Таким образом, сведение воедино
и сравнение американской и западноевропейской
моделей биоэтических принципов
демонстрирует прежде всего их концептуальное
единство и, следовательно, "работоспособность”
в любых условиях. С другой стороны,
прослеживается и некоторое различие.
Американская модель ориентирована, в
основном, на взаимодействие врача
и пациента, в то время как европейская
носит более "социологизированный”
характер: авторы считают, что фундаментальные
биоэтические принципы должны рассматриваться
как нормы защиты личности в государстве,
что требует более широкого социального
контекста справедливости, ответственности
и солидарности.
Вместе с тем рассмотренные
основополагающие принципы биоэтики не
исчерпывают собой методологическую
базу моральной регуляции в биомедицине.
К ее базисным основаниям относятся
также высшие моральные ценности,
выступающие формой проявления и
дополнения биоэтических принципов. Среди
них важнейшими являются Добро и
Зло, Страдание и Сострадание, Свобода
и Ответственность, Долг и Совесть,
Честь и Достоинство.
Биоэтика, наука об этичном
отношении к любой жизни. Ее цель
- доказать право на существование
всех, кому свойственна "воля к жизни".
А волю к жизни, по определению
американского философа Т. Ригана, составляют
чувства и восприятия, желания, доверчивость/недоверчивость,
память, чувство будущего и психическая
идентификация времени.
3) Цели и задачи изучения
биоэтики.
Цель биоэтики
в воспитании граждан, которые:
- умеют видеть взаимосвязь между человеком и человеком, между людьми и другими живыми существами;
- осознают равноправие и равноценность всего живого;
- с уважением относятся к жизни, внутренней ценности, чувствам и особенностям людей и других живых существ;
- Проявляют интерес и понимание роли, которую различные формы жизни играют в экосистемах;
- адекватно оценивают влияние человеческой деятельности на жизнь всего живого;
- способны вникать в сущность разных учений о животных и их видах, при этом критически относятся к тому, как краткосрочные человеческие интересы могут повлиять на их развитие;
- проявляют милосердие, оказывают помощь живым существам, которые подвергаются несправедливому отношению, и испытывают к ним сострадание;
- критически относятся к аргументам, с помощью которых оправдывается современная эксплуатация животных;
- интересуются современными достижениями биологии и медицины, обращая внимание на этические аспекты их использования;
- с уважением и состраданием относятся к людям с физическим или психическим неблагополучием;
- разделяют принцип ответственности за сохранение своего здоровья и здоровья других живых существ;
- развивают в себе качества лидера, чтобы служить примером уважения и справедливости по отношению ко всем видам живых существ;
- принимают на себя ответственность за этичное поведение по отношению к природе и ее составляющим;
- Поставленная цель- воспитание такого человека, который умел бы видеть долгосрочные перспективы человеческой деятельности как для людей, так и для животных и всей планеты- предполагает решение следующих задач:
- изучить влияние антропоцентризма на все живые существа и биосферу в целом;
- Установить статус животного в современном мире;
- понять этические аспекты концепций прав животных, оснований их нарушения и дискриминации животных по видовому признаку;
- проанализировать последствия эксплуатации животных людьми и значение истребления природы для животных;
- выявить взаимосвязь между жестокостью к людям и жестокостью к животным;
- суметь понять, в чем смысл «внутренней ценности» каждого живого существа;
- научиться воспринимать природу как морального партнёра (субьекта) признавая равноправие и равноценность всего живого;
- быть готовым признать ответственность человека за внедрение новых технологий, включая разработки в области биологии, медицины, биотехнологии, генной инженерии;
- уметь анализировать моральность поступков человека, стоящего перед выбором между безнравственным и экологически ответственным поведением по отношению к природе;
- мотивировать себя на проявление гуманности и милосердия к уязвимым группам населения, животным, растениям;
- знать свои права и обязанности как основу принятия решений в ситуациях жизненного выбора;
- осознавать свою личную ответственность за сохранение Жизни на Земле.
Заключение.
Сегодня биоэтика является
достойной альтернативой "научной"
парадигме, той концепции образования,
которой присущи стремление к
структурно-функциональному анализу,
бинарности, технизации мышления. В течение
последних 20 лет в развитых странах мира
биоэтика является одной из важных составляющих
высшего образования медиков, биологов,
философов, социологов. "Этика жизни"
рассматривается как попытка расширения
пред- и постдипломного образования до
горизонта осмысления глобальных проблем
человечества, своеобразная подготовка
новой генерации к комплексному восприятию
возникающих этических проблем в эру технологий
и стихийных рыночных отношений, глобализации
и интернационализации экономики, политики,
образования и пр. Биоэтика становится
мировоззренческим основанием, идеей
и духом нового образования - она призывает
творить новые этические смыслы и принципы,
исходя из главной ценности - ценности
Жизни и всего живого на земле. Следуя
этой цели, биоэтика воспитывает уважение
к плюрализму мнений, взглядов, установок,
признает важным отсутствие догматичности
в изложении материала, учит преодолевать
собственные предубеждения и предрассудки.
Она выступает как основание нового образования:
"уважение к жизни" призывает к живым
дискуссиям, обсуждению конкретных этических
ситуаций и дилемм, апеллирует к нравственной
позиции самого студента, его собственному
отношению к проблеме.
Биоэтика вооружает медиков
знанием, как специфических вопросов
медицинской этики, так и способностью
к системному анализу, вырабатывает
привычку рассматривать проблемы в
междисциплинарном и социокультурном
контексте, при этом развивает воображение,
практические навыки и моральную
ответственность за принимаемые
этические решения, а также чувства симпатии
и сострадания к людям, животным, природе.
Список литературы:
- Биоэтика в высшей школе, Т. Н. Павлова, 1998
- Биоэтика: Проблемы и перспективы. Вопросы философии, № 3, 1994
- Силуянова И.В. Биоэтика и мировоззренческие традиции // Человек. -№5. - 1995.
- Мишаткина, Т.В. БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА.Учебно-методическое пособие. - Минск: МГЭУ им. А.Д. Сахарова, 2007
- Биоэтика: принципы, правила, проблемы. – Отв. ред. Юдин Б.Г. М., «Эдиториал УРСС», 1998
- Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 303 с.