Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 17:21, реферат
В данном реферате я постараюсь рассмотреть основные философские взгляды Сократа и его философские методы, целью которого было приведение собеседника к самостоятельному нахождению истины.
В реферате я буду рассматривать религиозные взгляды Сократа, его понимание о жизни после смерти, о добродетели, рассматриваю самопознание в его понимании, решение вопроса бытия в его философии, сократовскую концепцию знания и познания, его политико-правовые взгляды. Будет выяснено, что составляющими сократовского метода являются ирония и майевтика.
Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Сократовская философия ..............…………………………………………… 4
1.1. Становление философских взглядов Сократа ……………………………. 4
1.2. Демон Сократа ……………………………………………………………… 5
1.3. Религиозные взгляды и понятие о загробной жизни …………………….. 6
1.4. Добродетель в понятии Сократа …………………………………………. 10
1.5. Самопознание в понимании Сократа ……………………………………..12
1.6. Сократовская концепция знания и познания ……………………………. 13
1.7. Вопрос бытия в философии Сократа …………………………………….. 15
2.Философский метод Сократа ……………………………………………….. 16
Заключение …………………………………………………………………….. 20
Список использованных источников ………………………………………… 22
Процесс установления Сократом истины заканчивался, по его словам, дефиницией. Целью дефиниции была понятийная фиксация общего, полученного при помощи индукции. Дефиницию, по Сократу, следует подвергнуть новой иронии, а если общее еще содержало противоречия, сформировать таким же путем (через маевтику и индукцию) новую дефиницию. Дефиниция в Сократовом понимании служит понятийным упорядочением достигнутого знания, установлением его видов и родов и их взаимных отношений.
Итак, мы рассмотрели филосовский метод Сократа, целью которого было достижение истины обнаружением противоречий в утверждениях противника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, я рассмотрел основные вопросы философии Сократа и метод его философии. Я узнал, что философ был сторонником этического реализма, согласно которому: любое знание – есть добро, любое зло, порок совершается от незнания. Выяснел, что свои взгляды Сократ распространял в разговорах и дискуссиях, в них же сформировался философский метод Сократа, целью которого было достижение истины обнаружением противоречий в утверждениях противника. Сократ подчеркивал, что целью его философских учений является стремление помочь людям, чтобы они нашли "сами себя". Главной целью метода Сократа было обнаружить нравственную основу отдельных случаев человеческого поведения. Достижению этой цели служила специфическая индукция. Она должна была на основе выявления общих черт различных случаев человеческого поведения достичь того общего, которое можно было бы считать общей (нравственной) основой человеческого поведения вообще. Тенденция постоянно обнаруживать противоречия в утверждениях, сталкивать их и приходить таким образом к новому (более надежному) знанию стало источником развития понятийной (субъективной) диалектики. Именно поэтому метод Сократа был воспринят и разработан последовательнейшим идеалистическим философом античности Платоном и высоко оценен виднейшим представителем идеалистической диалектической философии Нового времени Гегелем.
Рассмотрев деятельность Сократа, можно выяснить её историческое значение. Оно заключается в том, что Сократ способствовал распространению знаний, просвещению граждан; философ искал ответы на извечные проблемы человечества – добра и зла, любви, чести и т.д.; Сократ открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании; он ввёл диалогический метод нахождения истины – путём её доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов; Сократ воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ ".
Таким образом, философия Сократа не только произвела большое впечатление на его современников и учеников, но и оказала заметное влияние на всю последующую историю философской и политической мысли.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеев А. С. Всемирные хроники.
От первых фараонов до
2. Горбачев В.Г. Основы философии. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. – 352 с.
3. Гросс Рональд. Путь Сократа. – М.: Попурри, 2004. – 267 с.
4. Кожевникова Е.Д., Козлова В.Б., Медушевская Н.Ф. Философия: Учеб. пособие – М.: РИО СГА, 2006. – 214 с.
5. Митрошенкова О.А. Философия: Учеб. пособие – М.: Гардарики, 2002. – 655 с.
6. Пол Стретерн. Сократ за 90 минут. – М.: Астрель, 2003. – 176 с.
1 Гросс Рональд. Путь Сократа. – М.: Попурри, 2004. – С. 267 с.
2 Гросс Рональд. Путь Сократа. – М.: Попурри, 2004. – С. 267 с.
3 А. С. Алексеев. Всемирные хроники.
От первых фараонов до
Сократа. – М.: Вузовская книга, 2005. – С. 412 с.
4 Гросс Рональд. Указ. соч. – С. 153.
5 Горбачев В.Г. Основы философии. – М.: Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС, 2002. – С. 219.
6 Горбачев В.Г. Указ. соч. – С. 221.