Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 18:53, контрольная работа
Бытие - одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде. Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Но как философская категория «бытие» появилась только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала анализировать эту проблему. Философия имеет своим предметом мир как целое, соотношение материального и идеального, место человека в обществе и в мире. Другими словами, философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека.
1. Атрибуты бытия. Пространственно-временная организация сущего.
2. Социальный прогресс и развитие общества
3. Роль политической культуры в формировании правил политического поведения личности.
Список использованной литературы:
Доработка.
Чтобы полнее осветить суть
философского понимания пространства
и времени – важнейших
Пространство является важнейшим атрибутом бытия. Человек всегда живет в нем, осознавая свою зависимость от таких его характеристик, как размеры, границы, объемы. Он измеряет эти размеры, преодолевает границы, заполняет объемы, т.е. он сосуществует с пространством. Такое сосуществование породило еще в архаическом сознании людей любопытные представления о нем, которые интересны нам и сегодня. В мифологии пространство одухотворено и разнородно. Это не хаос и не пустота. Оно всегда заполнено вещами и в этом смысле является своеобразным преодолением и упорядочиванием мира, тогда как хаос олицетворяет собой отсутствие пространства.
Это отражается в так называемых «мифах творения», которые присутствуют во всех мировых мифологиях и описывают процесс постепенного оформления хаоса, его переход из неоформленного состояния в пространство, как нечто оформленное, посредством его заполнения различными существами, растениями, животными, богами и т.д. Таким образом, пространство – это особым образом организованная совокупность объектов и процессов.
Для мифологического пространства характерно свойство спирального развертывания по отношению к особому «мировому центру» как некой точке, через которую как бы проходит воображаемая «ось» разворота. Такое значение сохраняется и в современном языке, где пространство ассоциируется с понятиями, обозначающими «расширение», «простирание», «рост».
Кроме того, мифологическое
пространство развертывается организованно,
закономерно. Оно состоит из частей,
упорядоченных определенным образом.
Поэтому познание пространства изначально
основано на двух противоположных операциях
– анализе (членении) и синтезе (соединении).
Это легло в основу более позднего
понимания относительно однородного
и равного самому себе в своих
частях пространства. Однако основной
характеристикой
Именно прерывность
Такое понимание, в снятом
виде, сохраняется и в наше время.
Достаточно указать на особого рода
ритуальные культурные пространства,
где наше поведение должно подчиняться
фиксированным требованиям и
традициям. Так, на кладбище недопустимы
смех и танцы, а в дружеской
праздничной компании на лоне природы,
наоборот, странно выглядит кислое
и угрюмое выражение лиц. Наконец,
важнейшим свойством
Как видим, пространство в
мифологическую эпоху трактовалось
не как физическая характеристика бытия,
а представляло собой своеобразное
космическое место, в котором
развертывалась мировая трагедия борющихся
друг с другом богов, персонифицированных
добрых и злых сил природы, людей,
животных и растений. Это было вместилище
всех предметов и событий, жизнь
которых была в пространстве определенным
образом упорядочена и
Человек ощущал в древности
еще большую свою зависимость
от времени, так как с ним было
связано понимание смерти, остановки
как его индивидуального
Таким образом, в архаическом мифологическом сознании время – это прежде всего некоторое «первовремя». Оно отождествляется с «прасобытиями», своеобразными кирпичиками мифической модели мира, что придает времени особый сакральный характер со своим внутренним смыслом и значением, которые требуют особой расшифровки. Позже указанные «первокирпичики» времени преобразуются в сознании человека в представления о начале мира, или начальной эпохе, которое может конкретизироваться противоположным образом: либо как золотой век, либо как изначальный хаос.
Неудивительно, что в силу
своей принципиальной значимости для
человека понятия пространства и
времени с самого начала зарождения
философии оказываются в числе
ее самых ключевых проблем. Остаются
они в центре философского внимания
и по сию пору, породив огромный
вал соответствующей
В философии и науке существовали самые разнообразные трактовки пространства и времени.
Пространство понималось как:
протяженная пустота, которую заполняли все тела, но которая от них не зависела (Демокрит, Эпикур, Ньютон);
протяженность материи или эфира (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Ломоносов); форма бытия материи (Гольбах, Энгельс);
порядок сосуществования и взаимного расположения объектов (Лейбниц, Лобачевский);
комплекс ощущений и опытных данных (Беркли, Мах) или априорная форма чувственного созерцания (Кант).
Время также трактовалось по-разному:
субстанция или самодовлеющая
сущность, и с этим было связано
начало выявления его метрических
свойств (Фалес, Анаксимандр); с этой
трактовкой связано возникновение
субстанциальной концепции
Гераклит ставит вопрос о
текучести, непрерывности и
Парменид, напротив, говорит о неизменности времени, о том, что видимая изменчивость – это особенность нашего чувственного восприятия мира, а истинным бытием обладает лишь вечное настоящее Бога; это можно считать возникновением статической концепции времени;
Платон закладывает основы
идеалистической реляционной
длительность существования и мера изменений материи (Аристотель, Декарт, Гольбах); форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность изменений (Энгельс, Ленин), – материалистический вариант реляционного подхода;
абсолютная субстанциальная длительность, однородная для всей Вселенной и независимая ни от каких взаимодействий и движений вещей (классическая субстанциальная концепция Ньютона);
относительное свойство феноменальных вещей, порядок последовательности событий (классический вариант реляционной концепции Лейбница);
форма упорядочивания комплексов ощущений (Беркли, Юм, Мах) или априорная форма чувственного созерцания (Кант).
В целом же, как видим, понимание пространства и времени можно свести к двум фундаментальным подходам: один из них рассматривает пространство и время как независимые друг от друга сущности, другой – как нечто производное от взаимодействия движущихся тел.
Структурность бытия проявляется в существовании различных форм материальных систем, которые имеют свои специфические связи. Так, физическая материя может существовать в виде вещества и поля. Вещество — это различные частицы и тела, которым присущи дискретность и масса покоя (элементарные частицы, атомы, молекулы). Поле — это вид материи, который связывает частицы и тела между собой. астицы поля не имеют массы покоя: свет не может покоиться. Поэтому поля непрерывно распределены в пространстве нашей Вселенной.
Структура выступает важнейшим
свойством объекта, которая, с одной
стороны, связывает его элементы
в единое целое, а с другой —
заставляет эти элементы функционировать
по законам данной системы. Если человек
как элемент включен, например, в
партийную или иную общественную
систему, то здесь на первый план вступает
не вся совокупность его личностных
свойств, а прежде всего то, что
позволяет ему активно
Динамику бытия раскрывают категории «движение», «развитие» и «покой».
Движение как философская категория обозначает изменения как свойство сущего.
Формы движения: физическое, химическое, биологическое, социальное, духовное. По направлению виды движения формы таковы: круговорот, восхождение, нисхождение, единство восхождения и нисхождения.
Развитие названо авторами «необратимым изменением». Его виды: прогрессивное, регрессивное, нейтральное, а также революционное и эволюционное.
Покой – якобы относительная устойчивость сущего.
Концепция (принцип) глобального (универсального) эволюционизма – якобы занимает одно из центральных мест в научной картине мира. Это сведение воедино всех видов развития на принципах: самоорганизации (синергетики) и эволюции (космической, химической, биологической, социальной). Согласно этой концепции все системы самоусложняются: растет их разнообразие, а стабильность снижается. Многое случайно, но господствует «наследственность» (причинность, преемственность), не определяющая, однако, всего. Развитие идет путем отбора наиболее реального варианта из множества возможных.
Информация о работе Атрибуты бытия. Пространственно-временная организация сущего