Возникновение античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ проблем возникновения античной философии в контексте новейших отечественных и зарубежных исследований.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать причины и предпослылки возникновения античной философии.
2. Проанализировать ключевые проблемы и тенденции развития античной философии на этапе ее формирования
3. Определить актуальность проблем, сформулированных в начальный пенриод развития античной философии в современных условиях;

Содержание

Введение 4
Глава 1. Античность как культурная эпоха 6
Глава 2. Характерные черты основных школ досократической философии 15
2.1 Милетская школа. Фалес, Анаксимандр и Анаксимен 15
2.2 Гераклит Эфесский 17
2.3 Элейская школа: Ксенофан, Парменид Зенон 19
2.4 Атомизм Левкиппа – Демокрита 22
Глава 3. Возникновение и особенности софистики 25
Заключение 30
Список использованных источников 31

Вложенные файлы: 1 файл

возникновение античной философии2.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

С начала VI века уже наблюдается  начало упадка литературы. Однако продолжает развиваться красноречие и создается философский диалог.

V век до н. э. —  время расцвета драматического  искусства. Важнейшими драматическими жанрами были трагедия, сюжетами которой служили мифы о богах и героях, и комедия, чаще всего политическая. Наиболее острым в политическом отношении жанром являлась аттическая комедия, которая по происхождению и по социальным симпатиям была наиболее близка крестьянству. Крупнейший представитель этой комедии — Аристофан. Особенностью всех древних драм был хор, который пением и танцами сопровождал все действие. Женские роли исполнялись мужчинами[5, 403].

Древнегреческий театр, особенно афинский, был тесно связан с жизнью полиса, будучи по существу вторым народным собранием, где обсуждались самые животрепещущие вопросы. Сходство с народным собранием усиливалось благодаря тому, что театральные представления давались по праздникам.

Архитектура

Архаическая эпоха — время становления греческой архитектуры. Жилища того времени просты и примитивны, все силы общества обращены на монументальные сооружения, прежде всего храмы. Среди них первенствовали храмы богов — покровителей общины. Характерная особенность греческой архитектуры — применение ордеров, т.е. особой системы построения, которая подчеркивает архитектонику здания, придает выразительность несущим и несомым элементам конструкции, выявляя их функцию. Ордерное здание обычно имеет ступенчатое основание, на него ставился ряд несущих вертикальных опор — колонн, поддерживавших несомые части — антаблемент, который отражал конструкцию балочного перекрытия и крыши. Храм как институт способствовал развитию различных видов искусства. Рано установился обычай приношения даров в храм, значительную часть таких даров составляли произведения искусства.

В классическую эпоху  в греческом градостроительстве хорошо прослеживаются новые тенденции. Большинство греческих городов  сохраняло традиционную хаотическую  систему застройки с узкими кривыми улицами, отсутствием удобств. Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм. В первой половине V в. до н.э. были созданы наиболее значительные произведения дорийского зодчества: величественные храмы в г. Посейдонии в Южной Италии и храм Зевса в Олимпии. Последний считался самым замечательным среди всех эллинских святилищ. Особое место в истории древнегреческого зодчества занимает комплекс сооружений на афинском акрополе. Разрушенный персами в 480 г. до н.э., он заново отстраивался в течение всего V в. до н.э. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры [5, с. 413].

Скульптура

Скульптура и живопись Греции в V в. до н.э. развивали традиции предшествующего времени. Основными  оставались изображения богов и  героев — покровителей полиса и “идеальных” граждан. В архаическую эпоху возникает монументальная скульптура — вид искусства, ранее неизвестный Греции. Древнейшие скульптуры представляли собой изображения, грубо вырезанные из дерева, часто инкрустированные слоновой костью и покрытые листами бронзы. Монументальная греческая живопись известна намного хуже, чем вазопись. В греческой вазописи V в. до н.э. преобладает краснофигурный стиль. Очертания фигур обводились черным лаком, после чего лаком закрашивали весь фон, а фигуры сохраняли естественный цвет глины [5, с. 420].

Письменность и язык

Величайшим достижением  греческой культуры архаической  эпохи стало создание алфавитного письма. Преобразовав финикийскую слоговую систему, греки создали простой способ фиксации информации. Для того чтобы научиться писать и считать, теперь не нужны были годы упорного труда, произошла “демократизация” системы обучения, позволившая постепенно сделать практически всех свободных жителей Греции грамотными[5,с. 425].

Таким образом, античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Античная культура оказала влияние на развитие европейской и отечественной культуры в следующих областях. Она заложила основы европейского менталитета. Латынь и греческий язык вошли составными частями во все европейские языки, составив основу научной, музыкальной, политической, юридической и другой лексики. Политика дала образцы государственного устройства, принципов демократии, форм управления государством. В праве - заложила основы общего и частного права всех европейских государств. В искусстве послужила образцом для подражания, школой художественного вкуса и эстетических принципов освоения мира. В спорте дала основу многих видов спорта, заложила принципы соревновательной деятельности и Олимпийских игр. В образовании - принципы дидактики и воспитания подрастающего поколения. В военном деле - правила организации войска, обучения воинскому делу, основы стратегии и тактики. В науке и медицине дала множество базовых знаний, оснастила языком науку и медицину дала терминологию. Сформировала теоретическую базу многих областей научного знания в том числе философии, логики, филологии и др.

 

Глава 2. Характерные черты основных школ досократической философии

Досократовский  период характерен тем, что философия  была космологической. Отсутствуют литературные источники за этот период. Данные о периоде излагаются в учениях Платона, Аристотеля, и др. Греческая философия начинается с произведений Гомера, написанных в художественной форме, где боги и люди высказывают свои мысли. Первым поставил вопрос об основе мироздания, о первопричинах мира, об его структуре, основе, и формах действительности Гессиод. Он считал основой мироздания – хаос. А человек с помощью каких – то сил или богов этот хаос упорядочил. Основными формами действительности являются: жизненная энергия, земля. Он разделил действительность на: 1) действительность, излучающая свет 2) тьма [7].

2.1 Милетская школа. Фалес, Анаксимандр  и Анаксимен

 

Милет – город (6 в. до н.э.) – первая в истории образовательная  школа (первый университет, где проводили  первые занятия по изысканию философии). Основателем её был Фалес Милесский. Фалес (ок. 625-547 до н.э.) – родоначальник европейской науки и философии, кроме того, он математик, астроном и политический деятель, пользовавшийся большим уважением сограждан, Фалес происходил из знатного финикийского рода. Он много путешествовал, а свои знания старался применять на практике. Он автор многих технических усовершенствований, осуществил измерение памятников, пирамид, храмов в Египте.

Фалес произвел буквально переворот в  мировоззрении, выдвинув идею субстанции - первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге (воде): ведь она пронизывает собой всё6. Аристотель сказал, что «Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов». Влага и на самом деле вездесущая стихия; все происходит из воды и в воду же обращается. Вода как естественное начало, оказывается носителем всех изменений и превращений. Это же и в самом деле гениальная идея сохранения. Хотя идея Фалеса о первосущности представляется нам сейчас наивной, но с исторической точки зрения она чрезвычайно важна: в положении «все из воды» была дана «отставка» олимпийским, т.е. языческим богам, в конечном счете мифологическому мышлению, и продолжен путь к естественному объяснению природы. В чем же еще состоит гениальность отца европейской философии? Ему впервые пришла мысль о единстве мировоздания. Эта идея, однажды родившись, никогда уже не умирала: она сообщалась его ученикам и ученикам его учеников. Фалес, как и его преемники, стоял на точке зрения гилозоизма (-от греч. hyle- вещество, zoe- жизнь) – воззрения, по которому жизнь - имманентное свойство материи, сущее само по себе, движущееся, а вместе с тем и одушевленное. Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем. Фалес рассматривал душу как нечто спонтанно-активное. Согласно Плутарху, «Фалес называл бога универсальным интеллектом: бог есть разум мира»[7].

Преемник  Фалеса Анаксимандр (ок. 610-540 до н.э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон – неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое остается же неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее начало: оно не доступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей. Все существующее как бы рассыпано в виде крохотных долек. Как малые крупицы золота образуют слитки, частички земли образуют ее конкретные массивы.

Третий  представитель Милетской школы  Анаксимен (ок. 585- 525 до н.э.). Он полагал, что первоначалом всего является воздух, мыслил его как бесконечное и видел в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения. Чтобы адекватно оценить эти, как кажется сейчас «наивные» идеи милетцев, напомним, что великий Кант в своем периоде истории утверждал, что планеты и все космические тела состоят и берут свое начало из бесконечности газообразной массы[12, с. 106].

Итак, милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос: «Из чего все произошло? Что является первоосновой?» Ответы у них разные, но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, т.е. к первооснове, и сущности всех вещей и явлений мировоздания.

2.2 Гераклит Эфесский

 

Великим диалектиком  античного мира является Гераклит Эфесский (ок. 530-470 до н.э.) Он принадлежал к  царскому роду. Все существующее, по Гераклиту, постоянно переходит из одного состояния в другое. Ему принадлежат знаменитые слова: «Все течет», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», «В мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется»[9]. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель – бытие и небытие – связаны между собой, обусловливая и переходя в друг друга. Получается, что ничего нет, все лишь становится. Нельзя даже вообразить себе, чтобы в сущем что-то, вдруг оцепенев, застыло бы напрочь в абсолютной немоте. В ощущении остается лишь одна текучая волна, за которой трудно ухватиться щупальцами разума: она все время ускользает. Это ведет к крайнему систематизму Кратила: ни о чем ничего нельзя утверждать, ибо все течет и все меняется: скажешь о человеке что-то хорошее, а он уже утек в грязь дурного[8, с. 280].

Согласно  воззрениям Гераклита, переход явления  из одного состояния в другое совершается  через борьбу противоположностей, которую  он называл вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом: не мне, но логосу внимая, мудро признать, что все – едино. По Гераклиту, «огонь и Логос « эквивалентны»; огонь разумен и является причиной управления всем», а то, что «всем управляет через все», он считает разумом. Гераклит учит, что мир единый из всего, не создан никем из богов, и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Огонь образ вечного движения. Огонь как видимая форма процесса горения является наиболее подходящим определением для стихии, понимаемой как субстанция, для которой характерно, что она есть вечный процесс, «пылающая» динамика сущего. Но это совсем не значит, что Гераклит на место воды и воздуха поставил огонь. Дело гораздо тоньше. Правда у Гераклита Космос – это вечно полыхающий огонь, но это живой огонь. Он тождествен божеству[12, с. 117].

Огонь как душа космоса предполагает разумность и божественность. А ведь разум  обладает властной силой управления всем сущим: он все направляет и всему дает форму. Разум, т.е. Логос, правит всем через все. При этом объективная ценность человеческого разума определяется степенью его адекватности Логосу, т.е. общему миропорядку. Гераклита считают ярким представителем религиозного движения своего века. Он разделял идею бессмертия души, считая смерть рождением души для новой жизни.

Обобщив можно сказать, что Гераклитова философия является вершиной стихийно диалектического понимания мира не только в досократовской философии, но и в античной философии вообще. Как уже говорилось, речь здесь идет не о цельной теоретической системе диалектического подхода к миру, а скорее об интуитивном объяснении сущностных и в то же время универсальных черт диалектики. Хотя некоторые позднейшие мыслители глубже, чем Гераклит, разработали отдельные стороны зародившихся концепций диалектики, но ни у кого из них не было такого универсального воззрения, какое было у Гераклита.

2.3 Элейская школа: Ксенофан, Парменид  Зенон

 

Гераклит подчеркнул одну сторону противоречия бытия – изменение вещи, текучесть сущего. Подвергая критике гераклитовское учение, Ксенофан, а особенно Парменид и Зенон обратили внимание на другую сторону – на устойчивость, сохранение вещей. Принято считать, что греки вообще не были склонны к умеренности ни в своих теориях, ни в своей жизни. Если Гераклит утверждал, что все изменяется, то Парменид – прямо противоположное: ничто не изменяется. Замечательно по силе обобщение утверждение Парменида: «Ничто не может стать чем-нибудь и нечто не может превратиться в ничто»[10, с. 187].

Рассмотрим  воззрения Ксенофана именно в  этом контексте потому, что Парменид – центральная фигура этой школы  – ученик Ксенофана. Его учение и  по времени, и по существу предшествует учению Гераклита, а учение последнего предшествует учению Парменида.

Ксенофан  из Колофона (ок. 565-473 до н.э.) – столь  же философ, сколь и поэт – изложил  свое учение стихами. Всю жизнь был  очень бедным, скитался по различным  городам Греции в качестве рапсода, чем и добывал пропитание. Он не стремился к богатству, находя в самом себе неистощимые сокровища: его дух был постоянно и фанатично погружен в созерцание великих идей и в поиски их наилучшего поэтического выражения, окрыленный рвением к знанию и мудрости. Он высмеивал богов в человеческом виде и жестоко бичевал поэтов, которые приписывают небожителям желания и грехи человека. Он считал, что бог ни душой ни телом не походит на смертных. Ксенофан высказал ряд оригинальных для своего времени мыслей, например о происхождении Земли, полагая, что она появилась из моря. В качестве аргументов он ссылался на то, что в отдалении от моря находят раковины, а на камнях - отпечатки рыб и растений[11, с. 141].

Информация о работе Возникновение античной философии