Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 21:46, реферат
В этих условиях отчетлива видна необходимость обращения к учению выдающегося русского ученого Владимира Ивановича Вернадского о ноосфере – эволюции биосферы под воздействием человеческого разума. Его убеждение о важной роли роста человеческой личности в прогрессе человеческого общества, о преобладании духовности над материализмом должно быть разделено всеми учеными, правителями, педагогами, то есть всеми, чье мнение и решения влияют на многие судьбы.
В этой работе затронуты биография великого ученого, его учение о биосфере и ноосфере а также труды ученых, комментирующих учение о ноосфере.
Введение
1. Вернадский – становление личности ученого. Путь к идее ноосферы.
2. Неизбежность перехода биосферы в ноосферу.
Заключение
Литература
Оглавление
Введение
Заключение
Литература
Введение
В этих условиях отчетлива видна необходимость обращения к учению выдающегося русского ученого Владимира Ивановича Вернадского о ноосфере – эволюции биосферы под воздействием человеческого разума. Его убеждение о важной роли роста человеческой личности в прогрессе человеческого общества, о преобладании духовности над материализмом должно быть разделено всеми учеными, правителями, педагогами, то есть всеми, чье мнение и решения влияют на многие судьбы.
В этой работе затронуты биография великого ученого, его учение о биосфере и ноосфере а также труды ученых, комментирующих учение о ноосфере.
1. Вернадский – становление личности ученого. Путь к идее ноосферы
Владимир Иванович Вернадский родился 12 марта 1863 года, когда его отец, Иван Васильевич Вернадский был профессором Александровского лицея и Технологического института. В 1868 году семья Вернадских переехала на юг, в Харьков из-за болезни отца. С 1873 года Володя поступает в первый класс Харьковской классической гимназии. Очень большое влияние на воспитание будущего ученого оказали отец и дядя, Е. М. Короленко. Каждый из них, очевидно, «лепил» детский разум Володи по-своему, сообразно своим наклонностям и вкусам, свойственному ему строю мышления. Однако обе «модели» умственного воспитания отнюдь не исключали, а взаимно дополняли друг друга. И не случайно для уже сложившегося, зрелого стиля научного творчества Вернадского было столь характерно гармоническое сочетание скрупулезности и систематичности научного анализа фактов, с одной стороны, и «фантастической» смелости мышления – с другой
В 1876 году семья Вернадских переезжает в Санкт-Петербург, где поступает в четвертый класс Первой петербургской классической гимназии. В период 1876-1881 его интересует естествознание и естественнонаучное мышление; астрономические и космологические увлечения занимают среди них все более прочное и видное положение. В 1879-1881 гг. в круг интересов Вернадского входят сложные явления человеческой психики и сознания, которыми он продолжал интересоваться всю жизнь. В это время его внимание привлекли явления гипнотизма. В последних классах гимназии внимание Вернадского все более привлекают общие проблемы математики, стоящие на границе математики и философии.
В 1881 г., после окончания гимназии, Владимир Иванович поступает в Петербургский университет.
Лекции по кристаллографии и минералогии читались В.В. Докучаевым. Обе науки очень увлекли Вернадского. Докучаев впервые заронил в сознание Вернадского глубокий интерес к кристаллографическим вопросам, а от них – к философским проблемам строения материи, занявшим в его мировоззрении столь видное место. От Докучаева же берет начало проблема симметрии. Нет сомнений, что воздействием именно творческого метода Докучаева можно во многом объяснить органически присущий Вернадскому генетический и динамический взгляд на природу в целом и на отдельные ее явления.
Неизгладимый след оставил в жизни Вернадского великий русский естествоиспытатель Д. И. Менделеев. Космологические и космографические идеи, столь ярко воплотившиеся во всем научном творчестве Вернадского, были заронены в сознание начинающего исследователя прежде всего лекциями Менделеева, которые он читал студентам первого курса естественного отделения. Лишь в университете, благодаря занятиям астрономией и лекциям Менделеева, эти идеи и интересы конкретизируются, принимают сравнительно систематический характер и, что самое важное, выясняются в первом приближении их границы, очерченные в первую очередь проблемами геологической и космической химии. Д.И. Менделеев оказал решающее влияние на творческий путь Вернадского как естествоиспытателя и мыслителя.
Значительное влияние на формирование научных интересов и мировоззрения Вернадского на первом курсе оказало духовное общение с другим крупнейшим естествоиспытателем, одним из первых активных дарвинистов России, А.Н. Бекетовым, бывшим в то время ректором Петербургского университета, плодотворно разрабатывавшим вопросы теории эволюции растений.
В 1884 году, после окончания университета В.И. Вернадский принимает предложение С.Ф. Глинки остаться при минералогическом кабинете. Теперь его научная работа связана с глубоким методологическим переосмыслением предмета, задач и метода минералогии, характера ее связи с другими науками – словом, существующая картина минерального мира подвергается им основательной критике с позиций картины еще не существующей, но реально возможной и отвечающей в гораздо большей степени действительному положению вещей.
В 1887 году Вернадский сдает магистерские экзамены (аналогичные теперешним кандидатским) по минералогии, геологии, аналитической химии, соответственно, В.В. Докучаеву, А.А. Иностранцеву, Н.А. Меншуткину.
Как ученый, Вернадский уже получает определенное признание в научных кругах. В 1886 г. его избирают членом Петербургского общества естествоиспытателей, в 1887 г. – членом Вольного экономического общества .
После Вернадский был командирован за границу, где он принимал участие в Международном геологическом конгрессе. Во время путешествий по Европе знакомится с выдающимися русскими учеными Чернышевым, Павловым. Занимается минералогией и кристаллографией. Знакомится с химиком А.Л. Ле-Шателье. В 1890 году приглашен в Москву на кафедру минералогии. Читает курс минералогии на разных факультетах Московского университета.
Ученый понял, что его не столько предметы, сколько процессы. Как мог образоваться состав земной коры, каким является охваченное жизнью вещество биосферы. «Мне суждено сказать новое в учении о живом веществе. Это учение может оказать такое же влияние, как книга Дарвина», - писал Вернадский.
Параллельно ученого интересовали и другие вопросы, темы его работ касаются времени и пространства, жизни и смерти, почвы и воды, животных, растений и человека. В творчестве Вернадского слились в один узел химия, геология и биология. Он стал основоположником целого ряда наук – геохимии, биогеохимии, радиобиологии и учения о биосфере. Многочисленные публикации первых десятилетий научной деятельности В.И. Вернадского были посвящены, в основном, вопросам минералогии, а также тесно с ней связанной кристаллографии. Однако и в работах такого профиля мы часто встречаем указания В.И. Вернадского на искусственное получение и на размеры мировой добычи того или иного минерала, т.е. на масштабы воздействия человека на «косное» вещество природы. Цели, которые ставил перед собой при этом Вернадский, сформулированы им несколько позднее в предисловии «От автора» к первому тому «Опыта описательной минералогии», где он писал: «Я стараюсь выяснить значение человека в генезисе минералов».
Изучение геохимических проблем, в первую очередь процессов миграции атомов химических элементов в геосферах Земли, остро поставило перед Вернадским вопрос о роли в этих процессах живого вещества организмов.
С 1912 г. во многих своих работах минералогического и геохимического характера В.И. Вернадский кратко останавливается на значении и роли живого вещества, особенно когда речь идет о жидких и газообразных минералах или о коллоидных растворах. Поэтому живому веществу отводится место даже в курсах минералогии. В 1914 году Вернадский в своей статье впервые употребил термин «биосфера».
В.И. Вернадский был человеком щепетильнейшим в вопросах научной этики. Поэтому он в разных своих работах указывает, что термин «биосфера» принадлежит не ему, что этот термин впервые был употреблен еще в начале прошлого века Ж.Б. Ламарком, определенный геологический смысл вложил в него в 1875 году австрийский ученый Э. Зюсс. Однако связанное с этим термином законченное учение создал не Ж.Б. Ламарк, не Э. Зюсс, а наш соотечественник В.И. Вернадский. Основные его идеи по этой проблеме сложились в начале ХХ века, он излагал их в своих лекциях в Париже. В 1926 году они были опубликованы в книге «Биосфера». Коснемся лишь некоторых, самых основных положений учения Вернадского о биосфере.
Прежде всего В.И. Вернадский определил пространство, охватываемое биосферой Земли. В ранних работах В.И. Вернадский определил биосферу как область Земли, охваченную жизнью, но потом отказался от этого термина, поскольку слово «жизнь» может пониматься в разных аспектах. Он ввел в науку интегральное понятие о «живом веществе» и стал называть биосферой область существования на Земле живого вещества. Он собрал и проанализировал все существовавшие данные для определения суммарного веса этого вещества.
«Живое вещество – писал В.И Вернадский – по весу составляет ничтожную часть планеты. По-видимому, это наблюдается в течение всего геологического времени, т. е. геологически вечно.
История живого вещества в ходе времени выражается в медленном изменении форм жизни, форм живых организмов, генетически между собой непрерывно связанных, от одного поколения к другому без перерыва.
Эволюционный процесс присущ только живому веществу. В косном веществе нашей планеты нет его проявлений. Те же самые минералы и горные породы образовывались в криптозойской эре, какие образуются и теперь. Исключением являются биокосные природные тела, всегда связанные так или иначе с живым веществом.
В.И. Вернадским был тщательно исследован энергетический баланс разных планет Солнечной системы и особенно вопрос о величине тепловой и электромагнитной энергии, получаемой Землею от Солнца. Далее он рассмотрел биосферу как область превращения этой космической энергии, выяснил закономерности распространения живого вещества в биосфере, изучил количественные закономерности размножения различных таксономических групп организмов и геохимическую энергию живого вещества, прибегая, где это только возможно, к выведению математических формул изучавшихся им процессов.
Значительная часть энергии «живого вещества» идет на образование в пределах биосферы новых вадозных минералов, вне биосферы неизвестных, а часть захороняется в виде самого органического вещества, образуя в конечном счете залежи бурых и каменных углей, горючих сланцев, нефти и газа.
«Этим путем «живое вещество» меняет биосферу в земную кору. Оно непрерывно оставляет часть прошедших через него химических элементов, создавая огромные толщи неведомых помимо его вадозных минералов или пронизывая тончайшей пылью своих остатков косную материю биосферы».
В.И. Вернадский считал, что земная кора представляет собой в основном остатки былых биосфер и даже ее гранитно-гнейсовый слой образовался в результате метаморфизма и переплавления пород, некогда возникших под влиянием живого вещества. Лишь базальты и другие основные магматические породы он считал глубинными, не связанными по своему генезису с биосферой.
Остановимся несколько более подробно только на одном вопросе, с философской точки зрения наиболее интересном – на вопросе эволюции биосферы.
В ранних работах 20-х годов Вернадский считал объем и вес живого вещества биосферы неизменными на протяжении всей геологической истории Земли. Он предполагал, что в процессе эволюции менялись только формы проявления жизни. Уже в то время и даже в еще более ранних работах он много писал о больших изменениях биосферы под влиянием деятельности человека, об антропогенных факторах геологических процессов, но считал это явление новым, наложенным на стационарное существование биосферы. В более поздних работах, с середины 30-х годов, В.И. Вернадский пересмотрел эту свою точку зрения и пришел к выводу, что биосфера по массе живого вещества, его энергии и степени организованности в геологической истории Земли все время эволюционировала, изменялась, что влияние деятельности человека явилось естественным этапом этой эволюции и что в результате ее биосфера неизбежно должна измениться и перейти в новое состояние, которое он называл уже не биосферой, а ноосферой – сферой человеческого разума.
Эволюционный процесс получает при этом особое геологическое значение благодаря тому, что он создал новую геологическую силу - научную мысль социального человечества.
Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю планеты. В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества – цивилизованного человечества - на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – в ноосферу.
Можно смело сказать, что учение о переходе биосферы в ноосферу – вершина творчества В.И. Вернадского. При разработке этого учения он неизбежно должен был использовать и синтезировать не только геологический и биологический, но также социально-исторический материал.
Впервые это слово и понятие прозвучало в стенах известного учебного заведения Парижа, так называемого Коллеж де Франс на лекциях 1927/28-го учебного года из уст философа и математика Э. Леруа. При этом, соавтором ноосферной концепции был объявлен его друг и единомышленник П. Тейяр де Шарден, палеонтолог и философ. Оба француза строят свою мысль, опираясь на понятие биосферы и живого вещества, в том духе, как они были развиты Вернадским в его знаменитых лекциях в Сорбонне в 1922-1923-х годах. «Я принимаю идею Леруа о ноосфере. Он развил глубже мою биосферу»,- пишет Вернадский в письме к геологу Б.Л. Личкову, своему постоянному корреспонденту.
Информация о работе Владимир Иванович Вернадский и его учение о ноосфере