Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 14:13, контрольная работа
Понятие «античная философия» занимает очень важное место в курсе философии. Это первооснова, начало возникновения философии. Она дала толчок для образования современной философии, для возникновения взглядов и мировоззрения людей на мир и на себя.
Античная философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в VI веке до нашей эры в Греции и просуществовала до VI века нашей эры (когда император Юстиниан закрыл в 529 году последнюю греческую философскую школу, Платоновскую Академию). Таким образом, античная философия просуществовала около 1200 лет
Введение………………………………………………………………………………………………………………3
Общая характеристика эпохи Античности. Предпосылки возникновения античной философии…………………………………………………………………………………………………………….4
Космос и человек в трактовке античной философии……………………………………………………………....6
Философские школы и выдающиеся философы античности: стоицизм………………………………………….8
Заключение……………………………………………………………………………………………………………11
Список использованной литературы………………………………………………………………………………...12
Анаксимандр говорит также и о происхождении человека: само живое зародилось на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. Первые живые существа жили в море. Затем некоторые сбросили с себя чешую и стали «сухопутными». Но человек у Анаксимандра произошел от морского животного; он зародился и развился до взрослого состояния внутри какой-то громадной рыбы. Родившись взрослым ребенком не смог бы выжить один, без родителей человек вышел на сушу.
Таким образом, можно сказать, что Анаксимандр сформулировал общую идею (конечно, в крайне неразвитой форме) эволюции живой природы, не оставив места сверхъестественным, божественным силам, и вышел на логико-рациональный уровень осмысления мира.
Философские школы и выдающиеся философы античности: стоицизм
Стоицизм – одно из главных течений эллинистической и римской философии наряду с эпикурейской школой и скептицизмом. Философская школа стоиков получила свое название от «живописной Стои», афинского портика, где она помещалась. Сформировался стоицизм в конце IV века до нашей эры в Греции. Его основателем был Зенон из Кития (336-264 годы до нашей эры). В Афинах он познакомился с послесократовской философией и приблизительно в 300 году до нашей эры основывает собственную школу.
После смерти Зенона школой Клеанф (264-232 годы до нашей эры), а затем Аристон из Хиоса, под руководством которого в школе вновь усилился элемент клинической этики. Влияние стоицизма сильно возросло при Хрисиппе из Сол в Киликии, руководителе школы в 232-204 годах нашей эры.
При нем стоицизм одерживает победу над скептиками из Академии, наносит удары, направленные против догматической гносеологии. Успеху Хрисиппа в полемике особенно содействовали искусно практиковавшиеся им логические методы, в том числе методы точного определения понятий. В формах, выработанных Хрисиппом, стоицизм во 2 веке до нашей эры проникает в Рим.
В императорский период истории Рима в развитии стоицизма выделилось популярное направление, виднейшими деятелями которого стали в 1 веке писатель и драматург Люций Анней Сенека, а во 2 веке – Эпиктет и император Марк Аврелий. Другое направление – ученое и комментаторское – вернулось к строго ортодоксальному учению Хрисиппа. Из него вышли Корнут и Гиерокл.
У стоиков мир целиком есть единое тело, живое и расчлененное, насквозь пронизанное одушевляющим его телесным дыханием («пневмой»). Единый мир одновременно был и телесным, и надеялся божественными свойствами, отождествлялся с богом. Учение о строжайшей необходимости, по которой все происходит в мире, сочеталось с учением о совершенстве и целесообразности мира, в котором все его части, все тела и все существа зависят от целого, определяются целым и совершенством этого целого.
Человек и общество. Так как человек – не только отдельное, изолированное существо, но также существо общественное и вместе с тем часть мира, то естественное стремление к самосохранению, изначально движущее его поведение, возвышается до заботы, о благе государства и даже до понимания обязанностей отдельного существа по отношению к мировому целому.
Поэтому мудрец выше личного блага ставит благо государства и в случае необходимости не колеблется принести ему жертву даже свою жизнь: он знает и понимает, что в этом случае именно этого требует стремление к самосохранению. Расширяя эту точку зрения за пределы родного полиса, стоики приходили к космополитизму. «Человек, - утверждали они, - гражданин мира». Это космополитизм был воззрением, характерным для гражданина эпохи образования мировой империи, поглотившей Грецию с маленькими полисами. Именно в этом качестве стоицизм перешел в римскую философию.
Теория познания. Стоицизму принадлежит видная роль в разработке логики. Идеи этой логики обратили на себя внимание и получили высокую оценку именно в последнее время в теории умозаключения и в логической семантике. Сам термин «логика», как название одного из основных разделов философии именно стоиками. Они признали в логике равноправную часть философии, такую же, как физика и этика. В отличие от этих частей, логика есть учение о речи. Предмет логики – словесные знаки (звуки, слоги, слова, предложения) и то, что этими знаками обозначается (понятия, суждения, умозаключения, или выводы).
Исходный пункт логики – представление и отношение представления к чему-нибудь данному в природе. Все существующее есть тело, качество тела, движение тела, отношение тела и может стать предметом нашего предоставления только посредством чувственного восприятия. Чувственное представление – первый и основной из всех видов представления. Два условия определяют истинность всех наших представлений:
Способность ума к образованию общих логических представлений стоики назвали «логосом». В этом учении логос рассматривается и как орган речи, и как орган мышления. Логос отличает человека от животных, которые лишены разума. Человек обладает разумом наравне с божеством, а его «логос» одинаков с божественным разумом, который действует во всем мире и формирует материю согласно своим мыслям. Так объясняют стоики способность человеческого ума воспроизводить в себе мысли вселенского разума.
Онтология. Стоики различают четыре разряда бестелесных вещей: пространство, время, пустоту и «чистые» предметы мысли. Пространство есть «нечто», способное к заполнению (и действительно заполненное) телесным. В отличие от пустоты, которая неограниченна и бесконечна, пространство ограничено. У стоиков не было термина для обозначения вселенной как всего целого, обнимающего бесконечное мировое пространство и пустоту вне пространства. Пространство и пустота «появляются» в связи с существованием телесного.
Время определяется у стоиков как протяжение движения или как протяжение мирового движения. Как и пространство, время обладает мерой, протяжением. И пространство, и время даны вместе с существованием телесного, при этом пространство дано вместе с материальной стороной действительного, а время – в связи со стороной деятельной. К бестелесным вещам, кроме пространства, пустоты и времени, принадлежат еще чистые предметы мысли – «лекта». В то время как пространство и время – величины наглядно представляемые, «лекта» - это понятия.
А именно, «лекта» - родовые понятия и относятся ко всем видам сущего и к его акциденциям. Этим «лекта» отличаются от пространства и времени, которые относятся к своим конечным и ограниченным промежуткам как целое к частям, а не как род к видам. По учению стоицизма, роды сущего – не качества, не состояния и не отношения, а предметы, наделенные качествами, имеющие некоторое состояние и находящиеся в каком-либо отношении к другим предметам. А качества, состояния и отношения суть простые родовые понятия, чистые предметы мысли.
Важная особенность учения стоиков о качествах состоит в том, что качества они признают телами. Качества состоят из «пневмы» (дыхания) и проникают в предмет во всех его частях. «Пневма» - носитель всех свойств, благодаря которым отдельная вещь есть именно то, что она есть. Это не касается, однако, основных качеств предмета. Высшие элементы действительности – воздух и огонь: из них возникает жизнь и сознание; напротив, вода и земля – пассивные материальные элементы, форму и жизнь они получают от элементов огня и воздуха.
Высшие элементы огня и воздуха придают самим себе и другим элементам их единство, к нему неспособны элементы низшие. Вселенная – единое живое существо и состоит из души и из тела, прокинутого во всех своих частях душой. «Нахождение в состоянии» есть или покой, или движение, а сами они – результаты действия некоторой силы, которая всегда и везде присутствует в космосе; так что состояние покоя не может быть выведено из косной материи, вовсе лишенной силы. Покой есть лишь равновесие сил, действующих в противоположных направлениях.
Господство судьбы. Важное понятие философии стоиков – понятие о фатуме. Каждое причинное действие происходит только согласно определенным законам природы. Если действующее тело, обладающее некоторыми свойствами, соприкасается с другим пассивным, но также обладающим некоторыми свойствами, то с необходимостью возникает определенное следствие.
Отсюда же возникает представление о необходимой последовательности причинно-обусловленных действий. В эту необходимую последовательность входят все отдельные явления, в том числе все кажущиеся вполне произвольными действия живых существ.
Причинная сила как единый поток разделяется на множество отдельных потоков и ручьев, сохраняющих при всем том свое единство и вновь возвращающихся в единый поток. Носителем единой причинной связи всех процессов, происходящих в мире, является единая «пневма», или рок (фатум). Мир происходит из божественного огня, но огонь этот не только материальная причина, и не только закон каузального (причинного) становления. Одновременно огонь это есть всеведущий ум и духовное начало, полагающее целевой порядок в мире.
Теодицея. Теодицеей называется философское оправдание бога за зло, существующее в мире. Наличие в мире зла и в природе явлений, несовместимых с целесообразностью, Клеанф объясняет, приписывает их фатуму, не руководимому провидением и предоставленному самому себе. Иной взгляд у Хрисиппа. Он не допускает, чтобы зло могло войти в мир вопреки воле провидения. Однако Хрисипп в этом вопросе колеблется.
Некоторые явления, для нас нежелательные и, с нашей точки зрения, представляющиеся как зло, совершенно необходимы как следствие при достижении целей природы. К тому же зло физическое собственно даже не есть и зло: оно не может отнять у человека счастье. Стало быть, задачей остается только согласовать с провидением зло нравственное. Но нравственное добро и нравственное зло соотносительны: без зла не могло бы существовать и добро, так что зло является совершенно необходимой частью божественного плана вселенной. И добро и нравственное зло одинаково таятся в организации существа, наделенного разумом и волей.
Свобода. Для разрешения противоречия между роком и свободой воли стоики опираются на различие видов движения. Именно видами движения высшие существа отличаются от низших. Неорганическое тело может получить импульс к движению только от другого движущегося тела. У животного причина движения внутренняя, психического характера. У него возникает представление, что может быть достигнуто нечто, соответствующее его собственной природе. Такое представление возбуждает в животном влечение.
В отличие от животного, в человеке к представлению и к влечению присоединяется как элемент, обусловливающий действие, разумное логическое мышление. В основе практической свободы человека лежит свобода теоретическая, которая открывает возможность отклонять заблуждение, не позволяет согласиться с ним. В человеке таится возможность стать из животного существа, каким он рождается на свет, существом разумным.
Однако вполне развивается эта возможность или способность только в мудреце. Мудрец охватывает всю совокупность разумных истин как связное единство, как целое, в котором каждое отдельное положение есть знание – доказуемое и неопровержимое.
Учение о единстве свободы и необходимости в поведении мудреца является всемирно-историческим достижением стоицизма. В XVII оно будет повторено с новой силой в учениях материалистов Гоббса и Спинозы. Его ограниченность в том, что субъектом, носителем свободного действия стоицизм провозгласил лишь мудреца. Свобода – состояние и привилегия элиты, избранников общества. Свобода как достижение и достояние масс исключается.
Космология. Учение стоиков о мире опирается на Аристотеля и отчасти на атомистов. По воззрению стоиков, наш космос - единственный. Как и у Аристотеля, космос ограничен и имеет форму шара. Как у атомистов, он окружен беспредельным пространством, пустотой. Однако пустоты не существует внутри космического шара. Единство сообщает космосу «пневма», которая проникает во все его части так, как душа проникает в тело.
Космос – существо живое и разумное. Вечно повторяющемся процессе он происходит из первоогня, живет, вновь обращается в огонь и вновь из него возникает. Если бы внутри космоса существовала пустота, то единство мира, составляющее его основную черту, было бы разрушено. В жизни космоса бесконечно чередуются периоды, когда единство мира развертывается в многообразие различных существ, и периоды, когда все их различия исчезают в безраздельном единстве единой божественной субстанции.
Мир создан для людей и для богов. Вся же совокупность разумных существ, для которых создан весь мир как их общее жилище, образует единую общину. В нее имеет доступ каждый человек, но только мудрец – ее полноправный гражданин. Стать гражданином во вселенском царстве разума – цель человека.
Человек состоит из тела и души. Душа состоит из пяти органов чувств, органа речи, органа воспроизведения и руководящей части. Место нахождения руководящей части – сердце. Сердце – носитель духовных функций: представления, суждения и умозаключения, чувствования и хотения.
Заключение
Античная философия оказала огромное влияние на философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации. Совокупную проблематику античной философии можно тематически определить следующим образом:
-
космология (натурфилософы), в ее
контексте тотальность
-
мораль (софисты) была определяющей
темой в познании человека
и его специфических