Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 15:09, реферат
Краткое описание
В странах арабского Востока эпохи средних веков также как и в европейских странах сложилась развитая для своего времени философия. Арабский (мусульманский) мир был известен также и своими большими достижениями в области естествознания (алгебра, астрономия, медицина). Что же касается философии, то в своем развитии она соприкасалась как с греческой, так и с западно-европейской философскими традициями, ведь арабы сумели распространить свое влияние и на ряд европейских стран. Для арабской философии авторитетами были прежде всего Платон и Аристотель, а свою основную задачу она видела в защите важнейшей ценности исламской религии - учения Корана о Боге - Аллахе.
Содержание
Введение 2 1. Становление арабской средневековой философии 3 2. Учения, и теории арабских мыслителей эпохи средневековья 8 2.1 Взгляды представителей арабской философии на Востоке 9 2.2 Взгляды представителей арабской философии на Западе 15 Заключение 19 Список использованной литературы 20
Относясь
с исключительным уважением к сокровищам
греческой мудрости,
Аль-Кинди скептически относился к Корану.
Он признавал приоритет пророческого
знания перед всяким другим, но в то же
время он считал допустимым иносказательное
толкование Корана.
Аль-Кинди
не отрицал сотворенности мира во времени,
но рассматривал Бога в качестве
безликой "отдаленной причины", создавшей
мир и предоставившей ему возможность
изменения в дальнейшем по своим собственным
законам.
Аль-Кинди
первым начал стремиться к отделению философии
от богословия, идя по пути концепции о
"двойственной истине".
В этой связи большое значение для арабского
перепатетизма имела схема научного познания,
предложенная Аль-Кинди: "Дабы познать
что-либо, следует ответить на четыре вопроса:
есть ли это? что это? каково это? почему
это?"
В
своей метафизике вместо 10 категорий
Аристотеля он предложил 5 "прасубстанций":
материю, форму, движение, пространство
и время.
Второй
крупный мыслитель арабского Востока
- Аль-Фараби (870 - 950 г. г.). Он стал продолжателем
идей Аль-Кинди и являлся автором около
50 сочинений по религии, философии
и естественным наукам. Фараби создал
классификацию современных ему наук. Он
подчеркивал большое познавательное значение,
прежде всего таких областей знания, как
логика и математика, геометрия, астрономия,
физика. В своей энциклопедии наук Фараби
выделял и такую область, как метафизика,
- некую общую теорию знания. Ее основным
предметом он считал Бога (Аллаха). Метафизика
призвана рассматривать сущность Бога,
проблему возникновения мира и человека,
развитие мироздания. Как и принято, в
религиозной философии, Фараби рассматривал
такие вопросы, как душа человека и ее
свойства, познание Бога и роль в этом
духовных сил человека, призвание самого
человека в мире.
Свою
основную задачу Аль-Фараби видел в очищении
философии от мистических и теологических наслоений,
а также от извращенных толкований, которые
были распространены на Востоке. Он прокомментировал
многие работы Аристотеля, кроме того,
создал ряд оригинальных работ. Наибольшей
известностью пользовалось его сочинение
"Жемчужина премудрости" - небольшой
трактат, излагающий в сжатой форме его
учение. Аль-Фараби написал книгу о Мохаммеде,
в которой, в частности, рассказывалось
о том, как Мохаммед ночью был перенесен
в Иерусалим и там по лестнице взобрался
на небо, наблюдал Рай и Ад, разговаривал
с пророками.
В
своем учении Аль-Фараби утверждает абсолютную
необходимость логики для человека, претендующего
на знание науки и тем более философии.
Философия призвана дать теоретические
основы не только естественнонаучным
дисциплинам, но и политике, и способствовать
преобразованию общества.
Аль-Фараби
предложил онтологическую концепцию,
включающую шесть понятий:
божественный
принцип, или первая причина;
вторичные
причины, или небесные сферы;
активный
интеллект;
душа;
форма;
абстрактная
материя.
Согласно
его концепции, божество производит мир
через последовательный ряд истечений
(эманаций). Прежде всего, создаются небесные
сферы: всего их девять с Землей в центре
(в число сфер входят звездная сфера, орбиты
планет и орбита Луны). Под орбитой Луны
находится активный разум, который является
"причиной существования земных душ".
Говоря
о сотворении мира Богом, Аль-Фараби ограничивает
его роль: Бог является первопричиной
мироздания. Затем природа действует самостоятельно,
ее процессы имеют естественную основу.
Аль-Фараби
- первый арабский философ, обративший
внимание на проблемы общественной жизни.
Он рисует идеал государства в виде некоего
города. Добродетельный город (идеальное
общество)"призван обеспечить благополучные
условия для свободного выбора, который
позволит людям стать счастливыми".
В противоположность добродетельному
городу "заблудший город" - тот, "который
полагает, что счастье будет после этой
жизни", а в этой жизни "не знали счастья,
и им в голову никогда не приходило к нему
стремиться".
В
идеальном обществе части его уподобляются
органам человеческого тела. Они "помогают
друг другу, с тем, чтобы сохранить жизнь
живого существа и сделать ее наиболее
полной". Путь к счастью в добродетельном
городе Аль-Фараби видел в просвещении.
Крупнейшим
мыслителем арабского
Востока был Ибн-Сина (980 - 1037г. г., в Европе
его называли Авиценной). Абу-Али аль-Хусейн
ибн-Абдаллах Ибн-Сина родился в с. Афшана
возле Бухары, жил в Средней Азии и Иране,
занимал должности врача и визиря при
различных правителях. Ему приписывается
свыше 400 сочинений на арабском языке и
около 20 на фарси по всем известным тогда
разделам научного и философского знания.
Из
нефилософских трудов главный - "Канон
врачебной науки". В его 5 книгах обобщены
и систематизированы накопленные к тому
времени медицинские знания и собственный
опыт практикующего врача. Этот труд был
одним из основных руководств по медицине
в арабском мире и Европе вплоть до XVII
в.
Главный
философский труд Ибн-Сины - "Книга исцеления",
сочинение в 18 томах, включавшее "Логику",
"Риторику", "Поэтику", "Физику",
"Метафизику". Авиценну называли
"князем философов" и "князем врачей".
В своих собственно
философских воззрениях он развивал идеи
восточного аристотелизма в области метафизики,
гносеологии, логики и отчасти онтологические
концепции неоплатонизма.
Все
науки Ибн-Сина делит на две группы: теоретические
и практические. Теоретические науки исследуют
существующие независимо от человеческой
деятельности, практические исследуют
саму деятельность. Цель первых - постижение
истины, вторых - достижение блага. Логика
не входит в эту классификацию, она, как
"инструментальная" наука, предваряет
все другие науки.
В
теоретические науки включены физика,
математика и метафизика. Далее Ибн-Сина
говорит о том, что в этих областях знания
есть первичные (чистые) и вторичные (прикладные)
науки. "Чистая" физика включает вопросы
о материи, форме, движении, о минералах,
животных, растительной, животной и человеческой
душе, в прикладную физику входят медицина,
астрология, толкование снов, наука о талисманах,
о волшебстве и алхимия. Ибн-Сина принимал
основной принцип астрологии о том, что
земные явления обусловлены движением
небесных тел.
"Чистая"
математика включает в себя
арифметику, геометрию, астрономию
и теорию музыки. Прикладные дисциплины
- индийское десятеричное счисление
и алгебра, определение площадей,
механика, вопросы, связанные с изготовлением
гирь и весов,
оптических приборов и зеркал, гидравлика,
составление астрономических и географических
карт.
"Чистая"
метафизика рассматривает первые
начала наук, доказательство существования
бытийно-необходимого, его единства
и его атрибутов, первичные и
вторичные "духовные
субстанции", способ подчинения телесных
субстанций "духовным субстанциям".
Прикладная метафизика говорит об откровении
и потусторонних воздаяниях.
В
практические науки включены политика,
домоводство и этика. Политика - наука
об управлении народом; домоводство
- наука об управлении домом; этика - наука
о самом себе (каким должен быть человек).
Рассматривая
логику как "орудие" познания, исходя
из идей Аристотеля, Ибн-Сина разрабатывает
ряд проблем логики: теорию условных силлогизмов,
вводит усовершенствования
в классификацию силлогизмов.
Исходя
в основном из аристотелизма, Ибн-Сина
вводит в его концепции ряд новых идей.
В физике Ибн-Сина утверждает, что в возникновении
физических тел участвуют материя, форма
и небытие. Небытие понимается как возможность
возникновения предмета. При этом возможности
каждого предмета различны: так, для возникновения
меча необходима та возможность, которая
заключается в куске железа, а ткани - в
куске шерсти. В отличие от Аристотеля
Ибн-Сина считает, что формы не привносятся
в материю извне, а существуют в ней потенциально.
В
метафизике Ибн-Сина отличает существо
от сущности. Первое конкретно, второе
абстрактно. Так, люди - существа, а человечность
- сущность. Далее, нужно различать возможное
и необходимое. Реально существующее может
быть, а может и не быть, так как
оно не имеет в самом себе основания своего
бытия. В отличие от него есть необходимое,
которое само себя обосновывает и оправдывает.
Ибн-Сина
рисует картину поражения Богом сущего.
"Первый творит разумную субстанцию,
которая по истине сотворена. От нее исходит
(другая) разумная субстанция и небесное
тело. При этой же разумной субстанции
совершенствуются небесные тела, и она
завершается некой разумной субстанцией,
от которой уже не исходит небесное тело.
Материя элементарного мира должна происходить
от последнего разума, а за небесными телами
не отрицается оказание определенного
содействия в этом. Однако этого не достаточно
для упрочнения ее возникновения, пока
с ним не сочетается форма. От разумной
субстанции, которая стоит за этим миром,
исходят растительная, животная и разумная
души. Разумной душой завершается последовательность
бытия разумных субстанций. Разумная душа
нуждается в совершенстве при помощи телесных
органов и в связи с высшими сущими".
Утверждая
творение мира Богом, Ибн-Сина, однако,
развивает
концепцию вечности материи. Бог является
причиной мира. Бог и мир относятся друг
к другу, как причина и следствие. Но причина
и следствие являются соотносительными
понятиями и друг без друга существовать
не могут. Поэтому ни мир без Бога, ни Бог
без мира немыслимы. Если Бог вечно существует,
то вечно существует и мир.
Значительное
место в философских взглядах Ибн-Сины
занимает учение о душе. Как и Аристотель,
он различает растительную, животную и
человеческую (разумную) души. Человеческой
(разумной душе)
подчинены другие, низшие души.
Ибн-Сина
считает, что разумная душа бессмертна.
В пользу этого он приводит ряд аргументов.
Так, при старении тело и свойственные
ему силы слабеют, а разум, наоборот, крепнет.
Следовательно, разум - субстанция, в своем
бытии
не зависящая от тела. После смерти тела
душа ведет самостоятельную жизнь. Аналогом
такой жизни является сон, когда мыслительная
сила приобретает самостоятельную жизнь,
независимую от внешних чувств. Ибн-Сина
был противником идеи о переселении душ.
В
человеческой
душе есть теоретический и практический
разум. Теоретический вырабатывает знания,
направленные на то, чтобы постигать истину,
избегать лжи, практический вырабатывает
нравственные принципы. В целом разумная
часть души стремится освободиться от
смущающего действия чувств. Но полное
освобождение достижимо немногими.
Ибн-Сина
говорит о двух способах познания. Кроме
обычного познания существует еще особое,
интуитивное познание, в котором душа
может состоять в непосредственном общении
с мировым разумом. На
таком познании основывается пророчество.
Здесь знание вливается в душу без помощи
чувств, а затем оформляется в чувственные
образы, чтобы приспособить знание к пониманию.
В целом Ибн-Сина убежден в познаваемости
мира, и в этом он не полемизирует с теми,
кто говорил, что мир преисполнен чудесами,
творимыми Аллахом, совершенно недоступными
человеческому пониманию.
В
изучении практических наук Ибн-Сина исходит
из того, что люди живут в общении. "Человек
тем отличается от остальных животных,
что он не смог бы благоденствовать,
если бы уединился и жил особняком, выполняя
свои дела сам.
В
основном сочинения Аль-Газали "Воскрешение
наук о вере" развивается идея не возможности
рационального познания Бога. Познание
его возможно лишь путем экстатического
переживания, внутреннего
опыта индивида.
Аль-Газали
критиковал философию за то, что на ней,
по его мнению, в немалой степени лежит
клеймо неверия и безбожия. Так греческие
философы Эмпедокл, Анаксагор и Демокрит
не признавали наличие Бога как творца
мира. Другие философы
также увлекались тем, что объясняли развитие
мира исключительно лишь естественными
причинами. Газали критиковал также Сократа,
Платона и Аристотеля за их склонность
к атеизму.
Учение
Газали было стремлением восстановить
элементы мистики в философии и вывести
ее из-под влияния научного знания.
К
середине XII в. религиозная реакция достигает
своего апогея и научно-философская мысль
на арабском Востоке затухает.
2.2
Взгляды представителей арабской философии
на Западе
(4)В
отличие от Востока, в Испании в этот период
арабская культура расцветает. Арабы и
мавры высадились на Пиренейском полуострове
в 711 г. Через два года почти вся страна,
кроме небольшого района на севере, была
в их руках. Завоеватели преобразовали
страну: совершенствуется техника сельского
хозяйства, развиваются садоводство и
виноградарство, число городов достигает
четырехсот. Ведется оживленная торговля
с Византией, Африкой, Италией и Южной
Францией.
(2)Начало
арабо-испанской философии положил врач,
поэт, математик и астроном Ибн-Баджа (ок.1070
- 1138 г. г.). Он занимал высокие правительственные
посты в Гренаде и Сарагоссе, в конце жизни
по обвинению в ереси был заточен в тюрьму
и отравлен. Это обвинение имело под собой
основания, так как Ибн-Баджа писал: "Мир
является как бы простым единым живым
существом, не нуждающемся ни в чем постороннем".
В
книге "Образ жизни уединившегося"
дается картина постепенного подъема
души, освобождающейся от инстинктивных
и чувственных животных элементов, до
высшей ступени познания умопостигаемого
мира. Это духовное восхождение совершается
не через мистическое просветление, а
путем интеллектуального совершенствования
при посредстве научного знания. В книге
дается набросок идеального государства.
В этом государстве нет ни врачей, ни судей.
Медицина является там излишней, потому
что граждане правильно питаются, правосудие
там не нужно, потому что граждане руководствуются
в своих отношениях любовью и между ними
не бывает разногласий и раздоров.
Следующим
представителем арабской философии был
Ибн-Туфайль
(1110 - 1185 г. г.) - врач, математик, философ
и поэт. Современники дали ему прозвище
"учитель нечестия". До нас дошел
философский роман Ибн-Туфайля "О Хайе,
сыне Яззана". В этой психологической
робинзонаде рисуется саморазвитие "естественного
человека", изолированного на необитаемом
острове. Ребенка, попавшего на необитаемый
остров, вскормила лань. Он видел небо,
море, различные предметы, долгие годы
жил в одиночестве. Первые знания его ограничиваются
чувственными вещами, постепенно он доходит
до познания общего начала вещей, которое
их объединяет. Этим началом, которое хранит
этот мир и придает ему движение, является
Бог.
Для
того чтобы правильно оценить смысл многих
произведений средневековой философии,
нужно учитывать специфику эпохи. Следует
сквозь
формальные заверения в лояльности "божественному
закону" попытаться проникнуть в сокровенные
мысли философа, не согласующиеся с ортодоксальной
точкой зрения.