Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 09:13, реферат
Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца 7 в. до н.э. вплоть до 6 в. н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась, не изолировано – она черпала мудрость Древнего Востока, культура, которая уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации : формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Это относится к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Имело место влияние и более отдаленных стран Востока – Древнего Китая и Индии. Но различные поучительные заимствования греческих мыслителей ни в какой степени не умаляют удивительной оригинальности и величия античных мыслителей.
Введение ………………………………………………………………………..3
Проблема возникновения философии ……………………………………….4 Самостоятельное происхождение философии ………………………...…….5
Главные периоды……………………….…………………………..................7
Милетская школа. Фалес, Анаксимандр и Анаксимен ………………..…….9
Гераклит Эфесский ……………………………………………...…………..11
Элейская школа: Ксенофан, Парменид Зенон ………………………………12
Атомизм Левкиппа - Демокрита……………………………………………..14
Софисты и софистика: Протагор, Горгий, Продик ………………………...16
Сократ и Платон……………………………………………………………..17
Киники и скептики ……………………………………..……………………. 19
Заключение …………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………………23
Реферат
Тема: «Античная философия
права»
Оглавление.
Введение ………………………………………………………
Проблема
возникновения философии ………………
Главные периоды……………………….……………
Милетская школа. Фалес, Анаксимандр и Анаксимен ………………..…….9
Гераклит
Эфесский ……………………………………………...…
Элейская школа: Ксенофан, Парменид Зенон ………………………………12
Атомизм Левкиппа - Демокрита……………………………………………..14
Софисты и софистика: Протагор, Горгий, Продик ………………………...16
Сократ и
Платон…………………………………………………………….
Киники и скептики ……………………………………..……………………. 19
Заключение …………………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………
Введение.
Античная
философия являет собой последовательно
развивавшуюся философскую
Мысли мудрых людей даже глубокого прошлого нам нужны и теперь. Кто не знает истории философии, в том числе и античной , тот и не может по настоящему знать и ее современного состояния . Изучение истории философии говорит о поучительности приобщения к летописи былой мудрости. И даже заблуждение гениальных умов куда более поучительны, нежели отдельные открытия просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрецов более богаты и полезны для нас, чем просто здравый смысл в суждениях среднего человека.
Философия
и ее история во многом определяются личностными особенностями того
или иного мыслителя. Поэтому постараемся
пусть очень кратко, в самых общих чертах,
что-то сказать о личности рассматриваемого
мыслителя.
Проблема возникновения философии.
Как ни
странно может это показаться, возникновение философии до
сих пор представляет проблему, по поводу
которой спорят многочисленные исследователи,
принадлежащие к различным течениям и
школам. По меньшей мере три обстоятельства
обусловливают эту проблематичность.
Во-первых, невозможность однозначно определить
момент возникновения философии. Хотя,
в общем-то, ясно, что ее возникновение
означало радикальное изменение в истории
мысли, настоящую духовную революцию,
первые философские учения не так-то легко
отличить от нефилософских мировоззренческих
образований – мифологических, религиозных,
а также от художественных и первоначально-научных.
Собственно мировоззренческий элемент
содержится во всех них, и философия при
своем возникновении и в процессе становления
и самоотождествления широко пользуется
их материалом. Во-вторых, сказывается
почти полная утрата текстов первых философов,
а сохранившиеся фрагменты известны нам,
как правило, вне их внутренней логической
связи, вкрапленными в тексты позднейших
авторов, а потому неоднократно интерпретированными.
Отсюда непонимание текстов и неоднозначность
в оценке самих текстов как философских,
так и нефилософских. Ну и, конечно, в-третьих,
сказывается сама неоднозначность понимания
философии различными ее направлениями,
проявляющаяся в позиции историков философии.
Известны три основных цеха, где, практически
одновременно возникает духовное образование,
которое может быть квалифицировано как
философия. Это Древняя Греция, Индия и
Китай. Как ни показательно это хронологическое
совпадение, важное, однако, ,,социальная
одновременность¢¢ возникновение
философии в период перехода от раннего
рабовладения к развитому. Это был переход
от патриархальной системы рабства, имевшей
целью производства непосредственных
средств существования к производству
прибавочного продукта и прибавочной
стоимости. Время это характеризовалось
бурными изменениями во всеобщем устройстве.
Быстрый рост городов, становящихся центрами
экономической и политической жизни, развитие
торговли, вызвавшее появление металлических
денег и мощно стимулируемое ими возникновение
денежного капитала, процента и ростовщичества,
частная собственность на землю и ипотека
– все это способствует росту рабовладения
и развертыванию классовой борьбы между
землевладельческой и военной аристократией,
с одной стороны, и свободным населением
городов – с другой. Именно в таких условиях
складывается философия, - естественно,
не одноактно, а в ходе длительного и сложного
процесса.
Самостоятельное происхождение философии.
Независимо от индийской философии так же, как и от духовного развития всех других восточных народов развивается западная философия. Если даже некоторые из позднейших греков и усматривали от части начало своей философии в египетской жреческой мудрости, то, однако, эти позднейшие, частью даже основывающиеся на мифах , показания имеют мало достоверности. Конечно, в частных областях знания как-то в математике,, астрономии и медицине, греки могли получить первые побуждения к их разработке от восточных народов, именно из сношений с египтянами, но возникновение западной философии, во всяком случае, является вполне продуктом греческого духа, отпечаток которого оно и имеет во всех отношениях.
Уже в начале греческой духовной жизни указанный нами процесс отделения философии от мифов совершился совершенно иначе, чем у родственных индийских народностей. Освобождение религиозного и научного мышления одновременно и в непосредственной связи совершается здесь не путем мирного внутреннего развития, но в форме борьбы, которую зарождающаяся наука начинает вести против религиозных представлений, в развивающейся еще среде мифов. Поэтому стремление греческой философии с самых ранних времен направляется не просто на удовлетворение познавательной потребности, но также на замену религиозных, в этическом отношении частью стоящих на низкой ступени представлений народной веры более чистыми научно обоснованными представлениями. Люди, предпринявшие эту борьбу, не принадлежали к жреческому сословию, они частные лица, располагающие широким кругом опыта и свободные от предрассудков при размышлении о мире и жизни. Благодаря этому западная наука с самого начала приобрела отличительный характер, характер свободного размышления о проблемах, руководимого только познавательной потребностью и неограниченного никакими внешними отношениями. Греческая философия – это именно философия, идейное формирование, качественно отличное от каких бы то ни было мифологических построений, сколько бы следов последних мы в ней не обнаруживали. Мифологические реминисценции включаются здесь в столь необычный новый контекст, что совершенно теряют свое прежнее значение, становясь элементами совершенно иной, чем мифология, системы мысли.
Выше мы сформировали тезис о том, что античная философия – это философия рабовладельческого общества. Раскрытие и обоснование этого тезиса требует обнаружения тех социальных оснований, тех внутренних противоречий общества, которые находят отражение, объяснения и оправдание в идеологии этого общества. В борьбе этих противоположных тенденций, определяемых противоречиями социальных классов и слоев античного общества, развертывается и становление философии как рационального осмысления нового динамичного и внутренне противоречивого мира. Человечество никогда не расстается с прошлым однозначным образом – проклиная старые порядки и восхваляя новые или наоборот. Не случайно типичными для философии образами стали ,,плачущий Гераклид и смеющийся Демокрит¢¢. Амбивалентность философии выражает изначальное стремление ученого выслушать и другую сторону., развить всесторонний анализ,.. который привел бы – по возможности – к однозначной позиции в делах земных, как и ,,небесных¢¢.
Социальные обстоятельства создают условия для возникновения идеологии в целом, философии в частности, ставя задачу легитимации возникающих общественных отношений. Одновременно идет опредмечивание и закрепление по
следних в социальных структурах и институтах общества и государства. И если в раннем рабовладельческом обществе преобладало представление о божественном происхождении и санкционированности этих структур и институтов, выразившиеся в ,,генеалогии¢¢ знатных ,,благородных¢¢ семейств, возводимых к богам или героям, то в развитом рабовладельческом обществе преобладает идеологическая легитимация института через выявление его ,,природного¢¢ характера, его природы. В дальнейшем она заменяется соотношением социальных институтов со сферой ,,человеческого¢¢ - обычая, закона искусства. Содержательный аспект возникновения философии оказывается в большей мере связан с наличным мыслительным материалом. Это ,,предысторическое содержание, находимое и перенимаемое историческим периодом ¢¢, усваивается, сохраняется в рождающейся мысли, но и переосмысливается, перерабатывается в ней. И здесь перед нами встает вопрос об источниках философии и их взаимоотношениях с нею, об исходных противоречиях общественного сознания, разрешение которых и есть рождение философии.
Главные периоды.
Возникнув в связи и одновременно с переходом древнегреческого общества от раннего не развитого рабовладения, т.е. от общества, пронизанного традициями родового строя, к зрелому рабовладению, античная философия завершается крушением рабовладения как системы хозяйства, - но главное, как системы отношений человека, определившей универсальную неравнозначность господина и раба собственно человека и «говорящего орудия», «вещи», как совершенно недвусмысленно трактовался раб в римском праве. Отчуждение личности как принципиально возможное дело, как социальный закон накладывает, однако, свой отпечаток не только на раба, но и на господина. Сущность человека в таком случае – это его тело, его вещественный элемент с его телесными же свойствами. Такой принцип понимания человека был универсализирован античной философией, понимающей все сущее как телесное вещественное, стихийное и в то же время живое, самодвижущее бытие, материально-чувственный и живой космос. С развитием рабовладельческого общества и его самосознания, с развитием знаний о природе, необходимых для совершенствования производства развивается и философия. В соответствии с тремя основными стадиями развития рабовладения можно выделить и три стадии развития античной философии.
Первая из них – период становления античной философии. Исторически этот ранняя классика, начинающаяся развитием городов – государств в 7 в. , становлением классического рабовладения и характеризующаяся политической борьбой аристократии и демократии рабовладельческом обществе. Второй период, обычно опускается историками ввиду его кратковременности, - по существу это не полный 4 в. н.э. – для нас имеет особое значение. Исторически это переломный момент, когда крупное рабовладение, не вмещающееся уже в границы полиса, разрушает его, переводя общественное развитие в форму мировой державы, стремящейся охватить известный культурный мир. Именно этот век дал «высокую» классику философии – зрелые системы античного материализма, представленные в своей исходной противоположности системами Демокрита и Платона, а затем и колоссальный философский синтез Аристотеля. Назовем этот период развития классической греческой философией. Наконец, господство крупного рабовладения в эллинистически-римский период и соответствующие процессы развития науки, искусства, религии находят отражение в серии философских учений и школ, объединяемых традиционно под названием эллинистически-римской философии. Здесь доводятся до логического завершения тенденции мысли, имманентно заложенные в ее предшествующем развитии.
Эти три периода характерно
различны. Они по своим отличительным признакам
соответствуют, с одной стороны ступеням
естественного развития человеческого
стремления к познанию, а, с другой стороны,
находиться в тесной связи с состояниями
с греческой духовной культуры, являющимися
в некоторых отношениях даже прообразами
всякого культурного развития, т.к. они
представляют его общезначимые условия.
Поэтому история греческой философии
представляет собой общий, и, вместе с
тем, живой индивидуальный образ духовного
развития вообще. Эти три указанные периода
по преобладающим в ним интересам можно
назвать космологическим, этико-политическим
и этико-религиозно-философским. Первый
из них охватывает время от 7 по 5 в. до н.э.,
второй; в течение которого через связь
антропологического с предшествующим
космологическим направлением возникают
универсальные научные системы , совпадает
с 5 и 4 столетиями; третий соответствует
культуре эллинизма и соединению греческого
образования с чуждыми восточными и римскими
элементами культуры, продолжается с 3
в. до н.э. по 3 в. н.э. первый из этих периодов
развития есть исключительно период натурфилософии;
второй есть период основания универсальных
научных философских систем; третий период,
хотя в течение его и делаются попытки
к дальнейшей разработке научных систем,
свое оригинальное значение получает
только в области только этики и философии
религии.