>
Ионийская
(или милетская, по месту возникновения)
школа – древнейшая натурфилософская
школа. Как считает Чанышев А.Н., «Ионийская
философия – это протофилософия. Для нее
характерно еще отсутствие поляризации
на материализм и идеализм…, наличие многих
образов мифологии, значительных элементов
антропоморфизма, пантеизма, отсутствие
собственно философской терминологии,
представление физических процессов в
контексте моральной проблематики»[3].
Но ионийская философия уже философия
в основном смысле этого слова, потому
что уже ее первые творцы – Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен – стремились понять то или
иное начало как субстанцию (вода, воздух,
огонь и т.д.). Их первоначало всегда одно
(в этом смысле ионийские философы – монисты),
оно вещественно, но также разумно, даже
божественно. Каждый из философов в качестве
этого начала определял одну из стихий.
Фалес – основатель милетской, или
ионийской школы, – первой философской
школы. Он был одним из родоначальников
философии и математики, первым сформулировал
геометрические теоремы, изучал астрономию
и геометрию у египетских жрецов. Фалес
стал основателем натурфилософии и сформулировал
две ее основные проблемы: начала и всеобщего.
Началом он полагал воду, в которой покоится
земля, а мир считал наполненным богами,
одушевленным. Также Фалес разделил год
на 365 дней. Гераклит говорил, что все рождается
из огня путем разрежения и сгущения и
через определенные периоды сгорает. Огонь
символизирует борьбу противоположностей
в космосе и его постоянное движение. Также
Гераклит ввел понятие Логоса (Слова) –
принципа разумного единства, который
упорядочивает мир из противоположных
начал. Логос управляет миром, и познать
мир можно только через него. Анаксимандр
(610 – ок. 540 годы до н.э.) считал началом
всего бесконечную природу – нечто среднее
между четырьмя элементами. Он говорил,
что возникновение и уничтожение миров
представляет вечный циклический процесс.
Анаксимен (ум. 525 до н.э.), ученик Анаксимандра,
считал первоначалом воздух. Разрежаясь,
воздух становится огнем, сгущаясь – ветром,
водой и землей. Анаксагор, ученик Анаксимена,
ввел понятие Нуса (Ума), организующего
космос из смеси беспорядочных стихий.
С ионийской школой связывают зарождение
основ астрономии, математики, географии,
физики, биологии и др. наук.
Независимо
от этих древних малоазиатских
ионийцев в нижне-италийских колониях
греков выступают мыслители, проникнутые
той же идеей мирового единства. К ним
относятся прежде всего Пифагор и его
ученики, которые исследовали мировое
целое. Они замечали прежде всего правильность
в движении небесных тел и от них пытались
перенести эту правильность на земные
явления, явления физического и морального
миров. Пифагорейская школа была основана
Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала
до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее
начались практически сразу после смерти
Пифагора в 500 г. до н.э. По сути, это было
религиозно-философское аристократическое
братство, оно имело большое влияние на
греческие полисы Южной Италии и Сицилии.
Союз отличался строгими обычаями и высокой
нравственностью. Однако и облик, и поведение
были лишь следствием взглядов философов
на человеческую душу и ее бессмертие,
подразумевавших в здешней, земной жизни
определенное воспитание. Пифагорейская
школа положила начало математическим
наукам. Числа понимались как суть всего
существующего, им придавался мистический
смысл. Основу пифагорейской математики
составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10. Эти
четыре числа описывают все процессы,
происходящие в мире. Им мировой порядок
представлялся в виде господства чисел;
и в этом смысле они переносят на мир, «как
целое, понятие космос, первоначально
означавшее порядок, украшение». Если
задать себе вопрос «философской направленности
Пифагора, то, кажется, можно с полной уверенностью
сказать, что это была прежде всего философия
числа, этим оно резко отличалось от ионийской
натурфилософии, стремившейся свести
все существующее к той или иной материальной
стихии с подчеркиванием ее качественного
своеобразия (вода, воздух, огонь, земля)».
Пифагорейцам
принадлежит учение о музыке
сфер и о музыкальном звукоряде,
отражающем гармонию Солнечной
системы, где каждой планете соответствует
определенная нота, а все вместе они создают
интервалы музыкальной гаммы. Ими же положено
и начало музыкальной психологии: музыка
использовалась как средство воспитания
и исцеления души и тела. В пифагорейской
школе начали развиваться астрономия
и медицина. Ею создано множество аллегорических
комментариев Гомера, а также грамматика
греческого языка. Таким образом, пифагорейцев
можно считать родоначальниками гуманитарной,
естественной, точной и систематической
наук.
Элейской
школой называется древнегреческая
философская школа, учения которой развивались,
начиная с конца VI в. вплоть до начала второй
половины V в. до н.э. с темя крупными философами
– Парменидом, Зеноном и Мелиссом. Два
первых – Парменид и Зенон – жили в небольшом
италийском городе Элея, а третий
– Мелисс – был уроженец далекого от Элеи
Самоса. Но так как основные учения школы
были выработаны Парменидом и Зеноном,
гражданами из города Элеи, то школа в
целом и получила название элейской[4].
И если пифагорейцы рассматривали мировой
порядок исключительно с его количественной
стороны, то в противоположность им в VI
веке выступают направления, которые подобно
древним ионийским мыслителям, понимают
идею мирового единства качественно, однако,
видят при этом мировое единство не в едином
мировом веществе, а в едином правящем
мировом принципе, в едином понятии, господствующем
над сменой всех явлений. Для элеатов таким
понятием служит бытие, которое остается
постоянным при всяком изменении вещей.
Появление
школы софистов явилось ответом
на потребность демократии в
образовании и науках. Странствующие
учителя за деньги могли обучить
любого искусству речи. Их главной
целью было подготовить молодежь к
активной политической жизни. Деятельность
софистов, релятивизировавшая всякую
истину, положила начало поискам новых
форм достоверности знания – таких, которые
могли бы устоять перед судом критической
рефлексии. Эти поиски продолжил великий
афинский философ Сократ (ок. 470 – 399 годы
до н.э.), сперва ученик софистов, а затем
их критик. Различие Сократа от софистов
в том, что мерилом при оценке поступков
для него служит соображение, какими мотивами
определяется решение, что полезно и что
вредно. Мысли Сократа послужили основой
для развития большинства последующих
философских школ, которые основывали
его ученики, в том числе и Академия Платона.
Суть собственной философии он объяснял
одной фразой: «Я знаю только одно, что
я ничего не знаю». В своих беседах Сократ
не отвечает на вопросы, он ставит их, искусстно
побуждая собеседника к самостоятельному
поиску истины. А когда тот, казалось бы,
близок к ней, находит новые аргументы
и доводы, чтобы показать тщетность этих
попыток. Основной философский интерес
Сократа сосредотачивается на вопросе
о том, что такое человек, что такое человеческое
сознание. «Познай самого себя» – любимое
изречение Сократа.
Платон
объединил в своем учении ценности
двух своих великих предшественников:
Пифагора и Сократа. У пифагорийцев
он воспринял искусство математики и идею
создания философской школы, которую он
воплотил в своей Академии в Афинах. Учениками
Платона были преимущественно «холеные
молодые джентльмены» из аристократических
родов (можно вспомнить хотя бы самого
известного его ученика – Аристотеля).
Для занятий была построена Академия в
живописном уголке на северо-западной
окраине города. Знаменитая философская
школа просуществовала до самого конца
античности, до 529 года, когда византийский
император Юстиниан закрыл ее. Хотя Платон,
подобно Сократу, и считал, что взимание
платы за мудрость ничем не лучше взимания
платы за любовь, и так же, как и он, называл
софистов «проститутами от философии»
за то, что они требовали деньги с учеников,
это не мешало Платону принимать богатые
подарки и всяческую помощь от сильных
мира сего. У Сократа Платон научился и
сомнению, и иронии, и искусству беседы.
Диалоги Платона пробуждают интерес и
учат размышлению над весьма серьезными
проблемами жизни, которые не сильно изменились
за две с половиной тысячи лет. Наиболее
значимыми в философии Платона являются
представления об Идеях, Справедливости
и Государстве. Он пытался сочетать философское
и политическое. Он готовил в своей школе
правителей-философов, способных править
справедливо, исходя из принципов общего
блага.
В
335 г. до н.э. Аристотель, ученик
Платона, основал собственную
школу – Ликей, или Перипат,
отличавшуюся исключительно философской
направленностью. Однако стройную
систему Аристотеля тяжело синтезировать
по его работам, представляющими из себя
зачастую сборники лекций и курсов. Одним
из самых важных результатов деятельности
Аристотеля в политике было воспитание
Александра Македонского. На развалинах
Великой Империи возникли Эллинистические
государства и новые философы.
Если
прежние этические учения видели
главное средство нравственного
совершенствования индивида в
его включенности в общественное
целое, то теперь, напротив, философы
считают условием добродетельной
и счастливой жизни освобождение
человека от власти внешнего мира, и прежде
всего – от политически-социальной сферы.
Такова в значительной мере установка
школы стоиков. Эта школа, основанная Зеноном
в конце IV в. до н.э., существовала еще во
времена Римской империи. Философия для
стоиков – не просто наука, но прежде всего
жизненный путь, жизненная мудрость. Только
философия в состоянии научить человека
сохранять самообладание и достоинство
в трудной ситуации, сложившейся в эпоху
эллинизма, особенно в поздней Римской
Империи, где разложение нравов в первые
века новой эры достигло высшей точки.
Свободу от власти внешнего мира над человеком
стоики считают главным достоинством
мудреца; сила его в том, что он не есть
раб собственных страстей. Настоящий мудрец,
согласно стоикам, не боится даже смерти;
именно от стоиков идет понимание философии
как науки умирать. Главной идеей стоицизма
является покорность судьбе и фатальность
всего сущего. Зенон так говорил о стоике:
«Жить последовательно, то есть согласно
с единым и гармоническим жизненным правилом,
ибо те, кто живет непоследовательно, несчастливы».
Природа для стоика – это рок или судьба:
примирись с роком, не сопротивляйся ему
– вот одна из заповедей Сенеки.
Полный
отказ от социального активизма
в этике встречается у знаменитого
материалиста Эпикура (341 – 270 годы до
н.э.). Наиболее известным из римских эпикурейцев
был Лукреций Кар (ок. 99 – 55 годы н.э.). Отдельный
человек, а не общественное целое – вот
отправной пункт эпикуровской этики. Тем
самым Эпикур пересматривает определение
человека, данное Аристотелем. Индивид
– первичен; все общественные связи, все
отношения людей зависят от отдельных
лиц, от их субъективных желаний и рациональных
соображений пользы и удовольствия. Общественный
союз, согласно Эпикуру, не высшая цель,
но лишь средство для личного благополучия
индивидов; в этом пункте Эпикур оказывается
близок к софистам. В 306 г. до н.э. в Афинах
он основал школу. В отличие от стоической,
эпикурейская этика гедонистична: целью
человеческой жизни Эпикур считал счастье,
понимаемое как удовольствие. Однако подлинное
удовольствие Эпикур видел вовсе не в
том, чтобы без всякой меры предаваться
грубым чувственным наслаждениям. Как
и большинство греческих мудрецов, он
был привержен идеалу меры. Высшим удовольствием
считалось, как и у стоиков, невозмутимость
духа (атараксию), душевный покой и безмятежность,
а такое состояние может быть достигнуто
только при условии, что человек научиться
умерять свои страсти и плотские влечения,
подчиняя их разуму. Особенно много внимания
эпикурейцы уделяют борьбе с суевериями,
в том числе и с традиционной греческой
религией[5].
3. Творчество
Платона и Аристотеля – выдающееся
достижение в истории мировой
культуры.
Платон
и Аристотель создавали свои
философские картины мира в
эпоху великих потрясений, происходивших
в современном им обществе.
С этой точки зрения было бы интересно,
изучая философские и политические взгляды
Платона и Аристотеля, рассматривать мировоззрения
этих философов не в законченном виде,
а проследить за их развитием, за тем, как
бурные события общественной жизни в эпоху
Платона и Аристотеля находили свое отражение
в становлении их философских систем.
Вопрос
о тысячелетней значимости Платона
возникает у каждого, кто соприкоснулся
с его мировоззрением и с
художественным стилем его произведений.
Интерес к древнегреческому философу
Платону, к его творчеству не ослабевает,
быть может, даже усиливается в наше время.
Во-первых, мнение даже самого обыкновенного
человека, жившего две с половиной тысячи
лет назад, интересно само по себе. Конечно,
интерес многократно усиливается, если
этот человек – Платон. «... Платон – один
из учителей человечества. Не будь его
книг, мы не только хуже понимали бы, кем
были древние греки, что они дали миру,
– мы хуже понимали бы самих себя, хуже
понимали бы, что такое философия, наука,
искусство, поэзия, вдохновение, что
такое человек, в чем трудности его исканий
и свершений»[6], – писал В.Ф. Асмус.
Платон – первый в Европе последовательный
представитель объективного идеализма,
основатель этой философии. Объективный
идеализм Платона есть учение о самостоятельном
существовании идей как общих и родовых
понятий. Платон является первым в
Европе философом, заложившим основы объективного
идеализма и разработавшим его в целостном
виде. Мир по Платону и не телесный космос,
лишенный индивидуальности, и не отдельные
материальные вещи, наполняющие Вселенную.
Прекрасный, материальный космос, собравший
множество единичностей в одно нераздельное
целое, живет и дышит, весь наполнен бесконечными
физическими силами, но зато он управляется
законами, находящимися вне его, за
его пределами. Это самые общие закономерности,
по которым живет и развивается весь
космос. Они составляют особый надкосмический
мир и называются у Платона миром идей.
Увидеть их можно не физическим
зрением, а умственным, мысленно. Идеи,
управляющие Вселенной, первичны.
Они определяют жизнь материального мира.
Мир идей находится вне времени, он не
живет, а пребывает, покоится в вечности.
И самая высшая идея идей – это абстрактное
благо, тождественное абсолютной красоте.
Платоновский идеализм потому и называется
объективным, что он признает существование
вполне реального, независимого от сознания
человека, то есть объективного идеального
бытия. Платон создал теорию общего как
закона для единичного, теорию необходимых
и вечных закономерностей природы и общества,
противостоящую их фактическому смешению
и слепой нерасчлененности, противостоящую
всякому донаучному пониманию. Именно
эта сторона учения Платона об идеях в
значительной мере обусловила его тысячелетнюю
значимость в истории человеческой мысли.
Ученик
Платона Аристотель развил и
критически переосмыслил философию
своего учителя. На путях художественного
осмысления действительности ему
пришлось столкнуться с тем
искаженным пониманием Платона, что
идеи резко противопоставлены миру
вещей. На первый план выдвигались идеи
вещей, существующие где-то в недосягаемых
небесах, а вещи оказывались брошенными
в мир без всякого их идейного наполнения.
По мнению Аристотеля, в реальном бытии
совершенно невозможно оторвать одно
от другого и устанавливать резкое противопоставление
вещей и идей. Таким образом, Аристотель
сам не отрицал роли идей в осмыслении
материального мира, но, становясь на путь
критики крайнего идеализма, свое собственное
учение об идеях пытался использовать
исключительно ради жизненных целей и
ради понимания всей действительности
как художественного произведения, пронизанного
глубочайшим идейным смыслом. Аристотель
создает первую в истории систему логики
– силлогистику, главную задачу которой
он видит в установлении правил получения
достоверных выводов из определенных
предпосылок. Центр аристотелевской логики
составляет учение об умозаключениях
и доказательствах, основанных на отношениях
общего и частного. Формальная логика,
созданная Аристотелем, на протяжении
многих веков служила главным средством
научного доказательства.
Небывалый
размах и расцвет философской
мысли Платона и Аристотеля
всегда соединялся у них
с весьма активной политической
деятельностью. Как истые греки,
они были бесконечно преданы своим
патриотическим интересам и всеми
силами хотели сохранить Грецию
именно периода ее классики.
Но уже тут им пришлось столкнуться
с весьма суровой судьбой греческого
классического полиса, быстро
шедшего к своей неминуемой гибели.
Система политических взглядов изложена
у Аристотеля более богато и развернуто,
чем у Платона. В трудах
Аристотеля можно найти описание около
420 существовавших в его время
законодательных систем и государственных
устройств. Аристотель, в
отличие от Платона, не
замыкается на построении
какого-то наилучшего
государственного устройства, а
рассматривает основные принципы
функционирования государства, описывая
при этом несколько типов как
положительных, так и отрицательных,
по его мнению, государственных систем.
Платон в свою очередь был убежден,
что существует абсолютная
истина, и весь трагизм его положения заключается
в том, что он верил в немедленное
и всестороннее осуществление этой
истины. Будучи именно
реставратором погибшей
старины, Платон хотел оставаться
и фактически всегда оставался
по преимуществу идеологом греческой
классики давнего периода греко-персидских
войн. Гармония человеческой
личности, человеческого
общества и всей окружающей
человека природы – вот постоянный
и неизменный идеал Платона в течение
всего его творческого пути. Творчество
античных философов Платона и Аристотеля
представляет интерес еще и потому,
что они имели редкую возможность
практически реализовывать свои
философские системы. Платон
приложил немало усилий в
просвещении сиракузского тирана
Дионисия Младшего, Аристотель
имел большое влияние на императора
Александра Македонского, был его
учителем. Он и
его ученики предлагали законодательные
системы для новых греческих
городов и колоний. Если
подробно изучить биографию
Аристотеля, можно только
удивляться, как последовательно
и естественно совпадали у Аристотеля
его философская теория и жизненная
практика. Жизнь трагична. Но эту трагедию
жизни может понимать только тот,
кто в глубине этой трагедии
видит не трагическую, а
чисто эйдетическую, или
идеальную, действительность. Судьба
героев в греческой трагедии как
раз свидетельствует о наличии высших
основ жизни, которые только и
способны осмыслить трагическую
судьбу действительности. И Аристотель
доказал это как в своей философской теории,
так и в своей практической жизни
и деятельности, для него
и сама смерть оставалась актом
мудрости и невозмутимого спокойствия.
Идейный порыв, принципиальная
настроенность, самоотверженное
служение идеалу — все это
на целые тысячелетия сделали
философии Платона и Аристотеля
необходимыми. Аристотель говорил, что
Платон ему друг, но истина для
него дороже.