Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 09:13, реферат

Краткое описание

Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца 7 в. до н.э. вплоть до 6 в. н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась, не изолировано – она черпала мудрость Древнего Востока, культура, которая уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации : формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Это относится к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Имело место влияние и более отдаленных стран Востока – Древнего Китая и Индии. Но различные поучительные заимствования греческих мыслителей ни в какой степени не умаляют удивительной оригинальности и величия античных мыслителей.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
Проблема возникновения философии ……………………………………….4 Самостоятельное происхождение философии ………………………...…….5
Главные периоды……………………….…………………………..................7
Милетская школа. Фалес, Анаксимандр и Анаксимен ………………..…….9
Гераклит Эфесский ……………………………………………...…………..11
Элейская школа: Ксенофан, Парменид Зенон ………………………………12
Атомизм Левкиппа - Демокрита……………………………………………..14
Софисты и софистика: Протагор, Горгий, Продик ………………………...16
Сократ и Платон……………………………………………………………..17
Киники и скептики ……………………………………..……………………. 19
Заключение …………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

реферат античное.docx

— 62.29 Кб (Скачать файл)

Еще одним философским течением раннего  эллинизма является скептицизм. Это  течение возникло на основе выработанных предшествующими мыслителями идей о постоянной текучести всех событий сущего , противоречиях между чувственными впечатлениями и мышлением,  о принципе относительности всех явлений.  

Основателем скептицизма считают Перрона (360-270 до н.э.). на его воззрение сильное  влияние оказал Демокрит. Быть может участие Перрона в азиатском походе Александра Македонского и знакомство с индийскими аскетами и сектантами способствовали формированию такого рода этических воззрений прежде всего идей безмятежности. Перрон не писал сочинений , а излагал свои воззрения устно.  

Теперь  философов интересовал вопрос о  том как надо жить в этом мире, чтобы избежать, угрожающих со всех сторон бедствий. Мудрецом следует  назвать такого человека, который  знает и может помочь понять, как  научиться жить: мудрец – это  своего рода мастер, но не в научном знании, это умелец в жизни. По Перрону, философ – это тот, кто стремиться к счастью, а оно состоит в невозмутимости и в отсутствии страданий. Принцип Перрона: « Следовать принципу воздержания от каких бы то ни было суждений о чем-либо!» скептицизм Перрона – это не полный агностицизм: безусловно достоверны для нас наши чувственные восприятия, когда мы рассматриваем их лишь как явления. Если нечто кажется нам сладким или горьким, следует высказаться так: «Это кажется мне горьким или сладким.» Воздержание от категорического суждения об истинной природе вещей рождает чувство невозмутимости и безмятежности. Именно в этом состоит высшая степень доступного философу истинного счастья.

Стоицизм  как специфическое направление  философской мысли просуществовало с третьего века до н.э. до третьего века. Стоицизм - это наименее «греческая» из всех философских школ. Ранние стоики, в большинстве своем сирийцы Зенон Китионский с Кипра, Клеанф, Хрисипп. К поздним стоикам относятся Плутарх, Цицерон, Марк Аврелий – это в основном римляне. Стоики в своих воззрениях выдвигали на первый план понятие спокойного и всегда уравновешенного, даже «бесчувственного» мудреца. В этом проявлялся идеал внутренней свободы от страстей, который лелеяли почти все стоики.  

Согласно  Хрисиппу (ок. 280-208 до н.э.) существует мировая  душа. Это чистейший эфир самый  подвижный и легкий женственно-нежный , как бы тончайший вид материи.  

Представитель позднего стоицизма Марк Аврелий (121-180) был убежден, что Бог дает каждому особого доброго гения в руководители. Для него вселенная - тесно связанное целое, это единое, живое существо, обладающее единой субстанцией и единой душой.  

Характеризуя  различные свойства души, стоики особое внимание уделяли феномену воли; учение было построено на волевом принципе, на самообладании, терпении и.т.п. Они стремились к полному самодавлению. Стоики исходили из принципа всеобщей целесообразности. Все имеет свой смысл: даже клопы полезны, поскольку они помогают просыпаться по утрам и не дают лежать слишком долго в постеле.  

Свобода для знаменитого мыслителя, писателя и политического деятеля Сенеки – это божество, которое господствует над всеми вещами и событиями. Ничто не может ее изменить. Отсюда покорность , выносливость и стойкое  перенесение жизненных невзгод. Стоический мудрец не сопротивляется злу, он его понимает и стойко прибывает в его смысловой текучести, поэтому он невозмутим и спокоен. 

Ранние  стоики в своих идеях бытия  следовали античной традиции. Они  исходили из того, что тело мира образовано из огня, воздуха, земли и воды. Душа мира – это огненная и воздушная пневма. Все бытие мыслилось как разная степень напряжения божественно-материального первоогня. Согласно учению стоиков об огненной стихии сущности мира этот огонь превращается во все прочие стихии по закону Логоса.  

Логос мира у стоиков отождествляется  с Судьбой. По их утверждению, судьба есть Логос Космоса: он упорядочивает  все в мире. Зенон говорил, что  Судьба – это власть, двигающая  материю. Он определял бога как пламенный  разум мира: бог наполняет собой весь мир, он верховная глава, управляющая всем сущим.  

По  природе, учили стоики, все человеческие существа равны. Марк Аврелий в своем  труде « Наедине с собой» хвалит политию , управляемую на основе равных прав и равной свободы слова, царское правление, которое уважает более свободу управляемых. 

У стоиков  мы находим многочисленные и тонко  развитые логические и грамматические изыскания: истоки грамматики – именно в школе стоиков. С их точки  зрения, собственно философское начало корениться в человеческом субъекте. Но это не был собственно субъективизм. Стоики использовали термин «лектон». Он обозначает тот предмет , который мы имеем в виду, когда пользуемся его обозначением. Лектон, когда мы используем его при обозначении или названии предмета, может быть и истинным, и ложным, т.е. оно выше как истины, так и лжи. Стоический лектон является только мыслительной конструкцией, связанной со словом, но не обладает причинно-метафизическим существование. Лектон – это чистый смысл.  

В заключение заметим следующее. Философы обычно обладают известной широтой ума  и в основном способны не считаться  с несчастьями в своей личной жизни; но даже они не могут подняться выше наивысшего добра или зла времени. В плохие времена они придумывают утешения, а в хорошие – их интересы являются скорее чисто интеллектуальными. Этика стоиков соответствовала времени Марка Аврелия : она призывала скорее к терпению, чем к надежде.   
  
                                                 
 

  Заключение. 

Если  рассматривать философию древнего мира в целом, следует оценить  огромное значение античной философии. Духовная цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом. В целом же философия древнего мира оказала огромное влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.  

Мы  кратко рассмотрели историю античной философии. В заключении следует  сказать, что античная философия, в  которой содержались зачатки основных видов философского мировоззрения, разрабатывавшиеся во все последующие века, - это не «музей древностей», а живая картина становления теоретической мысли, полная смелых оригинальных идей. Это великое торжество разума. Вот почему она никогда не потеряет своего высокого значения в глазах мыслящего человечества. Она явилась настоящей общественной силой античного мира, а затем и всемирно-исторического развития философской культуры и каждое новое поколение, получая высшее образование, призвано окунуться в этот вечно свежий поток юной, впервые себя опознавшей философской мысли. Античная философия вызывает живой интерес у каждого любознательного человека, которого волнуют философские вопросы. Многие проблемы, над которыми размышляли античные философы, не утратили своей актуальности и поныне. Изучение античной философии не только обогащает нас ценной информацией о результатах размышлений выдающихся мыслителей, но и способствует развитию более утонченного философского мышления у тех, кто с любовью и рвением углубляется в их творения.       

       

                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список литературы. 

 
  
 

  1. История философии в кратком  изложении. – М//.: Мысль, 1997с.43
 

 

  1. .Богомолов  В.С. Античная философия  1998 //М   
 

 

  1. В.Ф.Асмус  «Античная философия», Москва, «Высшая школа», //1999г.с54-55
 

 

  1. И.Т.Фролов Введение в философию,// Москва, Издательство политической  литературы//, 1999г

Информация о работе Античная философия