Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 21:46, реферат
В этих условиях отчетлива видна необходимость обращения к учению выдающегося русского ученого Владимира Ивановича Вернадского о ноосфере – эволюции биосферы под воздействием человеческого разума. Его убеждение о важной роли роста человеческой личности в прогрессе человеческого общества, о преобладании духовности над материализмом должно быть разделено всеми учеными, правителями, педагогами, то есть всеми, чье мнение и решения влияют на многие судьбы.
В этой работе затронуты биография великого ученого, его учение о биосфере и ноосфере а также труды ученых, комментирующих учение о ноосфере.
Введение
1. Вернадский – становление личности ученого. Путь к идее ноосферы.
2. Неизбежность перехода биосферы в ноосферу.
Заключение
Литература
С конца 30-х годов в идею ноосферы стягивается самая суть оптимистического мировоззрения ученого. Недаром и последней его опубликованной работой, своеобразным исповедованием веры и духовным завещанием одновременно становится небольшая статья «Несколько слов о ноосфере» (1944). Вместе с тем это своего рода чрезвычайно емкий и ясный конспект научных идей и открытий, приведших к ноосферному в их логической и исторической последовательности.
У французских авторов ноосферной идеи мы встречаем два, на первый взгляд несколько несводимых подхода. С одной стороны, ноосфера возникает с самого появления человека как процесс сугубо объективный, стихийный, а с другой – только сейчас в наше время биосфера начинает переходить в ноосферу, собственно ноосфера еще где-то впереди, на совсем другом, еще не достигнутом уровне планетного сознания и действия человечества. Такое же двойственное определение ноосферы встречается у Вернадского. «Начало ноосферы, - пишет он в своей основной философской работе, создававшейся почти десять последних лет его жизни, - связано с этой борьбой человека с млекопитающими за территорию...» Вместе с тем, в этой же книге «Научная мысль как планетное явление» господствует идея, что переход биосферы в ноосферу начинает осуществляться только в наше время. А для истинного торжества ноосферы высказывается необходимость таких предусловий, которых мир еще никак не достиг: «Два момента, следовательно являются предпосылками замены антропосферы ноосферой: господство человека над внешней средой и господство в человеке сил разума над низшими инстинктами.»
Человек на наших глазах становится могучей геологической силой, все растущей.
Эта геологическая сила сложилась геологически длительно, для человека совершенно незаметно. С этим совпало изменение (материальное прежде всего) положения человека на нашей планете.
В XX в., впервые в истории Земли, человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля расселился по всей ее поверхности. Человечество своей жизнью стало единым целым. Нет ни одного клочка Земли, где бы человек не мог прожить, если бы это было ему нужно. Наше пребывание в 1937-1938 гг. на плавучих льдах Северного полюса это ярко доказало. И одновременно с этим, благодаря мощной технике и успехам научного мышления, благодаря радио и телевидению, человек может мгновенно говорить в любой точке нашей планеты с кем угодно. Перелеты и перевозки достигли скорости нескольких сот километров в час и на этом они еще не остановились.
Все это результат цефализации Дана (1856), роста человеческого мозга и направляемого им его труда.
В ярком образе экономист Л. Брентано иллюстрировал планетную значимость этого явления. Он подсчитал, что, если бы каждому человеку дать один квадратный метр и поставить всех людей рядом, они не заняли бы даже всей площади маленького Боденского озера на границе Баварии и Швейцарии. Остальная поверхность Земли осталась бы пустой от человека. Таким образом, все человечество, вместе взятое, представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его связана не с его материей, но с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом его трудом.
В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление. Геологический эволюционный процесс отвечает биологическому единству и равенству всех людей - Homo sapiens и его геологических предков Sinanthropus и др., потомство которых для белых, красных, желтых и черных рас - любым образом среди них всех - развивается безостановочно в бесчисленных поколениях. Это - закон природы. Все расы между собой скрещиваются и дают плодовитое потомство.
В историческом состязании, например в войне такого масштаба, как нынешняя, в конце концов побеждает тот, кто этому закону следует. Нельзя безнаказанно идти против принципа единства всех людей как закона природы. Я употребляю здесь понятие "закон природы", как это теперь все больше входит в жизнь в области физико-химических наук, как точно установленное эмпирическое обобщение.
Исторический процесс на наших глазах коренным образом меняется. Впервые в истории человечества интересы народных масс - всех и каждого - и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого.
Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть "ноосфера" .
В.И. Вернадский попытался дать ответ на вопрос о том, в чем заключаются те реальные предпосылки образования ноосферы, которые уже созданы или уже создаются в настоящее время в ходе исторического развития человечества. По мнению Вернадского, основные предпосылки создания ноосферы сводятся к следующему:
Ноосфера, по мнению Вернадского, - это новая геологическая оболочка Земли, создаваемая на научных основаниях. «Научная мысль охватила всю планету, все на ней находящиеся государства. Всюду создались многочисленные центры научной мысли и научного искания. Это – первая предпосылка перехода биосферы в ноосферу».
В последнее время появилось множество работ, авторы которых обращаются к наследию великого русского ученого. Наболевшие проблемы в обществе говорят о низкой развитии человеческой личности, о разъединенности в обществе. Современные мыслители представляют планы дальнейшего развития, выросшие на учении о ноосфере Вернадского.
Далее представлены некоторые понятия, остро обсуждающиеся в последнее время в обществе: социальное здоровье, рост личности, стабильность в обществе.
Целью мирового содружества в настоящее время провозглашено устойчивое развитие. По существу – это управляемое развитие, согласованное с законами эволюции природы и общества. Предтечей концепции устойчивого развития можно с полным правом считать Вернадского. Он констатировал, что эпоха стихийного развития человечества заканчивается, а начинается новая эпоха – управляемого развития. Биосфера переходит в новое эволюционное состояние – ноосферу. Управляемое развитие может основываться только на объективных законах природы при общественном согласии на такое управление.
Человек не одинок. Над ним находится еще что-то более значимое, чем он сам. Многие и до Вернадского выражали это ощущение, называя высшие силы Божеством. Очень хорошо и образно выразил это чувство русский философ Николай Федорович Федоров. Он сказал, что человеческое положение в мире похоже на положение управляющего имением. Должность – промежуточная между хозяином и рабочим. Человек должен понимать, что проект мира составлен не им, не он его автор, но он в состоянии его понять, освоить, сделать своим. Он обязан работать не как раб – бездумно, а осмысленно организовать осуществление этого плана.
Понятие социального здоровья связано не только с сопутствующими понятиями социального благополучия, комфорта, безопасности, устойчивости социального статуса, но и с наследием В.И. Вернадского о единстве биосферы, ноосферы и существования человека. Система статусных характеристик отдельно взятого индивида, социальной группы, всего населения планеты, охватывает параметры эколого-экономического, этнического, профессионального, образовательного, семейного, интеллектуального, культурного и психологического укоренения человека в социум и природу.
Лишь устойчивое положение всех статусных характеристик дает интегрирующую, социализирующую функцию человека, в результате которой можно говорить о социальной норме, социальном здоровье и благополучии, устойчивости развития. Неукорененность, неустойчивость одной из статусных характеристик нарушает всю статусную систему.
Сфокусированность мировой социальной науки и практики на человеке и ноосфере оказалась в общем культурно-историческом хронотопе начала глобальной экологической катастрофы всей мировой системы.
Мировая система с ее нынешними способами производства, с темпами роста населения, экономики, неуправляема, обречена на ресурсную катастрофу через 25 лет. Имеются две количественные теории, которые показывают допустимую антропогенную нагрузку на Землю. Это Медоузы установили предел народонаселения примерно в 7-8 млрд. человек, а Горшков рассматривает биосферную модель с пределом перегрузки в 1 млрд. человек. Сейчас же на планете проживает 5,6 млрд. человек.
Мировая система может быть описана тремя параметрами: индекс антропогенной нагрузки на биосферу странами мира, индекс устойчивости развития и рента, которую должна платить страна за пользование биосферой. То есть биосфера стабилизирует климат, а каждая страна представляет в биосферу свою территорию. Эти три параметра взаимосвязывают страны, человечество и биосферу в количественном, формульном виде.
Можно выделить, по Валлерстайну, шесть так называемых реальностей эволюции исторически сложившейся мировой системы и их культурные последствия, которые я позволю себе здесь прокомментировать в приложении к теме этого исследования:
1. Беспрецедентное усложненное разделение труда, интеграция географически обширного набора процессов производства. Это организация социальной жизни, где преобладание экономического давления имеет международный характер, а преобладающие формы политического давления – национальный.
Отмеченное противоречие на мой взгляд может быть с большим эффектом использовано для организации локальных инициатив по восстановлению и стабилизации биосферы на национальном уровне (Франция, Швеция, Россия и многие другие страны)
2. Мировая
экономика функционирует
В связи с этим необходимо долгосрочное планирование для использования в интересах биосферной стабильности периода расцвета мировой экономики и установление на этом этапе более жестких международных экологических норм и средств контроля их выполнения.
3. Для
данной системы характерно «
4. Постоянная
эволюция организации
5. Полярность
существующей системы, как в смысле
модели, так и в степени
Реальность этого противоречия накладывает необходимость менее развитых экономически стран и слоев населения эффективного требования повышения доли более состоятельных стран и слоев населения в расходах на стабилизацию биосферы.
6. Мировая экономика представляет собой историческую систему и, соответственно, имеет жизненный цикл. В какой-то момент она должна прекратить свой функционирование в результате накопления противоречий.
С фатальностью картины этой «реальности», разумеется, можно согласиться только в применении к современным формам мировой экономики. И необходимо экстраполировать такой ход развития в переходный период от одной формы экономики к другой, который обеспечивал бы твердую гарантию от экологической катастрофы в биосфере.
В связи с этим крайне важным представляется значение научного завещания В.И. Вернадского для широкого использования его идей о биосфере и ноосфере в воспитании новых поколений человечества для жизни в ноосфере.
Заключение.
Проведенное исследование дает возможность автору и читателям взглянуть на творческий и научный потенциал В.И. Вернадского, по достоинству оценить вклад ученого в мировую науку. Явно прослеживается педагогический характер трудов Вернадского, его глубокая заинтересованность судьбами будущих поколений людей на Земле, желание изменить к лучшему мир вокруг себя без ущерба здоровым условиям обитания человека на планете, научить и вдохновить людей к движению к разуму в согласии с бережным пониманием ценности жизни самой планеты Земля со всеми ее живыми и неживыми обитателями.
Справедливо и то, что современное положение дел показывает, насколько мы еще далеки от идеала, к которому призывает нас ученый. В мире капитализма, конкурентных отношений, быстрого обогащения любой ценой и эгоизма разумная часть человечества необходимо вынуждена решительно выступать за цивилизацию (доступными в рамках права средствами) власть имущих в отношении биосферных проблем, угрожающих их собственному существованию. Срочно необходимы педагогические и просветительские программы воспитания и убеждения людей, воспринимающих и приводящих в жизнь идеи ноосферы.
Информация о работе Владимир Иванович Вернадский и его учение о ноосфере