Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 19:32, реферат
Краткое описание
Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире - одна из основных проблем в истории философской мысли. Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в философии древнего мира. В эту эпоху господствовал космоцентризм как тип философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть.
Содержание
Введение 1. Проблема антропогенеза 2. Сущность и существование 3. Биологическое и социальное в человеке 4. Индивид, индивидуальность, личность 5. Смысл и цель жизни человека Заключение Список литературы
Возможно, больше всех над вопросом
о смысле и цели жизни человека размышлял
Л.Н. Толстой. В результате своих размышлений
он пришел к выводу о том, что смысл и цель
жизни - самосовершенствование личности.
Однако нельзя сказать, что Толстой разрешил
для себя этот «вечный» вопрос. «Одна тайна
всегда останется для человека, только
одна: зачем я живу? Ответ разумный один:
затем, что этого хочет Бог. Зачем Он этого
хочет? Это — тайна», — таков окончательный
вывод Толстого.
Большое внимание вопросу смысла жизни
уделяется в философии экзистенциального
направления.
Для религиозного экзистенциализма
этот вопрос решается эсхатологически,
т.е. считается, что жизнь продолжается
и в потустороннем мире, где происходит
свободное творчество души, не обремененной
телом, и где она реализуется в «царстве
божием». Таким образом преодолевается
трагизм земного человеческого существования,
выражающийся в противоположности и непримиримости
вынужденного единства души и тела, «царства
Духа» и «царства Кесаря».
В атеистическом экзистенциализме
Бога нет, поэтому жизнь превращается
в абсурд, подобно тому, как абсурден труд
Сизифа (А. Камю «Миф о Сизифе»).
Тезис экзистенциализма о том,
что «существование предшествует сущности»,
также прямо связан с утверждением бессмысленности
человеческого существования, ибо человек
только на пороге смерти может кое-что
сказать о смысле бытия. Это подтверждает
и один из основных тезисов Ж. П. Сартра:
«Человек — это ничто».
Дать логически обоснованный
ответ об абсолютном и высшем смысле жизни
человека невозможно. Искать первоначальный
смысл в человеческом бытии — это значит
встать на точку зрения телеологии, предположить
наличие заранее заданной для человека
цели. Но тогда встает еще один вопрос:
«Кто установил эту цель?» — и целый ряд
подобных вопросов. Другими словами, обосновать
теоретически смысл жизни, видимо, нельзя.
Думается, однако, что к решению вопроса
о смысле и цели жизни, не следует подходить
абсолютно отрицательно, категорически
утверждая, что он сам по себе абсурден.
Применительно к жизни отдельной личности
он имеет реальный смысл и значение. Ф.
М. Достоевский по этому поводу очень хорошо
сказал, что без твердого представления
о том, для чего ему жить, человек «не согласится
жить и скорей истребит себя, чем останется
на земле, хотя бы кругом его всё были хлебы».
Вместе с тем глубокий смысл содержится
и в словах Ницше: «Тот, кто имеет, зачем
жить, может вынести любое как».
В этой связи большое значение
имеет теория и практика логотерапии,
разработанная В. Франклом. Она ставит
своей задачей помощь людям, утратившим
смысл жизни, в обретении его, так как отсутствие
смысла жизни приводит многих людей к
трагическому концу.
Имея в виду этот реальный для
отдельного человека, а не абсолютный
смысл жизни, можно сказать: смысл жизни
состоит в самой жизни, в поиске своего
места в ней. Как писал Кант, существование
человека «имеет в себе самом высшую цель,
которой, насколько это в его силах, он
может подчинить всю природу».
Поскольку человек — существо
общественное, поэтому и смысл его жизни
может быть найден только на пути сопряжения
интересов и целей общества и личности.
Общность индивида и рода, личности и социума
дает основание оптимистически смотреть
на бытие человека в мире. Трагизм индивидуальной
смерти преодолевается тем, что человек
и после смерти остается в результатах
своей деятельности, своего творчества
и благодарной памяти потомков.
Определить личностный смысл
жизни — это значит осмыслить жизнь во
всей ее сути, объяснить себе, что в ней
подлинное, а что мнимое, определить не
только основные задачи и цели жизни, но
и реальные средства их осуществления.Нет
готовых рецептов того, как найти смысл
и цель своей жизни. Однако мудрая мысль
на сей счёт высказана Ф.М.Достоевским:
прежде всего надо «жизнь полюбить», причем
«полюбить больше, чем смысл ее». Как говорит
Алеша Карамазов, надо полюбить жизнь
«прежде логики, и тогда только я и смысл
пойму»! Сердцевиной этой любви к жизни
является любовь к людям, положенная в
основу всех дел, мыслей, чувств и поступков
личности.
Заключение
Одной из важнейших тенденций
развития современной философии является
все большее внимание к человеку, к проблемам
его бытия в мире и к его внутреннему миру.
Для исследования человека
как сложного объекта научного познания
философская мысль выработала целый ряд
понятий, позволяющий достаточно полно
и развернуто ответить на вопрос о сущности
и природе человека, смысле его существования.
Прежде всего, человек - это
высшая ступень живых организмов на земле,
субъект общественно - исторической деятельности
и культуры. Понятие человек - понятие
родовое, выражающее общие черты человеческого
рода, социализированного человека. В
этом понятии объединены биологические
и общесоциальные черты человека.
Для изучения отдельного человека в философии
и иных науках применяется понятие “индивид”.
Под индивидуальностью понимаются
самобытные, неповторимые черты и качества,
присущие данному индивиду.
Личность - это социальные качества
индивида, приобретенные им в процессе
воспитания и самовоспитания, духовно
- практической деятельности и взаимодействия
с обществом. Личность обладает, прежде
всего, духовными качествами. Личность
не дана человеку извне, она может быть
сформирована лишь им самим. Подлинная
личность не есть застывшее явление, она
вся динамична. Личность - это всегда творчество,
победа и поражение, поиск и обретение,
преодоление рабства и обретение свободы.
По природе своей человек является
существом активным, деятельным. В значительной
мере он сам творит собственную жизнь
и судьбу, он,- автор истории и мира культуры.
Деятельность в различных ее формах (труд,
политика, познание, воспитание, и др.)
является способом существования человека
в качестве человека, творца нового мира.
В ходе ее он изменяет не только окружающий
мир, но и свою собственную природу. Все
качества и способности людей носят конкретно
- исторический характер, т.е. они изменяются
в ходе деятельности.
Человек обладает механизмом
не только биологического, но и социального
наследования. Социальное наследование
осуществляется в обществе в ходе социализации.
Социализация - это процесс становления
личности, происходящий, прежде всего
с помощью воспитания как специального
вида деятельности.
Человеку присущ коллективный
образ жизни. Только в рамках такой деятельности
он может формировать и развивать свои
качества. Богатство ума человека и эмоционального
мира, широта его взглядов, интересов и
потребностей во многом зависят от широты
его общения и взаимодействия с другими
людьми.
Человек обладает также и рядом
иных качеств. Для современного человека
характерны высокий уровень образованности,
социальная активность, прагматичность
и эвристичность, целеустремленность.
Современный человек - это человек, освоивший
демократические и общечеловеческие ценности
и идеалы. Он не отделяет свою судьбу от
судьбы своего народа и общества в целом.
Список литературы
1. Бердяев Н.А. Мое философское
миросозерцание //Н.А.Бердяев о русской
философии. Свердловск, 2003. Ч. 1. С. 16 – 46.
2. Гуревич П.С. Основы философии. М.: Гардарики,
2000. — 438 с.
3. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений
в 15 томах. Т. 11. Л.: Наука 2005. – 427 с.
4. Кант И. Сочинения: В 6 г. М.: Просвещение,
2004. Т. 5. – 627 с.
5. Кохановский В.П. Философия. Ростов-на-Дону:
Феникс, 2007. – 538 с.
6. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность:
наследственность и среда. М.: Прогресс,
2007. – 285 с.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 50 т.
Т. 42. М.,2001. – 519 с.
8. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Прогресс,
2008. – 329 с.
9. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития
психологии. М.: Наука, 2007. – 348 с.
10. Тейяр де Шарден П. Феномен человека.
М.: Наука, 2006. – 329 с.
11. Толстой Л. Н. Собр. Соч.: в 22 т. Т. 19. М.:
Художественная литература, 2009. – 439 с.
12. Франкл В. Человек в поисках смысла.
М.: Просвещение, 2008. – 274с.