Вклад Платона в философию политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 14:27, реферат

Краткое описание

ПЛАТОН (родился в 427 — умер в 347 гг. до н.э.) — греческий философ. Родился в Афинах. Настоящее имя Платона было Аристокл. Прозвище Платон (Широкоплечий) было ему дано в молодости за мощное телосложение. Происходил из знатного рода и получил прекрасное образование. Возможно, слушал лекции гераклитика Кратила, знал популярные в Афинах сочинения Анаксагора, был слушателем Протагора и других софистов. В 407 г. стал учеником Сократа, что определило всю его жизнь и творчество. Согласно легенде, после первого же разговора с ним Платон сжег свою трагическую тетралогию, подготовленную для ближайших Дионисий. Целых восемь лет он не отходил от любимого учителя, образ которого он с таким пиететом рисовал впоследствии в своих диалогах. В 399 г. Сократ, приговоренный к смерти, закончил жизнь в афинском узилище. Платон, присутствовавший на процессе, не был с Сократом в его последние минуты. Возможно, опасаясь за собственную жизнь, он покинул Афины и с несколькими друзьями уехал в Мегару. Оттуда он поехал в Египет и Кирену (где встретился с Аристиппом и математиком Феодором), а затем в Южную Италию — колыбель элеатизма (Парменид, Зенон Элейский) и пифагорейства (Пифагор). По другой версии, Платон из Египта возвратился в Афины и лишь оттуда поехал в Италию. В Таренте он посетил известного пифагорейца Архита, а в Локрах — Тимея. Ок. 388 г. Платон покинул Италию и уехал на Сицилию, в Сиракузы, где правил Дионисий I Старший. Приверженцем его философии стал родственник Дионисия, молодой Дион, но Платон поссорился с тираном, и тот удалил его из своего государства. Возможно, общение с Дионом вдохновило его по возвращении в Афины основать в садах Академа первую философскую школу, знаменитую Академию, где он преподавал до самой смерти.

Содержание

Биография Платона


Политические воззрения Платона

2.1. Формы государства

2.2. Идеальное государство.

2.3. Добродетели в государстве.





3. Политико-правовое учение Платона

3.1. Политические идеи в «Государстве»

3.2. Политические идеи в «Законах»

3.3. Политические идеи в диалоге «Политик»


Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

платон.docx

— 45.49 Кб (Скачать файл)

Основным принципом  идеального государственного устройства Платон считает

справедливость. Каждому гражданину государства  справедливость отводит особое

занятие и особое положение. Господство справедливости сплачивает

разнообразные,  и даже разнородные части государства  в целое, запечатленное

единством и  гармонией. Это наилучшая государственная  система должна, по

Платону, обладать рядом черт нравственной и политической организации, которые

были бы способны обеспечить государству решение  самых важных задач. Такое

государство, во-первых, должно обладать силой собственной  организации и

средствами ее защиты, достаточными для сдерживания  и отражения враждебного

окружения; во-вторых, оно должно осуществлять систематическое  снабжение всех

членов общества необходимыми для них материальными  благами; в-третьих, оно

должно руководить и направлять высокое развитие духовной деятельности

творчества. Выполнение всех этих задач означало бы осуществление  идеи блага

как высшей “идеи”, правящей миром.

В государстве  Платона необходимые для общества в целом функции и виды работы

разделены между специальными разрядами его граждан, но в целом образуют

гармоническое сочетание. За основу распределения  граждан Платон взял различие

по аналогии с разделением хозяйственного труда. В разделении труда Платон

видит фундамент  всего современного ему общественного  и государственного

строя. Он исследует  и происхождение  существующей в  обществе специализации и

состав отраслей  получившегося таким образом  разделения труда.

Основная мысль  Платона в утверждении, что потребности  граждан, составляющих

общество, разнообразны, но способности каждого отдельного лица к удовлетворению

этих потребностей ограничены: “Каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и

имеет нужду  во многих”. Отсюда необходимость возникновения  общежития, или

“города”, “когда один из нас привлекает других либо для той, либо для иной

потребности; когда, имея нужду со многом, мы располагаем к сожитию многих

сообщников и  помощников: тогда это сожитие  получает у нас название города”.Значение разделения труда для общества Платон рассматривает не с точки зрения

работника, производящего  продукт, а исключительно с точки  зрения  интересов

потребителей. Каждая вещь, согласно Платону, производится легче и лучше и в

большем количестве, “когда один человек, делая лишь одно, делает сообразно со

своей природой, в благоприятное время, оставив  все другие занятия”. Эта точка

зрения приводит Платона к тому, что в разделении труда основной принцип

строения государства.

Торговля, обмен  товарами и продуктами необходимы государству не только для

внешних сношений, но и вследствие того же разделения труда между гражданами

государства. Отсюда Платон выводит необходимость рынка  и чеканки монеты как

единицы обмена.

При переходе от класса работников производительного  труда к классу воинов-

стражей бросается  в глаза то, что Платон нарушает принцип деления. А именно:

нравственные  черты работников хозяйства Платон ставит ниже нравственных

достоинств воинов-стражей  и в особенности ниже  —  правителей государства.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Добродетели в  государстве. 

Впрочем, нравственная дискриминация трудящихся несколько  складывается у Платона оговоркой, согласно которой все три разряда граждан государства в равной мере необходимы государству и, взятые все вместе, являют великое и прекрасное.

Другая оговорка Платона состоит в признании, что между происхождением из того или иного разряда и нравственными свойствами нет необходимой связи: люди, наделенные высшими нравственными задатками, могут родиться в низшем общественном разряде, и наоборот:  рожденные от граждан обоих высших разрядов

могут родиться с низкими душами.

Наисовершейнейшее по своему строю и оттого благое  государство обладает

четырьмя главными доблестями:

1) мудростью,

2) мужеством, 

3) сдерживающей мерой

4) справедливостью.

Под “мудростью”  Платон понимает высшее знание или  способность дать добрый

совет о государстве  в целом, —  о способе направления  его внутренних дел  и

руководстве им в его внешних отношениях. “Мудрость” — доблесть, принадлежащая

не множеству  ремесленников, а весьма немногим —  философам, — и есть,

ближайшим образом, не столько даже специальность по руководству государством,

сколько созерцание занебесной области вечных и совершенных “идей” —

доблесть, в основе своей нравственная.

Только философы должны быть правителями, и только при  правителях-философах

государство будет  благоденствовать  и не будет знать существующего в настоящее

время зла. “Пока  в городах, — говорит Платон,—  не будут либо царствовать

философы, либо искренно и удовлетворительно  философствовать  нынешние цари и

властители, пока государственная сила и философия не совпадут в одно. До тех пор ни для государств, ни даже, полагаю, для человеческого рода нет конца злу”.

Вторая  доблесть, которой обладает наилучшее  по своему устройству государство,

— “мужество”. Оно, так же как и “мудрость”, свойственно небольшому кругу лиц,

хотя в сравнении  с мудрыми этих лиц больше. Платон разъясняет, что

достаточно, чтобы  в государстве существовала хотя бы некоторая часть

граждан,  обладающих способностью постоянно  хранить  в себе правильное  и

согласное с  законом мнение о том, что страшно  и что нет.

В отличие от “мудрости” и от “мужества”, третья доблесть совершенного

государства, или  “сдерживающая мера”, есть качество уже не особого или

отдельного класса, а доблесть,  принадлежащая всем членам  наилучшего

государства. Там, где она налицо, все члены общества признают принятый в

совершенном государстве  закон и существующее в нем правительство,

сдерживающее дурные порывы. “Сдерживающая мера” приводит к гармоничному

согласованию  как лучшие, так и худшие стороны.

Четвертая доблесть совершенного государства — “справедливость”.  Ее наличие в

государстве подготовляется  “сдерживающей мерой”. Благодаря справедливости

каждый разряд в государстве и всякий отдельный  человек, одаренный известной

способностью, получает для исполнения и осуществления  свое особое дело.

Для Платона  государство — как бы макромир,  которому соответствует микро мир

в каждом отдельном  человеке, в частности в его  душе.

В государстве  три разряда его граждан —  правители, воины и работники

производительного труда — составляют гармоничное  целое под руководством

наиболее разумного  класса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Политико-правовое  учение Платона

3.1. Политические идеи в «Государстве»

Происхождение государства вполне правдоподобно: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении труда и лежит в основе платоновской утопии.

Все не так в  мире идей. Разделение труда порождает  необходимость различных добродетелей в каждой из профессий. Изначально это  добродетели земледельца, строителя  и ткача (вытекают из первичных по Платону потребностей в еде, одежде и доме). Затем с ростом государства-полиса возникают конфликты с другими государствами, формируется профессиональная общность воинов. Итак, два класса уже есть: производители и воины. Ну и третий, правители-философы, создают наилучшие законы для недопущения круговорота государственных форм — аналогия с «правлением знающих» Сократа. Так что политический идеал Платона — это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу — это справедливо. Неравенство сословий — это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего.

Платон выделяет три формы правления, каждая из которых  в зависимости от наличия или  отсутствия законности делится на две: Власть одного: законная – монархия, незаконная тирания; Власть немногих: законная – аристократия, незаконная – олигархия; Власть большинства – демократия с законами и без законов. Наихудшей формой он считает демократию. На страже государства стоит правосудие. Всякое государство перестает быть государством, если суды в нем не устроены надлежащим образом. 
 

3.2. Политические идеи  в «Законах»

Позже Платон в  «Законах» опишет иную утопию и другой государственный строй — аристократическая республика или аристократическая монархия.

  • 4 класса, в зависимости от имущественного ценза,
  • 5040 граждан и сложнейшая система управления.
  • допускается личная собственность, деньги, разрешено создание семьи для всех сословий
  • значительное усиление контролирующей роли государства, строжайше регламентирующего все общественные отношения.

Платон различал два вида государственного устройства аристократического управления:

  1. над всеми стоят правители.
  2. все подчиняются законам.

На страже законов  стоит система правосудия. И без  истинного правосудия государство  перестает быть государством.

Аристократическое государство может стать монархическим, если среди правителей выделится кто-нибудь один (царская власть).

Если же будет  несколько правителей, то государство  будет республиканским (аристократическое правление).

Важнее непосредственно  законодательная мысль «Законов»: раз счастье гражданина не есть ценность, то для счастья полиса к отдельному человеку могут быть применены меры физического воздействия. Таким  образом, санкция со времен Платона  становится неотъемлемым признаком  позитивного закона. 

3.3. Политические идеи  в диалоге «Политик»

Относится к  позднему периоду творчества. Является как бы продолжением диалога «Софист».

Участники диалога: Сократ и Феодор, оба лишь представляют основных участников диалога, ограничив свое участие лишь парой вступительных фраз. Основные участники диалога молодой Сократ и чужеземец, гость из Элеи.

В диалоге  «Политик» предлагается типология  форм правления, основанная на соблюдении или несоблюдении законов.

Предлагается 6 форм:

- монархия, построенная  на основе законов,

Информация о работе Вклад Платона в философию политики