Буддизм а искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:58, реферат

Краткое описание

Появление и распространение буддизма явилось катализатором всех творческих сил Дальнего Востока. Как пишет В. С. Поликарпов: «Весь Дальний Восток обязан Индии буддизмом, который способствовал формированию своеобразных культур Китая, Кореи, Японии и Тибета». (Поликарпов В.С. История религий. - М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.) Буддизм способствовал обновлению традиционных религий стран Востока - ведической религии в Индии, которая затем вытеснила буддизм; даосизма и конфуциантсва в Китае, вскоре составившими с буддизмом единое мировоззрение китайцев; синтоизма в Японии, который также неразрывно связан с буддизмом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Социальная «нейтральность» буддизма и искусства………………….4
2. Влияние идей буддизма на искусство Индии, Китая, Японии……….7
2.1. Влияние идей буддизма на искусство Китая……………………….7
2.2. Влияние идей буддизма на искусство Японии………………………8
2.3. Влияние идей буддизма на искусство Индии………………………13
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы……………………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат философия.docx

— 56.83 Кб (Скачать файл)

Пространство сада очерчено границами  четырехугольника: три стены и  терраса, па которой располагается  наблюдатель. Взгляд наблюдателя все  время блуждает где-то в пределах этого четырехугольника, переводя с  камня на камень. Постепенно наблюдатель  невольно уходит от внешнего мира и  предается самосозерцанию. Когда  люди не прилагают к этому никаких  усилий, это порождает у них  ощущение спокойствия и безмятежности.

Сады и парки Японии как в  капле воды отражают многие стороны  японского национального характера, который можно лишь приблизительно описать в конкретных словесных  выражениях, как это делалось нами в первых главах книги. Сущность японского  национального характера нужно  еще прочувствовать, и в этом нам  помогают литература, искусство, архитектура  садов и парков.

 

2.3. Влияние идей буддизма на искусство Индии

И особенно подробно я хочу остановиться на искусстве страны, в которой, собственно, и зародился буддизм. Естественно, это Индия.

Буддизм, будучи ориентирован на монастырскую жизнь, вызвал мощный всплеск индийского искусства. Пещерные монастыри Индии, богато украшенные каменной резьбой  и фресками, уже более двух тысячелетий  восхищают всех ценителей прекрасного. До нас практически не дошло других памятников раннего буддийского искусства, кроме зодчества и того, что с ним связано, то есть скульптуры и фрески.

Основные формы буддийского  искусства были не оригинальными, а  трансформированными общеиндийскими. Но иначе и быть не могло, поскольку тогда символика буддийских сооружений оказалась бы не понятной народу, к которому, собственно, и было по большей части обращено буддийское искусство (напомним о роли изобразительного искусства в бесписьменном обществе!). В некоторых случаях буддизм заимствовал образы индуистских божеств или принципы композиций-повествований (фрески Аджанты), в других - использовал сюжеты, восходящие еще к доарийскому населению Индии и понятные представителям низших варн (каст), в третьих - создавал собственные художественные формы, преобразуя существующие. Если рассматривать индийское буддийское искусство в целом, то разница между ним и искусством индуизма существенно меньше, чем между философией той и другой религии.

Существует три основных типа раннебуддийских сооружений. Это памятный монумент ступа, монастырь вихара и храм чайтья.

Древнейший монастырь, сохранившийся  до наших дней, был обнаружен в  Бенгалии, в местечке Бхашу Бихар (название индийского штата Бихар, равно как и среднеазиатского города Бухара происходят от санскритского "вихара", то есть монастырь). Он относится к пятому веку до нашей эры; его населяло более полутысячи монахов.

Первый из значительных всплесков  буддийского искусства был при  царе Ашоке (III век до н.э.), которого по праву называют императором: его государство охватывало практически всю современную Индию до широты Мадраса на юге, Декан, часть Афганистана. При Ашоке велось бурное строительство из камня, так что до наших дней сохранилось несколько ступ, сооруженных при нем и надстроенных позднее, а также знаменитых колонн-стамбха с их исключительной красоты капителями.

Буддизм тем легче ассимилировал  местные верования (в том числе  и у себя на родине), чем ближе  они были к народной вере. Именно этим и объясняется столь широкое  распространение в буддийском искусстве  изображений якшей - своего рода индийских гномов, горных божеств, добытчиков и хранителей сокровищ. Якши традиционно изображаются невысокими, коренастыми, с отвислым животом. Такой иконографический тип будет в последующие века чрезвычайно популярен в буддийском искусстве, о чем свидетельствуют произведения, выполненные уже не в Индии, а в Китае, Тибете, Монголии...

Вместе с якшами изображались и пышнобедрые женщины-якшини, связанные с силами плодородия. Якши и якшини были не просто ассимилированы буддийским искусством, они заняли свое место в мифологии буддизма: так, в одной из легенд о царе Ашоке, именно якши помогают ему обрести сокровища, необходимые для возведения множества ступ.

Самые выразительные памятники  искусства Ашоки - это колонны-стамбха, воздвигнутые в местах, связанных с деятельностью Будды. Колонны были самостоятельными памятниками, воздвигнутыми на пути паломников. Подле этих колонн останавливались странствующие монахи, так что археологи обнаруживают следы небольших поселений.

Самой известной колонной является стамбха из Сарнатха (Исипатана в древних текстах, штат Уттар-Прадеш), воздвигнутая в 250-232 годы до н.э. на месте, где, по преданию, Будда создал общину монахов. Это колонну венчает Львиная капитель, ставшая века спустя гербом независимой Индии.

Капитель образуют перевернутый лотос, на нем - цилиндрическая абака с символами, на абаке стоят четыре льва спинами  друг к другу. На львах возвышалось  Колесо Закона (к сожалению, при падении  столба оно было разбито, его обломки  хранятся в Музее Сарнатха). Символика этой композиции такова.

Лев означает Будду, его бесстрашие на пути обретения Просветления и  передачи Учения. Таким образом, четыре льва, глядящие на четыре стороны света, становятся символом распространения  Учения на весь мир. Львы Ашоки полны достоинства и благородства, они перестают быть изображением хищника, возвышаясь до обобщенного образа духовной мощи.

Животные, представленные на абаке, были в Индии символами сторон света: лев - север, конь - юг, бык - запад и  слон - восток. Мифологическое значение этих животных таково: конь связан с богом солнца Сурьей (бог едет на колеснице или сам имеет обличье коня, о чем поется во многих гимнах древнейшей из священных книг Индии - Ригведы), бык представляет собой доарийский образ бога земли (затем его черты переходят на Шиву), слон устойчиво ассоциируется с громовержцем Индрой. Таким образом, четыре зверя на абаке оказываются символом единства древнейших доарийских верований, ведической и индуистской мифология, а также буддизма - эту идею древние ваятели едва ли вкладывали в свое творение, но она неожиданно проявляется в этом памятнике индийской культуры.

Между каждой парой зверей находится  изображение Колеса Закона. Колесо с тысячей спиц означает тысячу будд, которые должны явиться в течение нашей кальпы (мирового периода). Колесо с восьмью спицами (наиболее распространенный вариант) - распространение Учения по восьми сторонам света, то есть на весь мир. На абаке у Колеса 24 спицы; возможно, оно должно символизировать Будду (в раннебуддийском искусстве антропоморфных изображений Просветленного не было, его фигуру заменяли Колесом Закона, троном, ступой, деревом Бодхи).[9]

Нижнюю часть капители образует перевернутый лотос. Этот цветок играет чрезвычайно важную роль в буддизме, становясь символом высокой духовности, а позднее - прозрения, достигаемого не путем логических усилий, а в  озарении.

Самым монументальным памятником раннебуддийского искусства была ступа. Ступа (тиб. "чортен", монг. "субурган") - это мемориальное сооружение, символизирующее просветленное сознание будды. В первые века развития буддизма, когда существовал запрет на изображение Будды в человеческом теле, Просветленного на рельефах обозначала ступа.[6]

По своему происхождению ступа  восходит к древнейшим погребальным сооружениям, к земляному холму, обнесенному оградой. Поэтому ступы, какого бы размера они ни были, никогда  не имеют внутреннего пространства. Согласно преданиям, первые восемь ступ были воздвигнуты учениками Будды после смерти Учителя и в них был похоронен разделенный на восемь частей прах Просветленного. И в настоящее время ступы воздвигаются на месте кремации высоких лам или духовных учителей.

Обход ступы во все времена считался одним из самых благочестивых  поступков, которые регулярно совершают  все буддисты. К самым знаменитым ступам и по сей день приходит множество  пилигримов, которые верят, что их духовные заслуги возрастут в  результате этого паломничества.

Из ранних ступ наиболее знаменита  своими рельефами ступа из Бхархута (сама ступа была возведена Ашокой, она не сохранилась; резная ограда и ворота были сооружены в 180-150 годы до н.э., в настоящее время они хранятся в Индийском музее в Калькутте).

Ограда этой ступы знаменита  своими каменными иллюстрациями  к джатакам. Благочестивая тщательность, с которой художники Бхархута относились к делу воплощения предыдущихжизней Будды, заставила их подписать под рельефами названия изображенных повестей, тем самым давая современному ученому уникальную возможность интерпретации ранних буддийских образов.

На столбах ограды многих ступ мы видим изображение якшинь-врикшак (от санскритского "врикша", дерево). Эти пленительные, грациозные девушки стоят под деревом, держась рукой за низко склоненную ветку и иногда обхватывая ствол ногой. Этот образ древнее буддизма на полтора-два тысячелетия, такого рода изображения можно встретить на печатях доарийской цивилизации в долине Инда. Это образ Богини-Матери, владычицы жизни и смерти. Поскольку этот образ доарийский, то он сохранился у представителей низших, неарийских каст, к которым обращался буддизм. Примечательно, что этот иконографический образ вошел в буддийскую мифологию в связи с рождением Будды - рождая чудесного сына, царица Майя стоит подё деревом и держится за его ветку.

Ворота (торана) Большой ступы в Санчи следует выделить особо. На их сооружение ушло несколько десятилетий (ворота поставлены в I веке до н.э.), над ними работало несколько групп мастеров. Четверо ворот ориентированы по сторонам света, их столбы и поперечные балки полностью покрыты рельефом, также присутствует и скульптура. Богатство сюжетики и тонкость отделки рельефов Большой ступы позволяет говорить о них как об энциклопедии индийской жизни рубежа эр. Животные, растения, фантастические существа, полубоги и люди от царя до прислужника - все они образуют сложный и динамичный рисунок, повествующий о жизненном пути Будды и судьбе его Учения. Трогательны сцены, где свое преклонение перед Учением выражают животные: слоны приносят цветы ступе, лесные звери склоняются перед деревом Бодхи. На других балках мы видим весьма тщательно проработанные сюжеты джатак, как, например, на северных воротах изображена джатака о царевиче Вишвантаре, который был настолько щедр, что не мог никому отказать в просьбе, так что ему пришлось лишиться царства и своих детей, впрочем, боги, изумленные его непривязанностью ко всему, чем он обладает, затем возвратили ему всё утраченное. Эпизоды этой джатаки один за другим располагаются на внешней и внутренней стороне балки.

Хотя в раннем буддийском искусстве  отсутствует антропоморфный образ  Будды, существует легенда, относимая  к позднему периоду, о чудесном происхождении  изображения Шакьямуни. Царь Магадхи Бимбисара, получив богатые дары от Рудраяны, царя Роруки, решил послать последнему изображение Просветленного. Художники, которым был сделан заказ, обнаружили, что они неспособны запечатлеть божественный лик и тело Будды. Видя их затруднение, Просветленный велел, чтобы было принесено льняное полотно, и на его поверхности отразилась его тень, которая затем была обведена и раскрашена художниками. Мы невольно вспоминаем почти аналогичную историю о чудесном происхождении образа Христа.[8]

Причина отказа от антропоморфного  изображения Просветленного заключается  в том, что мастерам необходимо было найти средства художественного  выражения высокого духа Будды. Просветленного нельзя изображать как обычных людей, и пока не была выработана собственно буддийская иконография, приходилось прибегать к символике.

Буддийские монастыри представляли собой пещеры, с большими или меньшими архитектурными украшениями. Любопытно, что обтесывая скалу, индийские  мастера придавали ей привычную им форму деревянных построек (так же, как каменная ограда ступы имитирует деревянную или тростниковую). Мастера, оформляя вход в пещерный монастырь, старательно вытачивают концы несуществующих балок и конек над "деревянной" аркой входа. Точно также во внутреннем убранстве храма воспроизводятся гнутые балки крыши деревянного дома. Пещерные храмы, созданные в первые века нашей эры, поражают воображение: из дикой скалы вдруг возникает сложнейший по отделке многоярусный фасад, с окнами, сквозь которые свет проникает внутрь храма, со барельефами и орнаментальными фризами.

В первые века нашей эры буддийское искусство Индии радикально меняется: возникает антропоморфный образ Будды, который и становится главным предметом изображения. В это время возникают три художественных центра: Гандхара, Матхура и Амаравати.[13]

Искусство Гандхары своим возникновением обязано завоевательным походам Александра Македонского (327 год до н.э.), благодаря которым эллинистическая культура простерлась далеко на восток и возник удивительный синтез греческого и индийского искусства, где формы были заимствованными, а содержание - буддийским. Мастера Гандхары овладевали техникой ваяния человеческого тела и одухотворенного лица; трактовка складок одеяний, завитков волос и других второстепенных деталей - совершенно греческая.

В это время происходят серьезные  изменения как в самом буддизме, так и в мировоззрении небуддийской Индии. В буддизме зарождается концепция махаяны, Великой Колесницы, одним из положений которой является присутствие природы будды в каждом живом существе. В индуизме развивается учение бхакти, то есть личного общения с божеством, не требующее пышных жертв, основанное на искреннем чувстве устремления к богу. Несмотря на всё различие этих учений, их объединяет отсутствие грани между обычным человеком и той сущностью, которая считается высочайшей; в обоих учениях высший космический принцип, как бы он ни понимался, становится гораздо ближе к человеку, чем в ранних религиозно-философских системах. Вероятно, этим сближением и объясняется появление антропоморфного образа Будды.

Информация о работе Буддизм а искусстве