Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 19:32, реферат
Краткое описание
Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире - одна из основных проблем в истории философской мысли. Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в философии древнего мира. В эту эпоху господствовал космоцентризм как тип философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть.
Содержание
Введение 1. Проблема антропогенеза 2. Сущность и существование 3. Биологическое и социальное в человеке 4. Индивид, индивидуальность, личность 5. Смысл и цель жизни человека Заключение Список литературы
Введение
1. Проблема антропогенеза
2. Сущность и существование
3. Биологическое и социальное в человеке
4. Индивид, индивидуальность, личность
5. Смысл и цель жизни человека
Заключение
Список литературы
Введение
Вопрос о природе (сущности)
человека, его происхождении и назначении,
месте человека в мире - одна из основных
проблем в истории философской мысли.
Проблема человека была обозначена, хотя
и в неразвитой форме, уже в философии
древнего мира. В эту эпоху господствовал
космоцентризм как тип философского мышления.
Все существующее рассматривалось как
единый и необъятный Космос, а человек
мыслился как его органическая часть.
Предполагалось, что человек
несвободен, поскольку окружающий мир
огромен и таинственен, а нередко и враждебен.
Идеальным существованием человека считалась
жизнь в согласии с этим миром. Практически
во всей древней философской мысли шла
речь о мудрости как умении человека жить
в согласии с природой, Космосом. В это
время были заложены основы гуманизма
- идейного течения, которое рассматривает
человека как существо уникальное, высшую
ценность и цель общества.
В философии средних веков господствовал
теоцентризм как тип мировоззрения, представленный
во всех формах общественного сознания
той эпохи. Бог рассматривался в то время
как центр мироздания, а человек лишь как
одно из его многочисленных созданий.
Смысл жизни человека, по мнению средневековых
мыслителей, состоит в постижении божественного,
приближении к нему и тем самым - в спасении
себя. Человек не верил в себя, он верил
в Бога.
В отличие от философии средневековья,
философия эпохи Возрождения превратила
человека в предмет культа, поклонения.
В это время утверждался антропоцентризм
как специфический тип философского мировоззрения,
осуществлялся переход от религиозного
к светскому пониманию человека. Возродилась
гуманистическая ориентация философии,
заложенная в античности. Философия эпохи
Возрождения утверждала идею всемогущества
и всесилия человека.
Эпоха Возрождения с ее духом
антропоцентризма не только возвысила
человека над остальным живым миром, но
и посеяла в нем зерна гордыни и безграничного
индивидуализма. Наряду с этим философская
мысль того времени подчеркивала, что
человек - это продукт окружающей природы,
а не результат собственной деятельности.
В целом для философской антропологии
эпохи Возрождения характерно противопоставление
человека природе. Человек ставился выше
природы.
В философии
Нового времени человек исследовался
с позиций механицизма как философского
мировоззрения. Считалось, что человек,
как и внешний мир, тоже есть механизм,
сложная машина. Эта машина является порождением
природы, плодом ее длительной эволюции.
Главным качеством в человеке считалась
его разумность. Призвание человека виделось
в том, чтобы изменять мир с помощью силы
знания.
В немецкой классической философии
утвердился деятельностный подход к пониманию
человека. Он исследовался как существо
исключительно духовное, творец истории
и мира культуры (И.Гердер, И.Кант, Г.Гегель,
И.Фихте)
Классический марксизм рассматривал
человека в контексте всей совокупности
общественных отношений и истории человечества.
Центральная идея марксизма - идея социальной
сущности человека, понимаемой материалистически
и конкретно – исторически.
Русская религиозная философия по своему
содержанию вся антропологична, обращена
в первую очередь к душе человека. Бог
и человек, смысл истории, добро и зло -
важнейшие темы этой философии. Русская
религиозная философия всегда призывала
человека к подвижничеству и поиску правды,
к самосовершенствованию и обретению
высокой нравственности, выраженной в
совести.
Русская философия всегда была
нравственно ориентирована, поэтому ее
очень интересовала тема свободы и творчества
человека. Она ставила и решала вопросы
о смысле жизни, смерти и бессмертии человека.
В зарубежной философии ХХ в. тема человека
также вызывала большой интерес. Был поставлен
вопрос о глобальных проблемах современной
цивилизации и положении человека в связи
с кризисной ситуацией в мире.
Так, в 20-х - 30х годах ХХ в. в Западной Европе
возник экзистенциализм как “философия
человеческого существования”. Основной
темой этой философии стала тема существования
человека в отчужденном мире общественных
отношений. Экзистенциалисты учили, что
человек обречен быть свободным, если
он не желает умереть как личность, духовно.
С их точки зрения, мир и человек имеют
будущее, только если человек находит
в себе силы для того, чтобы не умирать,
а творить этот мир, делая его более человечным.
Современная научная философия, системный,
научный, комплексный подход оперирует
разнообразными научными знаниями о человеке,
однако тема человека в философии далеко
не исчерпана.
1. Проблема антропогенеза
Антропогенез (от греч. anthropos
— человек и греч. genesis — происхождение)
— учение о происхождении человека.
Антропогенез в современной
научной картине мира предстает как процесс
со многими неизвестными. Это объясняется
тем, что, по словам блестящего исследователя
«феномена человека» французского философа,
биолога, палеонтолога и антрополога Пьера
Тейяра де Шардена, человек является «осью
и вершиной эволюции» и «расшифровать
человека, значит, в сущности, попытаться
узнать, как образовался мир и как он должен
продолжать образовываться».
До XIX в. в европейской мысли
господствовала теистическая антропологическая
концепция, согласно которой мир появился
в результате акта божественного творения
по принципу: «И сказал Бог: да будет...
и стало...». Это же относится и к акту творения
человека: «И сказал Бог: сотворим человека
по образу Нашему, по подобию Нашему...
И сотворил Бог человека по образу Своему,
по образу Божию сотворил его: мужчину
и женщину сотворил их» (Быт., 1:26, 27).
Интенсивное научное осмысление
проблемы антропогенеза началось в XIX
в. Главное достижение в этой области было
связано с утверждением эволюционной
теории. В 1871 г. в книге «Происхождение
человека и половой отбор» Ч. Дарвин выдвинул
гипотезу о происхождении человека от
обезьяноподобного предка в результате
процесса эволюции.
Разработав теорию естественного происхождения
человека, Дарвин не выявил влияния социального
фактора на его развитие. Кроме того, в
его теории отсутствует объяснение качественного
различия деятельности мозга человека
и животного. Это во многом объясняется
тем, что Дарвин не затрагивал вопрос о
роли труда в процессе антропогенеза.
На эту роль было обращено внимание в трудовой
теории антропогенеза, защитником которой
был, в частности, Ф.Энгельс. Представители
этой теории считали, что труд не отменяет
действия биологических законов, но преобразовывает
характер действия естественного отбора,
формирует способность становящегося
человека преобразовывать природу по
своим собственным меркам, а вместе с тем
способствует и формированию самого человека.
Сторонники этой теории именно с трудовой
деятельностью связывают развитие руки,
речи, мозга, мышления, сотрудничества
людей и сплочения их в социальные коллективы.
Любой труд связан с изготовлением
орудий труда, в которых закрепляются
социальный опыт человека, его навыки,
умения, способ мышления. Кроме того, они
же являются и основным способом передачи
этого социального опыта, т.е. лежат в основе
новой — социальной формы наследования,
которую Дарвин не рассматривал.
Таким образом, было показано,
что становление человека и общества —
это взаимосвязанный процесс, — процесс
антропосоциогенеза, и важнейшая роль
в нем принадлежит трудовой деятельности.
В 20-х гг. ХХ в. произошел синтез классического
дарвинизма с новейшими достижениями
генетики, который получил названии синтетической
теории эволюции. Синтетическую теорию
эволюции можно охарактеризовать как
теорию органической эволюции путем естественного
отбора признаков, детерминированных
генетически.
Синтетическая теория эволюции
(или обновленный дарвинизм) приобрела
широкое распространение в мире среди
биологов уже в 40-х гг. Однако в нашей стране
нормальное развитие эволюционной теории
на 10—15 лет было нарушено деятельностью
небезызвестного Т.Д.Лысенко.
В западных странах сопротивление дарвинизму
и эволюционизму оказывали общественные
круги, близкие к церкви. И по сей день
в мире широко распространен креационизм
— точка зрения, согласно которой человек
является венцом божественного творения,
а не частью природы и продуктом ее развития.
Споры вокруг эволюционной
теории не утихают и сегодня. В последние
десятилетия синтетическая теория эволюции
подвергается критике, что связано с распространением
в биологии различных сальтационистских
концепций, утверждающих скачкообразный
характер развития жизни, в том числе и
антропогенеза. К подобным концепциям
относится теория самоорганизации систем.
В ее основе лежит принцип самоорганизации
как движущей силы развития любых открытых
неравновесных систем, то есть систем,
обменивающихся со средой веществом и
энергией. В таких системах переход одного
качественного состояния в другое происходит
как скачкообразный процесс, переводящий
открытую неравновесную систему, достигшую
своего критического состояния, в качественно
новое устойчивое состояние с более высоким
уровнем сложности и упорядоченности.
При этом выбор конечного состояния системы
после скачка (флуктуации), согласно этой
теории, носит случайный характер. К самоорганизующимся
системам относятся все биологические
системы, включая человека.
С теорией самоорганизации
согласуется и эволюционная концепция
антропогенеза Пьера Тейяра де Шардена.
Свою теорию он изложил в знаменитой работе
«Феномен человека». С его точки зрения,
переход к «феномену человека» осуществляется
не через морфологические изменения и
не посредством естественного отбора,
как у Дарвина, а определяется внутренними
силами самого организма будущего Homo sapiens.
Находка синантропа, одним из открывателей
которого был сам Тейяр де Шарден, позволила
заполнить важнейший пробел в ряду антропогенеза
и показать, каким путем шло развитие от
предчеловека к «человеку разумному»:
увеличение и усложнение мозга, выпрямление
лба, овладение огнем и орудиями деятельности.
По мнению Тейяра де Шардена,
появление Homo sapiens — это скачок в антропогенезе.
«Человек, — пишет он, — вошел бесшумно...
Он шел столь тихо, что, когда мы начинаем
его замечать, по нестираемым следам каменных
орудий, выдающих его присутствие, он уже
покрывает весь Старый Свет — от Мыса
Доброй Надежды до Пекина. Безусловно,
он уже говорит и живет группами. Он уже
добывает огонь». При этом весьма характерный
вывод, который делает автор, заключается
в том, что появление человека — процесс
коллективный и «первым человеком» является
и может быть только множество людей».
Антропогенез не следует представлять
в виде линейного процесса. «Все попытки
доказать, — пишет Р. Левонтин, — что тот
или иной ископаемый вид является нашим
прямым прародителем, отражает устаревшее
представление об эволюции как о строго
линейном процессе и о том, что все испокаемые
формы должны составлять некую единую
последовательность, соединяющую прошлое
с настоящим».
Такова общая теоретическая ситуация
разработки проблемы антропогенеза на
сегодняшний день. Не все в ней до конца
выяснено и объяснено, не во всем ученые
согласны между собой. И в этом нет ничего
удивительного, так как мы имеем дело с
венцом творения природы — человеком.
В науке сегодня можно считать доказанным
тот факт, что человек — это продукт естественного
развития самой природы.
2. Сущность и
существование
Проблема сущности человека
находится в центре философского учения
о человеке. Философы усматривали отличие
человека от животного и объясняли его
сущность, используя различные специфические
качества человека.
Существенным
его специфическим качеством является
трудовая деятельность, осуществляемая
всегда в рамках общественного производства.
Человек не может производить и заниматься
трудовой деятельностью, не вступая прямо
или опосредованно в общественные отношения,
совокупность которых и образует общество.
С развитием общественного производства
и трудовой деятельности развиваются
и общественные отношения людей. В той
степени, в какой индивид аккумулирует,
осваивает и реализует всю совокупность
общественных отношений, происходит и
его собственное развитие. Поэтому К. Маркс
имел полное основание сказать, что «сущность
человека не есть абстракт, присущий отдельному
индивиду. В своей действительности она
есть совокупность всех общественных
отношений».
Человека
нельзя сводить лишь к «экономическому
человеку», или только к «человеку разумному»,
или к «человеку играющему» и т. д. Человек
есть существо и производящее, и разумное,
и культурное, и нравственное, и политическое,
и т.д. одновременно. Он аккумулирует в
себе в большей или меньшей степени весь
спектр общественных отношений и таким
образом реализует свою социальную сущность.
Другой аспект этого вопроса состоит в
том, что человек — это продукт человеческой
истории. Современный человек не взялся
«ниоткуда», он есть результат развития
общественно-исторического процесса.