Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 11:45, реферат
Апорией (греч. aporia – безвыходное положение) в философии Древней Греции так называлась трудноразрешимая проблема. Целью апорий было доказательство неделимости и неподвижности бытия, А также немыслимости множественности и движения без противоречия, и поэтому они не есть бытие.
Благодаря тому, что Аристотель подверг критике парадоксы Зенона, они нам и стали известны.
Цель работы: узнать: Почему движение невозможно?
Введение
Зенон Элейский. Биография.
Парадоксы движения
«Дихотомия»
«Ахиллес и черепаха»
«Летящая стрела»
Апория «Стадий»
«Место»
«Метрическая апория»
«Предикация»
Современный взгляд на апории Зенона
Заключение
Список литературы
Оглавление:
1.Введение:
Апорией (греч. aporia – безвыходное положение) в философии Древней Греции так называлась трудноразрешимая проблема. Целью апорий было доказательство неделимости и неподвижности бытия, А также немыслимости множественности и движения без противоречия, и поэтому они не есть бытие.
Благодаря тому, что Аристотель
подверг критике парадоксы
Цель работы:
узнать: Почему движение невозможно?
Задачи:
1. Изучить парадоксы движения.
2. Узнать, что современники думают об этой проблеме
3. Рассмотреть некоторые из апорий более подробно.
Аргументы о движении известны нам по краткому разбору их Аристотелем в «Физике» и комментариям других философов. Симплиций утверждает, что он имел в своем распоряжении сочинение Зенона, и его комментарии относительно множества подтверждают это. Но комментарии о движении, не содержат ничего нового, отличного от Аристотеля, возможно, из-за общепризнанной трудности этих аргументов. Хотя по некоторым замечаниям очевидно, что он знал и эту часть сочинения, Филопон и Фемистий тоже лишь повторяют аристотелевские суждения.
Зенон Элейский указывал на невозможность логически непротиворечивого осмысления движения тел, хотя и не сомневался в чувственно удостоверяемой реальности последнего.
Со времен Пифагора время и пространство рассматривались, с математической точки зрения, как составленные из множества точек и моментов. Однако они обладают также свойством, которое легче ощутить, нежели определить, а именно «непрерывностью». С помощью ряда парадоксов Зенон стремился доказать невозможность разделения непрерывности на точки или моменты.
Интересно, что парадоксы Зенона были бы забыты, если бы в свое время их не подверг критике всем известный Аристотель.
Из воспоминаний современников мы знаем что апорий у Зенона насчитывалось около 40. Но наиболее известных из них 4: Первой из этого ряда парадоксальных положений была апория «Дихотомия» (греч.- деление пополам), посвященная невозможности мышления движения. Суть её заключается в том, что движение немыслимо, а именно: чтобы пройти какое-то расстояние, мы вынуждены пройти половину этого расстояния, а чтобы пройти половину, мы вынуждены пройти половину этой половины. По этому же принципу основана и апория «Ахилл и черепаха», в которой говорится о том, что быстроногий Ахилл никогда не догонит черепаху. Еще одна апория «Летящая стрела» отрицает движение летящей стрелы. Также есть и другие апории.
Все эти апории представляют собой доказательства от противного. Трудности, нашедшие отражение в апориях Зенона, и в наши дни нельзя считать преодоленными. Поэтому внимание и споры к этим апориям не утихают вплоть до наших дней. Именно по этой причине тема моего реферата актуальна и задачи, поставленные мной требуют решения.
2.Зенон Элейский. Биография.
Зенон Элейский (ок. 490-430 до н.э.) – философ и политический деятель, представитель Элейской школы, любимый ученик и последователь Парменида. Родился в Элее. Зенон пользовался славой как талантливый учитель и оратор. Он высоко ценил превосходство внутренних наслаждений. От Парменида он научился презирать роскошь. Всю свою жизнь он вел борьбу за истину и справедливость.1
Заслуги Зенона как философа
очень велики. Он развивал логику как
диалектику.2 Даже Аристотель прозвал Зенона
«изобретателем диалектики». Зенон Элейский
знаменит своими апориями, которыми он пытался доказать
невозможность движения, простр
3. Парадоксы движения.
Известны четыре апории,
затрагивающие парадоксы
Рассмотрим их подробно:
3.1. «Дихотомия»
Этот парадокс гласит о том, что перед тем, как объект сможет преодолеть заданное расстояние (от А до В), он вынужден пройти половину этого расстояния (от А до С), затем половину оставшегося пути и так до бесконечности. Так как при повторном делении данного отрезка пополам он остается конечным, а число таких отрезков бесконечно, то невозможно преодолеть данный путь за конечное время, в независимости от того, минимально ли это расстояние и максимальна ли скорость. Это означает, что любое движение невозможно. Объект даже не сможет сдвинуться с места.3
Мнение философов об апории:
Аристотель считал, что невозможно пройти или коснуться бесконечного числа точек за конечный период времени.
Фемистий думает по этому поводу, что «Зенон либо в самом деле не знает, либо делает вид, когда полагает, что ему удалось покончить с движением, сказав, что невозможно движущемуся телу за конечный период времени пройти бесконечное число положений».
Симплиций комментировал эту апорию так: «Тот, кто чего-либо касается, как бы считает, однако бесконечное множество невозможно сосчитать или перебрать».
Филопон формулирует это так: «бесконечное абсолютно неопределимо».
3.2. «Ахилл и черепаха»
В этой апории ярко показывается внутренние противоречия понятия о движении. Описывается состязание в беге между черепахой и Ахиллом. При этом черепаха начинает движение уже немного опережая Ахилла. Смысл этого парадокса состоит в том, что быстроногий Ахилл никогда не сможет догнать черепаху. Это объясняется тем, что сперва он должен добраться до того места, где начала свое движение черепаха, в то время как черепаха уже передвигается в другое место и так далее, то есть черепаха будет всегда опережать Ахилла хоть и на минимальное расстояние. Это рассуждение основано на том же образе мыслей, что и в «Дихотомии». В «Дихотомии» было доказано, что объект не способен начать движение, в силу того, что он не может покинуть места, в котором находится, в «Ахиллесе и черепахе» же доказано, что бегун никуда не прибежит, даже если он несмотря ни на что сможет тронуться с места.
Аристотель возразил Зенону, сказав, что бег является процессом непрерывным, а не прерывным.
Существует еще одно доказательство этого противоречия, под названием - «Ахиллес быстроногий». Зенон формулирует свою точку зрения так: «Наиболее быстро движущееся тело не будет в состоянии догнать другое, наиболее медленно движущееся, тело». Он повествует это следующим образом: «Преследующему требуется известная часть времени, чтобы достигнуть того места, которое было исходным пунктом убегающего от него в начале этой части времени». То есть, в течение того времени, в которое достиг того пункта преследующий, где находился убегающий, последний преодолел новое расстояние, которое догоняющему приходится снова преодолеть в продолжение части этого промежутка времени, и этому не будет конца, то есть эта погоня будет бесконечна. 4
К тому времени, как преследующий объект достигнет места, где находился убегающий объект, убегающий уже преодолел новое расстояние, которое догоняющему придется преодолевать снова за определенное время. И этому процессу не будет конца, а значит эта погоня является бесконечной.
Существует одно теоретическое возражение, которое было выдвинуто против апории Ахилл и черепаха:
«Представим себе, что по дороге в одном направлении движутся быстроногий Ахилл и две черепахи, из которых Черепаха-1 несколько ближе к Ахиллу, чем Черепаха-2. Чтобы показать, что Ахилл не сможет перегнать Черепаху-1, рассуждаем следующим образом. За то время, как Ахилл пробежит разделяющее их вначале расстояние, Черепаха-1 успеет уползти несколько вперед, пока Ахилл будет пробегать этот новый отрезок, она опять продвинется дальше, и такое положение будет бесконечно повторяться. Ахилл будет все ближе и ближе приближаться к Черепахе-1, но никогда не сможет ее перегнать. Такой вывод, конечно же, противоречит нашему опыту, но логического противоречия у нас пока нет.
Пусть, Ахилл примется догонять более дальнюю Черепаху-2, не обращая никакого внимания на ближнюю. Тот же способ рассуждения позволяет утверждать, что Ахилл сумеет вплотную приблизиться к Черепахе-2, но это означает, что он перегонит Черепаху-1. Теперь мы приходим уже к логическому противоречию»
3.3. «Летящая стрела»
Суть третьего парадокса Зенона состоит в том, что любая вещь либо движется, либо стоит на месте. Но в то же время ничто не может пребывать в движении, занимая пространство, которое равно ему по протяженности. В любой определенный момент времени движущееся тело, всегда находится на одном месте. Отсюда можно сделать вывод, что летящая стрела покоится. И её полет представляет себе лишь сумму состояний покоя.
Мнение философов об апории:
У Симплиция же эта апория сформулирована так: «Летящий предмет всегда занимает пространство, равное себе, но то, что всегда занимает равное себе пространство, не движется. Следовательно, оно покоится». 5
Аристотель опровергает
апорию «Летящая стрела», так как
он считает, что время не состоит
из неделимых моментов. По его словам:
«Ошибочен ход рассуждений
3.4. « Стадий»
Основным поводом для споров всегда являлся парадокс известный под именем «Стадий». Также именно он поддается изложению с большим трудом. Суть данной апории заключается в следующем. Предположим, что А1, А2, А3 и А4 – равные размером и неподвижные тела, а В1, В2, В3 и В4 – тела равные по размеру А, движущиеся единообразно вправо так, что каждое В проходит каждое А за одно мгновение, при условии что мгновение является наименьшим возможным промежутком времени. Пускай С1, С2, С3 и С4 – тела также равные размеру А и В, движущиеся единообразно относительно А влево так, что каждое С проходит каждое А тоже за мгновение. Будем считать, что в определенное время эти тела относительно друг друга находятся в следующем положении: 6
Таким образом, понятно, что С1 прошло все четыре тела В. Количество времени, потребовавшееся С1 на прохождение любого из тел В, можно принять за единицу времени. В этом случае на все перемещение С1 затратило такие четыре единицы времени. Но по условию предполагалось, что два момента, прошедшие за это передвижение, являются наименьшими и потому и неделимыми. Отсюда следует, что две неделимые единицы будут равны четырем неделимым единицам.
Мнение философов об апории:
Аристотель полагает, что Зенон совершил элементарную ошибку, предположив, что тело тратит на прохождение мимо подвижного и неподвижного тела одно и то же время.
По мнению Эвдема и Симплиция, «стадий» - это всего лишь смешение относительного и абсолютного движения. 7
5. «Место»
Еще один парадокс, приписываемый Зенону Аристотелем, является парадокс под названием «Место». Аристотель излагает его следующим образом: «Далее, если существует место само по себе, где оно находится? Ведь затруднение, к которому приходит Зенон, нуждается в каком-то объяснении. Поскольку все, что существует, имеет место, очевидно, что место тоже должно иметь место и т.д. до бесконечности». 8Неразрешимость данной ситуации заключается в том, что нет ничего, что могло бы содержаться само в себе или быть отличным от самого себя.
6. «Метрическая апория»
Это апория является одной из труднейших. Основной смысл этого парадокса заключается в том, что если что-нибудь будет прибавлено к какой-нибудь вещи и отнято от нее и не сделает эту вещь меньше или больше, то оно тогда не существует, причем существует только величина телесная, так как именно телесная величина будет обладать в полной мере бытием. Трудности, связанные с представлением о теле как о бесконечной совокупности неделимых частей, показаны в этой апории. В свою очередь, эти части представлялись точками, не имеющими измерений. Их сумма была равной нулю, следовательно, тело, имеющее измерение, лишено его. А в случае если части представлялись с какими-то измерениями, то тело тогда представлялось непомерно большим. Однако и в том, и в другом случае мы наблюдаем неразрешимые противоречия, неизбежно сталкивающиеся с чувственным восприятием мира. Решение этого парадокса не найдено до сих пор, по причине того, что она связана с представлением об отрезке времени или протяженном теле, который составлен на основе предположения, из «точек» и «мгновений» не имеющих соответственно протяжения или длительности. Эта апория наглядно смогла показать невозможность определения меры отрезка как сумму мер «неделимых», а также, что понятие мера множества не является вовсе чем-то заключенным в понятии множества и что мера множества не равна сумме мер его элементов.
Информация о работе Апории Зенона в свете современной логики