Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 11:28, курсовая работа
Целью исследования является анализ проблем возникновения античной философии в контексте новейших отечественных и зарубежных исследований.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать причины и предпослылки возникновения античной философии.
2. Проанализировать ключевые проблемы и тенденции развития античной философии на этапе ее формирования
3. Определить актуальность проблем, сформулированных в начальный пенриод развития античной философии в современных условиях;
Введение 4
Глава 1. Античность как культурная эпоха 6
Глава 2. Характерные черты основных школ досократической философии 15
2.1 Милетская школа. Фалес, Анаксимандр и Анаксимен 15
2.2 Гераклит Эфесский 17
2.3 Элейская школа: Ксенофан, Парменид Зенон 19
2.4 Атомизм Левкиппа – Демокрита 22
Глава 3. Возникновение и особенности софистики 25
Заключение 30
Список использованных источников 31
Хотя некоторые софисты были действительно крупными мыслителями, релятивизм, ими развивавшийся, зачастую вел их к прямому отрицанию познаваемости вещей и к субъективизму. Ленин отмечает, что, например, учение Горгия есть «не только релятивизм», но также и «скептицизм». В этом своем качестве софисты должны быть признаны философами, подготовлявшими не только, как думал Гегель, диалектику, но также беспринципные и порой даже совершенно нигилистические учения, которые теперь называются «софистикой» и которые надо строго отличать от подлинной материалистической диалектики, рассматривающей познание как бесконечное движение и приближение через относительно истинные знания к знанию объективному и абсолютному.
В заключение, можно заметить, что значение деятельности софистов велико не только для жизни Древней Греции, но и для мировой науки. Платон в одном из своих сочинений писал, что ни Гомер, "первейший из поэтов и первый из трагиков", ни другие поэты и художники Древней Греции "не могут сравняться по своему воспитательному влиянию с софистами". Учение софистов занимает весьма важное место в мировой истории философии, а их философское наследие представляет и сегодня огромный интерес не только с точки зрения рассмотрения их выводов как определённого этапа в истории философии, но и в плане блестящего примера логического, аналитического мышления.
Во-первых, античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Античная культура оказала влияние на развитие европейской и отечественной культуры в следующих областях. Она заложила основы европейского менталитета. Латынь и греческий язык вошли составными частями во все европейские языки, составив основу научной, музыкальной, политической, юридической и другой лексики. Политика дала образцы государственного устройства, принципов демократии, форм управления государством. В праве - заложила основы общего и частного права всех европейских государств. В искусстве послужила образцом для подражания, школой художественного вкуса и эстетических принципов освоения мира. В спорте дала основу многих видов спорта, заложила принципы соревновательной деятельности и Олимпийских игр. В образовании - принципы дидактики и воспитания подрастающего поколения. В военном деле - правила организации войска, обучения воинскому делу, основы стратегии и тактики. В науке и медицине дала множество базовых знаний, оснастила языком науку и медицину дала терминологию. Сформировала теоретическую базу многих областей научного знания в том числе философии, логики, филологии и др.
Во-вторых, велико влияние досократической философии на античное мировоззрение. Основными школами являлись: милетская школа, школа Гераклита, элейская школа и школа атомистов. Характерными чертами этих школ являлись: ярко выраженный космоцентризм; повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы; поиск первоначала, породившего все сущее; гилозоизм (одушевление неживой природы); доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.
В-третьих, значение деятельности софистов велико не только для жизни Древней Греции, но и для мировой науки. Платон в одном из своих сочинений писал, что ни Гомер, "первейший из поэтов и первый из трагиков", ни другие поэты и художники Древней Греции "не могут сравняться по своему воспитательному влиянию с софистами". Учение софистов занимает весьма важное место в мировой истории философии, а их философское наследие представляет и сегодня огромный интерес не только с точки зрения рассмотрения их выводов как определённого этапа в истории философии, но и в плане блестящего примера логического, аналитического мышления.