Атрибуты бытия. Пространственно-временная организация сущего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 18:53, контрольная работа

Краткое описание

Бытие - одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде. Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Но как философская категория «бытие» появилась только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала анализировать эту проблему. Философия имеет своим предметом мир как целое, соотношение материального и идеального, место человека в обществе и в мире. Другими словами, философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека.

Содержание

1. Атрибуты бытия. Пространственно-временная организация сущего.
2. Социальный прогресс и развитие общества
3. Роль политической культуры в формировании правил политического поведения личности.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 58.10 Кб (Скачать файл)

 

 Модернизация 

 В применении к современному  обществу относят термин “модернизация”, или революционный переход от  доиндустриального к индустриальному  обществу. Различают органическую (постепенную,  подготовленную всем ходом своей  предшествующей эволюции) и неорганическую, “догоняющую” модернизацию ( как  ответ на внешний вызов: петровские  реформы, сталинская индустриализация, перестройка).  Последняя совершается  путем закупки зарубежного оборудования, патентов, обучения за рубежом  и пр.

 Органическая модернизация  или революция начинается с  естественных изменений в духовности, мировоззрении, традиций (развитие  капитализма в Европе), затем меняется  техника, экономика и все остальное.   Не органическая начинается  с  экономики, политики, т.е. “сверху”, а не “снизу”. Поэтому такая  модернизация не получает прочной  социальной поддержки,  часто  обречена на неудачу.

 

 

Вывод: Процесс развития человеческого общества это, прежде всего, развитие диалектической системы «общество - природа», развитие которой отражается в прогрессе научно-технической вооруженности человеческого общества: в повышении уровня развития промышленного потенциала, в росте производительности труда, в совершенствовании технологий производства жизненных благ, в повышении уровня жизни образующих общество индивидов, а также в постоянном повышении из поколения к поколению уровня образования - увеличении объема знаний о природе - этих индивидов, как следствие, которое периодически становится причиной, научно-технического прогресса общества.

Движущей силой социального  прогресса является потребность  людей в социальной справедливости, и эта потребность, точно также  как и все другие, может быть удовлетворена только при полном осознании путей и способов ее удовлетворения по воле имеющих эту  потребность людей.

Не утратить, а развить, проявить, отразить бесконечное многообразие мира и сохранить при этом его  целостность -- вот смысл существования  социального и границы новой  специфической меры свободы и  ответственности для каждого  человека, народа, общества.

 

 

 

 

 

 

  1. Роль политической культуры в формировании правил политического поведения личности.

 

 

Политическая культура –  часть человеческой культуры в целом. Именно по этому ее изучение ограничено объяснением только тех культурных явлений, которые формируются и  функционируют, прежде всего, в политических сообществах.

Политическая культура наряду с политической психологией и  этикой является важнейшей стороной гуманитарного, субъективного измерения  политики. Она обобщенно характеризует  политику как особую, самостоятельную  сферу общественной деятельности с  ее качественной стороны. Политическую культуру можно представить в  виде системы, охватывающей политические традиции, политические ценности и  установки политического поведения. Она совмещает в себе политическое сознание, деятельность и поведение  людей в сфере властных отношений  и управления общественными делами.

Понятия политической культуры активно используется в тех случаях, когда нужно объяснить, почему одни и те же политические институты по-иному  работают в различных странах, почему те или иные политические нововведения и заимствования в одном месте  прививаются легче, в другом –  труднее. Ведь человек не является автоматически  действующим механизмом, он всегда – активный интерпретатор осваиваемых  или навязываемых ему ролей. Источником таких интерпретаций и является культура.

Характер политической культуры влияет на протекание политического  процесса в той или иной стране, повышая или, напротив, снижая вероятность  согласования различных групповых  интересов, политической предсказуемости, стабильности.

Политика, как разветвленный  тип деятельности (и как профессия) должна иметь определенную культуру. Но в отношении политической культуры существуют очень большие разногласия  относительно понятия, определения  культуры. Некоторые исследователи  насчитывают более 30 определений  политической культуры.

На мой взгляд, для более  полного понимания культуры политической, необходимо отдельно разобрать термин и стоящий за ним смысл слова  «культура». Этот термин произошел  от латинского языка; его значения трактуют как возделывание, почитание, развитие, образование воспитание. Философы определяют культуру как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в  продуктах материального и духовного  труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей  к природе, между собой и к  самим себе. Т.е., можно раскрыть термин «культура» как некую совокупность духовных и материальных ценностей, передающихся из поколения в поколения, в которых содержатся результаты людей по действию в определенных сферах общественной жизни.

Деятельность людей в  политической сфере составляют определенные системы идей, нормы поведения, работа специальных институтов. Все это  – исторический опыт людей, конкретных групп общества; это решения определенных проблем; директивы по способам поведения  в различных ситуациях.

Таким образом, политическая культура является неким неделимым  слепком, не меняющимся на протяжении длительного времени, который включает в себя устойчивые формы политического  сознания и политического поведения.

Современные представления  о политической культуре исходят  из признания органического единства в ней двух начал: духовного, идеологического  и практического, деятельного. Формирование политической культуры человека или  социальной общности, политическая социализация рассматривается как деятельный процесс. Способность того или иного  феномена стать элементом политической культуры в первую очередь определяется возможностями его влияния на достижение планируемых результатов  деятельности.

Структура политической культуры довольно разветвленная и объемная. Это  связано во многом с тем, что политическая культура является многоуровневой дисциплиной, которая изучает разнообразные  связи в огромном множестве политических и социальных процессов. Структура  служит для выражения поведения  политических субъектов, этапов развития политической культуры отдельных государств, а также для выделения характера у различных ценностей.

Разнообразные ориентиры  и ценности политики создают структуру  политической культуры исходя из различного предназначения и роли их при формировании политических действий индивида. С  учетом этого выделяются три типа ценностей: политические, гражданские  и мировоззренческие.

Мировоззренческие ценности представляют собой некую картину  действительности, в которую включено субъективное представление о политике конкретного человека. Т.е. основываясь  на этих ценностях, индивид соотносит  свои моральные и этические представления  о жизни с политической сферой. А с помощью гражданских ценностей  человек оценивает свои шансы  с позиции субъекта публичной  жизни, который взаимодействует  с определенными политическими  институтами, непосредственно влияющими  на его жизнь.

Политические ценности есть отражения представления и оценки индивидом определенных партий, движений, деятелей, органов и т.д. Таким  образом, можно сказать, что политические ценности влияют на отношения человека к практической сфере политики.

Также структуру политической культуры можно разделить на следующие  элементы: когнитивный (англ. соgnitivе — познавательный); нормативно-оценочный, эмоционально-психологический и установочно-поведенческий. Рассмотрим эти элементы в отдельности:

Когнитивный элемент политической культуры составляют наиболее распространенные и укоренившиеся в обществе, а  также характерные для определенной социальной группы типичные, устоявшиеся  представления о деятельности в  политической сфере: о политической системе и ее специфических институтах; о политическом режиме, механизме  власти и управления; о принятии решений и их реализации; о носителях  властных полномочий; о собственном  месте в политической жизни, компетентности и эффективности участия в  политической деятельности.

Нормативно-оценочный компонент  политической культуры образуется на основе политических ценностей, норм, идеалов и целей, характерных  для определенного общества, социальной группы или конкретного индивида.

Эмоционально-психологический  элемент политической культуры составляют чувства, эмоции и переживания, испытываемые социальными субъектами во время  их участия в политическом процессе.

Эмоционально-психологический  компонент политической культуры включает в себя также и иррациональные факторы в сознании и поведении, которые представляют собой сложные  и не поддающиеся простому причинно-следственному  объяснению побудительные мотивы в  действиях людей.

Установочно-поведенческий  элемент политической культуры образуется из политических установок и соответствующих  им стереотипов поведения, которые  помогают трансляции таких теоретических  моментов как представления и  ценности в русло практической деятельности.

Все рассмотренные элементы политической культуры вполне самостоятельны и вместе с тем взаимосвязаны, они тесно переплетаются, образуя  определенную целостность.

Политической культуре, как  и любой другой науке, свойственны  определенные функции:

- ориентации – понимание  индивидом собственных возможностей  для решения задач в сфере  своих прав и свобод в конкретной  политической ситуации. Характеризует  влечение человека к смысловому  отображению политических явлений  и феноменов;

- идентификации – реализует  постоянную потребность индивида  быть включенным в какую-либо  группу, а также наиболее приемлемые  способы отстаивания в этой  группе своих интересов;

- программирования (предписания)  – служит для расстановки своеобразных  приоритетов в области ориентаций, представлений и норм. Задает  вектор и границы конструктивного  поведения индивида;

- социализации – развивает  определенные навыки и умения  у индивида, которые он использует  для реализации своих прав  и интересов при различных  системах власти;

-адаптации – выражает  необходимость индивида подстраиваться  под изменения в политической  сфере, чтобы осуществлять свои  функции и права;

- интеграции - обеспечивает  возможность сосуществования и  симбиоза различных групп в  пределах одной властной системы,  а также сохранения целостности  государства и его взаимоотношений  с обществом в целом;

-коммуникации - на базе  использования общепринятых терминов, символов, стереотипов, других языковых  средств и видов информации  обеспечивает взаимодействие всех  институтов и субъектов властных  отношений.

Специфика политической культуры состоит в том, что при реализации ее функций происходит тройственное влияние на политическую жизнь. Во-первых, политическая культура может воспроизводить старые, устоявшиеся стереотипы политической жизни. Во-вторых, политическая культура способна порождать абсолютно новые, нетрадиционные, оригинальные формы  общественно-политического устройства, что приводит к непредсказуемым  изменениям в политической жизни, а  в-третьих, политическая культура способна комбинировать устаревшие, консервативные идеи и формы с новаторскими, создавая при этом некий компромиссный  вариант.

 

Вывод: В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для  людей и через людей. Какую  бы значительную роль ни играли социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете  ее главным субъектом выступает  личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие организации состоят  из реальных личностей и только через  взаимодействие их интересов и воли определяются содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.

Подлинным субъектом политических отношений личность может стать  только в демократическом обществе, где человеку предоставлены широкие  политические права, свободы и возможности  для удовлетворения своих политических потребностей. Политическая демократия - это важнейшая политико-юридическая  предпосылка субъектности личности, создающая формальные условия для раскрытия политических потенций каждого гражданина. При этом важное значение имеют знания людей о политике, их политический опыт, ориентации, умение организоваться.

Превращению индивида в сознательный и активный субъект политики способствует такая система политической социализации, которая не только предоставляет  ему мотивации к активности и  создает возможности участия  в политической жизни, но и одновременно с этим обеспечивает индивида необходимыми знаниями и навыками практической деятельности, формируя у него способности к пониманию политической действительности и самоопределению в ней на основе адекватного отношения к политическим реалиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Атрибуты бытия. Пространственно-временная организация сущего