Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 18:52, контрольная работа
Философская система Гегеля является завершением немецкого идеализма. Однажды Энгельс, характеризуя историческое место Гегеля в развитии философии, написал: «Свое завершение эта новейшая немецкая философия нашла в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, то есть в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития
Проект по философии на тему: «Актуальные идеи Гегеля».
(1. Введение, раскрывающее место философа в философии своей эпохи и в истории философии в целом.
2. Биография философа. Показать, как биография связана с ключевыми идеями, которые раскрывал данный философ.*
3. Основной раздел. Раскрытие актуальных идей философа. В чем их актуальность? Как проблемы, поставленные данным философом, решают сегодня?
4. Заключение. Ваши выводы по ходу работы.)
Вступление:
Философская система Гегеля является завершением немецкого идеализма. Однажды Энгельс, характеризуя историческое место Гегеля в развитии философии, написал: «Свое завершение эта новейшая немецкая философия нашла в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, то есть в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Для нас здесь безразлично, что Гегель не разрешил этой задачи. Его историческая заслуга состояла в том, что он поставил ее». Философия Гегеля имела выдающиеся значение, заключающееся, в том, что он изложил в систематической форме диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновывать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике.
Биография Гегеля:
Георг Вильгельм Фридрих Гегель -сын высокопоставленного чиновника Вюртембергского герцогства. Р. Гайм утверждал, что интеллектуальное развитие Гегеля в значительной мере определялось присущей швабам медлительностью- «Основание швабского характера состоит в боязливости и в самой себе замкнутой наивности; но в его глубине скрывается тихо работающая деятельная наклонность к умствованию и размышлению».
Гегель не только в гимназические годы, но и в годы студенчества Тюбингенского университета не проявлял никакого интереса к философии. В студенческие годы будущий великий философ выглядел заметно старше своих лет. Друзья называли Гегеля стариком, но это прозвище несколько не обижало его. Великая французская революция взбудоражила Германию, как и другие европейски страны. Студенты, как правило, восторженно приветствовали революцию. В университете возникло сообщество, именовавшее себя политическим клубом. Гегель стал его активным членом. Это, пожалуй, первое свидетельство интересов Гегеля к вопросам политики получает все более определенное, даже впечатляющее выражение во всей последующей деятельности, сочинениях и переписки философа. То, что его призвание станет не политика, а философия осознается с опозданием уже после окончания университета, да и то далеко не сразу. Однако и осознав свое настоящее призвание, и даже опубликовав свой первый фундаментальный труд «Феноменологию духа», Гегель по-прежнему придает политике высочайшее значение. Завершив университетское образование, Гегель мог, как многие студенты теологического факультета стать протестантским пастором. Но эта перспектива его не устраивала, к тому же у него не было дара духовного красноречия.
В таком случае, как и Канту в свое время, оставалось лишь одно подходящее занятие: домашний учитель. Он и стал им сначала в Берне в одном из аристократических швейцарских семейств, деспотически командовавших в бернском кантоне; затем занимал ту же должность в другом аристократическом семействе во Франкфурте - на - Майне. Должность домашнего учителя предоставляла достаточно свободного времени. И в течение семи лет своего вынужденного учительства Гегель основательно ознакомился с кантовской «Религией в пределах чистого разума», с «Основаниями общего наукоучения» Фихте и, конечно с сочинениями своего друга Шеллинга преуспевавшего в Иенском университете в должности экстраординарного профессора.
В письме Шеллингу датированным декабрем 1794 г., Гегель, указывая на необходимость свободного и смелого просмотра основных философских понятий, подчеркивает выдающееся значение философии Канта, предрекая ей еще более выдающуюся роль в недалеком будущем. В другом письме Шеллингу, дата которого отсутствует, но ясно, что оно относится к середине 1795 г., речь идет о присланной Шеллингом работе, название которой не указывается, поскольку оно известно обоим корреспондентам. Гегель пишет: «В той степени, в какой я постиг основную его идею, я вижу завершение науки, которая даст нам плодотворные результаты; я вижу в нем также работу ума, дружбой с которым я могу гордиться и который внесет крупный вклад в важнейшую революцию в системе идей во всей Германии». Ойзерман «Кант и Гегель как исторические личности //Вопросы философии. - 2006 - № 11. - С.147. Получив после смерти отца свою долю наследства и имея собственные сбережения из педагогических заработков, Гегель получает возможность всецело отдаться философской деятельности. Первой значительной философской публикацией Гегеля, сделавший его известным, была объемистая работа «Различие между системами философии Фихте и Шеллинга» (1801). В ней он выступил с критикой субъективного идеализма Фихте и поддержал шеллинговский поворот к объективному идеализму, впервые четко разъяснив, в чем, собственно, заключается суть этого поворота, и охарактеризовав его как принципиально важную философскую новацию.
Оккупация Йены французскими войсками сопровождавшаяся закрытием университета (где он преподавал), побудила Гегеля перебраться в баварский город Бамбер, где он с помощью своего влиятельного друга Нитхаммера был назначен редактором местной газеты. Далее был назначен директором гимназии в Нюрнберге, где преподавал гимназистам «Введение в философию». Длительный Нюрнбергский период жизни Гегеля оказался очень плодотворным в творческом отношении. Именно в Нюрнберге Гегель неспешно и продуманно работал над своим главным трудом «Наукой логики». Эта публикация послужила основанием для приглашения Гегеля на кафедру философии в Гейдельбергском университете. Непродолжительный гейдельбергский период важен тем, что здесь Гегель завершил и опубликовал новую, итоговую версию своей философской системы под заглавием «Энциклопедия философский наук». «После «критической философии» Канта это была первая в Германии основательно разработанная философская система, важнейшим объективным достоинством которой была ее насыщенность диалектическими идеями».
Гегель по праву был признан крупнейшим немецким философом современности. Внешним выражением этого, по сути дела, общественного признания явилось приглашение Гегелю занять кафедру философии Берлинского университета. К тому времени Берлин уже выдвинулся на положение философского центра Германии, а деятельность Гегеля в столичном университете (1818-1831) окончательно упрочила данное положение.
В свою же очередь, мировоззрение Гегеля формировалось под влиянием идей и событий Великой французской революции и отразило в себе основные противоречия буржуазного прогресса. Осуществление буржуазно-демократических требований мыслилось Гегелю в форме компромисса с сословно-феодальным строем, в рамках конституционной монархии. Эта обусловленная экономической и политической отсталостью Германии тенденция в воззрениях Гегеля повлияла и на способ разработки им специально философских проблем, в частности проблем диалектики, придав последней черты терпимости к отжившим формам жизни и мышления и тем самым ослабив её революционно-критический характер.
3:
Рассматривая все труды Гегеля, можно точно сказать, что он необычайно актуален для современной науки, даже несмотря на то, что многие считают его сложным мыслителем, тексты этого автора – трудно постижимыми. Но, если понять общую, единую, главную идею, то тогда и все тексты станут понятными и прозрачными для уразумения главного.
Для начала, рассмотрим положительные аспекты учения Гегеля, на которые важно опираться и развивать:
Философский проект Гегеля грандиозен по своей сути и, как я считаю, только в наше время этот проект может быть продуман до своих финальных точек, продуман и обоснован на почве структурализма и теории систем.
В своей системе «абсолютного идеализма» Гегель стремился охватить всю совокупность знания его эпохи, соединить это знание в строго упорядоченное единство, в котором красной нитью проходит идея разумного плана, порядка устройства мироздания.
Гегель являл собой пример выраженного систематика, поборника строжайшего обоснования логической последовательности и взаимосвязи всех частей и понятий своей философской системы.
Подчёркивание немецким философом априорного характера логических форм (категорий) по отношению к реальному чувственному миру, подчёркивание субстанциальности логической мысли по отношению к материальности, сближает систему Гегеля с учением Юнга об архетипах, как изначальных структурах, на основе которых разворачивается реальный опыт. И уже на почве современной интерпретации юнгианства в русле структурализма и теории систем, становится возможным по-новому раскрыть и обосновать систему Гегеля. Структурализм здесь, как учение о базисных структурах-архетипах, формирующих возможность развёртывания реального опыта, является ключевым при обосновании рациональной диалектики, доказательства реального существования разумного плана мироздания.
Гегель объясняет свою универсальную, абсолютную и всеохватную субстанцию – абсолютную идею, как разум, мышление, разумное мышление. Он отталкивается от той мысли, что разум есть субстанция (первооснова), или то, благодаря чему развёртывается вся действительность. И с таким положением трудно не согласиться, поскольку наука давно доказала, что любые процессы в природе и обществе подчинены неким законам, определённому разумному порядку.
Другой вопрос, что нельзя сводить всю многомерную действительность только к разуму и разумным законам. Эти законы действуют в природе и обществе повсеместно, но не только разум является единой субстанцией. Этот пункт особо критиковал русский философ Владимир Соловьёв, не понимая, как сама по себе идея вещи могла породить саму вещь, как она могла быть её причиной. Для исправления положения, учёта этой критики, необходимо раздвинуть границы системы Гегеля, переосмыслить ряд положений, в том числе положение о единой субстанции – разумной идее. Материя также является субстанцией, она то и способна порождать вещи.
Тем более сам Гегель в ряде работ превосходно разбирает вопросы о соотношении идей и чувственных вещей, переосмысливает и дополняет недостаточно корректные и продуманные положения теории Платона о соотношении идей и вещей. Здесь Гегель утверждает объективность всеобщего и родовых признаков, в противоположность ошибочному отрицанию этих категорий в номинализме (и современном неопозитивизме). Данная позиция сближает немецкого философа с реализмом, а вместе с тем, с современными научными теориями, обосновывающими приоритет всеобщих, разумных законов, идеального плана, предшествующего развёртыванию творения.
Переосмысливая учение Платона, на которого он в значительной степени опирался, Гегель отдаёт дань уважения Аристотелю и его критике Платона. Вместе с тем, в рассмотрении учения Аристотеля об энергии и диалектике, выражена суть учения Гегеля об идее:
Вместе с тем, немецкий философ утверждает, что перед абсолютной идеей стоит высшая цель – самопознание. Эта цель реализуется через деятельность человеческих поколений, на протяжении мировой истории последовательно раскрывающих разные стадии воплощения идеи. Одна из важнейших книг философа «Феноменология духа», раскрывает историю этапов освобождения мышления от различных притязаний чувственности (можно сказать, бессознательности), в этом плане и рассматривается феноменология духа.
Резко критикуя формальную логику с её окостеневшим понятийным аппаратом, не допускающим «живой текучести понятий» и диалектической глубины смыслов, Гегель в полном отличии от учений формальной логики, рассматривает логические формы, как определения объективного мира независимо от индивидуального субъекта.
Развивая и углубляя систему диалектического структурализма, я не согласен с тем традиционным для ряда направлений философии взглядом на диалектику, как чисто философский аппарат, противоположный эмпирической науке. Как можно противопоставлять диалектический способ познания мира, диалектическое мышление, и так называемое мышление эмпирически-научное, если сама по себе диалектика отражает реальные явления бытия, является объективной сутью [именно над этим настаивал Гегель]?!! Диалектическая логика, на мой взгляд, глубоко присуща и научному мышлению, только до недавнего времени она не была столь системной, или же не распознавалась, как присущее науке явление. Диалектический структурализм показывает, что диалектика, отнюдь не «мудрствование», а точная система передачи логической многомерности мира.
В учении Гегеля вся логика занимает место онтологии – философской науки об универсальных определениях объективного мира, и потому здесь логика совпадает с метафизикой.
В современной философии и науке распространились неопозитивистские взгляды, сводящие познание к примитивному экспериментаторству и социологизму, отрицающему метафизику, классическое философствование о метафизических вопросах, отрицающему возможность человека проникнуть в глубинную суть вещей. Система немецкого философа изначально стремилась обосновать метафизические вопросы, сделать философию строгой наукой, выстроенной на чётких разумных законах и принципах. Наша методология диалектического структурализма развивает интенции Гегеля, и утверждает новые возможности познания мира, на основе постижения глубинных структур-архетипов, формирующих возможности развёртывания чувственного опыта.