Бытие и его основные формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:25, реферат

Краткое описание

«Бытие» – одно из тех понятий, которые многими мыслителями прошлого и современности положены в основание философии

Содержание

Введение
1.Понятие бытие в философии
2.Бытие человека в мире
3.Пространство и время- форма бытия материи
4. Специфика человеческого бытия
5.Взаимосвязь человека и общества
6.Общественное бытие и общественное сознание
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

мой реферат.docx

— 53.17 Кб (Скачать файл)

     2. Бытие человека в мире вещей

     Бытие отдельного человека и человека в  целом специфично и уникально. Однако в этом бытие есть стороны существования, общие и для человека и для  любой переходящей вещи природы. Следовательно, оправдан подход материализма и естественных наук: «человек как вещь среди вещей и тело среди тел», но только если сущность человека не сводится к жизни и проявлениям его тела. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.

     Тело  человека – тело природы, и это  делает человека конечным, переходящим (смертным) существом. К бытию человеческого  тела относится все то, что относится  к диалектике бытия: возникновение  – становление - гибель переходящих  тел природы. Относится к телу человека и то, что оно, погибнув, не исчезает из бесконечной и непреходящей природы, а переходит в другое состояние 1-ой природы. Проблема человеческого  бытия включена в вопрос об эволюции природы и генезисе, возникновении  самого человека.

     Человек существует как тело в мире вещей, следовательно, первичная предпосылка  – существование тела (существование  в соответствии с законами жизни, циклами развития и гибели организмов, с циклами природы) удовлетворение его человеческих потребностей (пища, защита от холода) без этого вообще невозможно человеческое существование.

     Материализм уделял большое внимание данному  факту:

     Подтверждается  идея первичности материального  по отношению к духовному.

     Отсюда  вытекают важные следствия относительно прав каждого отдельного человеческого  существа (вылечивание, сохранения жизни, право иметь пищу, одежду, жилище).

     Подвластность человека законам жизни, и, прежде всего, наследственности.

     Философия оправданно искала и ищет связь между  телом человека и психикой.

Значит, бытие отдельного человека – диалектическое единство тела и духа:

     Функционирование  тела тесно связано с работой  мозга и нервной системы, следовательно, с психикой, с духовной жизнью индивида.

     Работа  духа зависит от здоровья тела человека.

     Человек для самого себя не только 1-ая, но и 2-ая природа. Мысли и эмоции –  важнейшая сторона целостного бытия  человека.

     Существование человека как вещи в мире природы (мыслящей и чувствующей) – одна из первых предпосылок, побудивших людей  к производству и общению (характерно для марксистской философии).

     Хотя  бытие вещей совершенно непонятно, но есть один вид бытия, отлично нам  знакомый - это наше собственное  бытие. Здесь то и открывается  доступ к бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это  существование нечто внутреннее и невыразимое в понятиях: “существование есть то, что никогда не становится объектом”, ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны. 

     3. Пространство и время - форма бытия материи

     Пространство  и время неразрывно связаны друг с другом и с движением материи. Таким образом, пространство и время  не существуют вне движения материи, как и оно - вне пространства и  времени. Поэтому Ф.Энгельс утверждал: “Основные формы всякого бытия  суть пространство и время4...”.

     Бытие это и есть материя. Основной признак  материи – неисчерпаемость, следовательно: бытие неисчерпаемо5. Действительный принцип единства мира – мир материален, следовательно различные формы материи связаны (жидкое, твердое, газообразное состояния), то есть одна форма бытия может переходить в другую. Все конкретные формы бытия, например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным бытием. Но бытие сущего приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму бытия.

     Переход в небытие есть уничтожение данного  вида бытия и превращение, становление  его в иной форме. Возникновение  той или иной формы бытия есть результат перехода от одной формы  бытия в другую. Какие бы формы  бытия мы не рассматривали, все они  имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю.

     Важнейший атрибут, способ существования материи  включает в себя все процессы (всякое изменение и движение частиц, мышление, общение людей). Движение так же неисчерпаемо, как и материя. Бесконечное самодвижение материи – внутреннее движение перерастает  во-внешнее. Движение – есть вечное изменение, взаимодействие материальных объектов и смена их состояний. Бесконечное  движение мира – закон развития и вечности. Нет материи без  движения. Движение абсолютно, так как  покой относителен и являет собой  одну из стадий движения (Земля, Луна, Солнце). Движение входит в структуру бытия  основным компонентом. Формы движения различны.

     Бытие есть движение6. Мир не может существовать без движения. Любой объект существует только потому, что в нем существует определенный тип движения. При прекращении движения объект распадается и переходит в другой объект, с другим типом движения.

     Одни  формы движения превращаются в другие. Формы движения материи органически  связаны с определенным уровнем  ее структурной организации, каждый из которых характеризуется своей  системой закономерностей и своим  носителем. Субмикроэлементарный уровень - форма существования материи  полевой природы, из которой рождаются  элементарные частицы (микроэлементарный  уровень). Далее образуются ядра (ядерный  уровень), а из них молекулы (молекулярный), из молекул агрегаты - газообразные, жидкие, твердые тела (макроскопический). Последние образуют звезды, планеты, галактики (космический уровень). Органический уровень - результат постепенного усложнения молекул углеродистых соединений, приведшего к образованию органических соединений. Человек и общество (социальный уровень) - высшая форма движения материи. Формы  движения: механическая - химическая - биологическая - социальная.

     Появление нового качества – это появление  нового предмета с новыми закономерностями жизни, с новой мерой, в которой  заложена уже иная количественная определенность. При этом глубина качественных изменений  может быть различной: она может  как ограничиваться уровнем данной формы движения, так и выходить за его пределы. Процесс становления  нового качественного состояния  противоречив: он есть единство уничтожения  и возникновения, бытия и небытия, отрицания и утверждения. Мера, выражающая единство количества и качества как  применительно к предметам, для  которых характерно простое превращение  в пределах данного уровня организации  системы, так и границам перехода с одного уровня организации системы  на другой, является как бы межевым  знаком процесса развития.

     Пространство - оно есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами как протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие. Понятие времени возникает как  из сравнения различных состояний  одного и того же объекта, который  в результате длительности своего существования  неизбежно меняет свои свойства, так  и из факта сменяющейся последовательности различных объектов в одном и  том же месте. Время - есть форма бытия  материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем, как  длительность, последовательность смены  состояний.

     Понятия пространства и времени соотносительны: в понятии пространства отражается координация различных противоположных  друг другу объектов в один и тот  же момент времени; а в положении  времени отражаются координация  сменяющих друг друга объектов в  одном и том же месте пространства.

     Специальная теория относительности, построение которой  было завершено Эйнштейном в 1905 году, доказала, что в реальном физическом мире пространственные и временные  интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к  другой.

     Следовательно, пространственно временной интервал всегда сохраняется. Пространственные и временные свойства объектов порознь  оказываются изменчивыми, но пространственно-временные  интервалы остаются постоянными. Тем  самым специальная теория относительности  раскрыла внутреннюю связь между  собой пространства и времени  как форм бытия материи. С другой стороны, так как само изменение  пространственных и временных интервалов зависит от характера движения тела, то выяснилось, что пространство и  время определяются состояниями  движущейся материи. Они таковы, каково движение материи. Следовательно, хотя пространство и время объективны, их свойства зависят от характера  движения материи, связаны с движущейся материей.

     Диалектико-материалистическая концепция материального единства мира, а также неисчерпаемости  строения и свойств материи была подтверждена достижениями науки XX в., и прежде всего физики. В квантовой  механике было открыто такое свойство материи, как её одновременно корпускулярное и волновое строение. За внешней  формальной противоречивостью учёные увидели отражение сущностных свойств  единой материальной субстанции, которая  вместе с тем не исчерпывалась  и этими корпускулярно-волновыми  представлениями. Субстанция едина  во всех своих формально противоречивых свойствах – это отныне неоспоримый, теоретически и экспериментально подтверждённый факт.

     Вопрос  “откуда” в своём качественном аспекте относится к качествам  созидания, возникновения, зарождения. Идея здесь в том, что объект не возникает из небытия, а возникает  как самосущее бытиё. Современная физика показала что не существует абсолютного вакуума: в пространстве, кажущемся пустым, постоянно беспричинно возникают элементарные частицы и затем аннигилируют друг с другом. Подобно этому явлению, принципиальным отличием созидательной оценки является спонтанное возникновение качеств из пустоты, содержащей потенциально все качества. Пустота в этом случае означает изначальную свободу объекта от качеств, приписываемых ему сознанием. Утверждение, что всё новое - хорошо забытое старое относится к созидательной оценке явлений.

     Бытие, Вселенная предстает в этой концепции  как бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира. Выработка  конкретного представления о  материальном единстве мира не является функцией философии. Это входит в  компетенцию естественных и гуманитарных наук и осуществляется в рамках создания научной картины мира. 

     4. Специфика человеческого бытия

     Особенность человеческого существования состоит  в возникновении специфической, уникальной для живой природы, “нежесткой”  и неуниверсальной детерминации бытия человека со стороны его  тела. Нежесткость проявляется в  таких, например, фактах, как способность  человека регулировать, контролировать свои фундаментальные потребности, удовлетворяя их не в простом соответствии с повелениями природы, а в  пределах и формах, определяемых обществом, историей, собственной волей и  самосознанием индивида. Неуниверсальность  же состоит в том, что многие действия человека, которые могли бы определяться (и иногда определяются) своего рода эгоизмом телесных потребностей, очень  часто регулируются другими мотивами - духовно-нравственными, социальными. Наиболее ярко это проявляется в  жертвенных поступках, но не только в  них.

     Специфика существования человека: в соединении пересечении взаимодействия трех относительно разных измерений бытия. Человек  это: данная мыслящая и чувствующая  «вещь» (тело); индивидуальная особь, эволюционировавшая к виду homosapiens и взятая на данном витке его развития, существующего  мира; социально – историческое существо. Все 3 измерения, взятые в  единстве – исходные характеристики бытия человека.

     Жизнь человека связана с жизнью рода, следовательно, для каждого из индивида есть место на едином “генеалогическом”  древе человечества; каждое переходящее  существование включено в необратимую  историческую цепь человеческого бытия  и цель бытия природы в эволюции социального мира и образует одно из звеньев социально – исторического  бытия.

     Человеческое  бытие – реальность, объективная  по отношению к сознанию отдельных  людей и поколений. Люди существуют до, вне и независимо от сознания каждого отдельного человека. Каждый из нас – реальность для самого себя: мы существуем, а вместе с нами реально существует наше сознание.

Каково  же место и значение бытия человека в целостном единстве бытия?

Информация о работе Бытие и его основные формы