Бытие и его основные формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:25, реферат

Краткое описание

«Бытие» – одно из тех понятий, которые многими мыслителями прошлого и современности положены в основание философии

Содержание

Введение
1.Понятие бытие в философии
2.Бытие человека в мире
3.Пространство и время- форма бытия материи
4. Специфика человеческого бытия
5.Взаимосвязь человека и общества
6.Общественное бытие и общественное сознание
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

мой реферат.docx

— 53.17 Кб (Скачать файл)

     Было  немало философских идей и концепций, общий смысл которых: человек  не более чем песчинка в необозримом  мире. Даже бытие человеческого рода – «краткий» эпизод в безграничной длительности мира.

     Сейчас  актуализируются другие идеи: миллионы лет, столетия и даже десятилетия  жизни человечества – важные «мгновения», ибо они включены в уникальный «человеческий эксперимент», люди не только существуют в мире, но способны и влиять на мир и на самих себя. Они способны познавать собственное  бытие и бытие как таковое. Человек должен осознавать свою противоречивую роль в единой системе бытия и  исполнять ее с большой ответственностью.

     Природа, человек, мысли, идеи, общество равно  существуют. Различные по формам своего существования, они образуют целостное  единство бесконечного, непреходящего  мира.

     Особенно  тревожно стоит вопрос об ответственности  каждого человека за судьбы человечества, за бытие человеческого рода и  за планету земля.

     Итак, особенность человеческого бытия  определяется: возможностью регулировать свои потребности в пределах и формах, определяемых обществом; человек – пересечение относительно разных бытийных измерений

     а) реально существует отдельный человек (мыслящая и чувствующая вещь);

     б) человек – существо разумное, находящееся  на определенном витке развития;

     в) человек – социально-историческое существо.

     Человеческое  бытие – реальность, объективная  по отношению к сознанию отдельных  поколений и людей. Элементы философского пространства, в частности, такие основные измерения человеческого бытия как история, общественная жизнь, политика, выступающие в качестве взаимосвязанных предметных секторов. 

     5. Взаимосвязь человека и общества

     Важнейшим продуктом общественного производства является, конечно же, само общество. В процессе совместного производства людьми своей общественной жизни  складывается форма общества. Она  определяет все социальные взаимодействия людей. Исторически сложились такие  формы как традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество. Связи подразделяются на короткие (личностные: семья, работа) и  длинные (опосредованные: право, деньги). Связи осуществляются с помощью  определенных социальных «механизмов», таких как язык; социальные институты, организованные формы человеческой деятельности, наиболее явно воплощенные  в социально-государственных учреждениях; процесс публичного и законодательного признания конкретного социального  порядка.

     Отсюда, и предмет социальной философии: совокупность условий, которые определяют способы связи отдельных людей  в обществе; совокупность условий, которые  придают продуктам труда определенную общественную форму и делают продуктом само общество. К примеру, при капитализме, главной формой, связывающей людей в общество, является товарная. При капитализме все является товаром. Все продается и покупается.

     С позиций социальной философии, предметом  которой является общество, сфер деятельности, не связанных с производством, в  общественной жизни не существует. Тем самым, вся жизнь общества подлежит интерпретации через основополагающую категорию – производство. В этом смысле, воспроизведение символических  форм, воспроизведение ценностей  также является производством, порождающей  специфические «товары»: идеи и ценности, символическая форма которых  является основной формой, связывающей  людей в современных капиталистических, индустриальных и постиндустриальных обществах.

     Отличительной особенностью формирующихся в настоящее  время современных постиндустриальных обществ является институционализация  потребления - оно становится не только функцией человека, но и конституирующим  основанием самого общества. Потребление - социальный институт. Социальная система  все больше нуждается в человеке не как в производителе и носителе творческого начала, а как в  потребителе. Потребление носит  добровольно-принудительный характер. С одной стороны, потребитель  объявляется свободным в своем  выборе, но, с другой стороны, декларируется, что уровень потребления является своеобразным мерилом социальных заслуг - более высоким социальным статусом обладает тот, кто больше потребляет. В такой ситуации ожидать от индивида соответствия некоей абстрактной мотивации, отвечающей требованиям высокой  идеи общего блага, вряд ли оправдано.

     Кризис  замысла общества постмодерна - общества потребления является закономерным, поскольку современное общество представляет некий заключительный фазис становления социальной жизни. На этом пути, малые общности превращаются в большие, доверие к людям  сменяется доверием к большим  абстрактным системам (государство, право, наука, деньги), связь личного  типа сменяется связью универсальной  и абстрактной. Тем самым, конфликт между индивидуальностью и социальностью, как двумя наиболее общими основаниями  человеческого существования неизбежен.

     Понятие бытия отвлечено от конкретных различий вещей, предметов, явлений и процессов, но оно тесно связано с фундаментальной  характеристикой как явлений  и процессов - с феноменом их существования. Через существование вещей и  явлений задается целостность мира, вне которой невозможен не только мир, но невозможно и бытие. Данные измерения  бытия определяющим образом влияют и на процесс философского познания бытия.

6. Общественное бытие и общественное сознание

     Две стороны – материальная и духовная жизни общества. Общественное бытие  и общественное сознание – предмет  и его образ. Общественное бытие - материальное отношение людей к  природе в процессе производства и производственные отношения. До марксизма  господствовало мнение, что сознание определяет общественное бытие. На самом  деле общественное сознание есть «осознанное  бытие», отражение в духовной жизни  людей их общественного бытия.

     Люди  развивают производство и свои материальные блага – и вместе с тем изменяется их мышление и продукты этого мышления. Жизнь определяет сознание, а не наоборот. Усложнение жизни есть усложнения взаимодействия этих двух категорий. Заря общества - общественное сознание есть порождение материальных отношений, оно  вплетено в материальную деятельность.

     С усложнением общества, с его дифференциацией, возникновением политики, права, политической борьбы общественное бытие коренным образом формирует общественное сознание через государство, правовые отношения. У нас феодализм –  люди будут другими. Завтра объявили коммунизм – люди быстренько стали  коммунистами.

     Уровни  общественного сознания – обыденное  бытовое сознание классов, научно-техническое  сознание, социальная психология, идеология. Формы общественного сознания –  политика, право, мораль, религия, искусство, философия.

     Общественному сознанию присуща некоторая самостоятельность  и независимость от бытия. Общественное сознание не всегда содержит то, чего нет  в жизни - идеалы. Общественное бытие  на определенном уровне уже не создает  заново формы - они пользуются уже  накопленным знанием и развиваются  по своей логике. Кроме того, общественное бытие может не вызвать мгновенного, быстрейшего изменения общественного  сознания. Духовным представлениям людей  присуща инертность. Обновление идей происходит трудно, замедленно, но все  же кардинально. Жизненные потребности  требуют изменения форм идеологии. Новое бытие – закон общества! 
 
 
 

     Заключение

     Бытие отдельного человека и человечества в целом специфично, уникально. Однако в этом бытии есть стороны существования, общие и для человека, и для  любой преходящей вещи природы. В  общефилософском учении о бытии  важно, прежде всего, ответить на вопрос, как именно человек существует. А он ведь непосредственно существует как живой, конкретный индивид, причем первичной предпосылкой его существования является жизнь его тела.

     Но  тело человека - тело природы. Наличие  тела делает человека конечным, преходящим (смертным) существом, и любое возможное  в будущем увеличение длительности жизни людей не отменит законов  существования человеческого тела как тела природы. К бытию человеческого  тела относится все то, что было сказано раньше о диалектике бытия - небытия, возникновения - становления - гибели преходящих тел природы. Относится  к телу человека и то, что оно, погибнув, не исчезает из бесконечной  и непреходящей природы, а переходит  в другие состояния первой природы.

     Смертное  тело человека “помещено” в мир  неживой и живой природы. С  этим местом бытия в жизни человека связано многое. Потребности человеческого  тела в пище, защите от холода, от других сил и существ природы, в самосохранении, продолжении жизни можно, правда, удовлетворять минимально, но совсем не удовлетворять их нельзя, не рискуя умереть. Значит, и в человеческом бытии, каким бы специфическим оно  ни было, первична предпосылка - существование  тела, удовлетворение его совершенно необходимых потребностей. Без этого  вообще невозможно человеческое существование. Человек должен иметь пищу, одежду, жилище - это верно в силу законов  не только человеческой справедливости, но и самого человеческого существования.

     Бытие отдельного человека - непосредственно  данное диалектическое единство тела и духа. Функционирование тела тесно  связано с работой мозга и  нервной системы, а через них - с психикой, с духовной жизнью индивида. Работа духа в известном пределе  зависит от здоровья тела человека. Недаром пословица гласит: в здоровом теле - здоровый дух. Однако пословица  верна далеко не всегда, что, видимо, не требует специальных доказательств. Хорошо известно и то, сколь велика бывает роль человеческого духа в

     Специфика человеческого бытия рассматривается  не только в плане объединения  тела и духа. Не менее важно для  философии то, что существование  человека как вещи в мире природы (именно мыслящей и чувствующей вещи) было одной из первых предпосылок, побудивших людей к производству и общению. Между фактом существования человека как природного живого тела с естественными  потребностями и возникновением производства и общения людей  имеется диалектическая взаимосвязь. А это значит, что между бытием человека в качестве природного тела и социальным бытием также существует диалектическое единство.

     Люди не просто существуют в мире, они способны особенно мощно (в том числе и пагубно) влиять на мир и на самих себя. Но они же способны познавать собственное бытие и бытие как таковое, испытывать тревогу за “судьбу бытия”. Поэтому человек может и должен осознавать свою противоречивую роль в единой системе бытия и исполнять ее с величайшей ответственностью. Еще тревожнее стоит вопрос об ответственности каждого человека за судьбы человечества, за бытие человеческого рода и человеческой цивилизации, за планету Земля, и раз надежды возлагаются на духовное величие и разумность людей, то особенно важно осмыслить духовное, как особое бытие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Время и бытие/ Под ред. Хайдеггер М.-М.: Прогресс.- 1993 . -- 221 С.
  2. Мир человека/Под ред. Малышевского А.Ф. – СПб.: 1992г.-- 328 С.
  3. Мировоззрение. Бытие. Человек/ Под ред. Филатов В.И.- Омск:  2002.- 245 С.
  4. Мифологический словарь/Гл. ред. Мелетинский Е.М.- М.: Советская энциклопедия, 1990.-- 640 С.
  5. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западно-европейской философии- М.: Правда, 1987. -- 407 С.
  6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., Политиздат, 1975. -- 354 С.
  7. Скворцов Л.В. Культура самопознания. Человек в поисках истины своего бытия-М.: Ладомир, 1993. -- 256 С.

Информация о работе Бытие и его основные формы