Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 14:27, реферат
ПЛАТОН (родился в 427 — умер в 347 гг. до н.э.) — греческий философ. Родился в Афинах. Настоящее имя Платона было Аристокл. Прозвище Платон (Широкоплечий) было ему дано в молодости за мощное телосложение. Происходил из знатного рода и получил прекрасное образование. Возможно, слушал лекции гераклитика Кратила, знал популярные в Афинах сочинения Анаксагора, был слушателем Протагора и других софистов. В 407 г. стал учеником Сократа, что определило всю его жизнь и творчество. Согласно легенде, после первого же разговора с ним Платон сжег свою трагическую тетралогию, подготовленную для ближайших Дионисий. Целых восемь лет он не отходил от любимого учителя, образ которого он с таким пиететом рисовал впоследствии в своих диалогах. В 399 г. Сократ, приговоренный к смерти, закончил жизнь в афинском узилище. Платон, присутствовавший на процессе, не был с Сократом в его последние минуты. Возможно, опасаясь за собственную жизнь, он покинул Афины и с несколькими друзьями уехал в Мегару. Оттуда он поехал в Египет и Кирену (где встретился с Аристиппом и математиком Феодором), а затем в Южную Италию — колыбель элеатизма (Парменид, Зенон Элейский) и пифагорейства (Пифагор). По другой версии, Платон из Египта возвратился в Афины и лишь оттуда поехал в Италию. В Таренте он посетил известного пифагорейца Архита, а в Локрах — Тимея. Ок. 388 г. Платон покинул Италию и уехал на Сицилию, в Сиракузы, где правил Дионисий I Старший. Приверженцем его философии стал родственник Дионисия, молодой Дион, но Платон поссорился с тираном, и тот удалил его из своего государства. Возможно, общение с Дионом вдохновило его по возвращении в Афины основать в садах Академа первую философскую школу, знаменитую Академию, где он преподавал до самой смерти.
Биография Платона
Политические воззрения Платона
2.1. Формы государства
2.2. Идеальное государство.
2.3. Добродетели в государстве.
3. Политико-правовое учение Платона
3.1. Политические идеи в «Государстве»
3.2. Политические идеи в «Законах»
3.3. Политические идеи в диалоге «Политик»
Заключение
Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает
справедливость. Каждому гражданину государства справедливость отводит особое
занятие и особое положение. Господство справедливости сплачивает
разнообразные, и даже разнородные части государства в целое, запечатленное
единством и гармонией. Это наилучшая государственная система должна, по
Платону, обладать рядом черт нравственной и политической организации, которые
были бы способны обеспечить государству решение самых важных задач. Такое
государство, во-первых, должно обладать силой собственной организации и
средствами ее защиты, достаточными для сдерживания и отражения враждебного
окружения; во-вторых, оно должно осуществлять систематическое снабжение всех
членов общества необходимыми для них материальными благами; в-третьих, оно
должно руководить и направлять высокое развитие духовной деятельности
творчества. Выполнение всех этих задач означало бы осуществление идеи блага
как высшей “идеи”, правящей миром.
В государстве
Платона необходимые для
разделены между специальными разрядами его граждан, но в целом образуют
гармоническое сочетание. За основу распределения граждан Платон взял различие
по аналогии с разделением хозяйственного труда. В разделении труда Платон
видит фундамент всего современного ему общественного и государственного
строя. Он исследует и происхождение существующей в обществе специализации и
состав отраслей получившегося таким образом разделения труда.
Основная мысль Платона в утверждении, что потребности граждан, составляющих
общество, разнообразны, но способности каждого отдельного лица к удовлетворению
этих потребностей ограничены: “Каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и
имеет нужду во многих”. Отсюда необходимость возникновения общежития, или
“города”, “когда один из нас привлекает других либо для той, либо для иной
потребности; когда, имея нужду со многом, мы располагаем к сожитию многих
сообщников и помощников: тогда это сожитие получает у нас название города”.Значение разделения труда для общества Платон рассматривает не с точки зрения
работника, производящего продукт, а исключительно с точки зрения интересов
потребителей. Каждая вещь, согласно Платону, производится легче и лучше и в
большем количестве, “когда один человек, делая лишь одно, делает сообразно со
своей природой, в благоприятное время, оставив все другие занятия”. Эта точка
зрения приводит Платона к тому, что в разделении труда основной принцип
строения государства.
Торговля, обмен товарами и продуктами необходимы государству не только для
внешних сношений, но и вследствие того же разделения труда между гражданами
государства. Отсюда Платон выводит необходимость рынка и чеканки монеты как
единицы обмена.
При переходе от класса работников производительного труда к классу воинов-
стражей бросается в глаза то, что Платон нарушает принцип деления. А именно:
нравственные черты работников хозяйства Платон ставит ниже нравственных
достоинств воинов-стражей и в особенности ниже — правителей государства.
2.3
Добродетели в
государстве.
Впрочем, нравственная дискриминация трудящихся несколько складывается у Платона оговоркой, согласно которой все три разряда граждан государства в равной мере необходимы государству и, взятые все вместе, являют великое и прекрасное.
Другая оговорка Платона состоит в признании, что между происхождением из того или иного разряда и нравственными свойствами нет необходимой связи: люди, наделенные высшими нравственными задатками, могут родиться в низшем общественном разряде, и наоборот: рожденные от граждан обоих высших разрядов
могут родиться с низкими душами.
Наисовершейнейшее по своему строю и оттого благое государство обладает
четырьмя главными доблестями:
1) мудростью,
2) мужеством,
3) сдерживающей мерой
4) справедливостью.
Под “мудростью” Платон понимает высшее знание или способность дать добрый
совет о государстве в целом, — о способе направления его внутренних дел и
руководстве им в его внешних отношениях. “Мудрость” — доблесть, принадлежащая
не множеству ремесленников, а весьма немногим — философам, — и есть,
ближайшим образом, не столько даже специальность по руководству государством,
сколько созерцание занебесной области вечных и совершенных “идей” —
доблесть, в основе своей нравственная.
Только философы должны быть правителями, и только при правителях-философах
государство будет благоденствовать и не будет знать существующего в настоящее
время зла. “Пока в городах, — говорит Платон,— не будут либо царствовать
философы, либо искренно и удовлетворительно философствовать нынешние цари и
властители, пока государственная сила и философия не совпадут в одно. До тех пор ни для государств, ни даже, полагаю, для человеческого рода нет конца злу”.
Вторая доблесть, которой обладает наилучшее по своему устройству государство,
— “мужество”. Оно, так же как и “мудрость”, свойственно небольшому кругу лиц,
хотя в сравнении с мудрыми этих лиц больше. Платон разъясняет, что
достаточно, чтобы в государстве существовала хотя бы некоторая часть
граждан, обладающих способностью постоянно хранить в себе правильное и
согласное с законом мнение о том, что страшно и что нет.
В отличие от “мудрости” и от “мужества”, третья доблесть совершенного
государства, или “сдерживающая мера”, есть качество уже не особого или
отдельного класса, а доблесть, принадлежащая всем членам наилучшего
государства. Там, где она налицо, все члены общества признают принятый в
совершенном государстве закон и существующее в нем правительство,
сдерживающее дурные порывы. “Сдерживающая мера” приводит к гармоничному
согласованию как лучшие, так и худшие стороны.
Четвертая доблесть
совершенного государства — “справедливость”
государстве подготовляется “сдерживающей мерой”. Благодаря справедливости
каждый разряд в государстве и всякий отдельный человек, одаренный известной
способностью, получает для исполнения и осуществления свое особое дело.
Для Платона государство — как бы макромир, которому соответствует микро мир
в каждом отдельном человеке, в частности в его душе.
В государстве три разряда его граждан — правители, воины и работники
производительного труда — составляют гармоничное целое под руководством
наиболее разумного
класса.
3. Политико-правовое учение Платона
3.1. Политические идеи в «Государстве»
Происхождение государства вполне правдоподобно: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении труда и лежит в основе платоновской утопии.
Все не так в
мире идей. Разделение труда порождает
необходимость различных
Платон выделяет
три формы правления, каждая из которых
в зависимости от наличия или
отсутствия законности делится на две:
Власть одного: законная – монархия, незаконная
тирания; Власть немногих: законная –
аристократия, незаконная – олигархия;
Власть большинства – демократия с законами
и без законов. Наихудшей формой он считает
демократию. На страже государства стоит
правосудие. Всякое государство перестает
быть государством, если суды в нем не
устроены надлежащим образом.
3.2. Политические идеи в «Законах»
Позже Платон в «Законах» опишет иную утопию и другой государственный строй — аристократическая республика или аристократическая монархия.
Платон различал два вида государственного устройства аристократического управления:
На страже законов стоит система правосудия. И без истинного правосудия государство перестает быть государством.
Аристократическое
государство может стать
Если же будет несколько правителей, то государство будет республиканским (аристократическое правление).
Важнее непосредственно
законодательная мысль «
3.3. Политические идеи в диалоге «Политик»
Относится к позднему периоду творчества. Является как бы продолжением диалога «Софист».
Участники диалога: Сократ и Феодор, оба лишь представляют основных участников диалога, ограничив свое участие лишь парой вступительных фраз. Основные участники диалога молодой Сократ и чужеземец, гость из Элеи.
В диалоге «Политик» предлагается типология форм правления, основанная на соблюдении или несоблюдении законов.
Предлагается 6 форм:
- монархия, построенная на основе законов,