Яркой
фигурой в арабской философии был Ибн-Рушд
(1126 - 1198 г. г.). Он подвел итог всей предшествующей
арабской философии и оказал сильное влияние
на христианскую схоластику. В Европе
он был известен под именем Аверроэс. Возникновение
этого имени объясняется следующим образом:
когда по инициативе Раймунда, архиепископа
Толедского, в средневековой Европе стали
переводить на латынь произведения арабо-мусульманской
философии, имена философов зачастую искажались.
Имя Ибн-Рушд преобразовалось в Абен-Рошд,
затем - Авен-Рошд, Аверрошд, Аверросд и
наконец - в Аверроэс.
Ибн-Рушд
жил в Андалузии и Марокко, занимал
должности судьи и придворного врача.
Незадолго до смерти подвергся гонениям
как еретик. Ибн-Рушд был автором многочисленных
сочинений по философии, естественным
наукам, медицине, юриспруденции и филологии.
Он прокомментировал все известные произведения
Аристотеля. Современники говорили, что
"Аристотель объяснил природу, а Аверроэс
- Аристотеля". Но он не был просто комментатором,
Ибн-Рушд - оригинальный ученый и философ.
В
книге "Опровержение опровержения",
направленной против Аль-Газали, говорится: "Цель
настоящего рассуждения - рассмотреть
с точки зрения религии, является ли изучение
философии и логических наук чем-то разрешенным
религией, чем-то предосудительным или
чем-то предписанным ею либо как нечто
похвальное, либо как нечто обязательное".
Положительный ответ аргументируется
следующим образом. Во-первых, священное
писание мусульман обязывает изучать
окружающий мир, так как только посредством
проникновения в сущность вещей как "творений
Божьих" возможно постичь самого их
Создателя" Во-вторых, самым совершенным
способом изучения "творений божьих"
является тот, что выводит неизвестное
из известного с помощью доказательства.
Но ведь именно этим занимаются философы.
Таким образом, религия не только не запрещает
философию, а, наоборот, призывает ею заниматься.
Ибн-Рушд
утверждает, что если религия истинна,
то исследование, опирающееся на доказательство
(т.е. философия), не ведет к противоречию
с тем, что утверждает религия. Но если
какое-то суждение религии противоречит
доказательному знанию (философии),
то возникает необходимость в аллегорическом
толковании "священного" текста.
В
конечном счете, Ибн-Рушд приходит к выводу
о независимости философии от теологии.
Именно философия постигает истину. Истина
одна, и она разумна, именно поэтому при
расхождении
между философией и религией необходимо
толковать религиозный текст в свете разума,
т.е. философии.
В
то же время Ибн-Рушд не выступает против
самой религии. Он говорит, что философ
должен держать свою точку зрения при
себе. В области практических проблем, проблем
морали и права философ должен следовать
предписаниям религии, даже если он внутренне
осуждает некоторые из них. Внешне же он
никак не должен проявлять своего недовольства.
Ибн-Рушд
считал необходимым изучать и использовать
взгляды предшествующих мыслителей
других народов, обращая особое внимание
на их доказательность. "Если что-то
в этих книгах соответствует истине - переймем
это у них, порадуемся этому и поблагодарим
их за это".
В
онтологии Ибн-Рушд различает сущность
и существование, утверждая, что
сущность предшествует существованию.
В единичных субстанциях сущность и существование
находятся в единстве.
Сотворен
ли мир или он существует вечно, сотворена
ли материя или она несотворима? Ибн-Рушд
склоняется к последней точке зрения,
о чем, по его мнению,
свидетельствуют слова Корана об Аллахе:
"И он тот, который создал небеса и землю
в шесть дней, и был его трон на воде".
Это означает, по мнению Ибн-Рушда, что
небеса и земля не возникли "из нечего",
а было "некое бытие, предшествовавшее
данному бытию".
Материя
- объективное вечное начало. Ибн-Рушд
считает, что формы не вносятся и не создаются,
а внутренне присущи несотворенной материи
и лишь переходят в ней из потенциального
в актуальное состояние. Допущение же
о том, что формы приходят в материю извне,
равносильно признанию творения "из
ничего", что невозможно. В самой природе
материи заложены начала возникновения
и уничтожения, роста, уменьшения, превращения
перемещения, т.е. движения. Но что же является
источником перехода потенциального в
актуальное? Ибн-Рушд указывает на Бога
как перводвигатель.
Ибн-Рушд
убежден в объективности причинных связей,
он говорит о мире как едином, целостном.
Если бы какая-то часть явлений "была
бы полностью независимой от других, то
есть если бы одни из них не служили причиной
других, тогда мир не мог бы быть единым
связным целым". Ибн-Рушд выступает
против тезиса богословов о том, что каждое
явление своим существованием обязано
исключительно творческой деятельности
Бога.
Мыслитель
отвергает возможность непосредственного общения
с Богом, отвергает мистический путь познания.
Только научное познание ведет к цели.
И здесь необходим постоянный, неустанный
умственный труд, глубокое познание доступно
только глубоким умам. Вот почему философия
есть благороднейшее занятие, какому только
может посвятить себя человек.
(10)Ибн-Рушд
- последняя крупная фигура арабской философии.
В XIII в. дальнейшая разработка философских
проблем в мусульманском мире прекращается.
Учения Ибн-Рушда (Аверроэса) и других
арабских мыслителей распространялись,
обсуждались и опровергались христианскими
философами, а в самом мусульманском мире
наступило господство религиозных фанатиков,
сопротивлявшихся всякому проявлению
самостоятельной мысли.
Заключение
Как
и в Западной Европе, философия арабского
Востока носила в целом религиозный характер.
Основой в ней была тема Бога и его места
в мире, соотношение философии и теологии.
Однако философия в этих странах имела
все же более прочную связь с наукой. В
ней был
сильнее выражен дух рационального мышления
и здравого смысла.
Что
касается значения средневековой философии,
то здесь важно избегать крайних и тем
более высокомерных суждений. Во-первых,
будет несправедливым не отметить существенное
продвижение философской
мысли этого времени в таких областях,
как онтология, логика и теория познания,
антропология. Философия средних веков
усилила интерес к теме человека, обратив
особое внимание на его духовный мир, смысл
жизни и призвание. Эта философия затрагивала
такие важные явления человеческого духовного
мира, как вера, любовь и надежда, чувства
вины и раскаяния. В творчестве ряда мыслителей
философия обрела более тесную связь с
естественными науками в лице астрономии,
физики, математики и медицины. В средневековой
арабской философии было обозначено немало
идей, получивших в дальнейшем более полное
развитие.
Красной
нитью через всю философию арабских мыслителей
тянется их тесная связь с древнегреческой
философией, а, особенно, с философскими
взглядами Аристотеля. Эта связь
позволила восточным философам не только
формулировать какие-то новые идеи и принципы
мировоззрения сугубо с точки зрения ислама,
но также пропускать через себя учения
классиков мировой философии, что способствовало
обогащению философии в целом.
Список использованной литературы
1. Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский
халифат в раннее средневековье.
- М.: Наука, 1966 - 279 с.
2. Коплстон Ч.Ф. История средневековой
философии. - М.: Энигма, 1997 - 524 с.
3. Майоров Г.Г. Формирование средневековой
философии. - М.: Мысль, 1979 - 732 с.
4. Соколов В.В. Средневековая философия.
- М.: Высш. школа, 1979 - 448 с.
5. Философский энциклопедический словарь.
- М.: ИНФРА-М, 2001 - 576 с.