Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 14:13, контрольная работа
Понятие «античная философия» занимает очень важное место в курсе философии. Это первооснова, начало возникновения философии. Она дала толчок для образования современной философии, для возникновения взглядов и мировоззрения людей на мир и на себя.
Античная философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в VI веке до нашей эры в Греции и просуществовала до VI века нашей эры (когда император Юстиниан закрыл в 529 году последнюю греческую философскую школу, Платоновскую Академию). Таким образом, античная философия просуществовала около 1200 лет
Введение………………………………………………………………………………………………………………3
Общая характеристика эпохи Античности. Предпосылки возникновения античной философии…………………………………………………………………………………………………………….4
Космос и человек в трактовке античной философии……………………………………………………………....6
Философские школы и выдающиеся философы античности: стоицизм………………………………………….8
Заключение……………………………………………………………………………………………………………11
Список использованной литературы………………………………………………………………………………...12
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Философия»
Тема 3. Античная философия
Исполнитель:
Екатеринбург 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Общая характеристика эпохи
Античности. Предпосылки возникновения
античной философии………………………………………………………
Космос и человек в трактовке
античной философии………………………………………………………
Философские школы и выдающиеся философы античности: стоицизм………………………………………….8
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Введение
Понятие «античная философия» занимает очень важное место в курсе философии. Это первооснова, начало возникновения философии. Она дала толчок для образования современной философии, для возникновения взглядов и мировоззрения людей на мир и на себя.
Античная философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в VI веке до нашей эры в Греции и просуществовала до VI века нашей эры (когда император Юстиниан закрыл в 529 году последнюю греческую философскую школу, Платоновскую Академию). Таким образом, античная философия просуществовала около 1200 лет. Однако ее невозможно определять только с помощью территориальных и хронологических определений. Самый важный вопрос – это вопрос о сущности античной философии.
Согласно учению о том, что процесс исторического развития есть смена общественно-экономических формаций, а формация есть «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером» 1, необходимо отдавать себе отчет в том, что такое общинно-родовая формация и что такое формация рабовладельческая.
Античная философия в VI веке до нашей эры как раз и зарождается вместе с рабовладельческой формацией, но общинно-родовая формация целиком никогда не исчезала в античное время, а в последнее столетие своего существования оказалась даже прямой реставрацией именно общинно-родового мировоззрения. Живучесть общинно-родовых элементов в течении всего тысячелетнего античного рабовладения производит разительное впечатление. Поэтому дофилософская основа античной философии, проявлявшая себя как общинно-родовая и рабовладельческая формация, должна быть учтена в первую очередь.
Понятие «философия» в буквальном смысле означает любовь к мудрости. Оно возникло в Древней Греции. Традиционно принято считать, что понятие «философия» впервые использовал Пифагор. Другие античные авторы полагают, что приоритет принадлежит Гераклиту. Но в любом случае философами считались люди, занимавшиеся проблемами окружающего их мира, его постижением, уяснением места и роли в нем человека.
Общая характеристика эпохи Античности. Предпосылки возникновения античной философии
Термин «античность» происходит от латинского слова antiques «древний». Им принято называть особый период развития Древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Эпоха Античности характеризуется прежде, всего, противоречием между мифологией и формирующейся в Древней Греции наукой.
Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных знаний – вот некоторые факторы, из которых складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии.
В античной Греции философия формируется в тот период, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказывается под угрозой, когда прежние традиционно-мифологические представления рабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы.
Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную роль здесь сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX – VII веках до нашей эры: расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и прилив его в города. В результате развития торговли, мореходства колонизаций новых земель расширялся географических горизонт греков, Средиземное море стало известным до Гибралтара. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.
В Греции в VI веке до нашей эры происходит постепенное разложение традиционного типа социальности, предполагавшего более или менее жесткое разделение сословий, каждое из которых имело свой векам устоявшийся уклад жизни и передавало как этот уклад, так и свои навыки и умения из поколения в поколение. В качестве той формы знания, которая была общей для всех сословий, выступала мифология; и хотя каждая местность имела своих собственных богов, по характеру своему способу отношения к человеку эти боги принципиально друг от друга не отличались.
Социально-экономические изменения, происходившие в VII – VI веках до нашей эры, вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Она предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. На место обычаев приходило образование, место в отца в воспитании занимал учитель.
К социокультурным предпосылкам возникновения античной философии, прежде всего можно отнести поэмы Гомера. Значение гомеровского эпоса в возникновении античной философии можно выразить в следующих позициях:
-
гомеровские поэмы
- гомеровский стих обнаруживает подлинное искусство мотивации, то есть поэт не просто излагает факты, а находит им объяснение, отыскивает их причины и мотивы. Данный способ изложения фактов подготовил греческую ментальность к восприятию философии, которая тоже будет искать истоки, основания вещей;
-
гомеровский эпос представляет
реальность мифопоэтическими
Основоположником древнегреческой философии считается Фалес (около 625-547 годы до нашей эры), а его продолжателями были Анаксимандр (около 610-546 годы до нашей эры) и Анаксимен (около 585-525 годы до нашей эры).
Философия Древнего Рима возникла в конце республиканского периода Рима (II-I века до нашей эры) и развивалась параллельно с греческой философией – во времена Римской империи приблизительно до времени ее падения (коней V - начало VI века нашей эры).
Характерная особенность древнегреческой философии состоит, прежде всего, в противопоставлении философских размышлений практической деятельности, в ее своеобразном отношении к мифологии. Духовное развитие в VII-IV веках до нашей эры шло от мифологии и религии к науке и философии. Важным звеном и условием этого развития оказалось усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах Востока – в Вавилоне, Иране, Египте, Финикии. Особенно велико было влияние вавилонской науки – математики, астрономии, географии, системы мер.
Постепенно в античной философии возникает два основных типа философского мировоззрения – материализм и идеализм. Их борьба составляет основное содержание философского развития во все последующее время. Одновременно возникает противоположность двух основных методов мышления – диалектики и метафизики.
V век до нашей эры был временем дальнейшего развития греческой науки и философии, которые по-прежнему оставались тесно связанными. В этот период дальнейшего развития античного общества и государства, происходившего в условиях ожесточенной классовой и политической борьбы, возникают также политические теории публицистика.
Космос и человек в трактовке античной философии
Главной идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (ужас и преклонение перед Космосом, проявление энтузиазма до этого всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира), а на поздних этапах – смешение космоцентризма и антропоцентризма (в базе которого были трудности человека). При этом человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы.
Древнегреческие философы строили модель мира через выяснение первопричины (по-гречески «архе», что дословно означает «начало, принцип» всего сущего как его основы сущности). В их методологии множество пережитков мифологического ассоциативного мышления: в мифе был совершен «перенос» человеческих свойств, качеств и отношений на явления природы, на небо и космос, также и в ранней греческой философии свойства и законы Космоса были «перенесены» на человека и его жизнь.
Космос – понятие, впервые введенное Пифагором для обозначения упорядоченного единства мира, в противоположность Хаосу. Главным свойством Космоса считалась гармония сфер. В истории философской мысли использования понятия Космоса вело либо к признанию роли творца (демиурга), либо к обожествлению самого Космоса в духе пантеизма или космотеизма.
В античной философии в согласовании с пониманием Космоса понимается и природа человека. Человек рассматривался как Микрокосм по отношению к Макрокосму, как часть и своеобразное повторение, отражение Макрокосма. Эта черта древнегреческой философии получила название космоцентризма. Но в этом можно усмотреть и еще один смысл: ведь Космос – это противоположность Хаосу, это порядок и гармония в противоположность неупорядоченности, это определенность и соразмерность в противоположность бесформенности; поэтому космоцентризм ранней античности можно трактовать и как ориентацию на выявление гармонии в человеческой бытии. Ведь если мир гармонично упорядочен, если мир – это Космос, а человек есть его отражение и законы человеческой жизни подобны законам Макрокосма, то значит, и в человеке заключена (скрыта) подобная гармония. Общепринятое же значение космоцентризма таково: это признание за внешним миром (Макрокосмом) статуса, определяющего все остальные законы и процессы (включая и духовные).
Считалось, что Космос происходит из материального первоначала, то он мыслился неким связанным посредством этого первоначала – единством, находящимся в изменении, движении.
Ферекид из Сироса (он считается учителем Пифагора) учил, что первоначало, «архэ», является земля (по-гречески «хтония»); Фалес из Милета в качестве «архэ» рассматривал воду; Гераклит – огонь. Он писал: «Этот космос, единый из всего, не созданный никем из богов и никем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, в полной мере воспламеняющимся и в полной мере погасающим». В V веке до нашей эры Эмпедокл объединил все 4 стихии, придав им статус элементов, то есть несводимых друг другу (у Гераклита они взаимопревращаются), самотождественных, количественно и качественно неизменяемых субстанций, из сочетания которых в определенных пропорциях и образуется все многообразие вещей мира, включая и живые организмы.
В древнегреческой философии расширил, довел понятия начала всего сущего до «архэ» как субстанции, основы, лежащего в основании всего сущего, ученик Фалеса Анаксимандр. Такое начало Анаксимандр нашел не среди «готовых», наблюдаемых стихий, а в некоем апейроне. «Апейрос» по-гречески означает «беспредельный», «безграничный», «бесконечный». Апейрон Анаксимандра материален, «не знает старости», «бессмертен и неуничтожим» и находится в вечном движении. Беспредельность апейрона позволяет ему «не иссякать» то есть быть вечным генетическим началом Космоса. Анаксимандр утверждал, что апейрон – единственная причина рождения и гибели всего сущего; апейрон все из себя производит сам: находясь во вращательном движении, апейрон «выделяет противоположности – влажное и сухое, холодное и теплое; их парные комбинации образуют землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее), огонь (сухое и горячее). Как самое тяжелое, земля собирается в центре и окружается водной, воздушной и огненной сферами, между которыми происходит взаимодействия. В результате образуется суша. А небесная сфера размывается на три кольца, окруженные воздухом. Анаксимандр говорил, что это «три обода колесницы, полые внутри и наполненные огнем, они не видны с земли, их нельзя воспринимать чувствами. В нижнем ободе множество отверстий, сквозь которые просматривается заключенный в нем огонь – это звезды; в среднем ободе одно отверстие – это Луна; в верхнем ободе одно отверстие – это Солнце; отверстия способны полностью или частично закрываться – это затмения; ободы вращают вокруг Земли, и сними вращаются звезды, Луна и Солнце».
Таким образом, в этой картине мира фактически представляющей собой космогонию, полностью отсутствуют боги и божественные силы, без которых не обходилась ни одна мифологическая космогония, то есть Анаксимандр попытался объяснить происхождение и устройство мира из его внутренних причин и из одного материально-вещественного начала.