Вера в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 21:39, реферат

Краткое описание

Как феномен бессознательного веру можно охарактеризовать понятием психологической установки. В ее основе лежит личный опыт, а также потребности, желания, чувства человека. Особое место среди них занимает любовь. Как правило, человек верит в то и в того, что и кого любит. Человек верит потому, что ему хочется верить, и он не нуждается в оправданиях своей веры. Этим объясняется устойчивость этого состояния. Сложившееся верование с трудом корректируется и подвергается коренному изменению при столкновении с противоречащими фактами и контраргументами. Наиболее выпукло социально-организованная вера представлена в религии, которая покоится на вере в высшее, сверхъестественное начало, или в бога.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Религиозная вера………………………………………………………...4
Глава 2. Вера как гносеологический феномен…………………………………13
Глава 3. Вера в жизни человека…………………………………………...........30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по философии.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Процесс познания можно  сравнить с восхождением на гору по скользким склонам, на которых у  человека должны быть точки опоры, в  которых он уверен. На эти опоры он может положиться, повторяя процесс восхождения. Аналогом материальных опор являются опоры гносеологические - область знания, аксиомы - положения, принимаемые в процессе познания без доказательства. Неверие в силу разума, в возможность познания, в значимость промежуточных результатов познания не дает возможности полноценного осуществления познавательного процесса, ведет к агностицизму. Опорой для познания может служить любое предположение, вера в любые знания, способные дать положительный эффект в процессе познавательной деятельности. Даже если эта вера связана с заблуждениями. Здесь есть элемент прагматизма, но он позволяет сдвинуть процесс познания с мертвой точки. Народная мудрость гласит, что «под лежачий камень вода не течет». Заблуждения со временем будут преодолены. Но тот, кто стремится к истине, истины достигнет.

Исторически сложилось  так, что вера и знание оказались  антиподами, противоположностями, выражающими  различные подходы к осмыслению мира. Любое противопоставление веры и знания механически воздвигает пропасть между ними, позволяет рассматривать веру в качестве нечто, что основательно отличается от знания, носит не рациональный, а иррациональный характер, недоступный рациональному осмыслению. Читая труды Л. Н. Толстого, находим: «Для того, чтобы человеку жить хорошо, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того, чтобы знать это, нужна вера. Вера - это знание того, что такое человек и для чего он живет на свете. И такая вера была и есть у всех разумных людей». Вера, составляя область человеческого знания, может и должна осмысливаться рационально. Рациональное осмысление веры снимает с нее покров таинственности, позволяет рассмотреть ее в качестве обыденного феномена, сопровождающего всю человеческую жизнь от начала до ее завершения. Понятие «вера» достаточно широко используется в обыденном языке, встречается в речи маститых ученых. Вера - это не только религиозное, но и нерелигиозное явление, она постоянно присутствует в жизни любого человека, независимо от его отношения к религии. С. И. Ожегов рассматривает веру под разными углами зрения. Во-первых, вера - это убежденность, уверенность в ком-нибудь, чем-нибудь. Во-вторых, вера - это убежденность в существовании бога. В-третьих, вера - это религия. Философский энциклопедический словарь 1983 г. издания трактует веру как центральную мировоззренческую позицию и одновременно психологическую установку в некоторых религиях. Краткая философская энциклопедия, изданная в 1994 г., утверждает: «Вера - принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость». Там же указывается на то, что в английском языке четко различаются теоретическая вера в то, что нечто есть (belief), и религиозная вера (faith). Атеистический словарь рассматривает веру в трех ракурсах. Во-первых, как вероучение, то есть как систему религиозных взглядов, которых придерживается тот или иной человек. Во-вторых, как специфическое отношение к действительным или воображаемым объектам, когда их достоверность или истинность принимаются без теоретического и практического доказательства. В-третьих, термином «вера» обозначают также основанную на знании убежденность, уверенность человека в истинности тех или иных научных или общественно-политических идей. Центральным звеном веры является убеждение. С. И. Ожегов трактует убеждение как твердый взгляд на что-нибудь, основанный на какой-нибудь идее, мировоззрении. Убеждение есть уверенность, что знание, каким обладает человек, его не подведет. Совершая постоянно, многократно какие-либо действия и достигая при этом положительного результата, человек формирует внутреннюю уверенность в том, что так будет и впредь.

Вера знаменует собой  несвободу человека от опорных, ключевых знаний в его деятельности. Освобождение, свобода от центральных мировоззренческих установок (веры), составляющих несвободу человеческого бытия, приводят субъекта деятельности к неверию, к состояниям рассеянности, хаоса, связанным с утратой им опор его повседневной деятельности. Теоретическим, информационным стержнем стабильности временного или постоянного бытия субъекта является та или иная вера, составляющая сплав определенных знаний и убеждений. Вера не существует вне индивидуального сознания, вера живет в сознании и через сознание. Вера является необходимым структурным элементом индивидуального сознания, охватывающим устойчивое, жизненно необходимое для субъекта бытия знание. На уровне общественного сознания вера представляет необходимый компонент каждой из форм общественного сознания. В силу того, что знание носит не только индивидуальный, но и общественный характер, оно (общественное знание) составляет структурный компонент сознания индивида.

Структурно вера как  элемент индивидуального сознания включает в себя, во-первых, знание как совокупность информации о себе и мире. Во-вторых, самосознание, связанное с осмыслением субъектом познания себя как индивидуальности, включенной в систему социальных отношений. Самосознание является центральным звеном веры, поскольку отражает отношение индивида или социальной группы к содержанию знания, выраженного в вере. Постоянно соотнося содержание своей веры со знаниями об окружающем мире и результатами индивидуальной познавательной деятельности, самосознание вносит сомнения в личные убеждения и ставит вопрос о сохранении или изменении убеждений.

Логично выделять не только веру как некое знание, но и веру как метод получения соответствующего знания. Вера как знание содержит в  себе информацию о мире, его явлениях и процессах, преломленную через главные установки веры. Вера как метод представляет собой совокупность знаний, служащих для получения, уточнения, изменения имеющейся информации, составляющей содержание веры как области знания. Одни верят в истинный характер рациональных методов познания, а другие отдают предпочтение иррациональному.

Вера может выступать  как знание, которое ограничивает поиск нового знания и претендует на свою абсолютную истинность, на завершенность  содержащегося в конкретной вере знания, а тем самым на статус вершины знания, методологический абсолют, способный объяснить все и вся. Вера как гносеологический абсолют утверждает завершенность определенного, специфического для каждой такой системы видения мира, преобладание общественного видения мира над индивидуальным взглядом на мир. Индивидуальное видение не может претендовать на изменение общего, а способно лишь укреплять общее. Здесь скрыто противоречие между индивидуальным познавательным процессом и знанием, закрепленным в коллективной вере. Это противоречие выражается в неспособности индивида видеть то, что предполагается видеть, исходя из основ коллективной веры. Это противоречие, опираясь на индивидуальное желание видеть то, что видению недоступно, порождает галлюцинации даже у вполне здоровых людей. Галлюцинация - это способность человеческого сознания, базирующегося на абстрактном мышлении, видеть то, чего перед глазами нет, но что очень, очень хочется видеть, ощущать, воспринимать. Подтверждение галлюцинаций практикой не требуется, поскольку галлюцинации сами по себе в ряде религий рассматриваются как специфический вид духовной практики. Критерием истинности такого рода веры является рост числа его сторонников, которым удалось в процессе медитации воспроизвести в своем сознании нечто необычное, но специфическое для данной веры и не выходящее за рамки конкретного группового знания.

На проблему веры в  науке обращает внимание академик Г. А. Заварзин - заведующий лабораторией Института микробиологии им. С. Н. Виноградского РАН в статье «Составляет ли эволюция смысл биологии». Он пишет: «Тезис о том, что с помощью представления об эволюции можно объяснить все биологические явления, стал наиболее распространенной предвзятой идеей в биологии более полутора столетий тому назад. Нет надобности приводить ссылки на бесчисленное множество авторов, принимающих этот постулат как исходный для сколько-нибудь крупных обобщений в естествознании, – он так же принят материалистами, как вера в Бога фидеистами. Последовательность происхождения видов в науках о жизни представляется истиной в конечной инстанции». В приведенном тезисе Г. А. Заварзин сравнивает научное знание с верой, и это вполне обоснованно, поскольку вера в истинность знания определяет жизненность конкретной теории, описывающей до поры до времени весь или почти весь фактический материал.

Научная вера - знание, стремящееся к истине. Это тяжелая ноша человека и человечества, связанная с постоянным совершенствованием и углублением знаний. Эта ноша не каждому посильна, ее выдерживают не все. Еще в XVI в. М. Монтень отмечал: «Чем острее и проницательнее наш ум, тем отчетливее ощущает он свое бессилие и тем меньше доверяет себе». Сохранить доверие к себе, веру в себя, не допустить скатывания в область мистики, опираясь на закон экономии мышления, достаточно трудно. В своем стремлении к абсолюту научное знание остается относительным. Но вера не может быть относительной, она тяготеет к абсолюту. Вера берет на себя устойчивое в изменяемом. Вера является своеобразным примером стандартизации, пусть даже временной, научной деятельности. Научная вера подобна парадигме. Томас Кун отмечал: «Должны ли мы, наблюдая за тем, как часто... инструментальные предписания приводят к заблуждениям, сделать вывод, что наука должна отказаться от стандартных проверок и стандартных инструментов? Это могло бы привести к неразберихе в методе исследования. Процедуры парадигмы и ее приложения необходимы науке так же, как парадигмальные законы и теории, и служат тем же самым целям. Они неизбежно сужают область явлений, доступную в данное время для научного исследования. Осознавая это, мы в то же время можем видеть тот существенный момент, согласно которому открытия, подобные открытию рентгеновских лучей, делают необходимым изменение парадигмы - и, следовательно, изменение как процедур, так и ожиданий - для определенной части научного сообщества». Переход от одной научной веры к другой есть революция. Т. Кун писал: «...переход к новой парадигме является научной революцией...».

Относительность научного знания при стремлении человека к абсолютному знанию, да еще с учетом действия закона экономии мышления, вызывает желание отдельных людей, не всегда далеких от науки, отдать недостающие звенья целостной картины мира на откуп сверхъестественным силам. Это лишний раз выделяет гносеологические корни религии. Религиозная вера как гносеологический феномен выступает в качестве одного из проявлений закона экономии мышления, который позволяет просто и предельно доходчиво объяснить обывателю все стороны его бытия действием сверхъестественных сил.

Важную роль в жизни  человека играет вера, опирающаяся  на убежденность в силе человеческого разума, в его способности познать и понять неизведанное. Такая вера признает, что у познания нет границ, необходимо только время и соответствующий инструментарий познавательной деятельности. Это вера оптимистическая. Такая вера несет в себе заряд активности. Она не дает остановиться на достигнутом, побуждает к постоянному движению вперед. Вера, противоположная научному оптимизму, несет в себе заряд пассивности, утверждая уверенность, что все в мире давно уже познано, истолковано, записано в соответствующих книгах и человеку остается только это писание понять. Но понимание - это тоже проблема познания. Понимая, человек опять сталкивается с дилеммой: верю - не верю. Все начинается сначала.

Процесс восхождения  от простого к сложному, от известного к неизвестному предполагает веру. В этом случае вера является опорой для дальнейшего продвижения вперед. Если это так, то вера выступает промежуточным пунктом в сложной цепи познавательной деятельности.

Научная вера совершенствует и знания, и инструмент познания. Она стремится к тому, чтобы вера как метод вела к истинным знаниям, а вера как знание приближалась к стопроцентному соответствию отраженных знаний отражаемому объекту.

Что представляет собою  истина с точки зрения науки? Истина есть вера в стопроцентное соответствие знаний об объекте самому объекту. Истина есть адекватное отражение действительности. Субъект познания желает, чтобы соответствие было полным, но является ли оно полным в действительности? Связь между верой в истинность и истинностью весьма проблематична. Вера - это гносеологический феномен, используемый в повседневном или научном познании и деятельности, когда субъект познания и деятельности уверен в том, что мыслительные блоки его мыслительной деятельности соответствуют его гносеологическому идеалу или хотя бы удовлетворяют субъекта в процессе познания конкретного вида реальности. Как уже говорилось, вера может быть научной, бытовой, религиозной. Общенаучная вера всегда и неизбежно отстает от достижений в области приращения научного знания, но постоянно стремится преодолеть это отставание. Ненаучная вера такими проблемами себя не утруждает, она довольствуется тем, что обеспечивает возможность своего бытия.

Не любое научное  знание имеет статус научной веры. Вера не может охватить собою все знание. Вера - это ограниченное знание и знание ограничивающее. Научное знание, несмотря на свою возможную полноту описания явления или процесса, носит вероятностный характер, содержит элемент сомнения. Вера, в том числе и научная, претендует на абсолютное соответствие отображенного знания отображаемому объекту. Вера исходно содержит в своем содержании противоречие между знанием, которое она отражает, и тем знанием, на отражение которого она претендует. Вера претендует на статус живого знания, а отображает застывшее. Вера подобна кадру кинопленки, фиксирующей процесс жизни и запечатлевающей всегда прошлое, близкое или далекое. Вера как застывшее знание отражает то, что, возможно, когда-то соответствовало действительности или взглядам на действительность. Преднамеренное использование устаревшего знания в качестве нового, не соответствующего действительности, роднит последователей такой веры с мошенниками.

Научная вера - постоянно возобновляемое знание, в меру консервативное, но тяготеющее к изменению, характеризующее ступень познания, когда новое, абсолютно или относительно истинное знание превратилось в убеждение носителей научной веры.

Крепостью личной, обыденной  веры является здравомыслие. Именно оно  обладает большей устойчивостью  к внешнему воздействию и именно на него ополчились те, кто желает внедриться в сознание человека, поколебать его  личностное видение мира и привнести в него свои специфические мотивы. Именно на него направлены призывы к смирению, к утрате личной гордыни в пользу внешнего «доброжелателя». В миропонимание личности вольно или невольно внедряется социальное видение различного рода проблем, которое может нести искаженный, предвзятый, специфически социально ориентированный характер. Принимая эту информацию (знание), человек корректирует свое видение мира, свои взгляды, а в конечном итоге – и свою обыденную веру.

Вера научная есть уверенность, возможно, временная, что полученное знание может служить опорой для дальнейших шагов в науке. Вера - это несвобода системы знаний, работающая на укрепление данной системы знания в его противостоянии другим направлениям свободного поиска. Свобода поиска может привести не только к хаосу идей, но и к абсурду. В хаосе идей для того, чтобы вдумчиво разобраться в истинности или ложности суждений, заблуждений и т. п., нужны точки опоры, и их дает вера, пусть даже временная, но вера в правильность той или иной точки зрения. Именно об этом ведет речь К. Ясперс в работе «Философская вера», рассуждая о диалектике: «Диалектикой называется то, что реально происходит под воздействием противоположностей, которые сталкиваются, объединяются и создают нечто новое. Но диалектикой называется и доведение противоположностей до антиномий, не ведающих разрешения, падение в неразрешимость, в противоречивое; называется и приведение к границам, где бытие являет себя абсолютно разорванным, где мое собственное бытие становится верой, а вера - постижением в кажущемся абсурдом».

Человек является одновременно рабом и хозяином своей веры. Рабом  является человек, который не способен изменить содержание своей веры. Вера является безусловным фактором его несвободы, а к свободной деятельности такой субъект не способен. Хозяин своей веры корректирует ее по мере развития знания, составляющего содержание веры.

Создать целостный «портрет»  веры и неверия весьма проблематично. Вера не является всеобъемлющим и всеохватывающим фактором осмысления бытия, она представляет собой мозаичные вкрапления в нашу повседневную жизнь, она знаменует гносеологические опоры (области знания), которые человек создает, корректирует, меняет их по мере необходимости как утратившие свое предназначение. У веры есть мощный фундамент в виде духовных ценностей, опыта, выработанных человечеством. Но не все индивид берет себе в качестве опоры. В качестве опоры человек берет то, во что он верит.

Информация о работе Вера в жизни человека