную основу индивидуализации спортивной тренировки в лыжном спорте высших достижений составляют сведения о строении тела спортсмена, о взаимосвязи его морфологических и психологических особенностей с силовыми, скоростными возможностями, ловкостью, выносливостью, физической работоспособностью, особенностями технико-тактического арсенала, надежностью соревновательной деятельности. При этом следует учитывать внутри- и межиндивидуальную изменчивость выше перечисленных качеств, свойств и действий, которые проявляются только с учетом личностной индивидуализации.

Однако во многих педагогических работах дидактические принципы, в том числе и принцип индивидуализации, только перечисляются, и декларируется их значимость в повышении эффективности учебно-тренировочного процесса. Так, В.С. Келлер (1977) указывает на большое значение принципа индивидуализации в проведении занятий с элитными спортсменами и отмечает, что процесс спортивной тренировки строится при полном учете индивидуальных особенностей каждого занимающегося. При определении степени нагрузки автор рекомендует руководствоваться возможностями спортсмена, его самочувствием в данный момент, тренированностью и задачами, стоящими перед ним. Учет индивидуальных особенностей спортсменов, по его мнению, проявляется, прежде всего, в работе над устранением имеющихся недостатков и в дальнейшем совершенствовании положительных качеств. Перечисляя принципы технико-тактического мастерства в лыжном спорте, в частности, принцип взаимосвязи технико-тактического мастерства и индивидуальных особенностей спортсменов-лыжниц и принцип сопряженного воздействия на их ведущие и отстающие технико-тактические действия, Л.Г. Яценко (2006) отмечает необходимость полного соответствия технико-тактических действий морфологическим признакам, физическому развитию, функциональным особенностям и психической подготовленности спортсменок.

Аналогичные рекомендации по индивидуализации процесса спортивной тренировки представлены и в других работах. Так, В.Н. Селуянов (1998), раскрывая  сущность основных принципов тренировки (возрастающей нагрузки, непрерывности, сознательности, систематичности, наглядности, доступности, индивидуализации, прочности), ограничивается только лишь пожеланием «всемерно индивидуализировать тренировочный процесс и в каждом случае доводить требования до верхней границы работоспособности спортсмена».12

Среди факторов, оказывающих влияние на индивидуальную нагрузку, автор выделяет календарный и тренировочный возраст, индивидуальную способность к достижению и перенесению нагрузок, состояние здоровья, общую нагрузку и возможность отдыха, тип конституции и нервной деятельности.13

Вместе с  тем, проблема индивидуализации при  построении системы спортивной тренировки в лыжном спорте высших достижений решается на основе органичного сочетания  общеподготовительного и специализированного  направлений, ведущих к углубленному совершенствованию в избранном виде спортивной деятельности (Матвеев Л.П., 1991).

Индивидуализация - это такое построение процесса спортивной тренировки спортсменов  высшей квалификации и такое использование  частных средств, методов и форм занятий, которое создает условия  для наивысшего развития их способностей к соревновательной деятельности (Платонов В.Н., 1997).14

По нашему мнению, методическая канва индивидуализации подготовки элитных лыжников предусматривает  следующие структурно-содержательные параметры:

  1. Природные данные, в том числе состояние здоровья, уровень физического развития и двигательных способностей.
  2. Достижения в лыжном спорте (в технической, морально-волевой, теоретической подготовленности, степени освоенных соревновательных нагрузок).
  3. Способность к реализации потенциальных и резервных возможностей в условиях состязаний.
  4. Выделение ключевых проблем подготовки спортсмена, основанное на мобилизации имеющихся и необходимых условий.
  5. Контроль за ходом подготовки и динамикой уровня подготовленности, по результатам которого определяется готовность спортсмена к соревнованиям.

Естественно предположить, что не может быть единых рецептов оптимизации тренировочного процесса для различных спортсменов - представителей лыжного спорта и, особенно, на этапе  их выхода на границу собственных резервных возможностей. Поэтому создание инновационных технологий в спортивной тренировке в таких условиях требует не только глубоких дополнительных сведений об особенностях деятельности различных систем организма, объективно и субъективно существующих факторов, но и достаточно корректной оценки исходных параметров спортсмена на его пути к вершинам спортивного мастерства.

Информация о работе Этапы спортивного совершенствования в лыжном спорте