Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 01:55, реферат
Августин Блаженный – христианский теолог и философ, виднейший представитель патристики, признанный в православии блаженным, а в католицизме святым и Учителем Церкви.
Основные работы
"Монологи", "О Троице", "Исповедь", "Отречения", "О граде Божьем" и др.
Аврелий Августин Блаженный
Августин Блаженный –
Биография
Августин Аврелий родился в 354 году в Тагасте (Африка), сын язычника и христианки. Его глубоко верующая мать, Моника, заложила основу для обращения Августина в христианство.
Закончив школу, он едет в Карфаген, чтобы совершенствоваться в риторике. Знакомство с "Гортензией" Цицерона побудило его принять эллинистическую философию как форму мудрости и искусства жизни: "Эта книга изменила мои настроения и сделала даже другими мои молитвы, мои обеты, мои желания".
Августин преподает риторику сначала в Тагасте (374), затем в Карфагене. В 384 году он едет в Милан, где встречает поддержку манихеев, сторонником которых являлся. Однако в 386 году, благодаря епископу Амвросию, у него появляется интерес к христианству. В 387 году Августин принимает крещение от епископа Амвросия и возвращается в Африку. В связи со смертью матери у него возникает стремление распространять на своей родине христианское учение.
Вернувшись в Тагаст, он основывает религиозное братство, быстро прославившееся своей святостью. Августин становится священником в своем родном городе, а затем, в 395 году, епископом Гиппона (Северная Африка). Его деятельность была направлена на распространение и разъяснение принципов веры, а также на борьбу с ересями, включая манихейство, донатизм и пелагианство. Умер Августин в 430 году.
Основные работы
"Монологи", "О Троице", "Исповедь", "Отречения", "О граде Божьем" и др.
Основные идеи
Философствование в вере
Вера, по Августину, является необходимым
условием для исследования, цель которого
– познание Бога и души. Исследование
налагает строгую дисциплину: не отчуждаться
от веры, не уклоняться от проблем и трудностей
и не стремиться избегать их, а принимать
их во внимание и решать, стараясь понять
их суть. Первичная вера является движущей
силой, которая побуждает человека начать
процесс исследования, чтобы в результате
прийти к истинной вере. Познание и вера,
накладываясь, образуют единое целое.
Этим единством является Бог или Истина,
что в принципе одно и то же. Искать Бога
значит искать душу, которая находится
внутри самого человека. Это он и называл
"исповедью", составляющей постоянный
процесс деятельности философа: "Не
выходи из самого себя, возвратись к себе,
внутри человека живет истина, и если поймешь,
что твоя природа переменчива – поднимись
над собой".
О Божественной Благодати
По мере того, как человек занимается
поиском истины, он приближается к Богу,
то есть абсолютная истина – это Бог. Познание
истины – это как бы обладание светом,
который позволяет различать и понимать
суть вещей. Этот свет открывается человеку
как Слово, Логос, Бог-Сын, самое чистое
выражение Светлого Разума. Августин пишет:
"Бог открывается как Истина тому, кто
его ищет как Истину, и открывает себя
как Любовь тому, кто любит". В человеке
существует возможность прийти к Богу
как через разум, так и через глубокое
чувство любви, но эта способность ниспосылается
Богом как Благодать. Любая сила, любая
человеческая добродетель происходит
от Божественной Благодати, потому что
Бог дал ее для того, чтобы человек пришел
к Богу, сумел достичь его.
О человеке
В природе человека заложена способность
искать и любить Бога: "Мы – люди, созданные
по подобию нашего Творца и поэтому обладаем
возможностью вернуться к Нему". Эта
возможность возвратиться к Богу, к Святой
Троице, основывается, по Августину, на
том, что в человеке есть троица, похожая
на божественную; это три характеристики
человеческой души: Память, Разум и Воля.
В человеке есть "ветхий человек"
– внешний, плотский, который рождается,
стареет и умирает. Но он может стать «новым
человеком», духовным, у которого возраст
определяется не течением времени, а степенью
приближения к Богу. "Новый человек"
– тот, кто обладает способностью к возрождению.
Божий Град и Град земной
Человеку предоставляется возможность
выбора: жить по плоти или жить по духу.
Этот выбор относится не только к одному
человеку, но и ко всему человечеству в
целом. Августин рассматривает проблему
борьбы между плотским и духовным как
борьбу между двумя царствами: Градом
земным и Градом Небесным. Два этих Града
никогда не проявляются в чистом виде,
так как в нашем мире нет абсолютно черного
и абсолютно белого. Эгоизм и презрение
к Богу порождают Град земной, а любовь
к Богу – Град Небесный. В одной и той же
цивилизации, в одном и том же месте были
люди, жившие в земном Граде, и люди, жившие
в Граде небесном, хотя физически они были
жителями одного города. Только расспросив
друг друга, можно выяснить, кто к какому
Городу принадлежит. Блаженный Августин
принадлежит Граду Небесному, он сам искал
Истину, то есть Бога, и обладал беспокойным
духом, стремившимся побудить к поиску
Истины других.
На Востоке христианские философы поддерживали старую греческую традицию, на Западе они пытались идти собственными путями; в то же время Восток сразу придал христианской философии высокую культуру, Запад же дал ей самостоятельность. Запад в большей степени был причастен к тому, что христианская мысль явилась новым началом в истории философии, не порывала с античной традицией (как того хотели Тертуллиан и другие эллинофобы), но также и не подчинялась ей (как это делали Ориген и его последователи). Запад выработал философскую концепцию, которая стала выражением особой христианской позиции по отношению к Богу и миру. Это произошло в конце IV и начале V в. и было заслугой Святого Августина.
Жизнь Августина. Св. Августин (354-430 гг.) родился в Тагасте, в Нумидии, у отцаварвара и материхристианки. На родине, а затем в Карфагене, Риме и Милане он был учителем риторики. Работы Цицерона разбудили в нем интерес к философским исследованиям. Хотя он был воспитан матерью в христианском духе, он был не очень с ним близок; вначале он признавал манихейство с его крайним выражением дуализма добра и зла. Позднее, открыв недостатки этой доктрины, перешел к академическому скептицизму. Только в 386 г. изучение работ неоплатоников привело его к догматической философии, а проповеди епископа Амвросия обратили к Церкви. Окрещенный в 387 г., он вернулся в Африку и там выполнял капелланские обязанности, а с 395 г. стал епископом в Гиппоне. Августин с жаром защищал учение Церкви и боролся с ересями, даже с теми, которые привлекали ранее его самого: манихейством, донатизмом, которые выступали против целостности Церкви, и пелагианством, ставящим в зависимость божественную милость от заслуг. Философские интересы Августина в конце жизни все больше и больше уступали место теологическим интересам.
Произведения Августина очень многочисленны. Наиболее ранняя из сохранившихся работ написана в 386 г. под Миланом: «Против академиков» - полемический трактат, направленный против скептицизма; «О блаженной жизни» - книга о зависимости счастья от степени познания Бога; «Монологи» - работа о методе познания сверхъестественной истины. Уже после посвящения, на пути из Милана в Африку, он написал трактат «О величине души» - об отношении души к телу. Большинство произведений Августина написаны уже в Африке. Наиболее крупными являются: «Исповедь», написанная в 400 г., представившая взгляды Августина в личностной, полудневниковойполумолитвенной форме; трактат «О Троице» (400-410 гг.), представлявший собой систематическое изложение теологических взглядов; «О граде Божием» (413-426 гг.) - основная работа Августина, которая содержит его историософские взгляды, и, наконец, «Исправления» - произведение, быстро написанное незадолго до смерти, в котором Августин собрал свои основные идеи и откорректировал их в церковном духе.
Жизненный путь
Августина был достаточно бурным,
его характер - неровным, страстным
и непокорным, а разум быстро переходил
от одной идеи к другой. О нем
говорили, что «ни у кого из великих
мыслителей не было такого расстояния
между взлетами и падениями, которые
были у Августина», а также, что
среди Святых Церкви не было такого,
который бы был так мало свят и
настолько человечен, как он. В
нем боролись потребность в чистой
духовности и пламенная чувственность,
чувство возвышенности духовной
жизни и потребность в обычно
ощущаемых фактах; в нем боролся
философ, сторонник автономной интеллектуальной
культуры, с христианином, который
подчинен Церкви и ее догматам. То один,
то другой брал верх, поэтому и нет
целостной системы в его
Развитие. На первом этапе Августин стоял на позициях манихейства, затем - академического скептицизма. Позднее произошел поворот к догматической философии в духе Платона. После обращения он перешел от варварских доктрин к христианским. Но и в тот период Августин не придал своим идеям определенного вида: его идеи до конца жизни постоянно изменялись и развивались, переходя от автономной фи• лософии к ортодоксальной догматике, от натуралистической позиции к супернатурализму, уверенному в неустанном действии сверхъестественной любви.
Этапы, через которые прошла мысль Августина, не были случайными. Даже манихейство и скептицизм соответствовали определенной стороне его характера, и хотя он отказался от них, ему никогда не удалось полностью избавиться от манихейства и скептической неудовлетворенности относительно врожденного знания.
Предшественники. Философия Августина выросла на основании как христианских, так и античных философских доктрин. Из античных философов его главным источником был Платон. Платоновский идеализм в метафизике, абсолютизм в теории познания, признание особенностей духа, акцент на иррациональном элементе духовной жизни, дуализм совершенной и земной жизни - все это находило отклик у Августина и влияло на формирование его собственных взглядов. Он знал учение Платона, главным образом в том виде, который ему придали неоплатоники, однако их принципиальный взгляд - монизм и эманатизм - он отбросил и поэтому отделил христианскую философию от философии варваров.
I. Теория познания. 1. Познание души. Августин разделял исходную позицию с философами эллинизма: он признавал, что целью человека является обретение счастья и что философия должна его обнаружить. Однако он полагал, что дать счастье может только Бог. Такая позиция была естественной в религиозную эпоху и особенно для христианской философии, тем не менее, ее никто не проводил так последовательно, как это делал Августин.
Для счастья необходимо (вопреки скептикам) познание. Причем, недостаточно самого стремления к познанию, необходимо именно приобретение знания. Собственно говоря, необходимо не всякое познание, а лишь познание Бога и собственной души. Познание природы - это, как он писал по поводу астрономии, «…поиски очень интересные и - очень напрасные. Желаю знать Бога и душу. И ничего больше? Ничего больше». Это ограничение Августин передал столетиям, и оно продержалось все средневековье.
Вопреки скептикам, познание возможно. Действительно, чувства подвергаются заблуждениям, но они, вопервых, подвергаются им не сразу, а, вовторых, мысль не во всем зависит от чувств; она ищет собственные пути для понимания и может некоторые истины установить самостоятельно.
Августин искал такой метод познания, который не подвержен ошибкам и поэтому является независимым исходным пунктом для знания. Прежде всего он обнаружил, что ошибки появляются тогда, когда мы нечто высказываем о вещах, однако ошибок не бывает, когда мы говорим о явлениях. Даже и ощущение становится истинным, поскольку рассматривается его содержание, а не вещи, которые его вызывают. «Не говори ничего более того, чем то, какими вещи тебе представляются, и не будешь обманут».
Но Августин
не остановился на феноменализме, он
нашел еще одно необычное основание
знания. Он обратил внимание, что
обвинения скептиков в адрес
познания касаются лишь внешних объектов,
а не внутренних переживаний. Правильные
ответы не ограничиваются в таком
случае явлениями, а отражают также
и внутренние переживания. В существовании
внешних объектов можно сомневаться,
сомневаться же в собственной
жизни нельзя. Собственная мысль
является наиболее истинным из всех фактов.
Это знаменитый принцип Августина.
По сравнению с психологическим
знанием, которое обладает непосредственной
истинностью, физическое знание о внешних
объектах должно было показаться неистинным,
скорее допущением и верой, чем знанием.
«Тот, кто желает познать себя, знаешь
ли ты, что существуешь? Знаю. Откуда
ты это знаешь? Не знаю. Чувствуешь ли
ты себя как простую или сложную
субстанцию? Не знаю. Знаешь ли ты, что
движешься? Не знаю. Знаешь ли ты, что
мыслишь? Знаю». Все является сомнительным,
кроме того, что я существую
и что я мыслю. А в другом
месте: «Либо ветер, либо огонь являются
источником жизни, но по этому поводу
люди сомневались, но кто может сомневаться
в том, что он понимает, что желает,
что мыслит, что знает, что рассуждает?
Несмотря на эти сомнения, он тем
не менее живет; если сомневается, то
помнит, почему сомневается; если сомневается,
то желает удостовериться; если сомневается,
то думает; если сомневается, то знает
или не знает; если сомневается, то считает,
что нет необходимости
И затем: «Войди в самого себя, в человеке содержится истина». Этот принцип известен как картезианский, но за множество веков до Декарта он был высказан Августином и явился выражением полного изменения взгляда на познание. Это был разрыв с объективизмом, за пределы которого античность не выходила; мысль, ищущая истину, мысль, которая до сих пор была постоянной и, несмотря ни на какие трудности, воскресала и обращалась к внешним объектам, была отвергнута и направлялась на внутреннюю жизнь познающего. И если до сих пор душа и ее проявления трактовались наподобие вещей, то теперь наоборот: вместе с изменившимися основаниями разума психическая жизнь должна была стать образцом для понимания природы объекта. Понятно, что это изменение оснований произошло в эпоху религиозно ориентированного философствования; в нем отразилось христианское равнодушие к существующим условиям жизни, оторванность от них и концентрация на спасении и на той внутренней жизни, которую человек ведет.